Бес­при­стра­стие

***

Беспристра́стие – 1) чуж­дость при­стра­стию; 2) непред­взя­тость; 3) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, выра­жа­е­мая в сво­боде от при­стра­стия к земным вещам и людям.

Согласно отцам, бес­при­стра­стие состоит, в част­но­сти, в том, «чтобы помысл… не кло­нился ни к какой мир­ской вещи» (св. Симеон Новый Бого­слов); в том, чтобы была «любовь к ближ­ним брат­ская, чистая, ко всем равная, радост­ная, бес­при­страст­ная, пла­ме­не­ю­щая оди­на­ково к дру­зьям и врагам» (Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

В пра­во­слав­ной аске­тике доб­ро­де­тель бес­при­стра­стия при­нято отли­чать от состо­я­ния бес­стра­стия, харак­тер­ного для подвиж­ни­ков, достиг­ших высо­кой сте­пени духов­ного совер­шен­ства.

***

«Отре­че­нием своей воли хри­сти­а­нин при­об­ре­тает бес­при­стра­стие, а с бес­при­стра­стием при­хо­дит с помо­щью Божией и в совер­шен­ное бес­стра­стие». 
пре­по­доб­ный авва Доро­фей

Если кто думает, что не имеет при­стра­стия к какой-либо вещи, а лишив­шись ее, печа­лится серд­цем, то вполне пре­льщает самого себя.
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

И под­линно, одно из труд­ней­ших дел – отверг­нуть при­стра­стие и старую при­вя­зан­ность, рас­торг­нуть мно­го­слож­ные соблазны, окры­литься и воз­не­стись до небес­ных сводов. Как у муче­ни­ков тяжел подвиг, так и у этих бывает про­дол­жи­тель­ная скорбь.
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

При­стра­стие к земным вещам воз­му­щает ум и сердце, пре­зре­ние же их достав­ляет успо­ко­е­ние.
пре­по­доб­ный авва Исаия

Сердце, падшее с высоты небес­ных мыслей, бесы делают при­вя­зан­ным к земным вещам. А когда пре­не­бре­жет оно тлен­ным, тогда примет нетлен­ное.
Земное влечет вниз, и стра­сти омра­чают сер­деч­ные очи во время брани, потому лука­вый и одо­ле­вает в борьбе нас, земных, испол­нен­ных попе­че­ния о земном и рабо­леп­ству­ю­щих стра­стям.
Кто любит что-нибудь в этом мире и при­вя­зы­ва­ется к какой бы то ни было мир­ской и тлен­ной вещи, тот на эту вещь меняет Небес­ное Цар­ство.
Всякая земная связь, всякое при­стра­стие к чему бы то ни было веще­ствен­ному, как бы ни было это мало­важно, в при­стра­стив­шемся про­из­во­дит удо­воль­ствие и при­ят­ное ощу­ще­ние, хотя нера­зум­ное и впо­след­ствии вред­ное. И вожде­ле­ва­тель­ная сила души так сильно пора­бо­ща­ется этим, что поко­рив­шийся стра­сти с лише­нием люби­мого впа­дает в раз­дра­же­ние, в печаль, в гнев, в памя­то­зло­бие. А если сверх при­стра­стия нечув­стви­тельно и неис­це­лимо овла­деет чело­ве­ком хотя бы неболь­шая при­вычка, тогда пле­нен­ный нера­зум­ным при­стра­стием до конца пре­да­ется ему по при­чине скры­того в нем удо­воль­ствия, потому что удо­воль­ствие похоти мно­го­об­разно и нахо­дит себе удо­вле­тво­ре­ние во всех стра­стях.
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки