Иерусалим

***

Иерусали́м («осно­ва­ние мира») —

1) город на тер­ри­то­рии Обе­то­ван­ной земли. В древ­ней­шие вре­мена был изве­стен как Иевус (Суд.19:10), город иеву­сеев. В период Царств был заво­е­ван Дави­дом. При Соло­моне (сыне Давида) в Иеру­са­лиме был воз­ве­ден вели­че­ствен­ный Храм во имя Еди­ного и Истин­ного Бога, а также дворец;

2) Небес­ный Иеру­са­лим — Горние оби­тели, место пре­бы­ва­ния увен­чан­ных Богом святых.

***

Земной и Небесный Иерусалим

Небес­ный Иеру­са­лим нельзя осмыс­ли­вать как копию зем­ного, с его ули­цами, пло­ща­дями, транс­порт­ными раз­вяз­ками, рын­ками, банями, адми­ни­стра­тив­ными кор­пу­сами и пр. Небес­ный Иеру­са­лим назван так не потому, что будто бы явля­ется его копией, но потому, что явля­ется его пер­во­об­ра­зом.

В чём же выра­жа­ется про­об­ра­зо­ва­тель­ная связь? Во-первых, Иеру­са­лим рас­по­ло­жен на тер­ри­то­рии Обе­то­ван­ной земли, кото­рая, в своё время, слу­жила про­об­ра­зом Цар­ства Небес­ного.

(Напом­ним, что пере­ход евреев через Черм­ное море пони­ма­ется, в этом кон­тек­сте, как про­об­раз Кре­ще­ния; соро­ка­лет­нее стран­ство­ва­ние по пустыне — как про­об­раз жизни хри­стиан в земной Церкви; вступ­ле­ние в Обе­то­ван­ную землю — как про­об­раз насле­до­ва­ния веру­ю­щими Небес­ного Рая).

Можно ска­зать, что в какой-то мере вве­де­ние Богом Изра­иля в Обе­то­ван­ную землю было схоже с посе­ле­нием (Им же) Адама в Раю. По усло­виям жизни Рай пред­став­лял для чело­века особо ком­форт­ную среду, но и Пале­стина, на фоне прочих тер­ри­то­рий, была довольно ком­фортна для про­жи­ва­ния (сам Гос­подь отзы­вался о ней как о земле, где течёт молоко и мед: «вам отдаю в насле­дие землю, в кото­рой течет молоко и мед» (Лев.20:24)). В Раю Бог откры­вался Адаму, в Пале­стине Бог откры­вался Изра­илю.

Земля Обе­то­ван­ная была местом осо­бого Божьего при­сут­ствия. Со вре­мени постро­е­ния Храма глав­ным цен­тром рели­ги­оз­ной жизни Изра­иля стал Иеру­са­лим: здесь при­но­си­лись жертвы, совер­ша­лись бого­слу­же­ния, сюда сте­ка­лись иудеи на глав­ные празд­ники. Об этом месте Сам Гос­подь воз­ве­стил: «Мое имя будет там» (3Цар. 8:29).

Биб­лей­ским осно­ва­нием для вхож­де­ния тер­мина «Небес­ный Иеру­са­лим» в обиход Церкви служат, в част­но­сти, слова апо­стола Павла: «Вы при­сту­пили… ко граду Бога живаго, к небес­ному Иеру­са­лиму» (Евр. 12:22).

Кроме того о Небес­ном Иеру­са­лиме сви­де­тель­ство­вал Еван­ге­лист Иоанн Бого­слов. Будучи в Духе, он лично созер­цал этот город схо­дя­щим от Бога, с Небес (Откр. 21:2).

Тай­но­зри­тель опи­сы­вает его как слав­ней­ший град, рас­по­ло­жен­ный на две­на­дцати осно­ва­ниях, укра­шен­ных дра­го­цен­ными кам­нями. По его словам, на осно­ва­ниях начер­таны имена апо­сто­лов. Город окру­жен боль­шою стеной. В стене — две­на­дцать врат. Све­тило в нём подобно дра­го­цен­ней­шему камню, яспису; а Храм — Сам Гос­подь Все­дер­жи­тель (Откр. 21:10–22).

Ясно, что опи­са­ние Небес­ного Иеру­са­лима, состав­лен­ное Еван­ге­ли­стом, глу­боко сим­во­лично: в духов­ном отно­ше­нии он настолько пре­вос­хо­дит земной, насколько Небо — брен­ную землю.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки