Утро Воскресенья Господня

Утро Воскресенья Господня

Сюжет

За основу художник взял эпизод из Евангелия от Иоанна. Показан момент, когда жены-мироносицы прибыли к гробу Господню, чтобы помазать Тело Спасителя благовониями, но увидели, что погребальные пелены сброшены, а гроб пуст. Первой возвестила об этом Мария Магдалина. Услышав от нее радостную весть, Апостолы Иоанн Богослов и Петр побежали к опустевшему гробу, свидетельствуя о Святом Воскресении Господа.

Описание

Перед зрителем разворачивается сцена Воскресения. Прохладное утро после бессонной ночи, зябко, свет, свежий ветер, радость, в которую трудно поверить, и кружащая голову тревога от ощущения, что мир необратимо изменился: отныне смерть побеждена, Христос воскрес из мертвых, разрушив узы ада.

Изображенные на полотне фигуры апостолов и Марии Магдалины показаны в движении. Они еще не могут осмыслить увиденное, потрясенные чудом, они выходят наружу из помещения ошеломленные увиденным. Мария стремительным жестом руки указывает вперед, где за воротами арки длинная дорога ведет в бесконечное пространство, сливаясь с небом. Порывистый ветер колеблет верхушки остроконечных кипарисов – символов смерти, увитые плющом стены безмолвно внимают словам апостолов, молящихся безмолвно Богу. На лицах их удивление, радость, недоумение – как такое могло свершиться? Действительно ли все виденное ими это явь, а не какой-то странный сон, мимолетное видение, которое внезапно развеется подобно туману, рассеивающегося после долгой ночи.

Дорога, ведущая вдаль, призывает их в путь – там, впереди их ждет всеобщее ликование и радость.

В картине преобладают холодные тона, отражающие ощущение раннего зябкого утра. Мастерски передана перспектива, дорога, зовущая вдаль, арка, открывающая пространство пейзажа, колеблемые порывистым ветром деревья, увитые плющом древние городские стены… Все это близко по колориту, пространственным построениям к работам А. Иванова. Художник разворачивает повествование о явлении Христа народу – его ученикам-апостолам и женам-мироносицам, как бы вводя зрителя в реальность, насыщенную атмосферой радости Воскресения.

История

Работа написана в 1998 году. Как отмечал художник: «Я хотел выбрать „незатасканную“ тему, но из разряда „вечных“. В Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где я учился, приветствовались картины на сюжеты из русской истории и на библейские сюжеты. Хотя русская история меня всегда интересовала, я остановился на евангельском сюжете, так как меня тянуло к философским обобщениям, хотелось написать картину-образ (не в значении „икона“, а в значении „символ“). Символизм в сочетании с реализмом – вот какова была цель написания этой картины».

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • Оксана, 10.08.2024

    Интересно смотреть, как художники разных поколений, разных эпох обращаются к теме Воскресения Господня. Точнее даже, к тому моменту, когда весть об этом главном Событии человеческой истории только стала доходить до тех, кто лично знал Спасителя, кто оплакал Его…
    Но Мария Магдалина на картине уже знает, Что произошло и стремится донести это знание апостолам. Ее указующая рука буквально взымается, указывая туда, откуда она совсем недавно пришла и куда нужно идти… За направлением руки Марии Магдалины следует взгляд апостола Петра, полный надежды и некоторой боязни поддаться этой надежде.
    Голова апостола Иоанна повернута в обратную сторону и композиционно это словно немного сдерживает то самое общее порывистое движение вперед, туда, за городские ворота, куда ведет убегающая вдаль дорога, откуда виден еще не яркий, но уже отчетливо прорастающий свет. Сдерживает потому, что, наверное, сразу трудно вместить услышанное, выйти за эти городские стены. Но до следующего шага осталось совсем немного…

    Ответить »