Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния

Перейти к кален­дарю 19 января 2020 г.

◀ Преды­ду­щий день Сле­ду­ю­щий день ▶

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 19 января 2020 г.

6. Неделя 31‑я по Пяти­де­сят­нице.
Святое Бого­явл­ние. Кре­ще­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Бден­ная служба празд­ника Кре­ще­ния Гос­подня (Бого­яв­ле­ния) совер­ша­ется по Минее. Вос­крес­ная служба Окто­иха отме­ня­ется.

При­ме­ча­ние. «Ведомо же буди: Аще слу­чится Рож­де­ство Хри­стово или Бого­яв­ле­ние в Неделю, вос­кресно ничтоже поем» (Типи­кон, 24 декабря, 4‑е «зри»).

Все­нощ­ное бдение на празд­ник Бого­яв­ле­ния состоит из вели­кого пове­че­рия с литией, утрени и 1‑го часа. По Уставу, бого­слу­же­ние должно начи­наться «при часе же 10‑м нощи», т. е. по нашему счис­ле­нию – в 4 часа утра (см. Типи­кон, 6 января)1. Перед его нача­лом бывает бла­го­вест и тре­звон во вся кампаны.

Отвер­за­ются завеса и цар­ские врата. Иерей с диа­ко­ном творят начало, как во все празд­ники со бде­нием, то есть сна­чала совер­шают каж­де­ние пре­стола и всего алтаря. Диакон со свечой исхо­дит на солею и воз­гла­шает: «Бла­го­слови, вла­дыко». Иерей пред пре­сто­лом: «Бла­го­сло­вен Бог наш…»2 (при этом творит кади­лом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небес­ный» и прочее, и читает вели­кое пове­че­рие. Иерей исхо­дит из алтаря в пред­ше­ствии диа­кона со свечой и совер­шает полное каж­де­ние всего храма, как в начале все­нощ­ного бдения. По окон­ча­нии каж­де­ния цар­ские врата затво­ря­ются. Завеса оста­ется откры­той.

На пение «С нами Бог…», пение тро­паря и кондака по 1‑м и 2‑м Три­свя­том, по тра­ди­ции, отвер­за­ются цар­ские врата.

По 1‑м Три­свя­том поется тро­парь празд­ника, глас 1‑й: «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди…».

По 2‑м Три­свя­том поется кондак празд­ника, глас 4‑й: «Явился еси днесь все­лен­ней…».

По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.

На литии сти­хиры празд­ника, глас 4‑й. «Слава» – празд­ника, глас 8‑й: «Гос­поди, испол­нити хотя…», «И ныне» – празд­ника, глас тот же: «Днесь тварь про­све­ща­ется…».

На сти­ховне сти­хиры празд­ника, глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава, и ныне» – празд­ника, глас 6‑й: «Еже от Девы Солнце…».

По Три­свя­том – тро­парь празд­ника, глас 1‑й (трижды).

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тро­парь.

Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые екте­нии. Седальны празд­ника.

Поли­е­лей. Вели­ча­ние празд­ника: «Вели­чаем Тя, Живо­да­вче Христе, нас ради ныне плотию кре­стив­ша­гося от Иоанна в водах Иор­дан­ских», и избран­ный псалом. Седа­лен празд­ника по поли­е­лее, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – тот же седа­лен. Сте­пенна – 1‑й анти­фон 4‑го гласа. Про­ки­мен празд­ника, глас 4‑й: «Море виде и побеже, Иордан воз­вра­тися вспять»; стих: «Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иор­дане, яко воз­вра­тился еси вспять?». Еван­ге­лие – празд­ника. («Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…» не поется.) По 50‑м псалме3: «Слава» – празд­ника, глас 2‑й: «Вся­че­ская днесь…», «И ныне» – тот же стих. Сти­хира празд­ника, глас 6‑й: «Бог Слово явися…».

Каноны: празд­ника два, на 16 (ирмосы 1‑го канона: «Глу­бины открыл есть дно…», по дважды, тро­пари на 6, и ирмосы 2‑го канона: «Шествует мор­скую…», по дважды, тро­пари на 6).

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия – ирмосы обоих кано­нов (по каждой песни).

По 3‑й песни – ипакои празд­ника, глас 5‑й (еди­но­жды).

По 6‑й песни – кондак и икос празд­ника, глас 4‑й.

На 9‑й песни «Чест­ней­шую» не поем4, но поем при­певы празд­ника. (Совер­ша­ется обыч­ное каж­де­ние.)

1‑й лик поет припев 1‑го канона: «Вели­чай, душе моя, Чест­ней­шую горних воинств, Деву Пре­чи­стую Бого­ро­дицу»5, и ирмос 1‑го канона: «Недо­умеет всяк язык…».

2‑й лик – то же.

1‑й лик припев: «Вели­чай, душе моя, от Пред­течи…», тро­парь: «Давиде, прииди Духом…».

2‑й лик припев: «Вели­чай, душе моя, во Иор­дане…», тро­парь: «Давиде, прииди Духом…».

1‑й лик припев: «Вели­чай, душе моя, от Оте­че­скаго гласа…», тро­парь: «Исаия, – измый­теся, очи­сти­теся!..».

2‑й лик припев: «Вели­чай, душе моя, Еди­наго от Троицы…», тро­парь: «Исаия, – измый­теся, очи­сти­теся!..».

1‑й лик припев: «Про­роче, прииди ко Мне…», тро­парь: «Соблю­да­емся бла­го­да­тию…».

2‑й лик припев: «Про­роче, остави ныне…», тро­парь: «Соблю­да­емся бла­го­да­тию…».

1‑й лик поет припев 2‑го канона: «Днесь Вла­дыка пре­кло­няет выю…», и ирмос 2‑го канона: «О, паче ума…».

2‑й лик – то же.

1‑й лик припев: «Днесь Иоанн кре­щает…», тро­парь: «Уве­де­хом Моисею…».

2‑й лик – тот же припев и тро­парь.

1‑й лик припев: «Днесь Вла­дыка водами погре­бает…», тро­парь: «Уве­де­хом Моисею…».

2‑й лик припев: «Днесь Вла­дыка свыше сви­де­тель­ству­ется…», тро­парь: «Пома­зу­еши, совер­шая…».

1‑й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Вла­дыка прииде освя­тити…», тро­парь: «Пома­зу­еши, совер­шая…».

2‑й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Вла­дыка Кре­ще­ние при­ем­лет…», тро­парь: «Пома­зу­еши, совер­шая…».

Затем оба лика вместе поют припев 1‑го канона: «Вели­чай, душе моя, Чест­ней­шую…», и ирмос 1‑го канона: «Недо­умеет всяк язык…», потом оба лика припев 2‑го канона: «Днесь Вла­дыка пре­кло­няет выю…», и ирмос 2‑го канона: «О, паче ума…».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. («Свят Гос­подь Бог наш» не воз­гла­ша­ется.) Све­ти­лен празд­ника. «Слава» – тот же све­ти­лен, «И ныне» – тот же све­ти­лен.

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры празд­ника, глас 1‑й – 4. «Слава» – празд­ника, глас 6‑й: «Водами Иор­дан­скими…», «И ныне» – празд­ника, глас 2‑й: «Днесь Хри­стос…».

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь празд­ника, глас 1‑й (еди­но­жды).

Отпуст крат­кий празд­нич­ный: «Иже во Иор­дане кре­сти­тися изво­ли­вый от Иоанна, нашего ради спа­се­ния, Хри­стос, Истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере и всех святых, поми­лует и спасет нас, яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец».

При­ме­ча­ние. До отда­ния празд­ника Бого­яв­ле­ния в сед­мич­ные дни вели­кий отпуст начи­на­ется сло­вами: «Иже во Иор­дане кре­сти­тися изво­ли­вый от Иоанна, нашего ради спа­се­ния…».

На часах – тро­парь и кондак празд­ника.

Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого.

При­ме­ча­ние. «В сей день Литур­гия бывает порану, труда ради бден­наго» (Типи­кон, 6 января).

На Литур­гии празд­нич­ные анти­фоны.

Вход­ное (вход­ный стих): «Бла­го­сло­вен Грядый во Имя Гос­подне, бла­го­сло­ви­хом вы из дому Гос­подня: Бог Гос­подь и явися нам».

При­ме­ча­ние. Вход­ный стих на Литур­гии, по Уставу, должен петься, но обычно он воз­гла­ша­ется диа­ко­ном. Вход­ный стих явля­ется осо­бен­но­стью бого­слу­же­ния Гос­под­ских дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, а также служб Пасхи, Свет­лой сед­мицы, Сре­те­ния Гос­подня и Поне­дель­ника Свя­того Духа. На Литур­гии этих дней перед воз­гла­ше­нием вход­ного стиха сле­дует про­из­но­сить «Пре­муд­рость, прости», как и перед пением «При­и­дите, покло­нимся…» (ср.: Типи­кон, гл. 50‑я: «Во святую и вели­кую Неделю Пасхи…», «После­до­ва­ние литур­гии…»; «В чет­вер­ток 6‑я сед­мицы… Воз­не­се­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цвет­ная, «Во святую и вели­кую Неделю Пасхи…», «После­до­ва­ние литур­гии…»)6.

По входе – тро­парь празд­ника. «Слава, и ныне» – кондак празд­ника.

Вместо Три­свя­того – «Елицы во Христа кре­сти­стеся…».

Про­ки­мен, Апо­стол, алли­лу­и­а­рий, Еван­ге­лие и при­ча­стен – празд­ника.

Задо­стой­ник – припев: «Вели­чай, душе моя, Чест­ней­шую горних воинств, Деву Пре­чи­стую Бого­ро­дицу», и ирмос 9‑й песни: «Недо­умеет всяк язык…» (так до отда­ния).

По заам­вон­ной молитве, по обычаю, – вели­кое освя­ще­ние воды (как в наве­че­рие).

При­ме­ча­ние. Вели­кое освя­ще­ние воды начи­на­ется по заам­вон­ной молитве пением тро­па­рей, глас 8‑й: «Глас Гос­по­день…», и проч. По окон­ча­нии чина водо­освя­ще­ния, при пении на «Слава, и ныне» празд­нич­ной сти­хиры, глас 6‑й: «Вос­поим, вернии…», свя­щен­но­слу­жи­тели входят в алтарь, и сле­дует окон­ча­ние Литур­гии по обычаю: «Буди имя Гос­подне…» (трижды), псалом 33‑й и отпуст.

Отпуст крат­кий празд­нич­ный (см. в конце утрени).

По тра­ди­ции, по отпу­сте Литур­гии посреди церкви перед иконой празд­ника изшед­шие из алтаря свя­щен­но­слу­жи­тели поют тро­парь празд­ника, «Слава, и ныне» – кондак празд­ника и, по обычаю, вели­ча­ние. Во время цело­ва­ния Креста все окроп­ля­ются святой водой.

При­ме­ча­ние. На тра­пезе раз­ре­ше­ние на сыр, яйца и рыбу, а миря­нам – и на мясо: «На тра­пезе бывает уте­ше­ние братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мир­стии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типи­кон, 6 января).

С 7 по 13 января – попраздн­ство Бого­яв­ле­ния.

14 января – отда­ние празд­ника Бого­яв­ле­ния.


1 Суще­ствует мнение, что данная статья Типи­кона имеет рус­скую редак­цию, поэтому вре­мя­ис­чис­ле­ние изла­гает по совре­мен­ному счету. Ср.: Рож­де­ство Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

2 Ср.: Минея, 6 января; Типи­кон, 25 декабря, 3‑е «зри».

3 В устав­ной тра­ди­ции при сов­па­де­нии дву­на­де­ся­того Гос­под­ского празд­ника с вос­кре­се­ньем Еван­ге­лие, по ана­ло­гии с бого­слу­же­нием Недели ваий, пола­га­ется на аналой для цело­ва­ния вместе с иконой празд­ника (ср.: Типи­кон, гл. 49, «В суб­боту ваий вечера»). «Аще слу­чится Рож­де­ство Хри­стово в Неделю, не поется вос­кресно ничтоже, но все празд­нику… Ни Еван­ге­лие вос­кресно не чтется, ни Вос­кресение Христово не гла­го­лем, точию целуем Еван­ге­лие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Вос­кресение Христово не гла­го­лем, цело­ва­ние Еван­ге­лию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8‑я [по Пасхе]»). В сед­мич­ные дни цело­ва­ния Еван­ге­лия не бывает.

4 При отмене пения «Чест­ней­шую» воз­глас: «Бого­ро­дицу и Матерь Света в песнех воз­ве­ли­чим», не про­из­но­сится (ср.: Николь­ский К., прот. Посо­бие к изу­че­нию Устава бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9‑я песнь канона поется с при­пе­вами, то 1‑й припев, по тра­ди­ции, воз­гла­шает диакон (или свя­щен­ник), совер­ша­ю­щий каж­де­ние. Каж­де­ние на утрене на 9‑й песни канона нико­гда не отме­ня­ется (ср.: Минея, 1 сен­тября).

5 По тра­ди­ции, 1‑й припев поет свя­щен­ник или диакон.

6 Вход­ный стих заме­няет собой обыч­ное вход­ное пес­но­пе­ние Литур­гии: «При­и­дите, покло­нимся…», а не воз­глас: «Пре­муд­рость, прости». При архи­ерей­ском бого­слу­же­нии после воз­гла­ше­ния вход­ного стиха поется «При­и­дите, покло­нимся…» (с окон­ча­нием, соот­вет­ству­ю­щим при­певу 2‑го празд­нич­ного анти­фона на Литур­гии).

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки