Скрыть
И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 19-22 И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах

В сих словах Пророк описывает уничижение Вавилона. И поскольку сильнейшее действие производит воспоминание о прежней славе, то показывает, от какого состояния и до какого превращения дошел он. И будет,- говорит Пророк,- Вавилон, иже нарицается славный. Это сделалось как бы собственным его прозванием, и все именовали его, прибавляя: Вавилон славный. Пресловутым же сделал его царь халдейский, когда, низложив многих, перевел в него силы плененных, обнес его огромными стенами, снабдил многочисленной воинской силой, распространил великолепными зданиями. Сей-то город будет рассыпан, якоже разсыпа Бог Содому и Гоморру, и не населится в вечное время А может быть, разрушение и опустение его определяет некоторым известным временем, потому и не сказал положительно: «И ниспровергнется навек», но присовокупил: В вечное время. Из последующего же видно, что предвещает не совершенное его опустение. Ибо не внидут в онь чрез многия роды, то есть опустение продолжится многие роды, а потом снова Вавилон населится.

Ниже пройдут его Аравляне, ниже пастуси почиют в нем. Горестное опустение изображает слово. Вавилон так запустеет, что в нем не найдется крова для пастухов, не будет и аравитян, населяющих пустыню. И те, которые, все опустошая и расхищая, ходят рыться по городам и селениям, не взойдут в него, не надеясь, чтобы в нем были жители и нашлось что-нибудь из жизненных потребностей. Но он будет, говорит Пророк, пристанищем зверей, наполнятся же домове шума. Шум означает чрезмерность запустения. Ибо этот шум (эхо) есть звук, отраженный от тел твердых и упорных, возвращающийся опять к тому, кто издал звук. В местах пустых звук сей отдается громко; а в обитаемых городах и селениях он не может быть совершенным, потому что воздух рассекается переносимыми с одного места на другое утварями, перерывается звуками, несущимися в поперечном направлении. Посему там домове наполнятся шума. И шум есть символ опустения.

Почиют ту сирини, и беси тамо воспляшут, и онокентавры тамо вселятся, и вогнездятся ежеве в домех их. Сирины (или сирены), по языческому преданию, суть приятно поющие женщины; но здесь, кажется, означено сие словом беси, почему Аквила сиринов назвал строфокамилами (или страусами). А названных у Семидесяти онокентаврами Аквила наименовал косматыми (τριχιωντας). Кажется, что сим означается некоторый род бесов огрубелых и по наружности омраченных, которых дело - быть непостоянными и никогда не останавливаться ни ногами, ни мыслью. И онокентавры тамо вселятся. И сим Писание, кажется, представляет другой род бесов, которых прочие толковники назвали сиин, перенеся самое еврейское слово. «Там же,- говорит Пророк,- и ежи сделают себе жилища». В сем месте описывается, что все пустыннолюбивые животные соберутся в Вавилон по опустении его.

Скоро идет и не умедлит, и дни его не продлятся. Пророк говорит, что разрушение Вавилона близко и что исполнение угроз не замедлит. Поскольку же в угрозе сказано, что Вавилон будет рассыпан, как Содом, то надобно нам знать, что слово Содом имеет многие толкования. Ибо одно и то же имя толкуется и слепота, и неплодие, и наставшее молчание, и подобие, и воззвание, и основание их. А Гоморра берется в значении меры и мятежа. Но думаю, что не всеми значениями должно пользоваться желающему объяснить, каким образом Вавилон разрушится подобно Содому. Ибо кажется, что Бог сокрушает, благодетельствуя сокрушаемым: как врач, прекращает Он слепоту, а прекращение слепоты есть начало прозрения. Бог сокрушает и неплодие, чтобы, изгнав неплодоносие, даровать им плоды дел правды. Сокрушает и наставшее молчание, чтобы вложить в сердце слово для Божия прославления. Посему и Сокрушающий Гоморру (поскольку Гоморра означает то и другое: и меру, и мятеж) истребляет в ней мятеж и волнение, чтобы мятежники и находящиеся в состоянии, противоположном миру, сделались лучшими.

Но всякий кто допускает влияние дня рождения, чтит необходимость, судьбу и рок и, утверждая это, сколько может, отвлекает людей от веры в Бога и от благочестия, тот дела вавилонян именует славными. Ибо астрология есть изобретение халдеев, которые говорят, что существующее зависит само от себя, а не от Бога, и, подчиняя события течению звезд, изгоняют Промысл, управляющий делами человеческими, так что молитва и благочестие не имеют никакой силы, но хотя по-видимому производят нечто, в прочем сами подлежат закону судьбы. Нарицает также какой-то славный Вавилон и прославляющий мирское богатство и славу, плотское благородство и все тому подобное. Ибо все это приводит в смешение мысль и достойно того, чтобы носить одно имя с Вавилоном.

Господь сокрушает сей Вавилон, будешь ли разуметь под ним город или приведенную в смешение душу, и он делается жилищем рассвирепевших бесов. Ибо, перестав быть обителью Божией, необходимо делается жилищем лукавых духов. Там не останавливается и пастырь, потому что доброму пастырю не свойственно останавливаться на отдых, когда вверенное ему стадо рассыпано. «Но там,- говорит Пророк,- сирини, беси, онокентавры и ежеве». Посему когда видишь душу, приведенную в смятение, то знай, что она исполнена шума, потому что в ней нет ни одного ясного и раздельного слова, но неопределенные крики страстей раздаются во владычественном этой души. Посему кажется, что какие-то лукавые силы, взвыванием, подобным голосу, производя удовольствие в душах, услаждаемых их пением на пагубу, уловляют мимоходящих. Неизвестно, услаждение ли голосом или другого какого рода раздражения и вызовы на грех происходят от сих демонов; по крайней мере, очарованные наслаждением забывают о возвращении в истинное отечество. А если видишь, что иной, чешеми слухом (ср.: 2Тим. 4:3), отвращает его от истины, внимает же басням и не принимает слова сильного, не терпит ни обличения, ни строгого выговора, которым слушатель приводится к внимательности, но любит слово, произносимое для приятности и услаждения, то разумей, что такой человек, прельщаемый благими словесы и благословением (Рим. 16:18), во власти сирин.

И о бесах, которые внушают нам различные грехи, говорится, что они воспляшут, потому что пляска есть разнообразное движение членов. И поскольку пляшущие являются на позорище или в той, или в другой личине, то подобно сему и бесы вместо личин употребляют нас и, пляша, представляют то гневливого, то похотливого, то преданного плотским удовольствиям, то лжеца. Так даем в себе место различным действиям бесов и по их воле изменяем сердце свое и телесные члены. Посему когда видишь, что человек то предан неумеренному смеху, то, сокрушен печалью, сам себя терзает в слезах, стенаниях и воплях, то заключай, что в нем пляшет кто-то, принимающий на себя то один, то другой вид. И вводится ли в лицедействие то сребролюбие, то тщеславие, то гордыня - во всяком случае издевается над родом человеческим тот, кто ликует и пляшет в душах, удобоподвижных и удобопреклонных ко греху. А имя онокентавров означает какой-то сложный и чудовищный состав животного, если только и это не бес, который то производит, что обращаем взор на дела человеческие, то увлекает нас в скотские страсти. А еж есть животное, вместо волос одетое иглами, неудоболовимое и хитрое. Все же сие скоро приидет на душу смятенную, и дни сии не умедлят.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-20 И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там

«Косматые» на самом деле не существуют, не обитают и в Вавилоне, но у людей встречается такое название, они употребляюсь его для обозначения пустыни или города, не имеющего жителей. В таком смысле принимает его и Писание, излагая все по человеческому обычаю, но не утверждая, что это так на самом деле. Писание принимает даже вульгарную речь людей и таким образом говорит с ними. Другие переводчики, вместо «косматых», полагают: страусы. А Акила говорит: «волосатые и косматые демоны». Симмах и Феодотион: «мохнатые волосами демоны и онокентавры. И будут перекликаться совы в Идим» (в еврейско-масоретском: «в чертогах его»).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Вот Я подниму на них Мидян, которые не будут искать серебра и не захотят золота

