Казни еги­пет­ские

***

Ка́зни еги́петские — десять нака­за­ний Божиих, постиг­ших Египет за отказ фара­она отпу­стить народ Изра­иля из еги­пет­ского пле­не­ния. Опи­саны в Ветхом Завете, в книге Исход (Исх. 7–12).

Рели­гией Египта того вре­мени был поли­те­изм – вера в несколь­ких божеств. Еги­пет­ский пан­теон вклю­чал в себя боль­шое коли­че­ство божеств раз­лич­ной зна­чи­мо­сти. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обо­жеств­ля­лись и явле­ния при­роды: солнце, звезды, ветер, сти­хий­ные бед­ствия. Звери, птицы, реп­ти­лии и даже насе­ко­мые также ста­но­ви­лись объ­ек­тами покло­не­ния.

Кроме того, древ­ние егип­тяне в своих веро­ва­ниях сме­ши­вали чело­ве­че­ское и живот­ное начало. При­ме­ром может слу­жить богиня Сахмет, цели­тель­ница болез­ней, изоб­ра­жав­ша­яся как жен­щина с лицом львицы. Многие фара­оны еще при жизни отож­деств­ляли себя со сфинк­сами и пове­ле­вали запе­чат­леть это в камне. Целый ряд изва­я­ний сфинк­сов, нахо­дя­щихся ныне в Каир­ском музее, сви­де­тель­ствует об этом. Часть из них сохра­ни­лись до наших дней.

Одну из клю­че­вых ролей в рели­гии Египта играл сам фараон, высту­пав­ший в каче­стве един­ствен­ного «посред­ника» между людьми и богами. Фараон был вер­хов­ным пра­ви­те­лем и одно­вре­менно вер­хов­ным жрецом.

По веро­ва­ниям егип­тян первым фара­о­ном был сам бог Ра. За ним пра­вили другие боги. Позже на пре­столе появ­ля­ется сын Оси­риса и Исиды, бог Хор. Хор счи­тался про­об­ра­зом всех еги­пет­ских фара­о­нов, а сами фара­оны его земным вопло­ще­нием. Каждый реаль­ный фараон счи­тался потом­ком и Ра и Хора.

С самого своего рож­де­ния фараон почи­тался одно­вре­менно и как вер­хов­ный пра­ви­тель, и как боже­ство. Вполне есте­ственно, что вла­дыка Египта спра­ши­вал Моисея: «Кто такой Гос­подь, чтоб я послу­шался Его [и] отпу­стил Изра­иля? Я не знаю Гос­пода и Изра­иля не отпущу» (Исх.5:2). Просьба Моисея сразу была откло­нена фара­о­ном. Тогда Гос­подь сказал Моисею нечто весьма необыч­ное: «Смотри, Я поста­вил тебя Богом фара­ону, а Аарон, брат твой, будет твоим про­ро­ком» (Исх.7:1). Таким обра­зом, у фара­она появился «сопер­ник». Живой Бог Изра­иля про­ти­во­стал одному из земных божков.

При чтении исто­рии о десяти казнях, часто встре­ча­ется повто­ря­ю­ща­яся фраза: «И вы узна­ете, что Я Гос­подь, Бог ваш» (Исх.6:7; Исх.7:5; Исх.8:22; Исх.10:2; Исх.14:4). Эта фраза под­чер­ки­вает смысл всего про­ис­хо­дя­щего. Гос­подь хотел пока­зать и егип­тя­нам, и евреям, что Он явля­ется истин­ным, все­мо­гу­щим Богом. Поэтому даже самому фара­ону Гос­подь сказал в самый разгар 10 казней еги­пет­ских: «Я сохра­нил тебя, чтобы пока­зать на тебе силу Мою и чтобы воз­ве­щено было имя Моё по всей земле» (Исх.9:16).

Десять казней еги­пет­ских сле­до­вали одна за другой, после оче­ред­ного отказа фара­она отпу­стить изра­иль­ский народ:

  1. Пре­вра­ще­ние воды в кровь (Исх. 7:20–21)
  2. Наше­ствие жаб (Исх. 8:6)
  3. Наше­ствие мошек (Исх. 8:17)
  4. Нака­за­ние песьими мухами (Исх. 8:24)
  5. Мор скота (Исх. 9:6)
  6. Язвы и нарывы (Исх. 9:10)
  7. Гром, молнии и огнен­ный град (Исх. 9:23–24)
  8. Наше­ствие саранчи (Исх. 10:13–15)
  9. Тьма (Исх. 10:22)
  10. Смерть пер­вен­цев (Исх. 12:29).

Неко­то­рые тол­ко­ва­тели ука­зы­вают на то, что еги­пет­скими каз­нями были после­до­ва­тельно уни­жены и посрам­лены еги­пет­ские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) ока­зав­ши­еся неспо­соб­ными защи­тить те обла­сти, вли­я­ние на кото­рые им при­пи­сы­вали егип­тяне.

Общая про­дол­жи­тель­ность казней укла­ды­ва­ется в период с июля одного года до марта сле­ду­ю­щего.

Все десять казней еги­пет­ских нашли отра­же­ние в псал­мах Пс.77 и Пс.104.

Псалом 77:41–51 «…не пом­нили руки Его, дня, когда Он изба­вил их от угне­те­ния, когда сотво­рил в Египте зна­ме­ния Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и пре­вра­тил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насе­ко­мых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные про­из­расте­ния их отдал гусе­нице и труд их – саранче; вино­град их побил градом и сико­моры их – льдом; скот их предал граду и стада их – мол­ниям; послал на них пла­мень гнева Своего, и него­до­ва­ние, и ярость и бед­ствие, посоль­ство злых анге­лов; урав­нял стезю гневу Своему, не охра­нял души их от смерти, и скот их предал моро­вой язве; пора­зил вся­кого пер­венца в Египте, начатки сил в шатрах Хамо­вых»;

Псалом 104:26–36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, кото­рого избрал. Они пока­зали между ними слова зна­ме­ний Его и чудеса Его в земле Хамо­вой. Послал тьму и сделал мрак, и не вос­про­ти­ви­лись слову Его. Пре­ло­жил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их про­из­вела мно­же­ство жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насе­ко­мые, скнипы во все пре­делы их. Вместо дождя послал на них град, паля­щий огонь на землю их, и побил вино­град их и смо­ков­ницы их, и сокру­шил дерева в пре­де­лах их. Сказал, и пришла саранча и гусе­ницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И пора­зил вся­кого пер­венца в земле их, начатки всей силы их».

Иерей Ген­на­дий Егоров. «Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета»:

В чем же вина фара­она, если Бог, как ска­зано, «оже­сто­чил сердце» его (Исх.10:2)? Ведь фараон полу­ча­ется в данном случае просто игруш­кой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же дей­ствие Божие по-раз­ному на разных людях ска­зы­ва­ется, в зави­си­мо­сти от их соб­ствен­ного рас­по­ло­же­ния. Содей­ствие Бога изра­иль­тя­нам для изра­иль­тян служит укреп­ле­нием веры, а для фара­она – источ­ни­ком все более и более жесто­кого сопро­тив­ле­ния (ср. Исх.7:13, 14, 23«сердце фара­она оже­сто­чи­лось»; Исх.8:15, 32; 9:35). «Дело не в том, что про­ти­во­дей­ствие было вло­жено в душу фара­она по боже­ствен­ной воле, но в том, что он по соб­ствен­ному выбору вслед­ствие склон­но­сти к пороку не принял дово­дов, смяг­ча­ю­щих это про­ти­во­дей­ствие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содей­ствует изра­иль­тя­нам, тем более оже­сто­ча­ется фараон. Точно так же как в Еван­гель­ской исто­рии мы видим: чем более Гос­подь Иисус Хри­стос являет Свое мес­си­ан­ское досто­ин­ство, являет Свое боже­ство, тем более и более безумно опол­ча­ются на Него про­тив­ники.

Ком­мен­та­рий Новой Женев­ской Библии:

«Оже­сточу сердце фара­она» (Исх.4:21). Это выра­же­ние, скорее, озна­чает «сделаю твер­дым», чем «жесто­ким». Иными сло­вами, Гос­подь никак не будет влиять на фара­она, чтобы тот пере­ме­нил свое наме­ре­ние, – фара­она будет убеж­дать Моисей словом и зна­ме­ни­ями».

Тол­ко­вая Библия Лопу­хина:

Сам фараон явля­ется винов­ни­ком этого состо­я­ния постольку, поскольку в силу своей гор­до­сти и свое­ко­ры­стия не хочет под­чи­ниться при­зна­ва­е­мой им самим и его окру­жа­ю­щими высшей боже­ствен­ной воле (Исх.8:19; Исх.9:27): во время казни готов отпу­стить евреев, по мино­ва­нии ее отка­зы­ва­ется сде­лать это. Но, с другой сто­роны, гре­хов­ная наклон­ность фара­она не раз­ви­лась бы в такой сте­пени, если бы к нему не было обра­щено боже­ствен­ное пове­ле­ние об отпу­ще­нии евреев. В этом отно­ше­нии винов­ни­ком оже­сто­че­ния его сердца явля­ется Бог.

Сергей Худиев:

«Оже­сто­че­ние» здесь про­яви­лось в том, что Бог оста­вил фара­она на него самого. Источ­ни­ком всего доб­рого в мире и людях явля­ется бла­го­дать Божия; то хоро­шее, что было в фара­оне, было про­яв­ле­нием Божией бла­го­дати. Бог, Своей мило­стью, сдер­жи­вал злое сердце фара­она и направ­лял его к добру. Когда же Бог отсту­пил от фара­она (в виду его соб­ствен­ного упор­ства), зло, бывшее в сердце фара­она, бес­пре­пят­ственно про­яви­лось – именно это и име­ется в виду в словах “я оже­сточу сердце фара­она”.

В конце, при пора­же­нии пер­вен­цев, Бог дает пове­ле­ние сде­лать знак – пома­зать косяки дверей кровью жерт­вен­ного агнца – и все дома, где люди сми­ри­лись перед этим пове­ле­нием, были защи­щены. А это были не только еврей­ские дома, потому, что дальше напи­сано:

И отпра­ви­лись сыны Изра­и­левы из Раам­сеса в Сокхоф до шести­сот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и мно­же­ство раз­но­пле­мен­ных людей вышли с ними, и мелкий и круп­ный скот, стадо весьма боль­шое. (Исх.12:37, 38).

У Егип­тян был выбор, была воз­мож­ность поко­риться Богу и при­со­еди­ниться к Изра­илю. Многие так и сде­лали; те, кто упорно пре­не­брегли Божьими предо­сте­ре­же­ни­ями, постра­дали за свое пре­ступ­ле­ние и за свое упор­ство».

***

Оже­сто­чить сердце

В притче Хри­сто­вой о сея­теле и семени нет раз­ницы между семе­нем, бро­шен­ным в одну почву, и семе­нем, бро­шен­ным в других местах, также нет раз­ницы и в спо­собе посева. Все зави­село от вос­при­я­тия семени каждым видом почвы. Подоб­ным обра­зом, оже­сто­че­ние сердца фара­она никак не явля­лось дей­ствием Бога, но скорее его соб­ствен­ным обду­ман­ным выбо­ром. Неод­но­крат­ные пре­ду­пре­жде­ния и про­яв­ле­ния воли Божьей про­ли­вают свет, ука­зы­ва­ю­щий фара­ону на его ошибку, чтобы он смяг­чил и смирил свое сердце, чтобы при­ве­сти его к послу­ша­нию Божьей воле. Но каждое после­ду­ю­щее про­яв­ле­ние Боже­ствен­ной силы все более убеж­дало его посту­пать по своей воле. Отка­зав­шись от исправ­ле­ния, он пре­зрел и отверг свет, так что стал нечув­стви­тель­ным к нему, в конце концов свет был отнят. Таким обра­зом, его соб­ствен­ное сопро­тив­ле­ние свету оже­сто­чило его сердце. Даже языч­ники при­знали, что фараон и егип­тяне сами оже­сто­чили свои сердца, а не Гос­подь сделал это (1Цар.6:6).

Мнение тол­ко­ва­те­лей по поводу оже­сто­че­ния сердца фара­она, кото­рое здесь при­пи­сы­ва­ется Богу, раз­личны. Таких утвер­жде­ний всего десять. Восемь из них (Исх. 4:21; Исх.9:12; Исх.10:20, 27; Исх.11:10; Исх.14:4, 8, 17) содер­жат слово chazaq, кото­рое озна­чает, что Гос­подь сделал сердце фара­она «твер­дым», непо­движ­ным, так что его чув­ства к Изра­илю не меня­лись. В Исх.7:3 исполь­зо­вано другое еврей­ское слово qashah, озна­ча­ю­щее, что Гос­подь сделал сердце фара­она «жест­ким» или «бес­чув­ствен­ным». В стихе 10:1 исполь­зо­вано третье слово kabed, обо­зна­ча­ю­щее, что Бог сделал сердце фара­она «тяже­лым» или нечув­стви­тель­ным к Боже­ствен­ному воз­дей­ствию. Иссле­до­ва­ние кон­тек­ста пока­зы­вает, что эти раз­лич­ные слова исполь­зу­ются более или менее вза­и­мо­за­ме­ня­емо.

Другие десять утвер­жде­ний гово­рят о том, что фараон сам оже­сто­чил свое сердце. Четыре из них (Исх.7:13, 22; Исх.8:19; Исх.9:35) исполь­зуют слово chazaq «укреп­лять», пять (стихи Исх.7:14; Исх.8:15, 32; Исх.9:7, 34) – слово kabed «утя­же­лять», и одно (Исх.13:15) – слово qashah «оже­сто­чать». Оже­сто­че­ние сердца фара­она в первую оче­редь заметно из того, что он не обра­тил вни­ма­ния на тре­бо­ва­ние Гос­пода отпу­стить Изра­иль. Его отказ не огра­ни­чился теми каз­нями, кото­рые смогли повто­рить еги­пет­ские волхвы, но про­дол­жился и после тех казней, кото­рые сами волхвы при­знали «пер­стом Божьим» (Исх.8:19). Он также про­дол­жал отка­зы­вать после чет­вер­той и пятой казни, кото­рые обру­ши­лись на егип­тян, но не тро­нули изра­иль­тян, о чем и сооб­щили царю (Исх.9:7). Оже­сто­че­ние его сердца еще более явно в нару­ше­нии обе­ща­ния отпу­стить Изра­иль при усло­вии, что Моисей и Аарон пре­кра­тят казнь, и в его вынуж­ден­ном при­зна­нии своего греха (Исх.9:27). Таким обра­зом, когда Моисею до при­хода в Египет было ска­зано, что Гос­подь оже­сто­чит сердце фара­она (Исх.4:21), Гос­подь гово­рил о бес­пре­рыв­ном отказе царя под­чи­ниться Ему и отпу­стить Изра­иль­тян.

Стра­да­ния и смерть греш­ни­ков не при­но­сят удо­воль­ствия Богу, Он напро­тив желает, чтобы все люди пока­я­лись и спас­лись (Иез.33:11; 1Тим.2:4; 2Пет.3:9), и пове­ле­вает солнцу Своему вос­хо­дить над злыми и доб­рыми (Мф.5:45). Но как солнце по-раз­ному дей­ствует на разные мате­ри­алы в соот­вет­ствии с их при­ро­дой – рас­тап­ли­вает воск, но делает твер­дой глину, напри­мер, так и дей­ствие Духа Божьего на сердца людей про­из­во­дит разный эффект в зави­си­мо­сти от состо­я­ния сердца. Каю­щийся греш­ник поз­во­ляет Духу Свя­тому при­ве­сти его к изме­не­нию и спа­се­нию, но нерас­ка­яв­шийся оже­сто­чает свое сердце все больше. Одно и то же про­яв­ле­ние Божьего мило­сер­дия в одном случае при­во­дит к спа­се­нию и жизни, а в другом – к осуж­де­нию и смерти – в каждом случае по соб­ствен­ному выбору чело­века.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки