Скрыть
4:2
4:3
4:4
4:5
4:6
4:7
4:8
4:9
4:10
4:13
4:15
4:17
4:18
4:20
4:23
4:26
4:27
4:28
4:29
4:31
4:32
4:34
4:36
4:37
4:38
4:40
4:41
Церковнославянский (рус)
[Зач. 15.] И па́ки нача́тъ учи́ти при­­ мо́ри: и собра́ся къ Нему́ наро́дъ мно́гъ, я́коже Самому́ влѣ́зшу въ кора́бль, сѣдѣ́ти въ мо́ри: и ве́сь наро́дъ при­­́ мо́ри на земли́ бя́ше.
И уча́­ше и́хъ при́тчами мно́го и глаго́лаше и́мъ во уче́нiи Сво­е́мъ:
слы́шите: се́, изы́де сѣ́яй сѣ́яти:
и бы́сть егда́ сѣ́яше, о́во паде́ при­­ пути́, и прiидо́ша пти́цы, и позоба́ша е́:
друго́е же паде́ при­­ ка́мени, идѣ́же не имя́ше земли́ мно́ги, и а́бiе прозябе́, зане́ не имя́ше глубины́ земны́я:
со́лнцу же воз­сiя́в­шу при­­свя́де, и зане́ не имя́ше ко́рене, и́зсше:
и друго́е паде́ въ те́рнiи, и взы́де те́рнiе, и подави́ е́: и плода́ не даде́:
и друго́е паде́ на земли́ до́брѣй, и дая́ше пло́дъ восходя́щь и расту́щь, и при­­пло́доваше на три́десять, и на шестьдеся́тъ, и на сто́.
И глаго́лаше: имѣ́яй у́шы слы́шати да слы́шитъ.
[Зач. 16.] Егда́ же бы́сть еди́нъ, вопроси́ша Его́, и́же бя́ху съ Ни́мъ, со обѣма­на́­де­ся­те о при́тчи.
И глаго́лаше и́мъ: ва́мъ е́сть дано́ вѣ́дати та́йны Ца́р­ст­вiя Бо́жiя: о́нѣмъ же внѣ́шнимъ въ при́тчахъ вся́ быва́ютъ,
да ви́дяще ви́дятъ, и не у́зрятъ: и слы́шаще слы́шатъ, и не разумѣ́ютъ: да не когда́ обратя́т­ся, и оста́вят­ся и́мъ грѣси́.
И глаго́ла и́мъ: не вѣ́сте ли при́тчи сея́? И ка́ко вся́ при́тчи уразумѣ́ете?
Сѣ́яй, сло́во сѣ́етъ.
Сі́и же су́ть, и́же при­­ пути́, идѣ́же сѣ́ет­ся сло́во, и егда́ услы́шатъ, а́бiе при­­хо́дитъ сатана́ и от­ъе́млетъ сло́во сѣ́ян­ное въ сердца́хъ и́хъ.
И сі́и су́ть та́кожде и́же на ка́мен­ныхъ сѣ́емiи, и́же егда́ услы́шатъ сло́во, а́бiе съ ра́достiю прiе́млютъ е́:
и не и́мутъ коре́нiя въ себѣ́, но при­­вре́мен­ни су́ть: та́же бы́в­шей печа́ли или́ гоне́нiю словесе́ ра́ди, а́бiе соблажня́ют­ся.
А сі́и су́ть, и́же въ те́рнiи сѣ́емiи, слы́шащiи сло́во:
и печа́ли вѣ́ка сего́, и ле́сть бога́т­ст­ва, и о про́чихъ по́хоти входя́щыя подавля́ютъ сло́во, и безпло́дно быва́етъ.
И сі́и су́ть, и́же на земли́ до́брѣй сѣ́ян­нiи, и́же слы́шатъ сло́во и прiе́млютъ, и пло́д­ст­вуютъ на три́десять, и на шестьдеся́тъ, и на сто́.
И глаго́лаше и́мъ: еда́ свѣти́лникъ прихо́дитъ {вжига́ютъ}, да подъ спу́домъ положа́тъ его́ или́ подъ одро́мъ? Не да ли на свѣ́щницѣ положе́нъ бу́детъ?
нѣ́сть бо та́йно, е́же не яви́т­ся, ниже́ бы́сть потае́но, но да прiи́детъ въ явле́нiе:
а́ще кто́ и́мать у́шы слы́шати, да слы́шитъ.
[Зач. 17.] И глаго́лаше и́мъ: блюди́те что́ слы́шите: въ ню́же мѣ́ру мѣ́рите, воз­мѣ́рит­ся ва́мъ, и при­­ложи́т­ся ва́мъ слы́шащымъ:
и́же бо а́ще и́мать, да́ст­ся ему́: а и́же не и́мать, и е́же и́мать, отъ­и́мет­ся от­ него́.
И глаго́лаше: та́ко е́сть [и] Ца́р­ст­вiе Бо́жiе, я́коже человѣ́къ вмета́етъ сѣ́мя въ зе́млю,
и спи́тъ, и востае́тъ но́щiю и дні́ю: и сѣ́мя прозяба́етъ и расте́тъ, я́коже не вѣ́сть о́нъ:
от­ себе́ бо земля́ плоди́тъ пре́жде траву́, пото́мъ кла́съ, та́же исполня́етъ пшени́цу въ кла́сѣ:
егда́ же созрѣ́етъ пло́дъ, а́бiе по́слетъ се́рпъ, я́ко наста́ жа́тва.
И глаго́лаше: чесому́ уподо́бимъ Ца́р­ст­вiе Бо́жiе? Или́ ко́­ей при́тчи при­­ложи́мъ е́?
я́ко зе́рно гору́шично, е́же егда́ всѣ́яно бу́детъ въ земли́, мнѣ́е всѣ́хъ сѣ́менъ е́сть земны́хъ:
и егда́ всѣ́яно бу́детъ, воз­раста́етъ, и быва́етъ бо́лѣе всѣ́хъ зе́лiй, и твори́тъ вѣ́тви ве́лiя, я́ко мощи́ подъ сѣ́нiю его́ пти́цамъ небе́снымъ вита́ти.
И таковы́ми при́тчами мно́гими глаго́лаше и́мъ сло́во, я́коже можа́ху слы́шати.
Безъ при́тчи же не глаго́лаше и́мъ словесе́: осо́бь же ученико́мъ Сво­и́мъ сказа́­ше вся́.
[Зач. 18.] И глаго́ла и́мъ въ то́й де́нь, ве́черу бы́в­шу: пре́йдемъ на о́нъ по́лъ.
И от­пу́щше наро́ды, поя́ша Его́ я́коже бѣ́ въ корабли́: и ині́и же корабли́ бя́ху съ Ни́мъ.
И бы́сть бу́ря вѣ́трена вели́ка: во́лны же влива́хуся въ кора́бль, я́ко уже́ погружа́тися ему́.
И бѣ́ Са́мъ на кормѣ́ на воз­гла́вницѣ спя́. И воз­буди́ша Его́ и глаго́лаша Ему́: Учи́телю, не ради́ши ли, я́ко погиба́емъ?
И воста́въ запрети́ вѣ́тру и рече́ мо́рю: молчи́, преста́ни. И уле́же вѣ́тръ, и бы́сть тишина́ ве́лiя.
И рече́ и́мъ: что́ та́ко страшли́ви есте́? Ка́ко не и́мате вѣ́ры?
И убоя́шася стра́хомъ ве́лiимъ и глаго́лаху дру́гъ ко дру́гу: кто́ у́бо Се́й е́сть, я́ко и вѣ́тръ и мо́ре послу́шаютъ Его́?
Синодальный
1 Притча о сеятеле. 21 «Замечайте, что слышите». 26 Притча о растущем семени, горчичном зерне. 35 «И ветер и море повинуются Ему».
[Зач. 15.] И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́.
Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
[Зач. 16.] Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Переводчиками пропущена частица «не» перед словом «прощены». Ср. (Мф.13:15), (Ис.6:10), (Ис.44:18). См. подробнее.
И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
Сеятель слово сеет.
Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
Посеянное в тернии означает слышащих слово,
но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
Если кто имеет уши слышать, да слышит!
[Зач. 17.] И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он,
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
[Зач. 18.] Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Татарский
Ул аларны мясялляр белян кюб öйряткян; öйрятеб аларга äйткян:
Тыҥнагыз але: мына чячеÿче чячяргя чыккан.
Чячкян чагында кайсы (бöртöгö) жул кырыйына тöшкян; кошлар очоб килгянняр дя аларны чюбляб бетергянняр.
Кайсысы ташлык жиргя тöшкян; анда балчык аз гна булган: балчык сай булганныктан алар тизюк тишелеб чыкканнар.
Кояш чыккач, алар шинеб беткянняр; тамырлана алмаганга кюря, короганнар.
Кайсысы тигяняклеккя тöшкян; тигяняк ÿсеб житкяч, аларны басыб алган, аннары алар жимеш китермягянняр.
Кайсысы жакшы жиргя тöшкян: алары тишелеб ÿсеб жимеш китергянняр: кайсысы утыз, кайсысы алтмыш, кайсысы жОз (бОртОк) китергян, дигян.
Аннары аларга äйткян: эшетергя колагы бар кеше эшетсен, дигян.
Калык киткяч, Анын жанындагылар, ун ике (öйрянеÿчесе) дя бергя Аннан мясял турысында сораганнар.
Ул аларга äйткян: сезгя Алла падшалыгынын жяшереклярен белергя бирелгян, äммя теге тыштагыларга барысы да мясял белян айтеля.
Алар жазыкларыҥ кичерттермяс öчöн, (Аллага) кайтмас öчöн, кюзляре белян карасалар да кюрмейляр, колаклары белян эшетсяляр дя аннамыйлар, дигян.
Аннары аларга äйткян: сез бу мясялне аҥнамыйсыз меней? бар мясяллярне ничек аннарсыз суҥ?
Чячеÿче сюз чячя.
Жул кырыйына чячелгяне шушындый кешелярне белдеря: алар эченя сюз чячеля, тик эшеткян сятлярендюк шайтан килеб, аларнын кюнеленя чячелгян сюзне алыб китя.
Шунын кюк ташлык жиргя чячелгяне дя сюзне эшеткяч тя, аны тизюк сöйöнöч белян кабыл алган кешелярне белдеря;
Тик алар жяйелгян тамырлары жукка кюря, ныклыклары да булмаганга, эшеткян сюз öчöн суныннан кайгы, жя кысаннык туры кился, шул сяттюк шикляня башлыйлар.
Тигяняклеккя чячелгяне сюзне былай тыннаучыларны белдеря:
Бу гумернен сагышлары, байлыкка алданыулык, тагы бютян няпесляр дя аларга кереб, сюзне басыб бетеряляр; аннары ул сюз жимеш китермей.
Äммя жакшы жиргя чячелгяне мындыйларны белдеря: алар сюзне эшетеÿ белян кабыл алалар, аннары берсе утызлаб, икенчесе алтмышлаб, öчöнчöсö жöзляб жимеш китеря, дигян.
Аннары тагы аларга äйткян: эшямне сауыт астына, жя жата торган урын астына утыртыр öчöн китеряляр меней? аны эшямдялгя утыртырга (китеряляр) тöгöл ме?
Кюренмей каласы бер жяшерен дя жук; жяшереб куйганнын да ич берсенен тышка чыкмый каласы жук.
Эшетергя колагы бар кеше эшетсен, дигян.
Аларга тагы äйткян: эшеткянегезгя аҥ салыгыз. Ничек ÿлчяÿ белян ÿлчясягез, ÿзегезгя дя шулай ÿлчянер, сез тыҥнаучыларга арттырылыр да.
Барга бирелер, äммя жукнын нейе бар, анысы да алыныр шул, дигян.
Тагынук äйткян: Алла падшалыгы кеше жиргя ташлаган орлокка ошаулы:
Ул (кеше) тöння дя, кöндöз дя, жоклой да, тора да, äммя орлок ничек тишелеб, ничек ÿскянне белмей.
Жир ÿзе жимеш китеря: элеке ул жяшел ужым ÿстеря, аннары баш чыгарта, аннары башакны тöш белян тутыра.
Ашлык житкяч, ул (кеше) урыр багыт житкянгя кюря, тизюк уракчылар жибяря, дигян.
Аннары äйткян: Алла падшалыгын нейгя ошатыйык? жя аны ничек мясял белян äйтеб кюрсятейек?
Ул горчица орлогона ошаулы: ул орлокно жиргя чячкяндя, ул жирдяге барча орлоклардан да ыуагырак була;
Äммя чячкячен, тишелеб чыга да, бар ÿлямнярдян дя олорак була, зур тармаклар чыгара, анын кюлягясендя ауа кошлары килеб, кунаклаб утырырлык була, дигян.
Шундый кюб мясялляр белян, алар тынный алган тинете, Ул аларга сюз сöйлягян.
Аларга мясялсез сöйлямягян, äммя öйрянеÿчеляреҥя аулакта бар турныда аҥнаткан.
Шул кöннö кич Ул аларга äйткян: теге жакка кичейек, дигян.
Аннары алар калыкны жибяреб, Аны кимядяге кöйö, ÿзляре белян бергя алыб киткянняр; Анын белян бютян кимяляр дя булган.
Шунда бик шяб дауыл кютярелгян; тулкыннар кимягя кереб, кимягя сыу тула башлаган.
Äммя Ул кормада мендяр салыб жоклаган икян. Аны уятыб, Аҥар äйткянняр: эй Öйрятеÿче! без бетябез, Син аҥар кöймöйсеҥ меней? дигянняр.
Ул торган да, жилне тыйыб, дингезгя äйткян: тынычлан, басыл, дигян. Жил туктаб, тыб-тыныч булган.
Аннары аларга äйткян: сез ник алай куркыучан? ничек сезнен ышаныуыгыз жук? дигян.
Шунда бик куркышыб, бер-берсеня äйтешкянняр: Бу кем? жил дя, дингез дя Аны тыҥныйлар, дигянняр.[Мк.5:1] Аннары алар дингезнен ары жагындагы Гадара жиреня килгянняр.
І знову почав Він навчати над морем.
І зібралось до Нього багато народу, так що Сам Він до човна на морі ввійшов і сидів, а народ увесь був на землі покрай моря.
І багато навчав Він їх притчами, і в науці Своїй їм казав:
Слухайте, вийшов сіяч ось, щоб сіяти.
І як сіяв, упало зерно одне край дороги, і налетіли пташки, і його повидзьобували.
Друге ж упало на ґрунт кам́янистий, де не мало багато землі, і негайно зійшло, бо земля неглибока була;
а як сонце зійшло то зів́яло, і, коріння не мавши, усохло.
А інше впало між терен, і вигнався терен, і його поглушив, і плоду воно не дало.
Інше ж упало на добрую землю, і дало плід, що посходив і ріс;
і видало втридцятеро, у шістдесят і в сто раз.
І сказав: Хто має вуха, щоб слухати, нехай слухає!
І, як остався Він насамоті, Його запитали найближчі з Дванадцятьма про цю притчу.
І Він їм відповів: Вам дано пізнати таємниці Божого Царства, а тим, що за вами, усе відбувається в притчах,
щоб оком дивились вони і не бачили, вухом слухали і не зрозуміли, щоб коли вони не навернулися, і відпущені будуть гріхи їм!
І Він їх запитав: Ви не розумієте притчі цієї?
І як вам зрозуміти всі притчі!
Сіяч сіє слово.
А котрі край дороги, де сіється слово, це ті, що як тільки почують, то зараз приходить до них сатана, і забирає слово, посіяне в них.
Так само й посіяні на кам́янистому ґрунті, вони, як почують те слово, то з радістю зараз приймають його,
та коріння не мають у собі й непостійні;
а згодом, як утиск або переслідування наступає за слово, вони спокушаються зараз.
А між терен посіяне, це ті, що слухають слово,
але клопоти цьогосвітні й омана багатства та різні бажання ввіходять, та й заглушують слово, і плоду воно не дає.
А посіяне в добрую землю це ті, що слухають слово й приймають, і родять утридцятеро, у шістдесят і в сто раз.
І сказав Він до них: Чи світильника приносять на те, щоб поставити його під посудину, чи може під ліжко?
А не щоб поставити на свічнику?
Бо немає нічого захованого, що не виявиться, і немає таємного, що не вийде наяв.
Хто має вуха, щоб слухати, нехай слухає!
І сказав Він до них: Уважайте, що чуєте: Якою мірою будете міряти, такою відміряють вам, і додадуть вам.
Бо хто має, то дасться йому, хто ж не має, забереться від нього й те, що він має.
І сказав Він: Так і Боже Царство, як той чоловік, що кидає в землю насіння,
і чи спить, чи встає він удень та вночі, а насіння пускає паростки та росте, хоч не знає він, як.
Бо родить земля сама з себе: перше вруна, потім колос, а тоді повне збіжжя на колосі.
А коли плід доспіє, зараз він посилає серпа, бо настали жнива.
І сказав Він: До чого прирівняємо Царство Боже?
Або в якій притчі представим його?
Воно як те зерно гірчичне, яке, коли сіється в землю, найдрібніше за всі земні насіння.
Як посіяне ж буде, виростає, і стає над усі зілля більше, і віття пускає велике таке, що кублитись може в тіні його птаство небесне.
І такими притчами багатьома Він їм слово звіщав, поскільки вони могли слухати.
І без притчі нічого Він їм не казав, а учням Своїм самотою вияснював усе.
І сказав Він до них того дня, коли вечір настав: Переплиньмо на той бік.
І, лишивши народ, узяли із собою Його, як у човні Він був;
і інші човни були з Ним.
І знялася ось буря велика, а хвилі вливалися в човен, аж човен водою вже був переповнився!
А Він спав на кормі на подушці…
І вони розбудили Його та й сказали Йому: Учителю, чи Тобі байдуже, що ми гинемо?…
Тоді Він устав, і вітрові заборонив, і до моря сказав: Мовчи, перестань!
І стих вітер, і тиша велика настала…
І сказав Він до них: Чого ви такі полохливі?
Чому віри не маєте?
А вони налякалися страхом великим, і говорили один до одного: Хто ж це такий, що вітер і море слухняні Йому?
Толкования стиха Скопировать ссылку Скопировать текст Добавить в избранное
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов Практическая симфония
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible