Проповедь Павла в Афинах

Проповедь Павла в Афинах
  • Дата создания: 1860
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Деян. 17:16-28

Сюжет

Перед зрителем эпизод, повествующий о проповеди апостола Павла в Афинском Ареопаге перед собравшимися философами и мудрецами: «В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что́ хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что́ это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян. 17:16-28).

Описание

В центре композиции художник изобразил фигуру апостола Павла, обращающегося с проповедью к философам, по обычаю приходивших в Ареопаг послушать беседы выдающихся мудрецов. Апостол представлен в классической позе оратора – вполоборота, с поднятой рукой, взывающего к собравшейся публике, которая с любопытством взирает на ритора. На лицах людей мы видим разные эмоции: любопытство, недоверие, удивление и надменное презрение, что свидетельствует о сомнении одних, неприязни других и, напротив, живого интереса у третьих.Мы видим здесь и богатого патриция, с явной враждебностью и недоверием взирающего на апостола, и женщину, которая, напротив, упав на колени, с восторгом взирает на говорящего Апостола, внимая его словам с почтением, и просто любопытствующих граждан, пришедших приятно провести время .

Действие разворачивается на фоне величественных античных строений, с изящными коринфскими колоннами и расписным портиком. Вдали видны фигуры любопытствующих граждан, направляющихся неспешно к месту выступления ритора.

Прекрасно выстроенная композиция делит слушателей на две категории – те, кто готов принять учение апостола, несмотря на сомнения и людей, настроенных скептически к речам Павла. Примечательно, что бедные люди с вниманием и почтением взирают на оратора, тогда как богатые граждане, испытывают явную неприязнь, которая проявляется в высокомерии и скуке.

 

История

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, посвятил себя религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которое вышло в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

Рекомендуемая литература

Комментировать