Притча о добром самаритянине

Притча о добром самаритянине
  • Дата создания: 1869(?)
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Лк.10:30-37.

Сюжет

Перед зрителем представлена сцена, описанная в одной из известных притч Иисуса Христа, упоминаемой в Евангелии от Луки. В ней рассказывается о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина: «…некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:30-37).

Притчей о милосердном самарянине Христос указывает, что человеку самому следует сделаться ближним для каждого нуждающегося в милосердии. Смиряя гордыню вопрошающего, Христос приводит в пример одного из жителей Самарии, которых иудеи презирали и считали нечистыми в религиозном понимании. Поучительно нижеследующее толкование притчи, основанное на святоотеческих трактовках. Согласно этому толкованию, в человеке, идущем из Иерусалима в Иерихон, подразумевается ветхозаветный человек вообще, под разбойниками — бесовские силы, нанесшие человеку греховные раны. Священник и левит символизируют собой ветхозаветный закон, оказавшийся бессильным спасти человека. Милосердный самарянин – это Иисус Христос, а данные им елей и вино, это Новый Завет и спасительная благодать. В гостинице следует видеть Церковь, где находится все необходимое для выздоровления. Содержатель гостиницы являет образ церковных пастырей и учителей, которым поручено заботиться о пастве. Уход самарянина символизирует Вознесение Христа. Два динария, отданные содержателю гостиницы – это Священное Писание и Священное Предание. Обещание самарянина вернуться в гостиницу это пророчество о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа.

Описание

Художник на своем полотне показывает подвиг милосердия, который совершил самарянин, увидев израненного и ограбленного путника, взывающего о помощи. Действие происходит у дороги, уходящей в горы.

На первом плане изображен ограбленный странник, лежащий на земле подле огромного камня-валуна. Подле него сидит самарянин, который осмотрев рану, возливает на нее елей, чтобы смягчить муки страдающего и исцелить его. Выражение лица, поза и жесты рук характеризуют самарянина как человека сострадательного и милостивого, не побоявшегося подойти к страждущему больному. Видно, с каким усилием этот пожилой муж пытается спасти несчастного. Очевидно, что трудной задачей станет посадить этого обессилевшего человека на осла. Самарянин облачен в богатые одежды, на голове его восточный тюрбан из белой ткани. Рядом с ним равнодушно щиплет траву осел, на котором самарянин следовал по дороге в город.

На втором плане показаны левит и священник, удаляющиеся в сторону города по дороге, извивающейся между горными уступами. Один из них, обернувшись, с удивлением смотрит на самарянина, который пытается вернуть больного к жизни. Для него удивителен поступок иноверца, с кем иудеи старались не общаться, по причине разногласий в вере. На миг задумавшись, левит следует дальше, не утруждая себя заботой о ближнем. Впереди его опережает священник, прошедший мимо израненного человека, не откликнувшись на его зов о помощи.

Художник, следуя принципам академизма, большее внимание уделяет первому плану, где показаны фигуры израненного путника и самарянина, которые контрастно выделяются на фоне пейзажа. Луч света падает на израненного путешественника. Художник изображает его мужчиной средних лет, весьма крепкого телосложения, лежащего на земле. Его одежды разорваны, на теле видна кровоточащая рана от ножа. Контрастом ему являются удаляющиеся фигуры священника и левита, облаченных в богатые одежды.

Большое значение имеет положение фигуры пострадавшего. Самарянин лишь слегка касается раны, возливая на нее елей. Раненый, чувствуя прикосновение, пытается открыть глаза, прийти в сознание. Он совершает потенциальное движение вверх, тянется к помощи, но силы все же оставляют его.

История

Джакомо Конти — итальянский художник представитель неоклассицизма. Конти стал известен как художник-историк и живописец на религиозные темы. Он получил свое первое образование у Леттерио Субба в Мессине. В 1834 году, получив стипендию от своего родного города, Конти отправился в Рим в Академию Святого Луки, где его учителями были Франческо Когетти (1804-1865) и Франческо Подести (1800-1895).

В конце 1836 года он вернулся в Мессину, где работал портретистом и иллюстратором. В 1843 году он продолжил обучение в школе искусств в Сиене. Во Флоренции он выставил свою первую картину «Болезнь Барлетты», приобретенную великим герцогом Леопольдом II. Большую известность также приобрели его картины «Сицилийская вечерня», «Смерть Ромео», а также потолочная фреска «История Святого Бенедикта», которые были утеряны во время землетрясения в Мессине в 1908 году.

Получил широкую известность как блестящий колорист.

Комментировать