Новые скрижали

Новые скрижали
  • Дата создания: 1852—1860 гг.
  • Техника: гравюра
  • Материал: дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Исх. 34:1-8, 28-32

Сюжет

Как известно, спустившись с горы Синай, Моисей застал свой народ в состоянии тяжкого греха: вместо того, чтобы чтить Бога-Создателя, люди стали поклоняться золотому тельцу, впав в язычество. Разгневавшись Моисей разбивает скрижали и истребляет отступников. Но вскоре гнев пророка сменяется на милость – видя стремление людей к исправлению и покаянию, он дает им новые скрижали, следуя велению Бога, жаждущего спасения богоизбранного народа и его исправления. «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу» (Исх.34:1-8).

Описание

На гравюре художник показывает дарование народу израильскому новых скрижалей.

В центре композиции пророк Моисей, лицо которого спокойно, на нем нет выражения гнева или печали, как было ранее, когда он спустился с горы Синай, застав богоизбранный народ в плачевном состоянии. В руках пророк держит новые скрижали с десятью Заповедями, показывая их собравшемуся вокруг него народу. Вместо гордости и надменности, на лицах людей радость и благоговение. Вместо пренебрежения наставлениями Моисея – почтительное внимание, о чем свидетельствуют коленопреклоненные фигуры женщин с маленькими детьми, мужчин и старцев не отвергающих, а принимающих слова пророка, сохраняющих их в своем сердце.

Позади видна вершина Синайской горы, а рядом у подножия ее расположились разбитые походные палатки, в которых мирно проживают люди, оставив прежнее идолопоклонство. От нечестивых плясок и игрищ не осталось и следа, ничего не напоминает о постыдном прошлом, когда обезумевший народ, дойдя до крайней степени безверия начал поклоняться идолу, отвергнув истинное учение о Всемогущем и Всемилостивом Создателе.

Напротив, художник передает благочестивое настроение, мирное житие израильского народа, покаявшегося и очистившегося от греховной скверны. Новые скрижали символизируют духовное обновление, готовность следовать наставлениям пророка, возрастая в добродетели.

История

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, всей душой предался религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которое вышло в свет в Лейпциге в 1852—1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

Рекомендуемая литература

Комментировать