Скрыть
В седьмой год делай прощение.

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

1. В седьмой год делай прощение.
2. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего];
3. с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.
4. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство,

 
Эти четыре стиха читаются так, что стих четвертый дополняет мысль второго стиха. «Прости долг и не взыскивай... разве только не будёт у тебя нищего». В стихе Втор.15:11 сказано: «нищие всегда будут среди земли твоей». Здесь законодатель требует, чтобы долги слагались совершенно и не взыскивались, исключая того случая, когда дававший взаймы живет в такой части страны, где нет бедных, а потому занимавшие у него не просят и не желают, чтобы он простил им долг. (Так и Михаэлис на это не совсем ясное место). Нет сомнения, что год седьмой есть тот же год субботний и совпадал с ним: но Исх.23:11 и Лев.25:2 в субботний год покоилась земля, и ее произведения предоставлялись неимущему: в этот же год прощались неимущим долги, которых они не могли заплатить. Еспин указывает, что под закон прощения долгов не подходил долг происходящей от неуплаты за доставленные произведения или товары: только заем и при том заем сделанный по крайней нужде подходил под этот закон. Так понимало это место раввинское предание. Френсис Гарден (Sabbatical year in bibl. dict), давая тоже толкование этого места указывает, что по характеру народа нельзя было и думать о всеобщем прощении долгов, а в позднейшее время закон этот не только не исполнялся, по фактически был совершенно отменен «просболом» то есть объяснением «известного учителя» Гиллеля (42 года до Р. X.), по которому судьям давалось позвлоение разрешать заимодавцу преследовать должника «во всякое время», (ссылки Гардена на Мишну), По поводу иноземца ясно, что так как от него не потребовалось прощать долги, то и он не подлежал прощению их в седьмой (субботний) год. Главною целью законодательства Моисеева было покровительствовать бедным и неимущим евреям, а не способствовать обогащению имущих, но недобросовестных должников.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-11 В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе; ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей

Дополняют установления о субботнем годе, изложенные в 11–12 ст. XXIII гл. кн. Исх и 17 ст. XXV гл. кн. Лев.

Четвертый стих, по своему содержанию, примыкает непосредственно к второму. Стихи 7–11 следуют за 4-м.

Седьмой год, год отдыха для земли, был вместе отдыхом и для бедняка, отягченного долгами. «В седьмой год делай прощение, — говорит закон. — Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо (в этот год) провозглашено прощение ради Господа». Михаэлис, Зальшюц, Олер, Пасторет, Винер, Смит и др. понимают приведенные слова в том смысле, что «прощение» состояло не в абсолютном прекращении права заимодавца требовать с должника данной ему взаймы суммы, а только в прекращении этого права в продолжение седьмого года, после которого заимодавец опять входил в свои права и опять мог требовать с должника занятой им суммы. В самом названии этого года «schemittah», говорит Зальшюц, не заключается понятия полного прощения долгов, а только — оставления на некоторое время права взыскания их. Особенно замечательно, — добавляет он, — в этом отношении то, что глагол schamat — оставлять — относится не к долгу, а к руке, требующей долг. В смысле временного оставления schemittah употребляется и в отношении земли, когда говорится об оставлении ее без обработки в седьмой год.

Другие ученые, напротив, уверяют, что в седьмой год совершенно прощались долги, в подтверждение чего приводят слова: «Если будет у тебя нищий кто-нибудь из братьев твоих, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения, и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему и ты не отказал ему; ибо он возопиет к Господу и будет на тебе великий грех». Настойчивое убеждение законодателя к состоятельным людям не отказывать бедняку в просимом им займе в виду приближения седьмого года как нельзя яснее, говорят они, указывает на истинный смысл закона об абсолютном прощении долгов.

Становясь на точку зрения ученых второй категории, должно предположить, что действие года прощения простиралось на все вообще виды долговых обязательств, но не простиралось на такие предметы, которые находились у заимодавцев не в качестве залога (залог должен быть возвращаем с уничтожением долга), а в качестве частичной уплаты долга. Закон погашения долга простирался лишь на недоплаченную сумму.

Действие закона о прощении долгов в седьмой год не простирается на иноземцев, как находящихся вне сферы социально-экономического строя избранной общины.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible