Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

Сюжет

Сюжетом для картины послужила история знаменитого Патриарха Никона, реформатора Русской Церкви, убежденного в приоритете духовной власти над светской. Теократические претензии Патриарха Никона вызвали отпор в среде дворянства, и в конце концов царь Алексей Михайлович, который до поры до времени поддерживал реформы Никона, стал избегать с ним встречи, отдалившись от него. Чтобы принудить самодержца к послушанию, Никон вдруг объявил, что оставляет патриаршество и удаляется в свое любимое место уединения – в Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой.

Царь, воспользовавшись этим, инициировал избрание нового Патриарха.

Описание

На картине мы видим прогулку патриарха Никона в летний знойный день. Ведется долгая беседа – о чем она, легко догадаться по реакции Патриарха, смиренно, но с некоторой долей недоверия, прислушивающегося к собеседнику. Художник будто бы остановил мгновение: горячим зноем дышит летний день в обители, вокруг – умиротворенная тишина. Бросает робкую тень молодое деревце, мирно дремлет огромный храм с широкой лестницей, возле которой замерла, взирая на владыку, робкая фигура монаха с лукошком. Однако в душе Никона нет покоя. Во взоре владыки заметно смятение. Разлад с царем явно тяготит его, состояние неопределенности тяжелым бременем ложится на плечи Патриарха. Нет ничего мучительнее неизвестности! Художник передает психологическое состояние человека властолюбивого, с сильным характером, действующего всегда решительно и смело, но в состоянии неопределенности вдруг потерявшегося, не знающего, как дальше поступить.

По силе раскрытия душевного состояния героя, по живописи картина «Патриарх Никон» – одна из самых удачных работ художника с драматически-психологическим содержанием.

История

Картину «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме» Шварц начал писать в 1866 году в Петербурге, но прервал свой труд. Весной и летом 1867 года, живя в Париже, он смог продолжить работу над замыслом, о чем писал своим близким. В мае он сообщал: «Кажется, она продвигается хорошо». Шварц собирался продать оконченную картину в Париже или отправить её в Россию. В итоге она оказалась в Петербурге у покупателя – торговца живописью Беггрова, а затем, в соответствии с желанием автора, была показана на академической выставке 1867-1868 годов.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • alksen, 04.08.2025
    В фигуре патриарха Никона читается властность, понимание собственной важности, значимости. Это ощущение усиливается тем, что рядом находящийся человек изображен более в движении, голова в профиль, повернута к собеседнику, шея вытянута… Патриарх Никон при этом смотрится, если можно так сказать, монолитно, мощно, так же, как и столп за его спиной.
    Но, однако, во взгляде его можно увидеть усталость.
    День изображен очень солнечный, тени от предметов, падающие на землю, на одеяния, на лицо патриарха Никона, кажутся успокаивающими, они словно смягчают накал беседы, накал мыслей, сомнений главного героя этого произведения.
    Ответить »
    • kozhelga, 05.08.2025
      Здесь весь характер патриарха Никона — действительно мощь и сила, монолитность и спокойствие, уверенность!
      Ответить »