Скверноприбытчество

Скверноприбы́тчество – полу­че­ние дохода, при­были, наживы сквер­ным, гре­хов­ным путем; вид стра­сти среб­ро­лю­бия.

Сюда же отно­сится и туне­яд­ство, «когда полу­чают жало­ва­нье за долж­ность или плату за дело, но долж­но­сти и дела не испол­няют, и, таким обра­зом, крадут и жало­ва­ние или плату, и пользу, кото­рую могли бы трудом при­не­сти обще­ству или тому, для кого сле­до­вало рабо­тать» («Пра­во­слав­ный кате­хи­зис»).

***

Может ли Цер­ковь не осуж­дать сквер­но­при­быт­чика за его дея­тель­ность, если он жерт­вует ей зна­чи­тель­ную часть своих дохо­дов?

Цер­ковь, как при­зван­ная Богом бороться со злом, как бла­го­дат­ная духов­ная вра­чеб­ница, всегда осуж­дала и осуж­дает грех. В то же время двери Церкви открыты для любого греш­ника, и сквер­но­при­быт­чик — не исклю­че­ние. Но для чего Цер­ковь при­ни­мает греш­ни­ков? Для того, чтобы спо­соб­ство­вать пре­об­ра­зо­ва­нию его лич­но­сти, его жизни. Но если сквер­но­при­быт­чик, всту­пая в Цер­ковь, захо­чет пожерт­во­вать ей неко­то­рую сумму из скверно нажи­того состо­я­ния, то вправе ли Цер­ковь при­ни­мать «вместе с ним» и его деньги? На этот счёт сего­дня можно услы­шать разные мнения, вплоть до вза­имно про­ти­во­по­лож­ных.

Между тем, подоб­ный пример встре­ча­ется в Еван­ге­лии, в сюжете о Закхее. Закхей был началь­ни­ком мыта­рей (Лк.19:2), а мытари, поль­зу­ясь своим поло­же­нием, нередко обо­га­ща­лись нечест­ным путём, обижая и грабя своих ближ­них. Тем не менее, когда Закхей, вдох­но­вив­шись при­сту­ствием и сло­вами Христа, про­из­нёс, что отдаст поло­вину своего имения нищим, а, если кого чем обидел, воз­даст вчет­веро (Лк.19:8), Хри­стос про­из­нёс одоб­ри­тель­ное заме­ча­ние: «ныне пришло спа­се­ни­едому сему, потому что и он сын Авра­ама, ибо Сын Чело­ве­че­ский пришел взыс­кать и спасти погиб­шее» (Лк.19:9–10).

Другое дело, если сквер­но­при­быт­чик, став членом Церкви, не соби­ра­ется остав­лять сквер­но­при­быт­че­ство и жерт­вует деньги, считая, что таким обра­зом он сможет отку­питься от осуж­де­ния на част­ном, а затем и Страш­ном Суде. В этом случае пас­тырь должен ука­зать ему на его неправоту.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки