Зачало

Зача́ло (греч. περικοπή — нечто отде­лен­ное со всех сторон, перико́па) – термин, обо­зна­ча­ю­щий про­ну­ме­ро­ван­ные опре­де­лен­ным обра­зом фраг­менты тек­стов Еван­ге­лия и Апо­стола, на кото­рые они раз­де­лены для чтения при совер­ше­нии бого­слу­же­ний (каждый такой фраг­мент назы­ва­ется зача­лом). Понятно, что сла­вян­ское «зачало» про­ис­хо­дит от гла­гола «зачи­нать» = «начи­нать» и в бук­валь­ном смысле ука­зы­вает на начало опре­де­лён­ного чтения.

Сего­дняш­ние зачала

1 Пет. 2:21 – 3:9 (зач. 59). Мк. 12:13–17 (зач. 54) – за поне­дель­ник и за втор­ник (под зачало): 1 Пет. 3:10–22 (зач. 60). Мк. 12:18–27 (зач. 55). Свтт.: Евр. 13:7–16 (зач. 334). Мф. 5:14–19* (зач. 11). * Если совер­ша­ется поли­е­лей­ная служба прпп. Кирилла и Марии, то на утрене чита­ется Мф. 11:27–30 (зач. 43), а на литур­гии – чтения за поне­дель­ник, за втор­ник (под зачало) и пре­по­доб­ных: Гал. 5:22 – 6:2 (зач. 213). Мф. 4:25 – 5:12 (зач. 10).

См. также в еже­днев­ном Цер­ков­ном кален­даре.

Клас­си­фи­ка­ция зачал

Зачала имеют раз­лич­ный размер, можно заме­тить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содер­жать до 10 зачал (напри­мер, 9‑я глава Еван­ге­лия по Луке содер­жит зачала 40–49). Самым малым зача­лом явля­ется 2‑е зачало Еван­ге­лия по Марку, состо­я­щее всего из 3‑х стихов: Мк.1:9-11

Зачала условно делятся на две группы: рядо­вые и празд­нич­ные. В первую группу входят чтения, соот­не­сен­ные с сед­мич­ными днями всего года, начи­ная от Пасхи. Рядо­вые зачала как пра­вило свя­заны с прак­ти­кой после­до­ва­тель­ного чтения евангельских/апостольских отрыв­ков в тече­ние года, так что за год в составе рядо­вых зачал про­чи­ты­ва­ется боль­шая часть Евангелия/Апостола. Празд­нич­ные зачала свя­заны с непо­движ­ными празд­ни­ками и памя­тями святых; обычно такие чтения или содер­жат опи­са­ние вос­по­ми­на­е­мого собы­тия, или отра­жают его бого­слов­ские аспекты.

Чтения в честь святых отра­жают суть их подвига; часто кон­крет­ное чтение из этой группы пола­га­ется на все дни памяти святых кон­крет­ного лика. Напри­мер, на празд­ники свя­ти­те­лей чита­ется одно из трех зачал: Ин.-35‑е от полу, Ин.-36‑е (как пра­вило, эти чтения пола­га­ются на утрене) и Мф.-11‑е (на литур­гии); в ука­зан­ных фраг­мен­тах из Еван­ге­лия по Иоанну Хри­стос гово­рит о Себе как о Добром Пас­тыре (свя­ти­тели в той или иной сте­пени при­бли­зи­лись в своем житии к этому идеалу), а в Мф.-11 содер­жатся «запо­веди Бла­жен­ства» — это чтение пола­га­ется на празд­ники свя­ти­те­лей по той при­чине, что они были учи­те­лями своей паствы. Все эти общие чтения в Еван­ге­лии и Апо­столе поме­щены в соот­вет­ству­ю­щие при­ло­же­ния: «Еван­ге­лия обща святым» и «Про­ки­мени, Апо­столи, алли­лу­и­аре, и при­частни общи святым, имже егда творим службу».

Каждое Еван­ге­лие имеет соб­ствен­ную нуме­ра­цию зачал:

в Еван­ге­лии по Матфею — 116 зачал;

в Еван­ге­лии по Марку — 71 зачало;

в Еван­ге­лии по Луке — 114 зачал;

в Еван­ге­лии по Иоанну — 67 зачал.

