Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

Описание

На полотне изображена сцена, описанная в Евангелии по Иоанну: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

«Что же значат слова сии: Не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему? Ты, видя Меня, почитаешь только человеком, а еще не знаешь равенства Моего со Отцом; не прикасайся ко Мне, как к простому человеку, не принимай Меня такою верою, но уразумей во Мне Слово, равное Отцу». (Источник)

Композиция картины отличается одухотворенной простотой, фигуры персонажей скульптурные, канонически красивые, пластичные. Изображены Христос и Магдалина повернутыми фронтально, для удобства созерцания выражений лиц и передачи их душевных переживаний.

Фигура Христа написана в идеальных пропорциях, изящно проработаны складки белого одеяния. На Марии Магдалине пламенно красное платье. Таким противопоставлением художник выразил разность сфер, в которых пребывают человеческое существо и божественное. Белая ткань на теле Иисуса светится, переливается как жемчуг и перламутр, голубовато-золотистая, она напоминает о небесных заоблачных сферах.

Магдалина показана приземленной, одной ногой стоящей на коленке, протягивает руку к любимому Спасителю. Христос спокойным, но строгим жестом сдерживает сильный душевный порыв ученицы. Иванову удалось передать любовь Иисуса и смесь душевных переживаний Марии при встрече с ним: боль от его смерти, восторг от возвращения и надежда на скорое счастье.

Считается, что данная работа была своеобразной «репетицией» перед главным трудом жизни художника – картиной «Явление Христа народу».

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 20.06.2025
    Когда смотришь на творчество художника, в том числе на графические работы, видишь, как художник ищет более точные, на его взгляд, композицию, образы, то больше опираясь на западноевропейские традиции, то на традиции восточнохристианского искусства. Конечно, оставаясь, прежде всего мастером академической живописи.
    Здесь перед нами — известный с начала XV века греческий иконографический извод, который присутсвует и в работах западных художников эпохи Возрождения. Здесь можно вспомнить, например, «Явление Христа Марии Магдалине» Фра Беато Анджелико, роспись Ок. 1445 г монастыря Сан-Марко во Флоренции. У мастера эпохи Возрождения мы также видим противопоставление теплых тонов в одежде Марии Магдалины, и холодных, светлых – в одежде Христа, что будет потом и у Александра Иванова, что более явно показывает обусловленность названия извода «не прикасайся ко Мне… « (Ин. 20:17)
    Ответить »