Скрыть
Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 10-11 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя; и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих, и не раскаялись в делах своих

Что фиал прольется на престол зверя, это означает, что гнев сей обрушится на царство антихриста, как неосвещенное солнцем правды. - Kycaниe языка указывает на величие болезни, которою им прельщенные будут объяты, будучи поражены Богом посланными язвами, чтобы, уверившись во лжи прославляемого ими за бога, отвратились от обольщения. - Но и в этом случае они обратятся не к покаянию, но хулению. Если сии, при наведении наказаний, обратятся к хулению, то испытают то же и те, которые после будут поражаемы градом величиною с талант. И лукавые бесы, пользуясь человеческими телами как орудиями, будучи поражаемы Святыми, не перестают хулить наказывающих их. - Следует же рассмотреть, что нам думать о нечестивых, мучимых в геенне огненной: совершенно ли удержатся они сим наказанием от присущего им зла, так что отвратятся от него даже самым умом и помышлением, или же только удержаны будут от выполнения своих лукавых замыслов подобно злодеям, содержимым в темницах и оковах и удерживаемым от наветов на других не расположением души, но по необходимости? Я, слыша о вечной муке, не могу не верить предлагающему сие изречение; но, зная о постоянной Его благости и благоутробии, думаю и убеждаюсь в том, что Он никогда не стал бы угрожать или же предавать вечному осуждению достойных его, если б осужденных видел покаявшимися и возненавидевшими зло, которое возлюбили они самопроизвольно: ибо мучаются они ради него не по необходимости, но по собственному желанию. И если Он, умоляемый Моисеем, удостаивал пощады и освобождал от наказания Фараона, хотя и знал, что он смягчится только на время казней, после же ожесточится снова, то тем более освободил бы сих, если бы видел, что чрез огонь они очистятся подобно золоту, которое некоторые приводят в пример в сем отношении. Но к золоту нечистота пристает как к веществу бездушному, к разумным же она приходит по их желанию, точнее же - в них самих и зарождается. Посему, считающие благость, предведение и силу Божию препятствием вечной муке пусть присовокупят к ним и правосудие определяющее каждому по достоинству, и не думают о каком бы то ни было изменении Божественного определения. Если же сего не хотят, то, чтоб не противоречить себе, пусть обвиняют и земных царей. Ибо знают же они наперед, что не все из участвующих в борьбе, или в кулачном бою, или в бегании взапуски, или на конских бегах, сделаются победителями, но будет увенчано только по одному за каждый вид состязания, хотя место ристалища одинаково доступно для всех. А что для состязающихся ристалище, то для всех людей вступление в этот мiр, ибо родиться или не родиться не зависит от нашей власти, а подвизаться, победить лукавых демонов и достигнуть вечного блаженства - это от нас. Посему побежденные, т. е. грешники по необходимости бесполезно будут раскаиваться и рыдать: по псаломскому изречению: во аде кто исповестся (Пс. 6, 6), ибо осужденным не споспешествует, как теперь, помощь Святого Духа. И рассекутся они, говорит Господь, полма, когда отделятся от отвергнутого ими Животворящего Духа. Мы думаем, что предпосланный смысл указывается и в следующем псаломском изречении: не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию (Пс. 124, 3), так как жизнь их не может быть смешиваема с жизнью тех не только по разности образа и характера, но и по твердости и постоянству, чтобы примесью худшего не раздражить их изволения ко греху и слабостью плоти и страхом перемены не умалить радости, но чтобы вселить непоколебимую твердость по Боге. - Так как слово должно перейти к обещанному, то мы и пойдем по порядку.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 10-11 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих

Престол зверя, то есть его царство, словно судебная власть, омрачились подобными язвами - фальшивой радостью земного благополучия. От них был отнят свет, по слову псалмо­певца: низвергаешь их, когда они возвыша­ются (Пс 72:18). Не сказано: после того, как они возвысятся.

И они кусали языки свои от страдания. Как праведный вкусит от плода трудов своих, точно так же и нечестивый, преданный достойной его богохульства каре, словно насыщается языком своим. Ибо богохульники сами себя предали каре Божией, принимая ее за благополучие.

И хулили Бога небесного, и т.д. Здесь имеется в виду не их жесто­косердие, но праведное возмущение Бога, наславшего на народ такую язву, что в ней они ничего не помнят. Ибо кто, страдая телесно, не почувствует, подобно Антиоху, руки Божией? И хулили, - говорит Иоанн, но хулили не открыто, но все более и более предава­ясь греху.

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

Ст. 10-11 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих

Престол зверя, или его царство, сделалось мрачно. Это сказано, словно о судебной власти, которая потому потемнела, что почернели его приспешники от радости земного счастья. Поскольку они хвалили блага века сего более чем обладание высшим блаженством и подавляли истину неправдою (Рим 1:18), то кусали языки свои. Псалом согласуется с этим по смыслу, когда говорит: которых уста говорят суетное и которых десница - десница лжи (Пс 143:8), и неправду говорят свысока (Пс 72:8). Ибо в надменности временного процветания, словно дым возвысившиеся, от чего они должны были отвратиться покаянием, они радуются, ослепленные. Как сказал Иов: проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю (Иов 21:13).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 10-11 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих

Чаша пятого ангела была вылита на престол зверя, и сделалось царство его мрачно. Апостол написал об антихристе, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, а Исайя сказал: Пускай будет убит нечестивый, чтобы не увидел славы Господа (Ис 26:10), - славой называя пришествие Господа во славе. Сказанное о том, что чаша была вылита на престол зверя, показывает, что нечестивой тирании антихриста придет конец, когда он милосердно будет устранен. А тьма непредвиденным воздаянием проклятому накроет всех, кто был поставлен им. Ибо случившееся застигает врасплох помрачившихся рассудком.

И они кусали языки свои от огня. Это обыкновенно бывает во время каждого серьезного несчастия, когда люди откусывают зубами языки или иную часть тела, полагая, что этим уменьшают силу страдания. Те, кому необходимо было покаяться (пусть и по такой причине, как устранение антихриста, которого они сделали себе царем и Богом), хулили истинного Бога за умерщвление грешника.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания

Пятая чаша гнева Божия выливается на самый престол зверя. Зверь - это антихрист, его престол - сфера его власти, его подданные, составляющие его царство. Сделалось мрачным именно его царство. Сила казни не столько во тьме, сколько в том впечатлении, которое она производит: это впечатление страшной физической боли, которая вызывает даже скрежет зубов. Эту казнь нужно рассматривать как естественное следствие предыдущей казни. Страшный жар солнца, о котором говорилось в четвертой казни, вследствие раскаленности воздуха и уничтожения растительности и вследствие массы испарений необходимо должен был произвести мрачное и грозное состояние атмосферы. Кроме этого и вследствие этого царство антихриста сделается мрачным и в том смысле, что у людей возникает такое настроение духа, которое может быть названо мрачным, - настроение злобы и отчаяния.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 8-11: Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

Первое, что обращает на себя внимание при казнях этих двух – четвертой и пятой – чаш, это – богохульство поражаемых в царстве антихриста подданных его, вместо исправления и покаяния с их стороны. Хулы эти против Небесного Бога тем более возмутительны и неразумны – до степени поражающей нелепости и глупости, что мы знаем, что ведь религией их в те дни будет богопочитание самого антихриста и – отвержение Бога. Как же, в самом деле, могут они направлять ропот свой к Тому, Кого признавать они сами отказались! Но кто не знает, что именно в религиозной сфере постоянно наблюдаются и повторяются подобные нарушения логики и простого человеческого смысла. Ибо уже и в наши дни сплошь и рядом видишь человека неверующего, порой – якобы во имя «науки», а в то же время суеверного, как безграмотная торговка, как темный язычник. Чудес веры – ясных и научно объяснимых – эти люди не признают, прямо издеваются над ними, как будут издеваться и в антихристово время, а веры в бессмыслицы, вроде просыпания соли или встречи с попом, в счастливые и несчастливые дни и числа – всего этого и подобного вздора такие «просвещенные» люди XX века не стыдятся. Так и в те дни антихристова царства: почитать Бога, тем более служить Ему люди откажутся, одни совсем охотно, другие по большему или меньшему принуждению от антихриста и лжепророка; а вот роптать против Него, кощунствовать и хулить Его будут усердно, неистово и злобно, а часто и вызывающе, и несомненно, антихрист сам, и в особенности его лжепророк, первые будут показывать пример в этом.

Таким образом, вслед за поражением, во второй и третьей казни, земного шара, в четвертой – поражается и самый свет солнечный, так что из благодетельного, согревающего и оживляющего оно станет нестерпимо-жгучим и палящим. Этот сильный зной солнечный будет тяжел и для людей, и для всей – и одушевленной, и растительной – природы. Явление это будет тем поразительнее и в то же время для людей этой последней поры тем более тяжким, что ведь в эти же антихристовы времена, как мы уже знаем, поражены будут светила небесные, включая солнце, на одну треть: очевидно, расстройство будет и в окружающем Землю небесном мире, глубокое и разностороннее, и все будет направляться к ухудшению условий жизни прогневавшего Бога человечества на земле. Карающая Десница Господня будет все более и более явной, при всех отрицаниях Его антихристовым миром. Сказываться будет для тогдашних людей и то, что именно Ему принадлежит власть над всеми сими язвами, но, как мы уже оттеняли, это даст повод только к большему богохульству и как бы словесному бунтарству против Него.

Стих 10: «Пятая чаша гнева Божия выливается на самый престол зверя. Зверь – это антихрист; престол его – сфера его власти, его подданные, составляющие его царство. Сделалось мрачным именно его царство. Сила казни не столько во тьме, сколько в том впечатлении, которое она производит; это впечатление страшной физической боли, которая вызывает даже скрежет зубов. Эту казнь нужно рассматривать как естественное следствие предыдущей казни. Страшный жар солнца, о котором говорилось в четвертой казни, вследствие раскаленности воздуха и уничтожения растительности и вследствие массы испарений, необходимо должен был произвести мрачное и грозное состояние атмосферы». Кроме этого и вследствие этого, «царство антихриста сделается мрачным и в том смысле, что у людей возникнет такое состояние духа, которое у нас и называется мрачным, – настроение злобы и отчаяния» (Орлов). На эту остроту, но и бессилие такой богохульной человеческой злобы и на неутолимость безысходного отчаяния и тоски указывает отмечаемый здесь яркий и характерный апокалиптический образ их страданий: Они кусали языки свои от страдания. Значит же, как говорят, – невтерпеж станет людям тогда жить! Тем более поразительны упорство и нераскаянность их, с вечным самооправданием человеческой гордости, обостренным голосом все того же, ослепляющего духовные очи, саможалеющего эгоизма и прямое злобное отвержение более всего необходимого и тогда для людей животворного христианского смирения.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

  Это напоминает девятую египетскую казнь (Исх. 10:21). Под этой казнью надо понимать значительное уменьшение величия и власти антихриста, блеск которых доселе поражал людей, и вместе с тем упорную нераскаянность почитателей антихриста.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible