митрополит Иларион (Алфеев)

Апостол Павел

Содержание

Биография

Предисловие

Глава 1. Источники и хронология 1. Источники Книга Деяний Послания Павла в сопоставлении с книгой Деяний Другие источники Глава 2. Хронология жизни Павла Глава 2. Юность, обращение и призвание 1. Детство и юность. Образование и воспитание Римский гражданин «Еврей от Евреев» «Воспитанный при ногах Гамалиила» «Фарисей, сын фарисея» «Гонитель Церкви Божией» 2. Обращение и крещение Обращение Крещение 3. Павел и первохристианская община Павел в Дамаске Иерусалимская община Павел и иерусалимская община Павел в Тарсе Павел «восхищен до третьего неба» Глава 3. Антиохия и первое миссионерское путешествие 1. Павел в Антиохии 2. Путешествие в Иерусалим 3. Первое миссионерское путешествие Отправление в путь Кипр Антиохия Писидийская Икония Листра Обратный путь Глава 4. Апостольский собор и возвращение в Антиохию 1. Апостольский собор: свидетельство Луки Созыв Собора Речь Иакова Послание Собора 2. Апостольский Собор: версия Павла 3. Петр и Павел в Антиохии 4. Безбрачие Павла Глава 5. Второе миссионерское путешествие 1. Начало пути. Выбор спутников Конфликт между Павлом и Варнавой Тимофей присоединяется к Павлу Фригия, Галатия, Троада Лука появляется в повествовании 2. Павел в Македонии Филиппы Фессалоника Верия 3. Павел в Афинах Павел осматривает город Павел и язычество Павел и афиняне Павел в ареопаге «Об этом послушаем тебя в другое время» 3. Павел в Коринфе Акила и Прискилла «Ни от кого не искали корысти» «Кровь ваша на главах ваших» Павел среди коринфских христиан Откровение Павел перед Галлионом Рассказ Деяний и послания Павла 5. Завершение путешествия Глава 6. Третье миссионерское путешествие 1. Галатия, Фригия и «верхние страны» Проповедь Павла в Эфесе Чудеса Павла в Эфесе «Мятеж против пути Господня» Павел о своем пребывании в Эфссе 3. На пути в Иерусалим Дальнейшие планы Павла Послания к Коринфянам и посещения Коринфа Сбор пожертвований для иерусалимской общины Павел в Троаде Из Троады в Милет Павел в Милете Из Милета в Кесарию Павел а Кесарии Глава 7. Павел в Иерусалиме и Кесарии 1. Павел в Иерусалиме Вручение пожертвования Участие Павла в обряде очищения Дальнейшая судьба Иакова Арест Павла Павел в крепости Павел избегает бичевания Павел в синедрионе Христос является Павлу Племянник Павла 2. Павел в Кесарии Прибытие в Кесарию Павел перед Феликсом Павел и Фест Фест и Агриппа Павел перед Агриппой Глава 8. Путешествие в Рим В рассказе о путешествии Павла в Рим вновь появляется Лука. Вплоть до прибытия Павла в Рим повествование ведется от первого лица. 1. Плавание и кораблекрушение Начало путешествия Продолжение плавания Шторм Кораблекрушение 2. Павел на Мальте Чудо со змеей Павел у Публия 3. На пути в Рим Глава 9. Павел в Риме. Последние годы 1. Павел в Риме Прибытие в Рим Встречи с римскими иудеями Окончание книги Деяний Павел подводит итоги своего служения 2. Что было дальше? Дальнейшие путешествия? Повторный арест, тюремное заключение и смерть Гробница Павла Почитание Петра и Павла в раннехристианской Церкви Глава 10. Послания Павла 1. Общий контекст 2. Эпистолярный жанр в античности 3. Литературные особенности посланий Павла 4. К вопросу о подлинности посланий Павла 5. Хронология посланий Павла Послесловие Библиография I. Священное Писание Ветхого и Нового Завета II. Творения отцов и учителей церкви III. Другие источники IV. Цитированная литература Список сокращений  

 
Биография

Значение апостола Павла для развития христианства трудно переоценить: его называют «архитектором христианства». Послания Павла занимают почти треть от общего объема Нового Завета, он прославлен Церковью как «апостол язычников».

Почему именно апостолу Павлу было суждено сыграть столь значительную роль в становлении христианства? Почему именно его призвал Сам Христос? На эти и многие другие вопросы отвечает предлагаемая книга, в которой биография апостола Павла, как она вырисовывается из книги Деяний апостольских и из его собственных посланий, представлена в широком историческом контексте.

Предисловие

Апостол Павел – вторая по значимости фигура в Новом Завете после Иисуса Христа. Послания Павла занимают почти треть от общего объема Нового Завета. Более половины книги Деяний апостольских, повествующей о ранних годах христианской Церкви, посвящено рассказу об обращении Павла и о его миссионерских трудах.

Значение апостола Павла для развития христианства трудно переоценить. В научной литературе ХІХ-ХХ веков даже существовала теория, не изжитая до сих пор, согласно которой именно Павел создал христианство как религию, взяв за основу учение Иисуса и придав человеку Иисусу облик Сына Божия. Павла вполне всерьез называли «основателем христианства».1 Именно Павлу приписывали превращение христианства из одного из течений внутри иудаизма в движение, порвавшее с иудаизмом и осознавшее себя самостоятельной религией.2

Сегодня эти теории подверглись существенному пересмотру. И тем не менее о Павле до сих пор говорят как об «архитекторе христианства»:

Этот человек огромен. Он предан Христу... Его огнедышащая вера потрясает. Его противоречия ставят в тупик любого. Безжалостный гонитель христиан <…>, он узнал Сына Божьего, когда на дороге в Дамаск Иисус обратился к нему. Самonровозглашенный апостол. Мистик и стратег. Человек с трудным характером, раздираемый бесконечными терзаниями <…>, но ни на йоту не отступающий от своей веры, Только Павел понял, что будущее христианства – в обращении к язычникам. Его эпистолярное наследие бесценно. Он гениально обращал людей в веру Христову. Его можно назвать архитектором христианства... Павел внушил миру свое видение христианства и прежде написания Евангелий сформулировал законы, по которым будет жить Церковь.3

Можно спорить о том, как учение Павла соотносится с учением Христа, можно давать различную оценку тем или иным аспектам его деятельности и проповеди. Но ключевую роль Павла в становлении христианства как самостоятельной религиозной традиции невозможно оспорить. Эта роль была очевидна для всех писателей Древней Церкви, начиная с Иринея Лионского , жившего во II веке. А в IV веке Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения.4

Кто же такой был Павел и почему ему суждено было сыграть столь значительную роль в становлении христианства? Почему именно он оказался «избранным сосудом», которого Сам Христос призвал, чтобы возвещать Его имя «перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15)? Какова реальная роль Павла в формировании христианского богословского и нравственного учения? На эти вопросы можно ответить только после тщательного рассмотрения его биографии и учения.

Настоящая книга является попыткой составить биографию Павла такой, как она вырисовывается из книги Деяний апостольских и из его собственных посланий.

Прежде чем приступить к жизнеописанию Павла, мы должны указать на несколько общеизвестных фактов.

Во-первых, хотя Павел именуется апостолом, он не был ни в числе двенадцати, ни в числе семидесяти апостолов, избранных Иисусом. Вероятнее всего, он вообще не встречал Христа при Его жизни. По крайней мере, нигде в своих посланиях он о таких встречах не Иисус упоминает.

Во-вторых, на начальном этапе существования Церкви Павел был в числе ее гонителей. И лишь прямое вмешательство воскресшего Иисуса в жизнь Павла превратило его из гонителя Христа в Его ревностного апологета и апостола.

В-третьих, Павел – единственный из учеников Христа, кто принадлежал к партии фарисеев. До своего обращения он был носителем тех самых идей, против которых Иисус выступал систематически и последовательно. Как известно, именно конфликт с фарисеями стал причиной суда над Иисусом и Его смерти. И именно из секты фарисеев вышел тот, кто более всех других апостолов потрудился (1Кор. 15:10) для распространения Его учения.

Наше исследование о Павле задумано как продолжение шеститомного труда под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Мы не повторяем здесь το, о чем было сказано в этой серии книг. Например, мы не объясняем заново, кто были фарисеи, в чем состояло их учение, почему они вошли в конфликт с Иисусом. Многие сведения, касающиеся культурно-исторического контекста, в котором зарождалось раннее христианство, оставлены нами в этой книге за скобками, поскольку в той или иной степени они уже были изложены в шести книгах об Иисусе.

* * *

1

Lüdemann G. Paul: the Founder of Christianity. P.11. Cp.: Вреде B. Павел. C. 90 («второй основатель христианства»)

2

Baur F.C. Paul: The Apostle of Jesus Christ. Vol.1. P.3.

3

Деко А. Апостол Павел. С.13.

4

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 32, 3 (PG.60. СоІ.679). Рус. пер.: Т.9. Кн.2. С.857


Источник: Апостол Павел. Биография / Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Познание, 2017. - 591 с.: цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle