Скрыть
ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его

«Низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный - их доля (из) чаши (скорбей). Ибо праведен Господь и правду возлюбил, правоту видит лице Его». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): одождит на беззаконных угли. Третий, неизвестный переводчик (см. Ориг. Экз.): правоты уви­дит лице их, т.е. праведных, или Его – Бога. Сказав о наказании, происходящем от самого порока, и зная, что многие не смотрят на это, пророк наконец потрясает душу нечестивых наказанием, посылаемым свыше, употребляя усиленные выражения и страшные названия; говорит, что на них свыше прольются дождем огонь, сера, бурный ветер и горячие угли, – желая представить этими переносными выра­жениями неизбежность отмщения, высшую степень мучения, ско­рость и разрушительную силу наказания. Что значит: «их доля (из) чаши»? Это их удел, говорит, это их достояние, это постигнет их в жизни, от этого они погибнут. Далее приводится и причина: потому что Всевидящий не попустит пройти этому безнаказанно. Как другой пророк говорит: «чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв. 1:13), так и он выражает тоже в сло­вах: «праведен Господь и правду возлюбил». Богу особенно свой­ственно принимать правду, справедливость, и Он не попустит никогда противного ей. Вот почему и в начале псалма пророк сказал: «на Господа уповаю, как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?» Те, которые надеются на блага житейские, не лучше птицы, ко­торая, надеясь на пустыню, делается легко уловимою для всех. Таков – надеющийся на богатство. Как птица уловляется и детьми, и сетями, и силками, и другими бесчисленными сред­ствами, так и богатый уловляется и друзьями, и врагами. Он живет даже в большей опасности, нежели птица, имея мно­жество людей, которые ловят его, а прежде всех – свои пороч­ные пожелания; он – изгнанник, всегда зависящий от обстоятельств времени; он боится и свирепости палачей, и гнева царя, и коварства от льстецов, и обмана от друзей; когда восстают на него враги, он трепещет больше всех; и когда бывает мир, он опасается козней, потому что не имеет богат­ства прочного и неотъемлемого. Потому он постоянно скитается и переселяется из одного места в другое, проходя пустыни и горы, обитая во мраке, находя среди полудня глубокую тьму и строя козни. Не таков праведник. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4:18). Они не решаются ни строить козней, ни делать несправедливостей, и имеют спокойную душу. А порочные, постоянно строя козни, всегда пребывают во тьме и страхе, подобно ворам, разбойникам и прелюбодеям; они во время дня видят мрак, потому что душа их бывает одер­жима страхом. Каким же образом может быть рассеян этот мрак? Если, отставши от всего этого, ты утвердишься в надежде на Бога, хотя бы ты был величайшим грешником. «Взгляните», говорит Премудрый, «на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» (Сир. 2:10)? Не сказал: праведник, но: «кто». Хотя бы, говорит, это был грешник. То и удивительно, что и грешники, держась этого якоря, делаются непобедимыми для всех; таково особенное свойство преданно­сти Богу, что и отягченный грехами ты найдешь ободрение в Его человеколюбии, потому что, как «проклят человек, который надеется на человека», так блажен, «который надеется на Господа» (Иер.17:5, 7). Итак, оставив все другое, держись этого якоря. Бог видит все и судит праведно, и не только судит, но и приводит в исполнение суд свой. Поэтому пророк, сказав о праведности Его, изображает и наказание огнем и бурным духом. Он делает это потому, что печется о грешниках и желает наказанием побудить их к исправлению.

Беседы на псалмы. На псалом 10

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его

Сие, говорит Пророк, Господь всяческих налагает на живуших порочно; потому что Он источник правды, всем правит, употребляя правоту как бы вместо некоего кормила.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его

Как Бог свят и во святых почивает, так Он праведен и любит правду, и как праведный, Он вразумляет и наказывает неправедных. Посему мы должны с дерзновением прибегать к Нему и уповать на Него. Ибо последние сии слова суть заключение изложенного в начале псалма упования и надежды Давида на Бога. А слова: лице Его видит правоты, равносильны с словами: Он возлюбил правду. Ибо кого кто любит, того и видит, и напротив, кого ненавидит, того и отвращается и не видит. А под лицем Бога должно разуметь силу Его видения. Таким образом сей псалом изъяснен с исторической стороны о Давиде: но он может быть приспособлен и к каждому терпящему обиды и брань со стороны врагов как видимых, так и невидимых. По сему высшему смыслу к злым помыслам, которые внутренне внушают и советуют уму перейти на горы, т.е. к мыслям гибельным, колючим, для православных непроходимым и вредным (напр., что все случается не по промыслу, а само собою, что Бог не мстит, и тому подобным) может быть сказано: как вы говорите это душе моей? Тоже может быть сказано и к демонам, побуждающим душу входить в такие богохульные помыслы. А под грешниками должно разуметь неправедных и злых. Под луком и стрелами можем понимать всякие смертоносные и убийственные оружия, равно как и нападения нелепых помыслов. Соответственно сему в высшем и нравственном смысле можно изменить и прочие слова псалма.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его.

Сия есть вина, чего ради Бог тако накажет нечестивых: понеже праведен есть, и любит правду, как в Самом Себе, так и во всех человеках, которых сотворил по образу Своему, в преподобии и правде. За сим, то же самое повторяя иными словами, придает: правоты виде лице Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.7   Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.

Ст.7   Ибо Господь праведен, любит правду: лице Его видит праведника
 

Причина, почему Господь накажет нечестивых, – потому что Он праведен, любит единую правду, лице Его видит, т.е. любит одну прямоту или справедливость. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его

Господь прольет на нечестивых «горящие угли, огонь и серу». Под горящими углями можно разуметь молнию, под огнем и серой - гибель через посредство особенных потрясений природы, вроде гибели Содома и других городов Пентаполя (см. Быт XIX:24). Палящий ветер, вероятно - самум, хорошо известный евреям по своим гибельным действиям. - «Их доля из чаши» - таков их удел, назначенный Богом, не допускающим торжества нечестия, так как Господь «любит правду, лице Его видит праведника», т. е. всегда промышляет над ним и оберегает его.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Я́ко пра́веден Госпо́дь, и пра́вды возлюби́, правоты́ ви́де Лице́ Его́.

Ибо праведен Господь и правду возлюбил, правоту видят Очи Его.

Вторая часть десятого Псалма (от стиха четвертого до стиха седьмого), в прямую противоположность сему, раскрывает утешительные пути Промысла Божия, по коему: «очи Господни милостиво призирают на нищего, вежди же Его испытают всех сынов человеческих». И тогда оказывается, что тот, кто любит неправду, лишь ненавидит собственную душу, ибо «сети, огнь и жупел, и дух бурен» (стих шестой) – неизбежная доля таковых. Так, во всем и над всем исповедуется Давидом правосудие Божие.

С особенной силой устанавливает ту коренную догматико-нравственную истину христианской религии, которая в настоящее время как-то затемняется и ослабляется в значении своем у многих, односторонне и поверхностно воспринимающих другую, не менее важную и коренную истину нашей веры (о любви и благости Божией): то истина о Правде Божией, о которой говорится во многих местах Псалтири. Обычно оба эти основные свойства Существа Божия и мироправления Его в Псалмах объединяются, и даже как бы сливаются между собой, ибо возвещается одновременно тогда в этих Псалмах и о милости Божией, и о правде Его. Наиболее типично, наглядно и отчетливо передается это в известном Псаломском стихе: «милость и истина сретостеся (встретились взаимно), правда и мир облобызастеся» (Пс.84:11), где ясно указывается на гармоническое, даже как бы органическое, единство милости и правды в Боге, и наиболее в промыслительно-спасающей деятельности Его.
Однако, в то время как учение о благости и милости Божией в мире христианском как будто усвоено верующими полно, глубоко и отчетливо, ибо вся жизнь и смерть Спасителя нашего паче солнечными лучами осветило и согрело истину эту для нас, о правде же, наоборот, и о суде Божием большинство совсем мало и говорит, и даже думает в себе, еще меньше, сердцем своим считается с ними. И потому-то так необходимо всем нам жизненно-прочно, осознанно и во всей силе воспринимать и этот седьмой Псаломский стих, где речь идет именно о праведности или Правосудии Божием, и притом так, что становится совершенно ясным, что как не можем мы мыслить Бога-Отца своего без спасающей милости Его и любви, так не должны мы мыслить Его и без абсолютной и все собою проницающей истинности и правды. То как бы две, взаимно одна другую проникающие, духовные атмосферы, так что жить в Боге, войти в общение с Ним, может только тот, кто и сердцем возлюбил, и в равной мере, любовью осиянной, волей своей установился в крепком желании служить Божией правде, в исполнении заповедей Его. Ибо как бесконечно праведен Сам Господь, так и в творениях Своих Он эту правду (в человеческих отражениях ее) возлюбил, и этой любовью сих праведных (по устремленности сердца их) и созерцает, все осияющее и все согревающее, Лице Его.

Псалтирь протолкованная. Том I

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   «мы, как избранные Отцом из погибшего рода человеческого, неизменно определены к вечной жизни, и имена наши написаны на небесах, и не можем быть вырваны из рук Христовых» (Рим.8:28-39,11:4-5;  Деян.13:48;  Еф.1:4;  Мф.25:34;  1Кор.1:26-28;  2Фес.2:13). (1)
 

Ответ:
Лжеучение сектантов о безусловном Божием предопределении, независимом от нравственного состояния предопределяемых и их личной свободы, не имеет оснований в Священном Писании. Для уразумения истинного смысла, как указанных мест Священного Писания, так и других, к данному вопросу относящихся, нужно помнить, что выражения «избрал», – «призвал», – «уготованный» (уготовал), «предопределил» употребляются не в одинаковом значении. Иногда ими обозначается избрание к славе, предопределение в собственном смысле, основанное на предведении нравственного достоинства предопределяемых (Мф.25:34,41; Рим.8:28-29; Деян.13:48), иногда – избрание или призвание в царство благодати, Церковь Христову, ко спасению во Христе (Рим.9:24,11:4-51Кор.1:26-28; Еф.1:4-52Фес.2:132Тим.1:9; Ин.15:16 и др.). «3ваным становится человек», – объясняет (Рим.8:28-30блаженный Феофилакт, – «по предуведению», т.е. по собственному его (человеческому) произволению.(2) Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, так как все призваны), а нужно еще про изволение. «Ибо кого Он предузнал... Α кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим.8:29-30). Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога... О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими... «А кого призвал, тех и оправдал», освободив от грехов и соделав праведными через баню возрождения. «А кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30), удостоив их усыновления и дав им прочие дары».(3) – «В ком предузнал твердое изволение, тех изначала предуставилпредопределил» –Рим.8:29)», – замечает блаженный Феодорит, – «а предуставив «призвал»; потом призвав оправдал крещением; оправдав же «прославил», наименовав сынами и даровав им благодать Всесвятого Духа. Но никто да не утверждает, что причина сего – предведение; потому что не предведение соделало их таковыми, но Бог издалека предусмотрел будущее, как Бог..,(4) а не доводит до необходимости одного преуспевать в добродетели, другого же делать зло. Ибо, если бы Сам принуждал к тому и другому, то несправедливо было бы одного провозглашать победителем и увенчивать, а другому определять наказание. Α если Бог справедлив, как и действительно справедлив, то побуждает к доброму и запрещает противное тому, хвалит делателей добра, и наказывает по воле Своей возлюбивших порок».(5)  В стихах Рим.8:38-39 апостол свидетельствует о своем глубоком убеждении, что никто и ничто не может погасить ни в нем, ни в подобных ему их любви к Богу за Его любовь, явленную во Христе Иисусе (Рим.8:34-37). «Выразился же так апостол» (Рим.8:38-39), – говорит святой Иоанн Златоуст, – «не потому, что ангелы или другие небесные силы действительно отвлекали его от Христа, нет; но из желания представить в высшей степени ту любовь, какую имел он ко Христу. Он любил Христа не ради чего-то, принадлежащего Христу, но ради самого Христа, к Нему устремлял взор свой и одного страшился – отпасть от этой любви».(6)

Сектанты хотят в словах апостола (Рим.8:38-39) видеть ту мысль, будто бы их (как избранных Отцом) так Бог любит, что никто и ничто (даже их греховное состояние) не может лишить их Божеской любви, поэтому они «не могут быть вырваны из рук Христовых» и покойны за будущую свою участь. Бог, несомненно, любит человека (Ин.3:16; Рим.5:8 и др.), зовет ко спасению, дарует все потребное ему для жизни и благочестия (2Пет.1:3 и др.), но если он остается нечестивым и порочным, «запутывается и побеждается сквернами мира» (2Пет.2:20), то сам лишает себя Божеской любви и подвергается праведному суду Божиему. Званым, но не ответившим любовью на любовь Божию, оказавшимся недостойными по своему нравственному состоянию Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф.25:41). Бог – не только любовь, но и правда (Пс.84:11,7:12,10:7,144:17; Мф.16:27; Рим.2:6,11 и др.). Отпадение сектантов от Церкви Христовой, хуления ее, их гордость, самомнение, вражда и злоба к православным свидетельствуют, что они сами себя отлучили от любви Божией и, как «удаляющие себя от Него, погибнут» (Пс.72:27).
_____________________________________
1 - Вероучение русских евангельских христиан – баптистов. Член. 5. 1906 г., стр. 5.
2 - По слав. читается (Рим.8:28): «сущим по предуведению званым», в рус. перев.: «призванным по (Его) изволению»; в греч. тексте читаем: τοῖς κατὰ πρόθεσιν κλητοῖς οὖσιν; πρόθεσιν от πρόθεσις, намерение, решение, воля, умысел,               наклонность. Чье разумеется изволение (произволение, воля)? Русск. перев. разумеет изволение Бога (Его), блаженный Феофилакт – изволение человека. Но так как Бог призывает ко спасению по Своему изволению, а люди                   становятся призванными по своему решению, то изволение разумеется (апостолом) Бога и человека.
3 - Толкование на Послание к Римлянам 1906 г., стр. 82
4 - Ориген, ограждая учение апостола Павла о предопределении (Рим.8:28-31) от превратных толкований, выражается так: не потому происходит что-либо, что Бог это предвидит, но «потому Он и предвидит, что должно это               произойти в силу собственного стремления (воли) совершающего». Катанский А. Учение о благодати Божией…1902 г стр. 134-135.
5 - Творения. Часть 7. Толкование на Послание к Римлянам 1861 г., стр. 94-95.
6 - Творения. Том. 9. Бесед. 15 на Толкование на Послание к Римлянам 1903 г., стр. 686.

Православная Церковь и сектанты

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его

Вот причина, почему Господь Бог такие страшные казни пошлет на нечестивых и грешников, – потому что Он Праведен, любит единую правду, лице Его видит одну правоту, или справедливость. «Лице Его увидит праведника» – по переводу с еврейского.

Праведен Господь и правды возлюби. Как же мы предстанем пред Ним с своею неправдою?

«Неправда наша, – говорит св. Ефрем Сирин, – гораздо сильнее молитв наших. Моление наше незначительно, а вина наша велика. Какую жертву могли бы мы принести для примирения своего с Тобою, Господи? Нечего нам дать Тебе. Посему кровью Твоею примири нас, Всемилостивый.

Душа наша не в состоянии принести Тебе столько же великий дар, сколько Велик Ты. Да умилостивит Тебя, Господи, чудная смерть Твоя?

Благодарение Отцу, пославшему Тебя, Спаситель наш! Ибо Тобою оправдываемся, мы, виновные. Ты отъял грехи наши крестом Своим; отыми от нас вины наши и в пришествие Твое» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible