-
Дата создания: 1890
-
Техника: Масло
-
Материал: Холст
-
Размер: 85×143,2
Описание
Перед нами одна из выдающихся картин волжского цикла. В 1888-1890 годах все летние месяцы Левитан путешествовал по приволжским городам и остановился в небольшом городке Плесе, который произвел на него необычайное впечатление свой тихой красотой и гармонией. В это время у Левитана сложился индивидуальный творческий метод – он много работал с натуры, заканчивал же произведения в мастерской. Сложность поставленной задачи – объединение в одной композиции водных просторов величественной реки и неба – потребовала от Левитана перехода от работы в небольшом формате к большой картинной форме.
Плес художник изобразил в состоянии глубокой тишины и покоя, которое воцаряется на речных берегах в предвечерний час перед заходом солнца. Небо переливается нежно-золотистыми красками, томной дымкой подернулись уснувшие берега, река замерла, словно утомленная от долгого дня. Возвышающаяся колокольня еще освещена предзакатными лучами солнца, постепенно утрачивая четкость очертаний наползающим туманом. Воздух чист и легок, слегка влажный, он погружает в тихую дремоту вечера. Спокойная гладь воды, дальний берег, окутанный сумерками, маленький, утопающий в зелени городок – все это создает атмосферу безмятежности и умиротворения, словно призывая человека к тихой молитве.
Все тревоги и волнения дня уходят, вся суетность мирских забот тает в вечерней мгле. Опускающееся за горизонт солнце освещает реку нежным светом, придавая водной глади золотистый оттенок, который сливается с цветом закатного неба, создавая иллюзию бесконечного простора. Автор с восхитительной точностью передал не только ощущение полного спокойствия, но также мощь и красоту родной природы.
История
Исаак Ильич Левитан «Вечер. Золотой Плёс» написал после своей третьей поездки на Волгу. Первая была летом 1887 года. Во время второго путешествия по реке с друзьями и коллегами, в 1888 году, художниками был обнаружен небольшой городок Плёс, очаровавший художников своей тихой красотой.
Работать над этюдом будущей картины «Вечер. Золотой Плёс» Левитан начал в 1888 году. Это было время, когда художник приучался писать по памяти, схватывая, по его словам, «то общее, в чём сказалась жизнь, гармония цветов». Молодой живописец постоянно тренировал свою память и, опираясь на неё, учился «выделять те подробности, без которых теряется выразительность». Именно её художник считал в искусстве главным.
В следующем, 1889 году, Левитан снова отправился в Плёс, где начал работу над полотном. Живописец не торопился заканчивать картину, хотя писал быстро. Он был убеждён, что природа не нуждается в украшениях, но задача художника «почувствовать её суть».
Заканчивал работу над полотном Левитан в Москве, куда вернулся в октябре 1889 года. Через месяц талантливый живописец работал уже в собственной мастерской, которую ему выделил меценат Сергей Морозов. Здесь «Вечер. Золотой Плёс» был завершён окончательно.
Рекомендуемая литература
- Храм Азбука веры
- Тест: Устройство православного храма
- Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
- Справочник. Православный храм В. Пономарев
- Храм, Обряды, Богослужения
- Словарь храмовой архитектуры
- Символика и устройство православного храма Г. Калинина
- Устройство православного храма (схема)
- Фотоальбом: «Вхождение во Храм»
- Божественная Литургия
- Прямая трансляция богослужений
- Паломничество в Ивановскую область
Комментировать