Открывается бывшее сокрытым, — что под сильными исполинами должно разуметь не ангелов и демонов, а народ Мидян, царь коих Дарий первый разрушил царство Вавилонское, убивши Валтасара внука Навуходоносора, который был сыном Евилмеродаха (Дан. 5). Пишет же, что свирепость Мидян и Персов такова, что из-за страсти к кровопролитию они будут презирать золото и серебро и приносимые им сокровища не будут ставить ни во что.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 19-20 Мы слышали о Мидянах, слышали о Вавилоне, слышали о городе знаменитом в высокомерии Халдеев; но мы не хотим разуметь того, что было, а добиваемся услышать то, чего не было. Говорим это не потому, чтобы мы осуждали иносказательное понимание, но потому, что толкование духовное должно сообразоваться с историческим ходом событий, не зная чего многие блуждают в Писании, как помешанные. Итак, пророчество над Вавилоном исполняется до настоящего дня, и как разрушил Бог Содом и Гоморру, так и Вавилон, по разрушении, не будет заселен во веки. Ибо вместо него (Персы и Мидяне) сделали знаменитыми города Персидские Селевкию и Ктезифонт.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 19-22 Когда против города смешения будут подняты Мидяне, которые ни золото, ни серебро не считают за благо, которые умерщвляют детей стрелами и не оказывают сожаления к плодам чрева и око которых не щадит детей, тогда город некогда славный, бывший гордостию Халдеев, которые значат: как демоны, так будет разрушен, как были разрушены Содом и Гоморра, так что в нем не останется никакого следа прежнего жилья. Когда будет небо новое и земля новая и прейдет образ мира сего, то город смешения не будет заселен во веки и не достигнет прежнего состояния. Ибо когда он лишится прежней славы своей, то не поставит там своих палаток Аравитянин, что значит западный и вечерний, чтобы пожелать жить в городе, который увидит опустошенным. Аравитянин же в настоящем месте понимается в хорошую сторону, — что всегда стремится он к цели и забыв о прошедшем, простирается к дальнейшему. И не будут отдыхать там пастыри, пасущие кротчайшее стадо Господне в Иерусалиме, но напротив там будут отдыхать те звери, об удалении которых молится Псалмопевец, говоря: не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе (Пс. 73:19). Вместо этого Акила, Симмах и Феодотион поставили самое слово еврейское siim. И наполнятся дома их, т. е. Вавилонян, по LXX и Феодотиону ήχοο, т. е. шумом и криками, по Акиле тифонами, что мы перевели драконы, по Симмаху — oiim, каковое слово находится в еврейском. И будут жить там страусы, животное всегда стремящееся в пустыни, о котором подробнее пишется в книге Иова; хотя оно по видимому имеет перья, однако не поднимается высоко с земли; вместо этого LXX перевели σεφηνας, т. е. сирены. Косматых же, которые по еврейски называются sirim, Феодотион перевел: с поднятыми и стоящими волосами. Симмах и LXX перевели демоны. Также вместо онокентавров, как перевели одни LXX, следуя баснословиям язычников, которые говорят, что были гиппокентавры, остальные три переводчика поставили самое слово еврейское iim, которое мы перевели филины. А где LXX сказали: устроят логовища ежи в домах их и где в еврейском поставлено tannim, там Акила, Симмах и Феодотион перевели: сирены, показывая, что это или некоторые звери или демоны, сладко поющие, по заблуждению язычников, и прельщающие людей, не могущих пройти с закрытыми ушами чрез опасности века сего. Затем имя онокентавра, сложенное из (имени) ослов и кентавров, обозначает, как кажется мне, тех, которые отчасти обнаруживают нечто человеческое и затем чувственными наклонностями и гнусным непотребством отклоняются к порокам. Итак говорится в иносказательном смысле, что при кончине мира или при смерти каждого вся слава и гордость Халдеев и смешение мира отступит от нас и так все будет разрушено, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и не будет более стоять этот мир, но погибнет на веки. И не поставит там палаток своих тот Аравитянин, о котором в шестьдесят седьмом Псалме говорится: путесотворите возшедшему на запади, Господь имя Ему (Пс. 67:5), и пастухи не будут отдыхать там, то есть ангелы, охраняющие род человеческий и ежедневно видящие лице Отца; но будут отдыхать там звери и драконы, и страусы, и косматые, и филины, и сирены, под которыми мы понимаем всех зверей в ангельском образе, или демонов, и тех, кому мы предаемся для наказания. И в домах, бывших некогда домами разврата, где было веселье и радость, будет вой филинов и жалобный голос сирен, ведущий слушающих его к смерти. А что близко время суда и что день погибели Вавилона не замедлит, то этому не будет удивляться тот, кто обратит внимание, на то, что в верующих в Господа Вавилон постоянно разрушается чрез святых мужей и что всякий длинный срок в сравнении с вечностью краток. О родах зверей, или вернее чудовищ мы сказали коротко, потому что это отчасти изложено в историческом толковании в предшествующей книге. Нужно принять в соображение и то, что после того как слово церковное и учение Спасителя разрушат город смешения, так что он уподобится Содому и Гоморре, то он не будет населяться святыми мужами и не будут отдыхать в нем пастыри, пасущие стадо Христово, но напротив там будут отдыхать звери, драконы и страусы и будут скакать в нем косматые. Ибо все, что говорят еретики в синагогах сатаны, не есть учение Господа, но вой демонов и косматых, которым был подобен Исав. И в капищах разврата будут отдыхать сирены, которые сладостным, смертоносным пением увлекают души в бездну, чтобы они при свирепствовании бури пожирались волками и псами. Итак постоянно приближается и наступает время падения еретиков и их погибель неотложна.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 17–20 Се, Аз возбуждаю на вы Мидов, иже сребра не вменяют, ниже злата требуют: стреляния юношеская сокрушат, и чад ваших не помилуют, ниже пощадят чад твоих очи их. И будет Вавилон, иже нарицается славный от царя Халдейска, якоже разсыпа Бог Содому и Гоморру, не населится в вечное время и не внидут вонь чрез многия роды, ниже пройдут его Аравляне: ниже пастуси почиют в нем

В сих словах пророк наконец делает весьма ясное предсказание о войне, и, отстраняя неясность как бы некоторый покров, наброшенный на слова, изображает явно и неприкровенно и как бы полагая перед глазами скоро имеющее постигнуть их бедствие. Придут, говорит, придут Мидяне, не соблазняющиеся деньгами и не думающие о подарках ваших: напротив, они в свое время окажутся победителями, употребивши все усилия со своей стороны, чтоб сокрушить луки юношей. Если кто обратит внимание на нашествия варваров, делаемые ими на страны и города, то увидит, что они предпринимаются не для чего иного, как только для грабительства и собирания отовсюду богатств. Но Мидяне, говорит, будут выше корыстолюбия и будут пренебрегать прибытками, дабы унизить надменность Вавилонян; ибо они всегда много величались (своим) искусством стрелять из лука и успех в нем ценили весьма высоко; но они окажутся (в этом отношении) ниже врагов. Одержав же победу, они будут так жестоки и немилосерды, что не будут оказывать никакой пощады достойному сострадания возрасту, и при жалостном избиении детей не уронят ни одной слезы милосердия, Вавилон же, иже нарицается славный от царя Халдейска, дойдет до такого, говорит, запустения, что не будет ничем отличаться от сожженных Содома и Гоморры и будет необитаем, и до такой степени будет избегаем как соседними жителями, так и издалека проходящими народами, что даже и пастухи из Аравии не будут пасти на нем стад своих, Поелику он будет опустошен совершенно. Надобно знать, что Арабами называет народы Сарацинские, простирающиеся до самой земли ассирийской и живущие во внутреннейшей пустыне; ибо они владеют соседней страной Арабов, и вероятно самые Сарацины из Аравии бродят по пустыням ассирийским вместе с Арабами.

Толкование на пророка Исаию

Георгий Константинович Властов (†1899)

19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,
20. не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах.

Раньше Вавилона погибла Ниневия, и об ней произнес пророк Софония* пророчество, которое напоминает пророчество о Вавилоне пророка Исаии. Мы его выписываем потому, что пророчества о Ниневии и Вавилоне суть приговор над центрами общей Ассирии и Вавилону цивилизации, и поразительно схожи, указывая на окончательное погребение этой культуры. Вот пророчество Софонии, Соф.2:13-15: „И прострет руку Свою Господь... и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня, и покоиться будут среди ее стада, и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки.... Как он (город) стал развалиною, логовищем для зверей?“

Мы выше говорили** (и см. ниже Ис.14), что пророчества о Вавилоне и Ассуре сливаются у пророка Исаии в одно пророчество о царстве лжи и зла, царстве мира сего, борющагося против царствия Божия, царства любви и добра. И народ обетования пал, потому что он изменил Богу, но ему Господь изволил открыть: „что святое семя“ будет корнем новой жизни. (Ис.6:13, Ис.7:14, Ис.9:6-7). Не так Ассур и Вавилон, погибшие навсегда. Развалины Ниневии, найденные в холме Нимруда на левом берегу Тигра, против Моссула в сороковых годах Лейярдом, описаны им в его сочинении Nineveh and its remains. Он сам, стоя посреди этих развалин с глубоким чувством читает приведенные выше слова пророка Софонии и указывает на точное исполнение произнесенного пророчества. То же самое мы скажем о Вавилоне. Из многих описаний разных путешественников, посетивших местность, на которой когда-то стоял Вавилон***, видно, что эта местность ныне совершенно пустынна и необитаема. Она находится в пяти английских милях от селения Гилла, на левой стороне Евфрата и представляет собою ряд холмов разной вышины и величины, которые суть единственные остатки великолепия Вавилона. Вавилон впрочем не исчез мгновенно, приговор над ним совершался постепенно. Началось его падение в знаменитую ночь взятия его Киром, который прежде всего разрушил стены его****. Он существовал еще при Александре Македонском, который хотел восстановить храм Бела, но не мог исполнить этого начинания по громадности работ, прекратившихся с его смертью*****. Но Селевк Никатор совершенно бросил Вавилон и в 300 стадиях (52 версты) основал новый город – Селевкию, после чего Вавилон совершенно опустел по указанию Страбона и Плиния******. После этого Вавилон становится „грудою развалин, жилищем шакалов“, как пророчествовал о Вавилоне и Иеремия (Иер.51:37), когда еще в нем жили пленные Иудеи. Таков он ныне, и поразительно точно исполнилось на нем пророчество Исаии. И Кер Портер и Лейярд утверждают, что местность бывшего Вавилона считается как бы проклятою. Арабы до сих пор не разбивают на ней шатров своих, удерживаемые страхом, который передается из поколения в поколение. Поэтому многие мелкие звери и ночные птицы и теперь обитают в трещинах холмов, которые прикрывают развалины башен и строений, сложенных из сырого кирпича и облицованных часто кусками алебастра или емальированным кирпичем. Мы остановимся здесь на одном выражении ст. 21: "косматые будут скакать там". Некоторые переводы передают это выражение словом сатиры; Вульгата переводит как мы „pilosi“ (волосатые). Хотя некоторые, как указывает блаж. Иероним******* - признают в этом выражении образ получеловека, полудемона, т. е. тех существ, которых народные верования называли сатирами, или лесными (лешими), но кажется правильнее разуметь здесь Макаку, Аравийскую обязьяну, которая и до сих пор водится в южной Месопотамии********. Мы однако выпишем здесь слова Шмидера (Die Propheten. Iesaya, in loco). Может быть, говорит он, эти образы полу-людей, суть дети фантазии сынов степей, и из фантазии возникли и фавны и сатиры, но прибавляет он: „Doch, is est nicht zu leugnen, dass auch diesen Missgeschtalten ....etwas Wirkliches, eine böse dämonishe Macht zum Gronde liegen mag“*********. Итак, и Исаия и Иеремия в пророческом видении видели пустыню на том месте, где в их время стоял Вавилон „краса царств“ и видели грядущее царствие Божие, имеющее стереть с земли царство лжи и обмана, царство злобы и жадности, и рабства злату и страстям, типом которого были Ассур и Вавилон.
---
*Софония пророчествовал позже Исаии около 640 года, лет за 30 до гибели Ниневии (606 до Р. Хр.).
**И см. ниже гл. XIV.
***См. Ker Porter’s (1817–20) Travels vol. II; см. Роулинсона Геродота v. II, Essay IV, § 4 in the Appendix to Herod. III. Cм. Layard’s Nineveh and Babylon, chapt. XXII, etc.
****Это нам известно из фрагмента Бероза под № 14, который приводится Дж. Роулинсоном в Библ. Слов. Смитта (sub. v. Babylon) и в его Ancient Monarchies. Самый отрывок см. в Cory’s Fragmenta р. 68 ed. of. 1876, со ссылками на Фл. Иосифа прот. Аппиона (I, 20) и Евсефия (Praep. X).
*****Strabo XVI, 1, р. Causab. 738.
******Strabo l. cit et Plin. Hist. Natur. VI, 30.
*******Comment, ad Isaiah XIII.
********Так Тристрам, Ест. Ист. Бабии; см. Macacus arabicus.
*********„Нельзя, однако, отрицать и того, чтобы в основании этих чудовищных фигур не лежало нечто истинное, злая демонская сила“. Шмидер прибавляет ссылку на Лк.11:24.

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-22 И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах

Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие животные и птицы будут находить себе приют в развалинах вавилонских дворцов.

Вавилон, краса царств, гордость Халдеев. Значение Вавилонского царства было чрезвычайно велико. Новейшая наука принимает как факт, что Вавилония была первоначальною колыбелью всемирной культуры. Математические и астрономические науки имеют свой корень в древней Халдее: наше разделение времени - вавилонского происхождения; наш алфавит имеет свой источник в первобытных формах древне-вавилонского клинообразного письма (Прав. богосл. энциклопедия т. 3-й с. 11-14). Первоначальными обитателями Вавилонии были потомки Хама - кушиты, известные у евреев под именем касдим, а в туземных надписях называемые калдаи (отсюда халдеи). Они распадались на два племени - сумиров и аккадов. Впоследствии в Вавилонии поселились семитические племена, но они воспользовались уже готовой халдейской культурой, слились с аборигенами во всем, кроме языка, и из этого слияния выработался тот могучий семитско-кушитский тип, который и создал знаменитые монархии - Вавилонию и Ассирию (ibid с. 16). Во время своего наивысшего расцвета Вавилонская монархия (при Навуходоносоре) обладала всеми источниками богатств, которыми жили культурные страны древнего мира и Вавилон, столица царства, стал самым обширным и роскошным городом древнего мира.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.


По сказанию книги Бытия, Господь «пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба; и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли... Истребил Господь это место за то, что был велик вопль на жителей его к Господу» (Быт.19:24;25;13). Так же великий вопль возносился к Богу и на жителей Вавилона, жестоко притеснявших подвластные им народы (см.кн.Плач.); поэтому и Вавилон разрушит Господь чрезвычайным действием своего всемогущества, и не только сам город, но и его окрестности.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible