Нестяжа́ние –
1) евангельская добродетель, выражаемая в независимости человека от страсти накопительства, чрезмерной привязанности к материальным благам;
2) предмет одного из трёх монашеских обетов.
Нестяжание (добровольная бедность) как форма отношения к материальным благам, не является общеобязательной для всех христиан. Однако в Евангелии нестяжание обозначено как одно из средств, способствующих (разумеется, при условии соблюдения Божьих заповедей) достижению состояния совершенства.
Благодаря нестяжанию человек избегает привязанности к земным вещам и может всецело сосредоточиться на служении Богу. В связи с этим примечательны слова св. Августина: «Недостаточна любовь, любящая что-то помимо Тебя и не ради Тебя». Имея это в виду, легче понять слова Господа Иисуса Христа, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Нестяжание включено в обеты, которые приносятся при монашеском постриге. В чине пострижения оно называется добровольной нищетой ради Христа.
***
Император Валент (арианин), зная, какое влияние на православных имел св. Василий, архиепископ кесарийский, вздумал склонить его на свою сторону. Для сего поручил начальнику города, Модесту, примирить его с арианами. Модест начал свое дело ласкою к св. Василию, продолжал угрозою – отнять имущество и сослать в заточение, а кончил новою угрозою – подвергнуть мучениям и смерти. Св. Василий безбоязненно отвечал: «Отнимать у меня нечего, кроме бедной одежды и нескольких книг; заточение для меня не страшно, потому что куда ни заточат, везде земля Господня; смерть даже благодеяние, потому что соединит меня с Господом».
Такое величие духа изумило Модеста, и он сказал: «Со мною до сего времени никто еще так смело не говорил». Тогда св. Василий смиренно заметил: «Может быть тебе не приходилось говорить с епископом; потому что в подобном случае каждый из наших епископов также говорил бы с тобою».
Цитаты о нестяжании
«Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».
Лк.12:33-34
«Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие».
Лк.6:20
«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Лк.16:13
«Мы прочнее привязаны к земным вещам, когда обладаем ими, чем когда их желаем, ибо почему тот юноша отошёл с печалью, как не потому, что был очень богат? Ведь одно дело – не желать завладеть тем, чего не имеешь, и совсем другое – отказаться от того, что уже имеешь; от первого отказываются как от чужого, а от последнего – как от части себя».
блж. Августин
«Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
«Больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром».
прп. Никодим Святогорец
«Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостаток у других (2Кор.8:14)».
свт. Иоанн Златоуст
«Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или добровольный отказ от всякой собственности».
Пространный христианский катихизис
«Христова нищета дает человеку свободу. Если человек обладает многими вещами, его душа занята попечением о них, его душа притягивается к удовольствиям и богатствам и связывается этой заботой. Казалось бы, человек несвободен в нищете: он не может ничего купить, у него нет материальных благ, но именно нищета и дает подлинную свободу. Она открывает путь к радости Царства Небесного».
епископ Пантелеимон (Шатов)
Литература по теме
- Нестяжательность Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
- О нестяжании преп. Иоанн Лествичник
- Нестяжание прот. Николай Депутатов
- О нестяжании митр. Филарет Московский
- О нестяжании свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Нестяжание схиигумен Савва (Остапенко)
- При посте телесном нестяжание себе поста душевного прот. Евгений Попов
- О вступлении в иночество и о нестяжании преп. Зосима (Верховский)
- Иноческие обеты: нестяжание и послушание проф. К.Е. Скурат
- Обет нестяжания архим. Амфилохий
- Нестяжание еп. Варнава (Беляев)
- Нестяжание как одна из составляющих аскетического идеала Н.В. Синицына
Комментировать