В отли­чие от Еван­ге­лия, Бого­слу­жеб­ный Апо­стол имеет сплош­ную нуме­ра­цию зачал; здесь их всего 335 (по номе­рам). Книга Апо­ка­лип­сис раз­де­ле­ния на зачала не имеет, т.к. за бого­слу­же­нием не чита­ется.

Зачала «от полу»

Неко­то­рые зачала не имеют отдель­ного номера, но рас­по­ла­га­ются между нуме­ро­ван­ными зача­лами. Устав назы­вает такие чтения  «зачало от полу́» (от поло­вины); они отме­чены знаком зачала без чис­ло­вого номера. Как пра­вило, эти зачала были добав­лены в бого­слу­жеб­ный цикл чтений позд­нее основ­ного кор­пуса рядо­вых и празд­нич­ных зачал, потому для них был при­ду­ман особый прин­цип обо­зна­че­ния: не стали пере­ну­ме­ро­вы­вать книгу, а обо­зна­чили так: “чтение № от полу”. Это значит, что начало чтения нахо­дится как бы в сере­дине зачала под номе­ром.
Причем эта сере­дина не всегда мате­ма­ти­че­ская: чтение “от полу” может нахо­диться как в сере­дине нуме­ро­ван­ного зачала, так и в конце (см., напри­мер, по Иоанну зачало 41‑е «от полу́»), а то и в начале вскоре после номера. В част­но­сти, на утрене в празд­ник Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня чита­ется Еван­ге­лие по Иоанну, зачало 42‑е «от полу́», кото­рое начи­на­ется с Ин.12:28, тогда как само зачало 42‑е начи­на­ется с Ин.12:19.

Вза­им­ное рас­по­ло­же­ние зачал в Еван­ге­лии и Апо­столе

Сосед­ние по номе­рам зачала могут по боль­шей части друг отно­си­тельно друга рас­по­ла­гаться тремя спо­со­бами (для еди­но­об­ра­зия при­меры возь­мем из Еван­ге­лие по Матфею):

1) сле­ду­ю­щее зачало начи­на­ется там же, где закан­чи­ва­ется преды­ду­щее зачало (это – самый частый и «нор­маль­ный» вари­ант, см. зачала 2 и 3, 3 и 4 и др.);

2) зачала пере­се­ка­ются, то есть конеч­ный фраг­мент одного зачала одно­вре­менно явля­ется началь­ным для дру­гого зачала (напри­мер, зачала 22 и 23, 26 и 27);

3) между зача­лами есть своего рода «буфер­ная зона», то есть фраг­мент, не отно­ся­щийся ни к одному из сосед­них зачал (напри­мер, зачала 5 и 6, 9 и 10).

zachalo - Зачало

Конечно, встре­ча­ются и более слож­ные вари­анты вза­и­мо­от­но­ше­ний между сосед­ними зача­лами, но все же ука­зан­ные три схемы охва­ты­вают подав­ля­ю­щее боль­шин­ство зачал Еван­ге­лия.

Началь­ные обра­ще­ния зачал

Апо­столь­ские чтения из Посла­ний, как пра­вило, вво­дятся обра­ще­ни­ями:

  • «Братия» (по-слав. Бра́тие),
  • «Воз­люб­лен­ные» (Возлю́бленнии),
  • «Чадо Тимо­фей» (Ча́до Тимофе́е) и др.,

а из книги Деяний – «В те дни» (Во днѝ оны).

Еван­гель­ские зачала пред­ва­ря­ются фра­зами:

  • «В то время» (Во время оно),
  • «Сказал Гос­подь своим уче­ни­кам», или «… при­шед­шим к Нему иудеям», или «… притчу сию».

Эти ввод­ные фразы, строго говоря, не явля­ю­щи­еся тек­стом Свя­щен­ного Писа­ния в этом кон­крет­ном месте, назы­ва­ются кино­вар­ными встав­ками.

Чтение «под зачало»

В Уставе иногда встре­ча­ется выра­же­ние «под зачало»; оно упо­треб­ля­ется, когда поло­жено читать 3 чтения на литур­гии. Напри­мер, в конце 7‑й главы Типи­кона ска­зано: «Подо­бает ведати, яко при­хо­дя­щему Гос­под­скому празд­нику, или Бого­ро­дицы, и оба празд­ника Пред­те­чева, рож­де­ство и усек­но­ве­ние, и святых апо­стол Петра и Павла, и Иоанна Бого­слова, или аще будет храм: должно есть про­чи­тати Апо­стол, и Еван­ге­лие рядо­вое, хотя­щее быти тогда в самый день празд­ника, за день напредь прежде празд­ника, под зачало». Или вот еще пример: в случае Ново­ле­тия (1 сен­тября) в вос­крес­ный день устав чтений на литур­гии таков: «Про­ки­мен, апо­стол, алли­луиа, и Еван­ге­лие, прежде индикта: вос­кресно же под зачало: таже свя­таго».

Во всех этих и подоб­ных слу­чаях второе чтение при­со­еди­ня­ется к пер­вому и чита­ется без «кино­вар­ной вставки», то есть без исполь­зо­ва­ния ввод­ной фразы из под­строч­ника; начи­на­ется второе чтение теми сло­вами, кото­рые нахо­дятся в основ­ном тексте Апо­стола или Еван­ге­лия. Полу­ча­ется, что второе чтение в таких слу­чаях не имеет началь­ной, ввод­ной фразы; дру­гими сло­вами, ввод­ная фраза (кино­вар­ная вставка) 1‑го зачала явля­ется началь­ной для обоих чтений вместе. Это и значит «под зачало», то есть под общую с первым чте­нием началь­ную фразу. Как пра­вило, на прак­тике чтец (диакон), чита­ю­щий Свя­щен­ное Писа­ние с чте­нием «под зачало», при пере­ходе к такому чтению не выде­ляет его голо­сом, а про­дол­жает с той же инто­на­цией, так что сто­я­щие в храме (и то только при усло­вии, что слу­ша­ю­щие хорошо знают Писа­ние) могут только по изме­нив­ше­муся содер­жа­нию дога­даться, что про­изо­шел пере­ход к новому отрывку.

Возь­мем пример из сен­тября 2022 года: на отда­ние Рож­де­ства Бого­ро­дицы (12 сен­тября ст. ст.) в Неделю 15‑ю по Пяти­де­сят­нице (кото­рая в то же время явля­ется Неде­лей пред Воз­дви­же­нием) Еван­ге­лие на литур­гии чита­лись сле­ду­ю­щим обра­зом: Недели перед Воз­дви­же­нием Ин. зачало 9 (3:13–17), затем рядо­вое Мф. зачало 92 (22:34–46) и отдельно Бого­ро­дице от Луки зачало 54 (10:38‒42; 11:27–28).

1‑е и 2‑е чтение чита­лись так:

Рече Гос­подь: ник­тоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Чело­ве­че­ский, сый на небеси: и якоже Моисей воз­несе змию в пустыни, тако подо­бает воз­не­стися Сыну Чело­ве­че­скому, да всяк веруяй в онь не погиб­нет, но имать живот вечный. Тако бо воз­люби Бог мир, яко и Сына Своего Еди­но­род­наго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погиб­нет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спа­сется Им мир

Фари­сее же слы­шавше, яко посрами сад­ду­кеи, собра­шася вкупе. И вопроси един от них зако­но­учи­тель, иску­шая Его и гла­голя: учи­телю, кая запо­ведь болши (есть) в законе? Иисус же рече ему: воз­лю­биши Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая запо­ведь: вторая же подобна ей: воз­лю­биши искрен­няго твоего яко сам себе: в сию обою запо­ве­дию весь закон и про­роцы висят. Собрав­шымся же фари­сеом, вопроси их Иисус, гла­голя: что вам мнится о Христе? чий есть Сын? Гла­го­лаша ему: Дави­дов. гла­гола им: како убо Давид Духом Гос­пода его нари­цает, гла­голя: рече Гос­подь Гос­по­деви моему: седи одес­ную мене, дон­деже положу враги твоя под­но­жие ногама твоима? Аще убо Давид нари­цает его Гос­пода, како Сын ему есть? И ник­тоже можаше отве­щати Ему сло­весе: ниже смеяше кто от того дне вопро­сити Его ктому.

Обра­тим вни­ма­ние: второе чтение начи­на­ется сло­вами основ­ного текста Еван­ге­лия, его кино­вар­ная вставка из под­строч­ника — «Во время оно закон­ник некий при­ступи ко Иисусу, иску­шая Его и гла­голя» — опус­ка­ется.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки