-
Дата создания: 1868
-
Техника: Масло
-
Материал: Холст
-
Размер: 58,5×80,5
Сюжет
Картина Шварца написана под влиянием трудов историка Ивана Егоровича Забелина, особенно его статей о поездках русских цариц на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. «Домашний быт человека, – писал Забелин, – есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех великих событий истории».
Описание
В отличие от мастеров исторического жанра предшествующей эпохи, Шварц превращает исторический жанр в историко-бытовой, показывая эпизод из частной жизни царской семьи XVII века: дальнюю поездку на богомолье в Великий Пост. Прихотливо извиваясь по разбитой оттепелью дороге, из глубины навстречу зрителю тянется длинная вереница карет и повозок, скользящих на санных полозьях. Нарядные кареты везут царицу и её родню, на простых повозках разместились слуги, на отдельных возках расположили багаж. Что происходит в карете, зрителю не видно, его взору открыта лишь браво гарцующая конная охрана. Вероятно, в дороге царица со слугами молится, как это было принято в поездках по святым местам.
Вера в Бога определяла весь строй жизни царской четы. Молитва всегда оставалась потребностью царицы, её утешением. В поездках по святым местам царица активно занималась благотворительностью. Сохранились исторические свидетельства, что супруга царя Алексея Михайловича немало помогала московскому Сретенскому монастырю, Свято-Троицкому в Калязине, обители Рождества Богородицы в Болхове. Художник на картине мастерски передает настроение путешественников, их стремление поклониться святыням, несмотря на ненастную погоду – нависшие тучи и влажные испарения тающего снега. Пахнут прелой землёй проталины на дороге, предвещая начало весны, начало Пасхи.
В картине Шварц воссоздает особую атмосферу давно минувших лет, особый колорит эпохи, во многом поэтизируя обстановку и персонажей. Вокруг царицына поезда – извечная, неизменная русская природа: затерянная в снегах придорожная деревня с деревянной церковью и избами, крытыми соломой. От церкви как будто бы доносится пение молитв.
Царский выезд показан во всём великолепии на контрасте с окружающей обыденностью, вереница всадников, сопровождающих царицу, столь длинная, что тянется через всё полотно к самому горизонту.
Открытая Шварцем поэзия старинной повседневности предвещала искания художников будущего поколения – конца столетия, так называемого «серебряного века».
Шварца называют основоположником исторической живописи в России. Он первым из отечественных художников попытался детально воспроизвести в своих работах средневековый быт. И делал это с этнографической точностью.
История
Картина написана художником в 1868 году. Шварц задумался над этой темой еще в 1865 году, когда создал рисунок на подобный сюжет.
Это полотно довольно своеобразно сочетает в себе исторический жанр и пейзаж. Его всегда очень высоко ценили и зрители, и критики, и исследователи. Кроме того, эта картина считалась первой ласточкой русской реалистической исторической живописи.
Критика
Картина была положительно отмечена критиками. Так, В. Стасов писал: «Картина была не только поразительно верная по сюжету, типам и всем подробностям. Она была блестяща по исполнению, тонкому и изящному; она передавала с великим мастерством старые, по-своему поэтические и своеобразные краски русского пейзажа».
Рекомендуемая литература
- Паломничество Азбука веры
- Тест: Патриарший период
- О паломничестве (хождении на богомолье) прот. Иоанн Смолин
- Богомолье (паломничество) сост. О.А. Платонов
- Алексей Михайлович Романов, русский царь А.А. Половцов
- Царь Алексей Михайлович и его время М.Д. Хмыров
- Царствование Алексея Михайловича С.М. Соловьев
Комментировать