Тест: 4. Патриарший период

  • 1. В 1586 году на Русь при­бы­ва­ет Антио­хий­ский пат­ри­арх Иоаким. Како­ва была цель его визита?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поло­же­ние хри­сти­ан под вла­стью турок было тяже­лым. Из всех помест­ных пра­во­слав­ных Церк­вей толь­ко Рус­ская мит­ро­по­лия мог­ла дей­ство­вать сво­бод­но. Имен­но к Мос­ков­ско­му мит­ро­по­ли­ту обра­ща­лись с Восто­ка за помо­щью, как пра­ви­ло, мате­ри­аль­ной. Из пат­ри­ар­хов пер­вым в Моск­ву при­был Иоаким Антиохийский.


  • 2. Кому было сде­ла­но пер­вое офи­ци­аль­ное пред­ло­же­ние стать Рус­ским Патриархом?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    После пере­го­во­ров о пат­ри­ар­ше­стве с Бори­сом Году­но­вым патр. Антио­хий­ский Иоаким обе­щал поспо­соб­ство­вать согла­сию по это­му вопро­су сре­ди восточ­ных пат­ри­ар­хов. В 1588 году в Моск­ву за мате­ри­аль­ной под­держ­кой при­бы­ва­ет Кон­стан­ти­но­поль­ский патр. Иере­мия, кото­ро­му и пред­ло­же­но было стать заод­но пат­ри­ар­хом на Руси. Когда же тот согла­сил­ся, ему была пред­ло­же­на кафед­ра во Вла­ди­ми­ре, чего Иере­мия при­нять не мог.


  • 3. В каком году было учре­жде­но пат­ри­ар­ше­ство на Руси?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но источ­ни­кам и вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, патр. Иере­мию про­дер­жа­ли на пра­вах почет­но­го заклю­чен­но­го око­ло полу­го­да, спер­ва убеж­дая стать пат­ри­ар­хом на Руси, потом – бла­го­сло­вить на пат­ри­ар­ше­ство митр. Иова. Нако­нец, бла­го­сло­ве­ние было полу­че­но, и в Москве 26 янва­ря 1589 года состо­ял­ся собор, поста­вив­ший Иова пат­ри­ар­хом. Это реше­ние было при­ня­то собо­ром восточ­ных пат­ри­ар­хов в 1593 году.


  • 4. Каким было основ­ное содер­жа­ние Брест­ско­го согла­ше­ния цер­ков­ных иерар­хов Киев­ской мит­ро­по­лии 1596 года?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    После при­ня­тия унии в 1596 году Пра­во­сла­вие ока­за­лось в тяже­лей­шем поло­же­нии. Мно­гие бежа­ли в Рос­сию, опло­том Пра­во­сла­вия ста­ли мона­сты­ри. Сре­ди них – Поча­ев­ская Лав­ра, Свя­то­ду­хов­ский мона­стырь в Вильне, киев­ские монастыри.


  • 5. Как окон­чи­лось пат­ри­ар­ше­ство свт. Иова?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Узнав о яко­бы вос­крес­шем царе­ви­че Дмит­рии, свт. Иов пред­при­нял все, что­бы оста­но­вить само­зван­ца: про­во­дил рас­сле­до­ва­ние, пре­дал его ана­фе­ме, писал пись­ма в Поль­шу, рас­сы­лал гра­мо­ты по церк­вям, дока­зы­вая, что само­зва­нец – бег­лый инок Чудо­ва мона­сты­ря Гри­го­рий Отре­пьев. Завла­дев Моск­вой, само­зва­нец сверг пат­ри­ар­ха, отпра­вив свя­ти­те­ля уми­рать в Ста­риц­кий монастырь.


  • 6. Лже­д­мит­рий I выслал из Моск­вы митр. Гер­мо­ге­на Казан­ско­го и еп. Иоси­фа Коло­мен­ско­го за их тре­бо­ва­ния. Какие?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Будучи оче­вид­ным про­вод­ни­ком воли Рим­ско­го пре­сто­ла, само­зва­нец вызы­вал силь­ней­шее воз­му­ще­ние сре­ди моск­ви­чей. Митр. Гер­мо­ген и еп. Иосиф, стре­мясь отста­и­вать Пра­во­сла­вие, тре­бо­ва­ли от поль­ской неве­сты царя кре­ще­ния по пра­во­слав­но­му обря­ду. В кон­це кон­цов, женить­ба на «лати­нян­ке» вызва­ла вос­ста­ние, в резуль­та­те кото­ро­го Лже­д­мит­рий был убит, а постав­лен­ный им патр. Игна­тий свергнут.


  • 7. За какие дей­ствия поль­ские интер­вен­ты заклю­чи­ли под стра­жу свя­щен­но­му­че­ни­ка Гермогена?
    Под­сказ­ка

    Необ­хо­ди­мо отме­тить 4 пункта.









    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №5,6,7,8
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Явля­ясь вдох­но­ви­те­лем рус­ско­го сопро­тив­ле­ния, а во вре­мя «Семи­бо­яр­щи­ны» фак­ти­че­ским пра­ви­те­лем разо­рен­ной стра­ны, свя­ти­тель Гер­мо­ген стал опло­том Пра­во­сла­вия и закон­но­сти в сдан­ной бояра­ми поля­кам Москве. Свя­щен­но­му­че­ник был глав­ной поме­хой поли­ти­ке коро­ля Сигиз­мун­да и мос­ков­ских бояр во гла­ве с Сал­ты­ко­вым, пото­му был аре­сто­ван и умо­рен голо­дом в Чудо­вом монастыре.


  • 8. Отметь­те мона­сты­ри, выдер­жав­шие оса­ду поль­ских интер­вен­тов во вре­мя Смут­но­го времени:
    Под­сказ­ка

    Необ­хо­ди­мо отме­тить 2 пункта.






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во вре­мя Сму­ты было разо­ре­но мно­же­ство хра­мов и мона­сты­рей, уби­ты мно­гие свя­щен­но­слу­жи­те­ли и мона­хи. Не смог­ли взять «воры», как назы­ва­ли тогда спо­движ­ни­ков само­зван­ца, лишь Тро­и­це-Сер­ги­ев и Кирил­ло-Бело­зер­ский монастыри.


  • 9. За что были осуж­де­ны справ­щи­ки «Треб­ни­ка» Тро­иц­кий архим. Дио­ни­сий, ин. Арсе­ний Глу­хой и свящ. Иоанн Насед­ка на собо­ре 1618 года, про­хо­див­шем в пери­од «меж­пат­ри­ар­ше­ства»?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Справ­щи­ки обна­ру­жи­ли ошиб­ки в кни­гах, состав­лен­ных когда-то их недоб­ро­же­ла­те­ля­ми, что дало воз­мож­ность тем окле­ве­тать справ­щи­ков перед мит­ро­по­ли­том. За уда­лен­ные сло­ва «и огнем» при освя­ще­нии воды, все трое были осуж­де­ны пред­взя­тым мит­ро­по­ли­том в ере­си. Собор, на кото­ром были толь­ко митр. Иона и выс­шее мос­ков­ское духо­вен­ство, осу­дил справщиков.


  • 10. Отметь­те пер­вые три вопро­са, кото­рые пред­сто­я­ло решить пат­ри­ар­ху Фила­ре­ту после воз­вра­ще­ния его из поль­ско­го вось­ми­лет­не­го плена:







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В пер­вый год пат­ри­ар­ше­ства Фила­ре­та ради спра­вед­ли­во­го сбо­ра нало­гов, в том чис­ле, с мона­сты­рей и хра­мов, была про­ве­де­на пере­пись насе­ле­ния, духо­вен­ство, остав­ше­е­ся на швед­ской тер­ри­то­рии полу­чи­ло окорм­ле­ние, а осуж­ден­ные митр. Ионой справ­щи­ки были вос­ста­нов­ле­ны в пра­вах или полу­чи­ли повы­ше­ние. После чего появи­лась воз­мож­ность занять­ся внут­рен­ни­ми делами.


  • 11. Огра­ни­чи­ва­ли или рас­ши­ря­ли пол­но­мо­чия Церк­ви Уло­же­ние Алек­сея Михай­ло­ви­ча и Мона­стыр­ский приказ?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Ограничивали.
    Ком­мен­та­рий:

    При патр. Иоси­фе все чаще ста­ли воз­ни­кать вопро­сы каса­тель­но цер­ков­ных вот­чин и цер­ков­но­го суда. Реше­ние этих вопро­сов взя­ли на себя свет­ские люди. Уло­же­ние оста­но­ви­ло рост мона­стыр­ских вот­чин, а мона­стыр­ский при­каз при­ни­мал иски про­тив любо­го пред­ста­ви­те­ля цер­ков­ной иерархии.



  • 12. Какую идею стре­ми­лись осу­ще­ствить ини­ци­а­тив­ные бояре во гла­ве с кня­зем Одоевским?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Моло­дой царь Алек­сей Михай­ло­вич собрал вокруг себя моло­дых же бояр, кото­рые стре­ми­лись к сла­ве Моск­вы как тре­тье­го Рима. С этой целью они при­вле­ка­ли всех, кто мог это­му спо­соб­ство­вать. Так в Москве остал­ся игу­мен Никон, буду­щий патриарх.


  • 13. Как назы­ва­лось учре­жде­ние, осно­ван­ное киев­ским мит­ро­по­ли­том Пет­ром Моги­лой в 1631 году?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Киев­ская духов­ная кол­ле­гия (ака­де­мия)
    Ком­мен­та­рий:

    Стре­мясь укре­пить поло­же­ние Пра­во­сла­вия в Мало­рос­сии, избран­ный после смер­ти про­уни­ат­ско­го коро­ля Сишиз­мун­да III мит­ро­по­ли­том Петр Моги­ла создал на осно­ве Киев­ской брат­ской шко­лы по образ­цу иезу­ит­ских учи­лищ – Киев­скую духов­ную кол­ле­гию (в буду­щем – академию).



  • 14. Чем зна­ме­ни­то Рти­щев­ское брат­ство под­мос­ков­но­го Пре­об­ра­жен­ско­го мона­сты­ря, обра­зо­ван­ное в 1649 году?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Боярин Федор Рти­щев с высо­чай­ше­го доз­во­ле­ния осно­вал мона­стырь, в кото­рый при­гла­сил южно­рус­ских мона­хов, имев­ших обра­зо­ва­ние, для пере­во­да и спра­вы книг. Извест­ней­шие из них, Епи­фа­ний Сла­ви­нец­кий и Симе­он Полоц­кий, сво­и­ми тру­да­ми поло­жи­ли нача­ло раз­ви­тию пра­во­слав­но­го ака­де­ми­че­ско­го бого­сло­вия в России.


  • 15. Во вре­мя цере­мо­нии наре­че­ния Никон выну­дил царя совер­шить нечто, отра­зив­шее всю даль­ней­шую поли­ти­ку пат­ри­ар­ха. Что имен­но сде­лал царь?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Упал на коле­ни, умо­ляя при­нять пат­ри­ар­ше­ство, и обе­щал быть в послу­ша­нии у Никона.
    Ком­мен­та­рий:

    При­нять пат­ри­ар­ше­ство во вре­мя наре­че­ния Никон отка­зы­вал­ся не три­жды, по обы­чаю, а до тех пор, пока царь Алек­сей Михай­ло­вич не при­к­ло­нил перед ним коле­ни. В даль­ней­шем патр. Никон будет стре­мить­ся к пре­вос­ход­ству вла­сти Церк­ви над цар­ской властью.



  • 16. Отметь­те дея­ния и собы­тия, кото­ры­ми извест­но пат­ри­ар­ше­ство Никона:
    Под­сказ­ка

    Необ­хо­ди­мо отме­тить 7 пунктов.









    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,4,6,7,8
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Боль­шая часть из этих дей­ствий Нико­на, а так­же мно­гое дру­гое, в том чис­ле, само­воль­ное уда­ле­ние с кафед­ры, дало воз­мож­ность его про­тив­ни­кам (коих Никон нажил нема­ло) осу­дить его, а при­е­хав­шим в Моск­ву в 1666 году пат­ри­ар­хам осно­ва­ние для низ­ло­же­ния Нико­на на суде.


  • 17. Поста­нов­ле­ние Боль­шо­го мос­ков­ско­го собо­ра 1666 года об исправ­ле­нии книг не при­ня­ли не толь­ко отдель­ные ста­ро­об­ряд­цы, но и один мона­стырь. Какой?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Будучи кре­по­стью, Соло­вец­кий мона­стырь ока­зы­вал сопро­тив­ле­ние цар­ским вой­скам 8 лет. Мона­хи не жела­ли при­ни­мать «новые кни­ги», даже соста­ви­ли чело­бит­ную царю в защи­ту ста­рых книг и обрядов.


  • 18. По каким образ­цам было реше­но про­во­дить спра­ву книг и обря­дов при патр. Никоне?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    После посто­ян­ных напа­док при­ез­жав­ших гре­ков на неточ­но­сти в кни­гах, зна­ком­ства с поста­нов­ле­ни­я­ми собо­ра 1593 года, а так­же вви­ду жела­ния сде­лать Цер­ковь на Руси рав­ной Церк­вам на Восто­ке, пат­ри­арх Никон решил про­дол­жать дело исправ­ле­ния книг и обря­дов толь­ко по гре­че­ско­му образ­цу. Это реше­ние, а так­же мето­ды, кото­ры­ми оно при­во­ди­лось в жизнь, спро­во­ци­ро­ва­ли на Руси цер­ков­ный раскол.


  • 19. Кто являл­ся пред­ста­ви­те­лем како­го направ­ле­ния в зарож­да­ю­щей­ся бого­слов­ской шко­ле в Москве?
    • Епифаний Славинецкий
    • Симеон Полоцкий
    • Сильвестр Медведев
    • Ян Белободский
    • «Латинское»
    • «Латинское» (позднее)
    • «Кальвинистское»
    • «Греческое»
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Епи­фа­ний был научен еще гре­че­ски­ми учи­те­ля­ми, при­е­хав­ший позд­нее Симе­он Полоц­кий был уже вос­пи­тан­ни­ком Киев­ской кол­ле­гии латин­ско­го образ­ца, его уче­ник – Силь­вестр – позд­нее лоб­би­ро­вал инте­ре­сы «латин­ско­го» направ­ле­ния. При­е­хав­ший «фило­со­фии и тео­ло­гии про­фес­сор» Бело­бод­ский был кальвинистом.


  • 20. Выс­шее обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние в Рос­сии, осно­ван­ное бра­тья­ми Лихудами.
    Пра­виль­ный ответ: Сла­вя­но-гре­ко-латин­ская академия
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По прось­бе пат­ри­ар­ха Иоаки­ма бра­тья Иоан­ни­кий и Софро­ний Лиху­ды при­бы­ли в Моск­ву, где в 1687 году была откры­та Сла­вя­но-гре­ко-латин­ская ака­де­мия. После их ссыл­ки пат­ри­ар­хом Адри­а­ном Ака­де­мию постиг­ла разруха.


  • 21. В чем заклю­ча­лась хле­бо­по­клон­ни­че­ская ересь?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бра­тья Лиху­ды ста­ли глав­ны­ми оппо­нен­та­ми Силь­ве­ст­ра Мед­ве­де­ва, най­дя в его тру­дах като­ли­че­ское поло­же­ние о том, что пре­су­ществ­ле­ние хле­ба в Тело Хри­сто­во про­ис­хо­дит на сло­вах «При­ми­те, яди­те…», что и назы­ва­лось хлебопоклонничеством.


  • 22. В каком году закон­чи­лось раз­де­ле­ние Рус­ских митрополий?
    Пра­виль­ный ответ: 1687
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вой­на, нача­тая Бог­да­ном Хмель­ниц­ким, закон­чи­лась веч­ным миром Рос­сии с Поль­шей. По его усло­ви­ям Рос­сия сохра­ня­ла за собой Мало­рос­сию и доби­лась сво­бо­ды веры для пра­во­слав­ных в Поль­ше и воз­вра­ще­ния Бело­рус­ских епар­хий. Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх при­знал Киев­скую мит­ро­по­лию частью Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та в 1687 году.


  • 23. 5 июля 1682 года в Крем­ле состо­ял­ся пуб­лич­ный дис­пут о ста­рых и новых обря­дах, уско­рив­ший раз­вяз­ку в ряду собы­тий, кото­рые полу­чи­ли название:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ста­ро­об­ряд­цы во гла­ве с Ники­той Пусто­свя­том реши­ли под­дер­жать кня­зя Хован­ско­го и стрель­цов. Но в спо­ре с архи­еп. Афа­на­си­ем Хол­мо­гор­ским Ники­та ском­про­ме­ти­ро­вал бун­тов­щи­ков, и те вынуж­де­ны были уйти из Моск­вы, а после каз­ни Пусто­свя­та и Хован­ско­го бун­тов­щи­ки запро­си­ли прощения.


  • 24. Отметь­те исправ­ле­ния в цер­ков­ной жиз­ни и обря­дах, из тех, что были про­ве­де­ны при пат­ри­ар­хах Иоаса­фе II, Пити­ри­ме и Иоакиме:
    Под­сказ­ка

    Необ­хо­ди­мо отме­тить 3 пункта.





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Идея пат­ри­ар­ха Нико­на осу­ще­ствить пол­ную спра­ву книг и обря­дов посте­пен­но зату­ха­ла, оста­ва­ясь либо на бума­ге, либо в незна­чи­тель­ных фор­маль­но­стях. А к нача­лу цар­ство­ва­ния Пет­ра I Цер­ковь в Рос­сии была постав­ле­на уже перед дру­ги­ми трудностями.


  • 25. Раз­ви­тие ико­но­пис­ной рус­ской тра­ди­ции в XVII веке свя­зы­ва­ют с масте­ра­ми Ору­жей­ной пала­ты во гла­ве с кем?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Харак­тер­ной чер­той ико­но­пи­си масте­ров Симо­на Уша­ко­ва явля­ет­ся тра­ди­ци­он­ная ико­но­гра­фи­че­ская ком­по­зи­ция с при­бли­жен­ны­ми к реа­лиз­му приемами.


  • 26. Сопо­ставь­те места рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства в XVII веке и име­на под­ви­зав­ших­ся там проповедников:
    • Свт. Филофей Лещинский
    • Архим. Илларион Лежайский
    • Сщмч. Мисаил
    • Сибирь
    • Мордовия
    • Пекин
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Рев­ност­ный мит­ро­по­лит Фило­фей (в схи­ме – Фео­дор) про­све­щал сибир­ские наро­ды по всем направ­ле­ни­ям от Тоболь­ска, архим. Илла­ри­он с бра­ти­ей открыл мис­сию в Пекине при посоль­стве, архи­епи­скоп Миса­ил постра­дал за веру от рук про­све­ща­е­мых им мордвинов.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 57%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки