Седьмая египетская чума

Джон Мартин (1789–1854)
Седьмая египетская чума
  • Дата создания: 1823
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 144,1×214 см
  • В Библии: Исх. 9:23-24

Сюжет

После длительного пребывания израильского народа в Египте, Господь решил вывести его из этой страны и переселить «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев» (Исх. 3:8). По замыслу Божьему, исход евреев из Египта должен был осуществиться через Моисея. Одной из задач Моисея, в этой связи, было: убедить фараона отпустить подвластный ему израильский народ. Фараон не пожелал отпустить евреев, и тогда Господь начал наводить на Египет страшные бедствия. Одной из целей ниспослания этих бедствий было сломить упорство фараона в нежелании отпускать евреев. Эти бедствия получили названия «Казни египетские». Седьмая из них оказалась страшнее ряда других. В священном Писании это бедствие описывается так: «И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град]; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града» (Исх. 9:23-26).

Описание

Художник изображает устрашающий городской пейзаж, подверженный удару грозной стихии. На мощные крепостные стены с невероятной силой обрушилась сильнейшая буря, повергая город в страх и ужас. По небу беспокойно бегут разорванные в клочья облака, гонимые сильным порывистым ветром и освещаемые грозными всполохами молний. На берег набегают беспокойными валами волны. Рассекая воздух, подобно удару бича с неба бьет огненный град, оставляя за собой пылающий след. Вокруг царит смятение и ужас: чудовищный грохот оглушает испуганных людей, ищущих спасения от жестокой стихии. Кто-то пытается укрыться, кто-то молитвенно воздевает руки к небу.

Отдельно от всех чуть левее центра композиции мы видим две фигуры – израильтянина в белых одеяниях, преклонившего в молитве колена, и Моисея, держащего в правой руке жезл – символ учительства и власти: он вправе просить Бога о прекращении этого бедствия.

История

Джон Мартин – английский художник, расцвет творчества которого пришелся на первую половину XIX века. Авторская манера мастера наиболее ярко проявилась в изображении апокалиптичных, страшных сцен, изображающих различные бедствия и катастрофы. Среди сюжетов, которые приобрели невероятную реалистичность благодаря мастерству этого художника, было немало библейских историй. Среди них – и «Седьмая казнь египетская», которая была написана в 1823 году, в период расцвета творчества художника.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • alksen, 25.08.2024
    Когда-то преподавательница в вузе говорила, что в картинах эпохи классицизма почти всегда есть античная колонна. Здесь колонны не античные, а египетские, однако все равно в их размещении, в построении архитектуры чувствуются элементы традиции классицизма.
    Но при этом сразу понятно, что это произведение в целом стилистически принадлежит уже другой эпохе.
    Изображая этот сюжет — град, огонь — художникам-романтикам, любившим показывать не спокойное состояние природы, а всевозможные бури, природные (и не только) катастрофы есть где разгуляться. С неба, которое и на небо непохоже — смешение серо-зеленых двигающихся масс — срываются, пронзая пространство, острые стрелы града — бедствие, несущее египтян разрушение и смерть.
    Две маленькие фигуры на фоне происходящего оказываются связанными с просветом в небе, с надеждой, что это все прекратится (и не будет египетский народ в том числе страдать из-за упрямства фараона), а главное, с надеждой на спасение евреев из плена.
    Ответить »
    • kozhelga, 26.08.2024
      Про колонну да, и нам говорили.У студентов не было любви к классицизму, больше тяготели к романтизму в силу возраста. С годами сформировалась другая оценка.
      Ответить »