Паломничество

Литература по теме

Пало́мничество – путешествие с целью посетить св. места (монастыри, храмы, места священных событий и др.), помолиться перед их святынями (чудотворными иконами, мощами, и т.п.), поблагодарить Господа за оказанную милость, получить духовный совет и поддержку опытных старцев.

palomnichestvo - Паломничество

Одно из наиболее ранних, дошедших до нас свидетельств о совершении паломничеств относится ко II веку: во 2‑й половине II века св. Мелитон Сардский посетил Святую землю, чтобы, по словам Евсевия Кесарийского, «в точности узнать о ветхозаветных книгах, будучи уверен, что это лучше делать там, где спасение было проповедано и исполнено». Тот же историк рассказывает, как епископ одного из городов в Каппадокии, Александр (будущий соправитель Иерусалимского епископа Наркиса), совершил «путешествие в Иерусалим ради молитвы и истории тех мест». Примечательно, что в этом свидетельстве обозначена столь важная цель паломнического путешествия епископа Александра как молитва. Настоящий паломник посещает святые места ради молитвенного общения с Богом и Его святыми, чему может способствовать непосредственное пребывание в местах их земной жизни и погребения.

Первоначально паломничества совершались обычно на Святую землю, и прежде всего в Иерусалим, чему, начиная с IV века, сильно способствовали обретение Честного Креста Господня святой равноапостольной царицей Еленой и возведение храмов: на месте Воскресения Господа Иисуса Христа и возле места Его Вознесения (в Иерусалиме), а также на месте Его Рождества (в Вифлееме).

Рост популярности паломничеств на Святую землю вызывал неоднозначную реакцию у некоторых отцов Церкви, которые высказывали в своих письмах определенные предостережения. Св. Иероним Стридонский писал: «Похвально не побывать в Иерусалиме, а в Иерусалиме пожить добре. <…> Места Креста и Воскресения тем на пользу, кто несут крест свой и со Христом воскресают ежедневно <…> Те же, кто твердят: храм Господень, храм Господень, храм Господень, да услышат апостола: Вы — храм Божий, и Дух Святой живет в вас. А от Иерусалима до Британии равно открыт чертог небесный, ибо царствие Божие внутри нас есть». В подобном духе рассуждал и свт. Григорий Нисский: «Боящиеся Господа, восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такой, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником Воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям путешествовать от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину». Однако надо заметить, что  свт. Григорий не отвергал уместности паломничеств как таковых, при условии, что целью паломника было духовное «созерцание толиких знаков Господней благодати», «знаков великого Господня к нам человеколюбия». В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 1, вопрос 48) отмечается духовная польза посещения Гроба Господня, если оно совершается с верой и любовью: «Согласно пророчеству надлежало тому быть, чтобы место Гроба Господня было славным (почитаемым – прим. ред.), каким оно является и до сих пор. Ибо Пророк говорит: И покой его будет слава (Ис.11:10). И приходящий к нему в вере и любви Христовой, получает прощение множества грехов, так как через него он приходит к Христу».

Впоследствии центрами паломничеств становились различные места, связанные с событиями библейской истории, почитанием Богородицы и других святых. Сохранились различные воспоминания древних и более поздних паломников, путешествовавших по святым местам Палестины и других стран, которые имеют историческую ценность.

Чем отличается паломничество от обычного путешествия?

Нужно иметь в виду, что паломничество не является православным аналогом туризма, его целью является духовная польза человека. Посещение святого места само по себе не может сделать человека чище и лучше. Это действие является лишь одним из возможных средств получения пользы для души. Немаловажно, что паломничество сопряжено с трудом и жертвой со стороны человека. Протоиерей Андрей Ткачев поясняет: «Что есть паломничество? Ответ: подъятый на плечи труд молитвы и путешествия ради Господа. Что есть путешествие? Потраченные деньги в обмен на удовольствия, комфорт в пути и накопление новых впечатлений». Таким образом, ценность паломничества состоит не в перемещении человека в особенное место, а в тех положительных изменениях, которые могут произойти в душе человека в связи с этим.

Цитаты о паломничестве

«В Иерусалим бы хотелось, да средств нет. Когда нет средств, и нужды нет. Поминай чаще, а то и всяк день, мысленно все места, где бывал Господь, и мысленно поклоняйся Ему на каждом месте. – И довольно с тебя, – если еще не лучше того».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки