-
Дата создания: 1866
-
Техника: Гравюра
-
Материал: Дерево
-
Размер: ?
-
В Библии: Откр. 6:7-8
Сюжет
Сюжет гравюры иллюстрирует слова Книги Откровения Иоанна Богослова, написанной им на острове Патмос во время гонений римского императора Домициана: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).
Описание
«Конь бледный» – самый трагический образ в искусстве: к нему обращались многие художники. Он приобрел особую популярность в переломные эпохи истории, начиная со Средневековья. Название гравюры отсылает зрителя к тексту шестой главы Апокалипсиса, где говориться о завершающем шествии всадников Апокалипсиса, знаменующих собой голод, войны и различные бедствия, обрушившиеся на землю по причине беззакония людей.
Доре передает образ последнего, четвертого всадника с особой выразительностью.
Перед зрителем предстает таинственное и устрашающее видение: летящий в небесных пространствах бесплотный всадник в развевающихся одеждах с косой руке — традиционным атрибутом смерти. Всадник едет с пустыми руками, так как главным его предназначением станет открытие врат ада. Страшный, бледный конь-оборотень с развевающейся косматой гривой, извергающий из ноздрей пар, летит над небесным пространством в сопровождении бесчисленного бесовского войска на крылатых драконах, разверзающих свои хищные пасти. Бледный цвет коня (чаще всего считается, что визуально он – бледно-зеленый) имитирует трупную бесцветность, отсюда и возникает его ассоциация со смертью.
Этот всадник завершает шествие первых первых трех: он ведет за собой на землю болезни, войны, голод, окончательную гибель огромного количества людей. Он завершает собой все происходящее и служит своего рода драматической кульминацией всего описанного ранее. За ним по пятам идёт Ад, как символ конца, готовый поглотить всех нечестивых грешников.
Чтобы передать весь ужас надвигающегося бедствия, Доре использует диагональную композицию, где кони, врываясь в пространство, как бы мчатся по направлению к зрителю. Беспокойно бегущие облака внушают ощущение тревоги, а темная непроглядная мгла еще ярче и отчетливей усиливает трагический момент.
История
Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету.
В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 году французский издательский дом Alfred Mane et fils выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством Cassell, Petter and Galpin, и с этого времени по 1870 г. Библия начала выходить в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено издательством Маврикия Осиповича Вольфа в 1876 г.
Рекомендуемая литература
- Смерть Азбука веры
- Апокалипсис Азбука веры
- Толкования на Откровение Иоанна Богослова 6:8
- Тест: Апокалипсис
- Толкование на Апокалипсис прот. Геннадий Фаст
- Толкование Апокалипсиса прот. Иоанн Павловцев
- Толкование на 6 главу Апокалипсиса свящ. Даниил Сысоев
- Краткая схема Апокалипсиса
- Откровение Иоанна Богослова А.С. Небольсин
- АУДИО. Апокалипсис
- ВИДЕО. Апокалипсис
- Раздел «Апокалипсис»
Комментировать