Вечер. Золотой Плёс

Вечер. Золотой Плёс

Описание

Перед нами одна из выдающихся картин волжского цикла. В 1888-1890 годах все летние месяцы Левитан путешествовал по приволжским городам и остановился в небольшом городке Плесе, который произвел на него необычайное впечатление свой тихой красотой и гармонией. В это время у Левитана сложился индивидуальный творческий метод – он много работал с натуры, заканчивал же произведения в мастерской. Сложность поставленной задачи – объединение в одной композиции водных просторов величественной реки и неба – потребовала от Левитана перехода от работы в небольшом формате к большой картинной форме.

Плес художник изобразил в состоянии глубокой тишины и покоя, которое воцаряется на речных берегах в предвечерний час перед заходом солнца. Небо переливается нежно-золотистыми красками, томной дымкой подернулись уснувшие берега, река замерла, словно утомленная от долгого дня. Возвышающаяся колокольня еще освещена предзакатными лучами солнца, постепенно утрачивая четкость очертаний наползающим туманом. Воздух чист и легок, слегка влажный, он погружает в тихую дремоту вечера. Спокойная гладь воды, дальний берег, окутанный сумерками, маленький, утопающий в зелени городок – все это создает атмосферу безмятежности и умиротворения, словно призывая человека к тихой молитве.

Все тревоги и волнения дня уходят, вся суетность мирских забот тает в вечерней мгле. Опускающееся за горизонт солнце освещает реку нежным светом, придавая водной глади золотистый оттенок, который сливается с цветом закатного неба, создавая иллюзию бесконечного простора. Автор с восхитительной точностью передал не только ощущение полного спокойствия, но также мощь и красоту родной природы.

История

Исаак Ильич Левитан «Вечер. Золотой Плёс» написал после своей третьей поездки на Волгу. Первая была летом 1887 года. Во время второго путешествия по реке с друзьями и коллегами, в 1888 году, художниками был обнаружен небольшой городок Плёс, очаровавший художников своей тихой красотой.

Работать над этюдом будущей картины «Вечер. Золотой Плёс» Левитан начал в 1888 году. Это было время, когда художник приучался писать по памяти, схватывая, по его словам, «то общее, в чём сказалась жизнь, гармония цветов». Молодой живописец постоянно тренировал свою память и, опираясь на неё, учился «выделять те подробности, без которых теряется выразительность». Именно её художник считал в искусстве главным.

В следующем, 1889 году, Левитан снова отправился в Плёс, где начал работу над полотном. Живописец не торопился заканчивать картину, хотя писал быстро. Он был убеждён, что природа не нуждается в украшениях, но задача художника «почувствовать её суть».

Заканчивал работу над полотном Левитан в Москве, куда вернулся в октябре 1889 года. Через месяц талантливый живописец работал уже в собственной мастерской, которую ему выделил меценат Сергей Морозов. Здесь «Вечер. Золотой Плёс» был завершён окончательно.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Оксана, 28.08.2024

    «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Саврасов создал русский пейзаж», — эти слова принадлежат Исааку Левитана, скорбевшего о смерти своего учителя. Левитан научился у Саврасова умению видеть в близкой, неброской, не эффектной вроде бы на первый взгляд среднерусской природе красоту и одухотворенность, а затем вывел жанр пейзажа на новый уровень. Пейзажи Левитана — это сокровенное внутреннее переживания той самой природы, которую он видел и шел через это внимательное вИдение вглубь, словно заглядывая через внешнее куда-то дальше.
    Интересно, что Левитан больше любил писать не спокойное дневное состояние ясной природы, а или ненастье, или переходное состояние — чаще всего закат или время перед закатом, когда еще чуть-чуть, все изменится в окружающем. Потому, что такое состояние ещё более вызывает эмоциональный отклик
    «Я бы хотел выразить грусть, она разлита в природе. Это какой-то укор нам», — говорил художник. И грусть эта, которую чувствовал Левитан, мне кажется, некая тоска по утраченному Раю, пот тому невидимому, что явственно ощущал мастер..

    Ответить »
    • kozhelga, 29.08.2024

      У Левитана да, легкая грусть присутствует, и это притягивает зрителя. Действительно важен эмоциональный отклик, а переходное состояние природы является своеобразным маркером переходной эпохи.

      Ответить »