Вдова

Литература по теме

Вдова́

1) статус женщины, не вступившей в новый брак после смерти супруга; сама женщина, обладательница этого статуса;
2) церковный чин.

vdova – Вдова
Гюстав Доре. Грош вдовы (Мк.12:41-44).

Ветхий Завет о вдовах

В соответствии с ветхозаветным законодательством, вдовы пользовались особой защитой и покровительством со стороны общины. В Священном Писании часто говорится об особенном попечении и заботах Божиих о вдовах и сиротах (например, Ис.1:17; Иер.22:3; Пс.145:9). Заповедь о милосердии по отношению к вдовам и сиротам выражена законе Моисея: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх.22:22-24).

Во Второзаконии упоминается, что Бог «дает суд сироте и вдове, и любит пришельца» (Втор.10. 18). Вдовы вместе с сиротами, пришельцами и левитами по закону могли пользоваться из десятины, которая откладывалась каждый раз по истечении трех лет от всех плодов обрабатываемой земли и из мяса первенцев скота (Втор.14:28,29). Вдовам было предоставлено право питаться от праздничной трапезы (Втор.16:11), им предназначались остатки от жатвы (Втор.24:19-21). Бездетные вдовы священников имели право участвовать в трапезе священников (Лев.22:13). У вдов запрещено было брать в залог одежду и скот (Втор.24:17).

Пророки обличали злоупотребления в отношении бедняков и вдов: «Горе тем, которые постановляют неправедные законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия… чтобы вдов сделать добычею своею» (Ис.10:1-2).

В Израиле вдовы могли повторно выходить замуж, при этом закон о левирате распространялся только на бездетных вдов. Бездетная вдова, если она не вступала в брак по закону левирата, должна была возвратиться в дом своего отца (Быт.38:11; Лев 22:13). На вдовах не могли жениться первосвященники (Лев.21:14), а священникам разрешалось жениться на девицах и на вдовах других священников (Иез.44:22). К вдовам относились и обрученные невесты, женихи которых умерли до брака.

Новый Завет о вдовах

Подробные рассуждения о вдовах находятся в посланиях апостола Павла. Хотя он не считал предосудительным, чтобы вдова христианка вступала повторно в брак (молодой вдове он даже ввиду опасности искушений прямо советует это делать (1Тим.5:14-15)), в то же время он находил предпочтительным, чтобы вдовы оставались безбрачными, если могут понести такой подвиг: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8-9); «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор.7:39-40). Вдовство предпочтительно по той же причине, что и девство (1Кор.7:34). «Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к Небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные», – пишет свт. Иоанн Златоуст. Однако та вдова, которая освободившись от брачных уз, предается разгульной и праздной жизни, губит себя (1Тим.5:6,13).

Оставаться вдовой пожизненно рекомендуется также ради сохранения любви и верности почившему супругу. Свт. Иоанн Златоуст пишет в утешение молодой вдове: «Любовь к нему ты можешь сохранять и теперь так же, как и прежде; сила любви такова, что она объемлет, совокупляет и соединяет не только тех, которые находятся при нас или близко к нам, и которых мы видим, но и тех, которые удалены от нас; ни продолжительность времени, ни дальность расстояния, и ничто другое подобное не может прервать и прекратить душевную дружбу. Если же ты желаешь и видеть его лицом к лицу (я знаю, что ты весьма желаешь этого), то соблюди ложе его недоступным для другого мужа, постарайся сравняться с ним по жизни, и ты, конечно, отойдешь отсюда в один и тот же с ним лик, и будешь жить вместе с ним не пять лет, как здесь, не двадцать или сто, даже не тысячу или две, не десять тысяч или несколько десятитысячелетий, но беспредельные и бесконечные века».

В Древней церкви также существовал особый чин вдовиц, которые приносили пожизненный обет безбрачия и всецело посвящали остаток жизни Богу. Это церковное служение стояло в одном ряду с диаконисами и пресвитеридами, не принадлежа к типу служения клириков. Вдовицы занимали подчиненное положение не только к пресвитерам и диаконам, но также и к диаконисам. Они поставлялись на служение епископами, носили мирские одежды, состояли на содержании церковных общин. Апостол Павел перечисляет условия принятия в чин вдовицы с правом материальной поддержки со стороны церковной общины: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак» (1Тим.5:9-11).

Те же пожилые вдовы, у которых есть дети и внуки, должны получать материальную поддержку от них: «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу… Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:4,8). То же самое относится и к попечению о молодых вдовах: «Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц» (1Тим.5:16). Таким образом решался вопрос о социальной поддержке всех категорий вдов.

Свт. Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от прочих прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы, и заботятся об украшении церкви. Их служение, очевидно, заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок. Подобное служение исполняют в России начиная с XVIII в. члены сестричеств.

Канонические правила о церковных вдовах

Каноны предполагают временное отлучение от причастия для вдовствующих, вступивших в повторный брак, поскольку это считается отступлением от идеала абсолютной моногамии. Согласно 4-му канону свт. Василия Великого, «второбрачных отлучают на год, другие на два». В наше время эта норма не употребляется буквально.

Вдова, которая вступила в брак после 60-ти лет, должна быть отлучена от причастия, «пока не оставит нечистую страсть» (24-й канон свт. Василия Великого). Там же говорится о том, что женщина, причисленная к чину церковных вдовиц, раньше 60-ти лет, не будет виновна, если выйдет замуж снова.

11-й канон Феофила Александрийского гласит: «Вдовы, бедняки и приходящие странники да пользуются всяким успокоением, и пусть никто не присваивает себе церковные средства».

Поскольку от кандидата в священство требуется абсолютная моногамия, каноническое препятствие имеет тот, кто женат на вдове (18-е правило святых апостолов). Вдовам священнослужителей вступать в повторный брак не запрещается.

Цитаты о вдове

«Вдовам и вдовцам следует рекомендовать, когда это возможно, особенно в отсутствие маленьких детей, нуждающихся в уходе, оставаться верными своим ушедшим супругам, которые живы в Господе, сохраняя брачное единство любви, которому надлежит исполниться в Царстве Божьем, ради которого они были повенчаны как муж и жена».
Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka