Октоих воскресный. Глас 6

Вечерня
Утреня
Литургия

ГЛАС 6

Церковнославянский Русский

В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ.

На Господи, воззвах, поставим стихов 10. И поем настоящия

В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха, и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа.

Воскресны стихиры. Глас 6-й.

Стихиры воскресные

Изведи из темницы душу мою, / исповедатися Имене Твоему.

Победу имея, Христе, юже на ада, / на Крест возшел еси: / да во тьме смерти седящия воскресиши с Собою, / Иже в мертвых Свободь, / Источаяй живот от Своего света, / Всесильне Спасе, помилуй нас.

Мене ждут праведницы, / дондеже воздаси мне.

Днесь Христос смерть поправ, / якоже рече, воскресе, / и радование мiрови дарова, / да вси взывающе, песнь тако рцем: / Источниче жизни, Неприступный Свете, / Всесильне Спасе, помилуй нас.
Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой.

Тебе, Господи, Сущаго по всей твари, / грешнии камо бежим; / на Небеси Сам живеши, / во аде попрал еси смерть. / Во глубины морския; / тамо рука Твоя, Владыко. / К Тебе прибегаем, / Тебе припадающе молимся: / Воскресый из мертвых, помилуй нас.

Выведи из темницы душу мою, / чтобы мне прославить имя Твоё.

Победу одерживая над адом, / на Крест взошел Ты, Христе,/ чтобы во тьме смертной сидевших воскресить с Собою; / среди мертвых – Свободный, / Источающий жизнь от Своего света, / всесильный Спаситель, помилуй нас!

Меня будут ждать праведные, / доколе Ты не воздашь мне.

В сей день Христос, смерть поправ, / как сказал, воскрес, / и радость миру даровал, / чтобы все мы возглашали Ему песнь, так говоря: / «Источник жизни, неприступный свет, / всесильный Спаситель, помилуй нас!»

Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, / Господи, услышь голос мой.

От Тебя, Господи, во всем творении Сущего, / куда мы, грешные, можем бежать? / На небо? Но Ты Сам там обитаешь. / Во ад? Но Ты попрал смерть. / В глубины морские? / И там рука Твоя, Владыка. / К Тебе прибегаем, к Тебе припадая, молим: / «Воскресший из мертвых, помилуй нас!»

Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже:

Стихиры восточные

Да будут уши Твои / внемлюще гласу моления моего. Да будут уши Твои / внимательны к голосу моления моего.
Крестом Твоим, Христе, хвалимся, / и воскресение Твое поем и славим: / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе инаго не вемы. Крестом Твоим, Христе, мы хвалимся, / и воскресение Твое поем и славим; / ибо Ты – Бог наш, / кроме Тебя иного не знаем.
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть. Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? / Ибо у Тебя умилостивление.
Выну благословяще Господа, / поем воскресение Его: / Крест бо Претерпев, / смертию смерть погуби. Всегда благословляя Господа, / воспеваем воскресение Его, / ибо Крест претерпев, / Он смертию смерть уничтожил.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа. Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё, / положилась душа моя на Господа.
Слава силе Твоей, Господи, / яко упразднил еси державу имущаго смерти: / обновил еси нас Крестом Твоим, / даруя нам живот и нетление. Слава силе Твоей, Господи! / Ибо Ты лишил силы имеющего власть над смертью, / обновив нас Крестом Своим, / даруя нам жизнь и нетление.
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, / да уповает Израиль на Господа. От стражи утренней до ночи, от стражи утренней / да уповает Израиль на Господа.
Погребение Твое, Господи, / узы адовы сокрушившее растерза, / еже из мертвых воскресением мiр просвети, / Господи слава Тебе. Погребение Твое, Господи, / оковы ада сокрушило и расторгло; / воскресение Твое из мертвых просветило мир. / Господи, слава Тебе!

Слава: Стихира из Минеи.

Слава, и ныне, Богородичен: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево; / кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества; / безлетно бо от Отца Возсиявый Сын Единородный, / Тойже от Тебе, Чистыя, пройде, / неизреченно воплощься, / естеством Бог сый, / и естеством быв Человек нас ради, / не во двою лицу Разделяемый, / но во Двою Естеству / неслитно Познаваемый. / Того моли, Чистая, Всеблаженная, / помиловатися душам нашим. И ныне, Богородичен: Кто не прославит Тебя, Всесвятая Дева? / Кто не воспоет девственного рождения от Тебя? / Ибо вне времени воссиявший от Отца Сын Единородный, / Он Самый произошел от Тебя, Чистой, неизъяснимо воплотившись. / Он – Бог по естеству, / и ради нас по естеству став человеком, / не разделяется на два лица, / но познается в двух неслиянных естествах. / Моли Его, Святая, Всеблаженная, / о помиловании душ наших.
Таже, Свете Тихий: Прокимен: Господь воцарися: и прочая по обычаю.

Вход. Свет отрадный: Прокимен, глас 6: Господь воцарился: Затем ектения сугубая, Сподоби, Господи: ектения просительная.

На стиховне стихиры, глас 6-й:

Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангели поют на Небесех, / и нас на земли сподоби, / чистым сердцем / Тебе славити.

По алфавиту.

Стихиры на стиховне

Воскресение Твое, Христе Спаситель, / Ангелы воспевают на небесах: / и нас на земле удостой / чистым сердцем / Тебя славить.

Стих: Господь воцарися, / в лепоту облечеся. Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся.
Врата сокрушив медная, / и вереи адовы сотрый, / яко Бог всесилен, / род человеческий падший воскресил еси. / Сего ради и мы согласно вопием: / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе. Врата сокрушив медные / и засовы ада разбив, как Бог всесильный, / падший род человеческий Ты воскресил. / Потому и мы в песнях возглашаем: / «Воскресший из мертвых Господи, слава Тебе!»
Стих: Ибо утверди вселенную, / яже не подвижется. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, / и она не поколеблется.
Тления нас древняго Христос исправити хотя, / на Кресте пригвождается, / и во гробе полагается. / Егоже мироносицы жены со слезами искаху, плачуща глаголаху: / увы нам, Спасе всех, / како изволил еси во гробе вселитися; / Вселивыйся же хотя, како украден был еси; / како преложился еси; / кое же место Твое Живоносное сокры Тело; / но, Владыко, яко обещался еси нам явися, / и утоли от нас рыдание слез. / Плачущимся же им, Ангел к ним возопи: / от плача преставша Апостолом рцыте, яко воскресе Господь, / мiрови даруя очищение и велию милость. Христос, от древнего тления нас восстановить желая, / ко Кресту пригвождается и во гробе полагается. / Жены мироносицы, со слезами Его ища, рыдали и восклицали: / «Увы, Спаситель всех! / Как соизволил Ты во гроб вселиться? / Если же Ты вселился добровольно, то как украли Тебя? / Как перенесли Тебя? / И какое место сокрыло живоносное Твое тело? / Но, Владыка, как обещал нам, явись, / и прекрати наше рыдание слезное». / Когда они плакали, Ангел им возгласил: / «Прекратите плач и апостолам возвестите, что воскрес Господь, / даруя миру очищение и великую милость!»
Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, в долготу дний. Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, на долгие дни.
Распныйся яко восхотел еси, Христе, / и смерть погребением Твоим Пленивый, / тридневен воскресл еси, яко Бог, со славою, / мiрови даруя безконечную жизнь, / и велию милость. Распятый по Своей воле, Христе, / и смерть погребением Своим победивший, / Ты в третий день воскрес, как Бог, со славою, / даруя миру бесконечную жизнь / и великую милость.
Слава: Стихира из Минеи, если есть. Если нет:
Слава, и ныне, Богородичен: Творец и Избавитель мой, Пречистая, / Христос Господь из Твоих ложесн прошед, / в мя Оболкийся, / первыя клятвы Адама свободи. / Темже Ти, Всечистая, / яко Божии Матери же и Деве, / воистинну вопием немолчно: / радуйся Ангельски, радуйся, Владычице, / Предстательство и Покрове, / и Спасение душ наших. Слава, и ныне, Богородичен: Творец и Искупитель мой, Всечистая, / Христос Господь, / произошел из чрева Твоего, / в меня, человека, облекшись / и Адама от древнего проклятия освободил. / Потому Тебе, Всечистая, / как Божией Матери и истинной Деве / «Радуйся» возглашаем с Ангелом не умолкая: / «Радуйся, Владычица, защита, и покров, / и спасение душ наших!»
Таже, Ныне отпущаеши: и Трисвятое. По Отче наш:

Затем: Ныне отпускаешь: Трисвятое по Отче наш:

Тропарь, глас 6-й:

Ангельския Силы на гробе Твоем, / и стрегущии омертвеша; / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусився от него; / сретил еси Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

Тропарь

Ангельские Силы – при гробе Твоем, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твое. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

Слава, и ныне, Богородичен: Благословенную нарекий Твою Матерь, / пришел еси на страсть вольным хотением, / возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, / глаголя ангелом: срадуйтеся Мне, / яко обретеся погибшая драхма. / Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе! Слава, и ныне, Богородичен: Назвав Благословенную Своею Матерью, / пришел Ты на страдания по доброй воле, / воссияв на Кресте, желая отыскать Адама, / и возглашая Ангелам: «Радуйтесь со Мной, / ибо нашлась потерянная драхма!» / Все мудро устроивший, (Боже наш,) слава Тебе!
И отпуст.

Тот же тропарь и на Бог – Господь:

ГЛАС 6

В НЕДЕЛЮ НА УТРЕНИ.

По екса псалмех, Бог Господь, и явися: на глас 6.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИ

Поем Бог – Господь: на 6 глас, и дважды воскресный тропарь, и Богородичен один раз.

Тропарь, глас 6-й:

Ангельския Силы на гробе Твоем, / и стрегущии омертвеша; / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусився от него; / сретил еси Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе. [дважды]

Тропарь

Ангельские Силы – при гробе Твоем, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твое. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе! (2)

Слава, и ныне, Богородичен: Благословенную нарекий Твою Матерь, / пришел еси на страсть вольным хотением, / возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, / глаголя ангелом: срадуйтеся Мне, / яко обретеся погибшая драхма. / Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе! Слава, и ныне, Богородичен: Назвав Благословенную Своею Матерью, / пришел Ты на страдания по доброй воле, / воссияв на Кресте, желая отыскать Адама, / и возглашая Ангелам: «Радуйтесь со Мной, / ибо нашлась потерянная драхма!» / Все мудро устроивший, (Боже наш,) слава Тебе!
И обычное стихословие псалтира.

Затем обычное стихословие Псалтири.

По 1-м стихословии, седальны воскресны, глас 6:

По 1 стихословии седален

Гробу отверсту, аду плачущуся, / Мария вопияше ко скрывшимся апостолом: / изыдите винограда делателие, / проповедите воскресения слово: / воскресе Господь, подая мирови велию милость. Когда открыт был гроб, и ад рыдал, / Мария восклицала к скрывшимся апостолам: / «Выходите, делатели виноградника, / и провозгласите слово о воскресении: / воскрес Господь, даруя миру великую милость!»
Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33
Господи, предстояше гробу Твоему Мария Магдалина, / и плакаше вопиющи, вертоградаря Тя мнящи, глаголаше: / где сокрыл еси вечный живот? / Где положил еси, Иже на престоле херувимстем; / стрегущии бо сего, от страха омертвеша. / Или Господа моего дадите ми, / или со мною возопийте: / Иже в мертвых быв, и мертвыя воскресив, слава Тебе. Господи! Предстояла Твоему гробу Мария Магдалина, / и плакала с воплем, и за садовника Тебя принимая, восклицала: / «Где сокрыл Ты вечную Жизнь? / Где положил Сидящего на престоле херувимском? / Ведь охранявшие Его от страха омертвели. / Или Господа моего мне отдайте, / или со мною возгласите: / «Среди мертвых бывший, / и мертвых воскресивший, слава Тебе!»
Слава, и ныне, Богородичен: Преднаписует Гедеон зачатие, / и сказует Давид рождество Твое, Богородице: / сниде бо яко дождь на руно, Слово во чрево Твое, / и прозябла еси без семене, / земле святая, мирови Спасение, / Христа Бога нашего, Благодатная.

Слава, и ныне, Богородичен: Предвозвещает Гедеон о Твоем зачатии, / и Давид повествует о рождении от Тебя, Богородица; / ибо Слово сошло как дождь на руно во чрево Твое, / и без семени произрастила Ты, земля святая, миру спасение / – Христа Бога нашего, Благодатная.

По 2-м стихословии седальны воскресны, глас 6:

По 2 стихословии седален

Живот во гробе возлежаше, и печать на камени надлежаше: / яко царя спяща воини стрежаху Христа, / и враги Своя невидимо поразивый, воскресе Господь. Жизнь лежала во гробе, / и печать на камень была наложена; / как бы Царя спящего охраняли воины Христа; / но, поразив врагов Своих невидимо, / воскрес Господь.
Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. Пс 9:2
Преднаписует Иона гроб твой, / и сказует Симеон востание Божественное, безсмертне Господи: / сошел бо еси яко мертв во гроб, разрушивый адова врата. / Воскресл же еси кроме тления, яко Владыка, / во Спасение мiра, Христе Боже наш, / просветивый сущия во тьме. Предвозвещает Иона о погребении Твоем, / и повествует Симеон о восстании Божественном, бессмертный Господи. / Ибо как мертвый сошел во гроб / Ты, врата ада разрушивший, / но воскрес непричастно тлению, как Владыка, / для спасения мира, Христе Боже наш, / просветив пребывавших во тьме.
Слава, и ныне, Богородичен: Богородице Дево, моли Сына Твоего, / волею пригвожденнаго на Кресте, / и воскресшаго из мертвых Христа Бога нашего, / спастися душам нашим.

Слава, и ныне, Богородичен: Богородица Дева! Моли Сына Твоего, / добровольно пригвожденного ко Кресту / и воскресшего из мертвых, Христа Бога нашего, / о спасении душ наших.

Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая.

По непорочных, ипакои, глас 6:

Вольною и животворящею Твоею смертию, Христе, / врата адова сокрушив, яко Бог, / отверзл еси нам древний рай, и воскрес из мертвых, / избавил еси от тления живот наш.

Ипакои

Добровольной и животворящей Своею смертию, Христе, / врата ада сокрушив, как Бог, / Ты отверз нам древний рай / и, воскреснув из мертвых, / жизнь нашу от тления избавил.

Таже степенна, глас 6.
Антифон 1, ихже повторяюще поем.

Степенны.
Антифон 1

На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: / ущедри мя, да живу Тебе. К небу очи мои возвожу, к Тебе, Слово; / смилуйся надо мною, / чтобы я жил для Тебя.
Помилуй нас уничиженных, / устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове. Помилуй нас уничиженных, / и соделай сосудами, / пригодными Тебе, Слово.
Слава: Святому Духу, всякая всеспасительная вина, / аще коему сей по достоянию дхнет, / скоро вземлет от земных: восперяет, возращает, устрояет горе. Слава: Святой Дух – виновник спасения всех; / если на кого-нибудь из них Он сообразно достоинству его повеет, / того скоро возносит от дел земных, / окрыляет, укрепляет, устремляет ввысь.
И ныне, тойже.

И ныне: И повторяем то же.

Антифон 2:

Аще не Господь бы был в нас, / никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети: / побеждающии бо от зде возносятся.

Антифон 2

Если бы не было Господа среди нас, / то никто из нас не мог бы выдержать борьбы с врагом; / ибо побеждающие возносятся отсюда.

Зубы их да не ята будет душа моя яко птенец, Слове: / увы мне, како имам от врага избыти, грехолюбив сый! Да не овладеют зубы их душой моею, как птичкой, Слово. / Но увы мне, как смогу я от врагов избавиться, / будучи грехолюбивым?
Слава: Святым Духом обожение всем, / благоволение, разум, мир и благословение: / равнодетелен бо есть Отцу и Слову. Слава: Святым Духом – обожение всем, / благоволение, разум, мир и благословение; / ибо по действиям Он равен Отцу и Слову.
И ныне, тойже.

И ныне: И повторяем то же.

Антифон 3:

Надеющиися на Господа врагом страшни, и всем дивни: / горе бо зрят.

Антифон 3

Надеющиеся на Господа / врагам страшны и удивительны для всех; / ибо они ввысь взирают.

В беззакония рук своих, праведных жребий, / помощника Тя имея Спасе, не простирает. Рук своих праведных удел, / имея помощником Тебя, Спаситель, / к беззакониям не простирает.
Слава: Святаго Духа держава на всех: / Емуже Вышняя воинства покланяются, / со всяким дыханием дольным. Слава: Святой Дух господствует над всем: / Ему вышние воинства поклоняются / вместе со всем, что дышит на земле.
И ныне, тойже.

И ныне: И повторяем то же.

Прокимен, глас 6:

Господи, воздвигни силу Твою, / и прииди во еже спасти нас. Стих: Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа.

Прокимен

Господи, воздвигни силу Твою / и приди, чтобы спасти нас. Стих: Пастырь Израиля, внемли, ведущий, как овец Иосифа. Пс 79: 3Б, 2А

Таже, Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие воскресно, и прочее по ряду. Воскресение Христово: псалом 50.

Всё, что дышит: и читаем Евангелие утреннее воскресное. Воскресение Христа увидев: Псалом 50. Слава: По молитвам апостолов: И ныне: По молитвам Богородицы: Затем, глас 6: Помилуй меня, Боже: И стихира: Воскрес Иисус из гроба: И молитва: Спаси, Боже, народ Твой:

Канон воскресн. Глас 6
Песнь 1

Каноны

Первый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 3, третий – Богородичен на 3 и Минеи на 4. Если празднуется святой на 6, – крестовоскресный на 2 и Богородичен на 2.

Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу / победную песнь / поим, вопияше. Канон 1. Ирмос: Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, / и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!»
Припев: Слава Господи, святому Воскресению Твоему. Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему.
Распростертыма дланьма на кресте, / отеческаго исполнил еси благоволения, благий Иисусе, всяческая. / темже победную песнь Тебе вси поим. Распростертыми на Кресте руками / Ты исполнил все благоволением Отца, благой Иисусе. / Потому победную песнь / мы все Тебе воспоем.
Страхом к Тебе, яко рабыня, смерть / повелена приступи Владыце живота, / тою подающему нам безконечный живот и воскресение. Со страхом, как рабыня, / смерть, повинуясь приказанию, / приступает к Тебе, Владыке жизни, / чрез нее даровавшему нам / бесконечную жизнь и воскресение.
Богородичен: Своего приемши Содетеля, яко Сам восхоте, / от безсеменнаго Твоего чрева, паче ума воплощаема, Чистая, / тварей воистинну явилася еси, Владычица.

Богородичен: Своего Создателя приняв, / как Сам Он восхотел, / из бессеменного Твоего чрева / превыше ума воплощающегося, Чистая, / Ты явилась поистине Владычицею всех творений.

Ин канон, крестовоскресн
Песнь 1

Ирмос: Волною морскою:

Канон 2
Судилищу Пилатову предстоит хотя / беззаконному суду, яко судимь, Судия, / и от руки неправды по лицу заушается Бог, / егоже трепещут земля, и небесная. Стоит перед судилищем Пилата добровольно / по противозаконному обвинению, как подсудимый Судия, / и от руки беззаконной принимает / по лицу удары Бог, / пред Которым трепещут земля / и существа небесные.
Простерл еси божественнеи длани Твои, Спасе, / на пречистем Твоем и живоноснем Кресте: / и собрал еси языки в познание Твое, Владыко, / покланяющияся, Господи, славному Твоему распятию. Распростер Ты Божественные руки Свои, Спаситель, / на пречистом Своем и живоносном Кресте / и собрал к Себе народы / для познания Тебя, Владыка, / поклоняющиеся славному распятию Твоему, Господи.
Крестобогородичен: Стояше, слез источники испущающи, Пренепорочная / при Кресте Твоем, Спасе, / яже от ребра Твоего капли кровей зрящи, Христе, / и Твою безприкладную милость славящи.

Крестобогородичен: Стояла, слез потоки проливая, / Пренепорочная при Кресте, Твоем, Спаситель, / капли крови, из ребр Твоих истекавшие видя, Христе, / и Твое беспримерное сострадание прославляя.

Ин канон Пресвятей Богородице,
[егоже краестрочие: Мати Божия, независтную ми даждь благодать.]

Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль:

Канон 3
Причащшися Ева саду, преслушаннаго брашна, клятву введе: / но сию разрешила еси, Чистая, / благословения начаток Христа рождши. Вкусив от райского растения пищи ослушания, / Ева привлекла проклятие; / но Ты его упразднила, Чистая, / родив начаток благословения – Христа.
Яже бисера от божественныя молнии Христа рождши, / страстей моих мглу, и прегрешений смущение, Чистая, / разжени светом Твоея светлости. Жемчужину Божественного блистания – / Христа родившая, / страстей моих мглу и согрешений возмущение / Ты, Чистая, рассей / светом Своего сияния.
Языков чаяние, Иаков из Тебе воплощаемаго / предзряше тайно умныма очима Бога, / избавльшаго нас ходатайством Твоим. Народов чаяние – из Тебя Воплощающегося, / Иаков предвидел таинственно духовными очами, – / Бога, избавившего нас / посредничеством Твоим.
Оскудевшим князем от колена Иудова, Пречистая, / Сын Твой и Бог, / прошед вождь, над концы земными / ныне воистинну воцарися. Когда не стало князей / из колена Иудина, Всечистая, / Сын Твой и Бог, выступив Вождем / над пределами земли поистине / ныне воцарился.
Катавасиа: Отверзу уста моя:

Затем тропари из канона Минеи и катавасия по уставу.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, / возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.

Бога распинаема плотию зрящи тварь, растаявашеся страхом: / но содержительною дланию нас ради Распятаго, крепко держима бе. Бога видя, распинаемым плотию, / все творение от страха распадалось; / но объемлющей рукою за нас Распятого / удерживалось крепко.
Смертию смерть разорена лежит окаянная без дыхания: / Живота бо не терпящи божественнаго приражения, / умерщвляется крепкий, и даруется всем воскресение. Смертию Христовой уничтоженная, / бездыханной смерть жалкая лежит; / ибо, Жизни Божественного натиска не вынося, / сильный умерщвляется, / и всем даруется воскресение.
Богородичен: Божественнаго рождества Твоего, Чистая, / всякий естества чин превосходит чудо: / Бога бо преестественне зачала еси во чреве, / и рождши пребываеши присно Дева.

Богородичен: Чудо Божественного рождения Тобою, Чистая, / всякий закон природы превышает; / ибо Бога Ты сверхъестественно во чреве зачала / и, родив, вечно пребываешь Девой.

Ин, ирмос: Тебе на водах:

Во гробе тридневствовавый / воскресил еси животворящим востанием Твоим прежде умерщвленныя, / и осуждения разрешившеся, радостно веселяхуся, / се избавление пришел еси, Господи, взывающе.

Канон 2

Пребыв три дня во гробе, / Ты животворным Своим восстанием / воскресил прежде умерщвленных, / и они, от осуждения освобожденные, радостно торжествовали: / «Вот, искуплением пришел Ты, Господи!» – восклицая.

Слава Твоему востанию, Спасе наш, / яко нас от ада тления, и смерти избавил еси, яко Всесилен, / и поюще глаголем: / несть свят разве Тебе, Господи Человеколюбче. Слава воскресению Твоему, Спаситель наш, / ибо Ты от ада, тления и смерти / нас избавил как всесильный. / И мы в песнях восклицаем: / «Нет святого, кроме Тебя, Господи Человеколюбец!»
Богородичен: Ты от Тебе рождшагося яко видела еси уязвлена копием, / уязвилася еси сердцем, Пресвятая всенепорочная, / и ужасающися глаголала еси: / что Тебе воздаде, Чадо, народ пребеззаконный?

Крестобогородичен: Когда увидела Ты от Тебя Рожденного, / уязвляемого копьем, / уязвилась сердцем, Пресвятая, Всенепорочная, / и с ужасом восклицала: / «Чем воздал Тебе, Дитя Мое, / народ беззаконный!»

Ин, ирмос: Несть свят, якоже Ты:

Тленную мою плоть и смертную, Всечистая Богомати, / из чрева Твоего несказанно прием Благий, / и обезтленив сию, вечне Себе связал есть.

Канон 3

Плоть мою, изменчивую и смертную, / от чрева Твоего, всечистая Богоматерь, / Благой, приняв непостижимо и сделав нетленною, / навечно ее с Собой соединил.

Бога воплощаема из Тебе зряще, Дево, / ужасахуся страхом лицы ангельстии, / и яко Матерь Божию немолчными песньми Тя почитают. Бога видя от Тебя воплощающимся, Дева, / поражались страхом сонмы Ангелов, / и ныне они Тебя как Матерь Божию / несмолкающими песнями прославляют.
Ужасеся, гору умную видев Тя пророк Даниил, / из неяже камень отсечеся кроме рук: / и демонская капища, Богомати, крепко сокруши. Изумился пророк Даниил, / видя Тебя, Богоматерь, горой духовною, / от которой отсечен был камень без помощи рук, / и бесовские жертвенники / могущественно сокрушил.
Не может слово Тя человеческое, / ниже язык, Дево, похвалити достойно: / из Тебе бо без семене / жизнодавец Христос воплотитися, Пречистая, благоволи.

Не в силах ни слово смертных, ни язык, / Тебя, Дева, восхвалить достойно; / ибо из Тебя, Пречистая, Податель жизни Христос / благоволил без семени воплотиться.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, / честная Церковь / Боголепно поет, взывающи, / от смысла чиста о Господе празднующи.

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: «Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.

Древо процвело есть, Христе, истинныя жизни: / крест бо водрузися, / и напоен быв кровию и водою от нетленнаго Твоего ребра, / живот нам прозябе. Древо истинной жизни расцвело, Христе; / ибо Крест был водружен / и, орошенный кровью и водою / от Твоих непорочных ребр, / жизнь нам произрастил.
Не ктому змий мне ложне обожение подлагает: / Христос бо богоделатель человеческаго естества, / ныне невозбранно стезю живота мне отверзе. Змий мне больше лживо / не предлагает обожения; / ибо Христос, Божественный Создатель человеческого естества, / ныне мне путь жизни / беспрепятственно открыл.
Богородичен: Яко воистинну неизвещанна и непостижима, / яже Твоего боголепнаго, Богородице, суть рождества, / сущим на земли и на небеси, Приснодево, таинства.

Богородичен: Как по истине неизреченны / и непостижимы явились таинства / Твоего, Богородица, Божественного чревоношения, / для тех, кто на земле / и на небе, Приснодева!

Ин, ирмос: На кресте Твое Божественное истощание: Канон 2
Честный крест Твой почитаем, и гвозди, Христе, / и святое копие с тростию, венец иже от терний, / имиже от адова истления избавихомся. Священный Крест Твой почитаем / и гвозди, Христе, / и святое копье с тростью, / и венец из терний, благодаря которым / мы от пагубного ада избавились.
Гроб, Спасе, Тя подъят волею мертва о нас явльшагося, / но никакоже возможе, Слове, удержати: / яко Бог бо воскресл еси, спасая род наш. Гроб принял Тебя, Спаситель, / добровольно мертвым ради нас явившегося, / но никак не мог Тебя, Слово, удержать; / ибо Ты воскрес, как Бог, / спасая род наш.
Крестобогородичен: Богородительнице Приснодево, / Спаса Христа человеком рождшая, / от бед и мук избави нас, / прибегающих верою к божественному покрову Твоему.

Крестобогородичен: Божия Родительница, Приснодева, / Спасителя Христа смертным родившая! / От бед и мучений нас избавь, с верою прибегающих / к Твоему Божественному покровительству.

Ин, ирмос: Христос моя сила:

Поем, Пречистая, Тебе Всенепорочную, / иже Тобою спасшиися, / и благочестно поюще взываем: / благословенна, яже Бога, Приснодево, рождшая.

Канон 3

Прославляем, Пречистая, Тебя, всенепорочную, / мы, через Тебя спасенные, / и благоговейно воспевая, восклицаем: / «Благословенна Ты, Приснодева, / Бога родившая!»

Свет незаходимый, Дево, родила еси, / сущим во тьме жития, плотию светящ, Всеблаженная, / и поющим Тя, радость, Приснодево, источила еси. Свет сокровенный родила Ты, Дева, / пребывающим во тьме житейской, / через плоть светящий, Всеблаженная, / и источила воспевающим Тебя / радость, Приснодева.
Благодать процвете, закон преста Тобою, Всесвятая: / Ты бо, Чистая, родила еси Господа, / подающаго нам, Приснодево, оставление. Благодать процвела, а Закон окончился / чрез Тебя, Всесвятая; / ибо Ты, Чистая, родила Господа, / дарующего нам прощение, Приснодева.
Мертва мя показа сада вкушение, / жизни же древо из Тебе явльшееся, Пречистая, воскреси, / и райския сладости наследника мя устрои.

Мертвым сделало меня / вкушение от райского растения; / но Древо Жизни, от Тебя явившееся, / воскресило меня, Пречистая, / и соделало наследником райского наслаждения.

Песнь 5

Ирмос: Божиим / светом Твоим, Блаже, / утреннюющих Ти души / любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа.

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, – молюсь я, – / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.

Уступают мне херувими ныне, / и пламенное оружие, Владыко, плещи мне дает, / Тя видевше, Слове Божий, истиннаго Бога, / разбойнику путь сотворшаго в рай. Отступают предо мною ныне Херувимы, / и пламенный меч обращается для меня вспять, Владыка, / при виде Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / открывшего путь разбойнику в рай.
Не ктому боюся, еже в землю, Владыко Христе, возвращения: / Ты бо от земли мя возвел еси забвенна, / благоутробия ради многаго, / к высоте нетления воскресением Твоим. Более я не боюсь / возвращения в землю, Христе-Владыка; / ибо Ты, по милосердию великому, / от земли меня, забытого, возвел / на высоту нетления воскресением Своим.
Богородичен: Иже Богородицу Тя от души, Владычице мира благая, / исповедающих спаси: / Тебе бо предстательство непоборимое имамы, / истинную Богородительницу.

Богородичен: Исповедующих Тебя Богородицею от души, / спаси, благая мiра Владычица, / ибо мы в Тебе защиту непобедимую, / имеем как в истинной Божией Родительнице.

Ин, ирмос: Богоявления Твоего Христе:

Снедию древа во Едеме прельстивыйся, в тлю поползе родоначальник, / преслушавый, Господи, заповеди Твоя, Преблагий: / но сего Крестом паки возвел еси в первую доброту, / послушлив Отцу, Спасе, бывый.

Канон 2

Вкушением от дерева в Эдеме прельстившись, / низвергся в тление наш родоначальник, / не послушавшийся заповеди Твоей, преблагой Господи; / но Ты вновь возвел его Крестом к первоначальной красоте, / явившись, Спаситель, Отцу послушным.

Твоею смертию, Блаже, смерти потребися держава, / источник жизни нам источи, и безсмертие даровася: / сего ради погребению Твоему и воскресению верою покланяемся, / имже, яко Бог, мир весь просветил еси. Твоею смертию, Благой, / могущество смерти уничтожено, / и источник жизни нам излился, и даровано бессмертие. / Потому мы с верой поклоняемся / Твоему погребению и воскресению, / которыми, как Бог, весь мир Ты озарил.
Крестобогородичен: Живый на небесех и Творец всех Господь, / во Твою, Всенепорочная, вселися неизреченно утробу, / прославивый Тя, превышшую небес, / и святейшую чинов невещественных: / темже ныне, иже на земли, Тя ублажаем.

Крестобогородичен: Живущий на небесах и всех Творец – Господь / во чрево Твое, Всенепорочная, вселился непостижимо, / прославив Тебя, высочайшую небес / и святейшую полков невещественных. / Потому ныне мы, живущие на земле, / Тебя блаженной именуем.

Ин, ирмос: Божиим светом Твоим:

Чистотою возсиявши светло, / Божественное пребывание Владыки, Всепетая, была еси. / Ты бо едина Мати Божия явилася еси, / во объятиих, яко младенца, Сего носивши.

Канон 3

Чистотою светло воссияв, / Божественным жилищем Владыки Ты соделалась, Всехвальная; / ибо Ты одна поистине явилась Матерью Бога, / во объятиях как младенца Его носив.

Носящи доброту умную, краснейшия Твоея души, / Невеста Божия была еси, / запечатствована девством, Чистая, / и светом чистоты мир просвещающи. Обладая умопостигаемой красотою / прекраснейшей Своей души, / Ты соделалась Божией невестой, / запечатленной девством, Священная, / и мир украшающей блеском чистоты.
Да рыдает собрание злочестивых, / не проповедающих Тя яве Чистую Богоматерь: / Ты бо врата Божия света явилася еси нам, / мрак прегрешений разгоняющи.

Да рыдает сборище нечестивых, / не исповедующих Тебя ясно чистой Богоматерью; / ибо Ты вратами Божественного света явилась нам, / мрак согрешений разгоняя.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, / я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: / «Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!»

Распинаемь, Владыко, гвоздьми убо, / клятву юже на нас потребил еси: / копием же прободаемь в ребро, / адамово рукописание растерзав, мир свободил еси. Распинаемый гвоздями, Ты, Владыка, / проклятие, бывшее против нас, изгладил, / и в ребра копьем пронзаемый, / разорвав рукописание против Адама, / мир освободил.
Адам низведеся, лестию запят быв, ко адове пропасти: / но иже естеством Бог же и милостив, / сшел еси на взыскание, / и на раму понес, совоскресил еси. Адам, обманом поверженный, / низведен был в пропасть ада; / но Ты, Бог по естеству и сострадания полный, / сошел на поиски его / и, взяв на Свои плечи, / воскресил с Собою.
Богородичен: Пречистая Владычице, / рождшая человеком кормчию Господа, / страстей моих непостоянное и лютое утоли смущение, / и тишину подаждь сердцу моему.

Богородичен: Успокой, Всечистая Владычица, / смертным Кормчего – Господа – родившая, / страстей моих волнение непостоянное и страшное, / и тишину даруй сердцу моему.

Ин, ирмос: Ят бысть:

Христоубийца и пророкоубийца бысть еврейское множество: / яко бо пророки древле, истины сущия тайныя лучи, убити не убояся: / сице и ныне Господа, егоже проповедаху они тогда, / завистию влекоми убиша, / но нам бысть живот умерщвление Его.

Канон 2

Христоубийцею и пророкоубийцею / оказалось Евреев множество; / ибо как в древности не убоялось оно убить пророков, / лучами истины таинственными бывших, / так и ныне, побуждаемое завистью, убило Господа, / о Котором те в древности провозглашали. / Но для нас стало жизнью Его умерщвление.

Ят был еси, но не удержан, Спасе, во гробе, / аще бо и волею вкусил еси смерти, Слове, / но воскресл еси, яко Бог безсмертен, / совоздвигнувый узники сущия во аде, / и радость женам вместо печали прежния, паки пременивый. Заключен был, но не удержан / во гробе Ты, Спаситель; / ибо хотя добровольно и вкусил Ты смерти, Слово, / но воскрес, как Бог бессмертный, / воскресив с Собою узников, находившихся во аде, / и женам радость вместо прежней печали даровав.
Богородичен: Безчестен Твой и скуден явися вид плотский / паче человеков, во время страсти: / ибо Божества существом, красен добротою Давиду показася: / но жезлом Твоего царствия врагов сотрый крепость, глаголаше Чистая: / о Сыне мой и Боже, от гроба востани.

Богородичен: «Обесчещенным и умаленным перед людьми / явился плотской образ Твой во время страдания; / и, однако, по Божественному естеству / Ты являлся Давиду совершенным красотою. / Но, жезлом Твоего Царства врагов силу сокрушив, / о Сын Мой и Боже», – восклицала Чистая, / – «из гроба воскресни!»

Ин, ирмос: Житейское море:

Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя, / ковчег, и трапезу, и свещник, и ручку, / образно назнаменуя воплощение, / еже из Тебе Вышняго, Мати Дево.

Канон 3

Великий среди пророков Моисей / прежде написал о Тебе, как о ковчеге, и трапезе, / светильнике и сосуде с манной, / образно представляя воплощение Всевышнего / от Тебя, Матерь-Дева.

Умерщвляется смерть, и тление упражняется / Адамова осуждения, о Владычице! / Плоду Твоему приразившееся: / Жизнь бо родила еси, / от истления избавляющую поющих Тя. Умерщвляется смерть, / к Плоду Твоему, о Владычица, прикоснувшаяся; / упраздняется и тление – осуждение Адама; / ибо Ты родила Жизнь, избавляющую от тления / воспевающих Тебя.
Закон изнеможе, и сень мимо иде, / паче ума и смысла явльшейся ми благодати, / еже от Тебе, Дево, рождества, / Бога и Спаса, многопетая.

Закон обессилел и тень его прошла, / когда открылась мне превысшая ума и мысли / благодать рождения от Тебя Бога и Спасителя, / Дева, непрестанно воспеваемая!

Кондак, глас 6:

Живоначальною дланию / умершия от мрачных удолий, / Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, / воскресение подаде человеческому роду: / есть бо всех Спаситель, / Воскресение и Живот, и Бог всех.

Кондак

Живоначальною Своею дланию / из мрачных глубин всех умерших воскресив, / Податель жизни Христос Бог, / воскресение даровал человеческой природе, / ибо Он – Спаситель всех, воскресение и жизнь / и Бог всего!

Икос: Крест и погребение Твое, Жизнодавче, воспеваем вернии, и покланяемся, / яко ад связал еси, Безсмертне, яко Бог всесильный: / и мертвыя совоскресил еси, и врата смертная сокрушил еси, / и державу адову низложил еси, яко Бог. / Темже земнороднии славословим Тя любовию, воскресшаго, / и низложившаго вражию державу всепагубную, / и всех воскресившаго в Тя веровавших, / и мир избавльшаго от стрел змииных, и от прелести вражия, / яко Бог всех.

Икос: Крест и гроб Твой, Податель жизни, / мы, верные, воспеваем и поклоняемся Тебе; / ибо Ты ад связал, Бессмертный, как Бог всесильный, / и мертвых с Собою воскресил, / и врата ада сокрушил, / и могущество смерти уничтожил, как Бог. / Потому мы, на земле рожденные, славословим Тебя с любовью / – воскресшего, уничтожившего мощь всегубителя-врага, / и воскресившего всех, в Тебя уверовавших, / и от стрел змия избавившего мир, / и нас избавившего, как единый сильный, от обольщения вражия. / Потому мы воспеваем благоговейно воскресение Твое, / ибо Ты – Бог всего.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие / мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Рыдающее во страсти Твоей солнце, во мрак облечеся, / и во дни по всей, Владыко, земли свет померче, вопия: / благословен еси Боже отец наших. Оплакивая страдание Твое, / солнце мраком облекалось, / и днем по всей земле, Владыка, / свет померк, взывая: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Облекошася Христе схождением Твоим во свет преисподняя, / праотец же веселия исполнь, явися ликовствуя, взыграся, вопия: / благословен еси, Боже отец наших. Озарилась светом преисподняя / чрез Твое, Христе, сошествие; / а праотец, явившись радости исполненным, / в восторге ликовал, взывая: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Богородичен: Тобою, Мати Дево, / свет возсия всей вселенней светлый: / Зиждителя бо Ты всех родила еси Бога, / Егоже проси, Всечистая, / нам низпослати верным велию милость.

Богородичен: Чрез Тебя, Матерь-Дева, яркий свет / взошел для всей вселенной; / ибо Ты родила Создателя всех – Бога. / Испроси у Него, Всечистая, / да ниспошлет нам, верным, великую милость.

Ин, ирмос: Неизреченное чудо:

О страннаго образа! / Израиля Избавлей от работы фараонския, / распинается волею от него, / и разрешает вериги согрешений. / Емуже верою поем: / избавителю Боже, благословен еси.

Канон 2

О небывалое событие! / От рабства фараону Избавивший Израиль, / по Своей воле им распинается / и развязывает узы согрешений. / Ему мы с верою воспеваем: / «Избавитель Боже, благословен Ты!»

Тебе, Спаса, на лобнем распяша пребеззаконных отроцы нечестивии, / врата медная и вереи сломившаго, / во спасение нас, поющих: / избавителю Боже, благословен, еси. Тебя – Спасителя распяли на Лобном месте / нечестивые потомки беззаконников, / врата медные и засовы ада разрушившего / для спасения нас, воспевающих: / «Избавитель Боже, благословен Ты!»
Богородичен: Евы древния свобождение, рождшая, от клятвы, / разрешаеши Адама, Дево Чистая. / Темже со ангелы Тя, с Сыном Твоим поем и вопием: / избавителю Боже, благословен еси.

Богородичен: Евы древней освобождение родив, / от проклятия Ты избавляешь Адама, Дева чистая. / Потому вместе с Ангелами мы Тебя с Сыном Твоим / воспеваем и взываем: / «Избавитель Боже, благословен Ты!»

Ин, ирмос: Росодательну убо пещь:

Юнош триех пещь не опали, рождество прообразующих Твое: / божественный бо огнь Тебе не опалив, вселися в Тя, / и вся научи вопити: / благословен еси, Боже отец наших.

Канон 3

Трех юношей не опалила печь, / прообразовавшая рождение от Тебя Христа; / ибо Божественный Огонь, не опалив Тебя, в Тебя вселился, / и всех научил взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Блажат концы Тя, Всечистая Мати, якоже прорекла еси, / просвещаеми светолучными сияньми Твоими, / и благодатию поюще, вопиют: / благословен еси, Боже отец наших. Блаженной именуют концы земли / Тебя, Всечистая Матерь, согласно Твоему пророчеству, / просвещаемые Твоими светозарными сияниями / и благодатию побуждаемые в песнях восклицать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Пагубныя убо зубы в мя вонзе змий лукавнейший: / но сам Твой, Богомати, сокруши Сын, / крепость же мне даде вопити: / благословен еси, Боже отец наших. Пагубные свои зубы / вонзил в меня змий враждебнейший; / но их Сын Твой, Богоматерь, сокрушил / и дал мне силу восклицать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Очистилище естества Ты еси едина, богоблаженная, / на раму бо херувимску седящаго Бога / во объятиих носящи, вопиеши: / благословен еси, Боже отец наших.

Умилостивлением о природе нашей сделалась / Ты, одна в Боге блаженная: / ибо на плечах Херувимов восседающего Бога / Ты, во объятиях Своих носив, взываешь: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, / и праведнаго жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. / Тя превозносим во вся веки.

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, / и жертву праведника водою попалил: / ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. / Тебя мы превозносим во все века.

Иудейския древле пророкоубийцы люди, / богоубийцы зависть ныне содела, / Тебе на крест вознесшия, Слове Божий: / Егоже превозносим во вся веки. Иудейский народ, / бывший в древности убийцею пророков, / зависть ныне сделала богоубийцей, / повесившим на Кресте Тебя, Слово Божие, / Которого мы превозносим во все века.
Небеснаго круга не оставил еси, / и во ад сошед, всего совоздвигл еси / лежащаго во гноищи, Христе, человека, / Тя превозносяща во вся веки. Небесного свода не оставив, / и во ад придя, / Ты, Христе, воздвиг с Собою / всего лежащего на гноище человека, / Тебя превозносящего во все века.
Богородичен: От Света Светодавца Слова зачала еси, / и рождши неизреченно Сего, прославилася еси: / Дух бо в Тя, Отроковице, Божий вселися. / Темже Тя поем во вся веки.

Богородичен: От Света Слово – света Подателя Ты зачала / и, неизреченно родив Его, прославилась, / ибо Дух Божественный вселился в Тебя, Отроковица. / Потому мы воспеваем Тебя во все века.

Ин, ирмос: Ужаснися бояйся небо:

Ужасеся всяк слух, / како Вышний волею прииде на землю, / адову крепость разрушити крестом и погребением, / и вся воздвигнути звати: / отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки.

Канон 2

Пришло в трепет все, услышав, / как Всевышний добровольно пришел на землю, / чтобы силу ада победить Крестом и погребением / и побудить всех восклицать: / «Отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века!»

Преста адово мучительство, / и царство уничижися прочее, / на кресте бо на земли водрузився, иже над всеми Бог, / сего могутство низложи. / Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки. Прекратилась тирания ада, / и уничтожено отныне его царство; / ибо на земле пригвожденный ко Кресту / сущий над всеми Бог власть его низверг. / Отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века.
О неизреченнаго Твоего, Христе, человеколюбия, и неизглаголанных благ! / Мене бо видя погибающа во адове темнице, / страсти претерпевый избавил еси. / Темже Тя благословим, всех Владыку, / и превозносим во вся веки.

О, неизреченное Твое, Христе, человеколюбие / и невыразимые блага Твои! / Ибо, видя меня погибавшим в темнице ада, / Ты, претерпев страдания, меня избавил. / Потому мы Тебя благословляем, всех Владыку, / и превозносим во все века.

Ин, ирмос: Из пламене преподобным:

Позлащеною ризою, якоже Царицу, Сын Твой просветив зарею Духа, / Тебе одесную Себе постави, Пречистая: / Егоже превозносим во вся веки.

Канон 3

Шитой золотом одеждою – сиянием Духа – / Сын Твой Тебя украсив как Царицу, / поставил справа от Себя, Всечистая. / Его мы превозносим во все века.

Иже хотением единым мир водрузивый, / от пречистыя Твоея утробы плоть вземлет, / свыше сию наздати хотя: / Егоже превозносим во вся веки. Единою Своею волею мир Утвердивший / заимствует от пречистого Твоего чрева плоть, / свыше воссоздать ее желая. / Его мы превозносим во все века.
Счетанием Слова ко мне, человеку, / Божественное жилище была еси, Пречистая, / просиявши яве девства светлостию: / темже Тя поем во вся веки. Для соединения Слова со мною – человеком / Ты Божественным жилищем сделалась, Всечистая, / просияв явно блеском девства. / Потому мы воспеваем Тебя во все века.
Златозарный Тя свещник предвообрази, / приемшую несказанно Свет Неприступный, / разумом Своим озаряющ всяческая. / Темже Тя поем, Чистая, во веки. Сияющий золотом светильник / прообразовал Тебя, принявшую неизреченно / Свет неприступный, все озаряющий познанием Себя. / Потому мы воспеваем Тебя, Чистая, вовеки.
Таже, песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: с припевом: Честнейшую херувим:

Затем поем Песнь Пресвятой Богородицы: Величает душа Моя Господа:

Песнь 9

Ирмос: Бога / человеком не возможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово воплощенно, / Его же величающе, / с Небесными вои / Тя ублажаем.

Песнь 9

Канон 1. Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; / но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. / Его величая, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя восхваляем.

Страстей непричастен Ты пребыл еси, Слове Божий, / плотию приобщився страстем: / но решиши от страстей человека, / страстем быв страсть, Спасе наш: / един бо еси безстрастен, и всесилен. Непричастным страданиям Ты остался, Слово Божие, / по плоти страданиям приобщившись, / но от страстей освобождаешь человека, / став поражением страстям, Спаситель наш; / ибо Ты один пребываешь бесстрастным и всемогущим.
Тлю смертную прием, тления соблюл еси тело Твое невкусно, / Твоя же животворящая и божественная, Владыко, душа, во аде не оставлена бысть: / но якоже от сна воскрес, нас совоздвигл еси. Разрушение смертное приняв, / Ты сохранил Свое тело тлению непричастным, / а Твоя животворящая и Божественная душа / во аде не оставлена, Владыка; / но как от сна восстав, / Ты нас воздвиг с Собою.
Троичен: Бога Отца, Сына собезначальна, / вси человецы устнами убо чистыми славим, / неизреченную же и преславную Духа Всесвятаго силу чтим: / едина бо еси всесильная Троица неразлучная.

Троичен: Бога Отца и Сына собезначального / все мы, смертные, чистыми устами славим / и почитаем неизреченную и преславную / силу Всесвятого Духа; / ибо Ты одна – всемогущая, / Троица нераздельная!

Ин, ирмос: Не рыдай Мене Мати:

Аще и во гроб сошел еси яко мертв, Жизнодавче, / но адову крепость разрушил еси, Христе, / совоздвигнув мертвыя, яже и поглоти, / и воскресение всем подал еси, яко Бог, / верою и любовию Тя величающим.

Канон 2

Хотя и во гроб Ты сошел как смертный, Податель жизни, / но силу ада уничтожил, Христе, / воздвигнув с Собою мертвых, которых он поглотил, / и воскресение всем даровал, как Бог, / с верою и любовью Тебя величающим.

Да радуется тварь, и да процветет яко крин: / Христос бо от мертвых воста, яко Бог. / Где Твое, смерте, ныне жало, воззовем? / Где Твоя, аде, победа? / Низложи Тя в землю, / Возвысивый рог наш, яко благоутробен. Да радуется все творение и да цветет как лилия; / ибо Христос из мертвых воскрес, как Бог. / «Где ныне, смерть, Твое жало?» – восклицаем; – / «Где, ад, Твоя победа? / Поверг тебя на землю Возвысивший наше достоинство, / как милосердный!»
Крестобогородичен: Носиши Носящаго вся, / и держиши, яко Младенца, в руках, / из руки избавляющаго нас борителя врага, Пречистая Владычице, / и видиши на крест древа возвышаема, / от рова злобы нас возвысивша.

Крестобогородичен: Ты носишь Носящего все, пречистая Владычица; / и на руках держишь, как младенца, / Избавляющего нас из руки ненавистного врага; / и видишь возносимым на древо Креста / из глубины зла нас Возвысившего.

Ин, ирмос: Бога человеком не возможно:

Звезда сияющи зарями Божества от Иакова, / от мрака содержимым возсия: / Тобою бо, Всечистая, Христос Бог Слово воплощенно: / Имже просвещаеми, с небесными вои Тя ублажаем.

Канон 3

Звезда, сияющая блеском Божества, / ныне взошла от Иакова во мраке пребывавшим / чрез Тебя, Всечистая, – Христос Бог, Слово воплотившееся. / Ею просвещаемые, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя прославляем.

Укреплься силою Твоею и благодатию, / Тебе песнь усердно от сердца возложих: / но сию приими, Дево Чистая, / благодать воздающи Твою многосветлую, / от нетленных сокровищ, богоблаженная. Укрепленный силою Твоей и благодатью, / песнь Тебе я с усердием от сердца посвятил; / но прими ее, Дева чистая, / благодатью Своею многосветлой воздавая / из нетленных сокровищниц, / в Боге блаженная.
Постав показалася еси яве Божества, / в немже ризу телесе Слово истка, / богосоделав мой, Дево, зрак: / в негоже облекся, всех Спасе, / от смысла чиста Тебе величающих. Ты, Дева, истинно явилась станком для Божества, / на котором одежду плоти Себе соткало Слово, / божественным образ мой соделав; / облекшись же в него, Он спас всех, / от чистой мысли Тебя величающих.
Мертвым воскресение ныне даровася, / Твоим несказанным и неизреченным рождеством, Богородице Всечистая: / жизнь бо из Тебе плотию облекшися, всем возсия, / и смертную дряхлость яве разруши. Мертвым ныне воскресение даровано / чрез непостижимое и неизреченное / чревоношение Твое, Богородица всечистая; / ибо из Тебя воссияла всем Жизнь, носящая плоть, / и смерти безотрадность явно рассеяла.
По катавасии, ектениа малая. Таже, Свят Господь Бог наш. Посем ексапостиларий утренний.

После катавасии ектения малая, затем: Свят Господь Бог наш: и ексапостиларий воскресный.

На хвалитех стихиры воскресны, глас 6:

На «хвалите» стихиры воскресные, на 8

Сотворити в них суд написан: / слава сия будет всем преподобным Его. Совершить среди них суд предписанный; / слава сия – всем святым Его.
Крест Твой, Господи, / жизнь и воскресение людем Твоим есть, / и надеющеся нань, / Тебе воскресшаго Бога нашего поем: помилуй нас. Крест Твой, Господи, / – жизнь и воскресение для народа Твоего; / и на него надеясь, / Тебя – воскресшего Бога нашего / мы воспеваем: «Помилуй нас!»
Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его в утвержении силы Его. Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его на тверди силы Его.
Погребение Твое, Владыко, / рай отверзе роду человеческому: / и от истления избавльшеся, / Тебе воскресшаго Бога нашего поем: помилуй нас. Погребение Твое, Владыка, / рай отверзло роду человеческому; / и от тления избавленные, / Тебя – воскресшего Бога нашего / мы воспеваем: «Помилуй нас!»
Хвалите Его на силах Его, / хвалите Его по множеству величествия Его. Хвалите Его за могущество Его, / хвалите Его по множеству величия Его.
Со Отцем и Духом Христа воспоим, / воскресшаго из мертвых, / и к Нему вопиим: / Ты Живот еси наш и Воскресение, помилуй нас. Со Отцом и Духом Христа воспоем, / воскресшего из мертвых, / и к Нему воззовем: / «Ты – жизнь наша и воскресение. / Помилуй нас!»
Хвалите Его во гласе трубнем: / хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его со звуком трубным, / хвалите Его на псалтири и гуслях.
Тридневен воскресл еси, Христе, от гроба / якоже писано есть, / совоздвигнувый праотца нашего. / Темже Тя и славит род человеческий, / и воспевает Твое воскресение. В третий день воскрес Ты, Христе, / из гроба, как написано, / с Собою воздвигнув праотца нашего. / Потому Тебя и славит род человеческий / и воспевает Твое воскресение.

Ины стихиры Анатолиевы.

Иные стихиры, восточные

Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его на тимпане и в хороводе, / хвалите Его на струнах и органе.
Господи, велие и страшно есть / Твоего воскресения таинство: / тако бо произшел еси от гроба, / яко жених от чертога, / смертию смерть разрушивый, / да Адама свободиши. / Темже на Небесех Ангели ликовствуют, / и на земли человецы славят, / еже на нас бывшее благоутробие Твое, Человеколюбче. Господи, велико и страшно / Твоего воскресения таинство! / Ибо Ты так вышел из гроба, / как жених – из брачного чертога, / смертию уничтожив смерть, / чтобы освободить Адама. / Потому на небесах Ангелы ликуют, / и на земле люди славят / нам оказанное милосердие Твое, Человеколюбец.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: / всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких. / Всё что дышит, да восхвалит Господа!
О пребеззаконнии иудее, / где суть печати и сребреницы, яже дасте воином? / Не украдено бысть сокровище, / но воскресе, яко силен: / сами же посрамистеся отвергшиися Христа, Господа славы, / пострадавша и погребенна, и воскресша из мертвых: / Тому поклонимся. О, беззаконные Иудеи! / Где ваши печати и сребреники, / которые вы дали воинам? / Не украдено сокровище, / но Он воскрес, как сильный! / Вы же сами посрамились, / отрекшись от Христа, Господа славы, / пострадавшего, и погребенного, / и воскресшего из мертвых; / Ему поклонимся!
Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца!
Запечатану гробу, / како окрадени бысте иудее, / стражи поставльше, и знамения положше, / дверем заключенным пройде Царь? / Или яко мертва представите, / или яко Богу поклонитеся, с нами поюще: / слава, Господи, Кресту Твоему, и воскресению Твоему. Тогда как гроб был опечатан, / как ограбили вас, Иудеи, / стражей приставивших и печати приложивших? / Когда двери были заперты, прошел ими Царь! / Или мертвым Его представьте, / или поклонитесь Ему, как Богу, с нами воспевая: / «Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему!»
Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои.
Живоприятнаго Твоего гроба, / мироносицы жены рыдающа, достигоша, Господи, / и мvра носяща, / тело Твое пречистое помазати искаху: / обретоша же светоносна Ангела на камени седяща, / и к ним вещающа, и глаголюща: / что слезите, из ребр источившаго жизнь мирови? / Что ищете яко мертва во гробе Безсмертнаго? / Текша же паче возвестите Того учеником, / славнаго Его воскресения всемирное радование, / имже и нас, Спасе, просветивый, / даруй очищение и велию милость. Жизнь вмещающего Твоего гроба / жены мироносицы с плачем достигли, Господи, / и неся миро, тело Твое пречистое стремились им помазать. / Но нашли светоносного Ангела на камне сидевшего, / и к ним возглашавшего, и говорившего: / «Что оплакиваете из ребр Своих Источившего миру жизнь? / Что ищете Бессмертного во гробе, как смертного? / Бегите же лучше, возвестите Его ученикам / всемирную радость о Его славном воскресении!» / Им и нас, Спаситель, просветив, / даруй прощение и великую милость.
Слава, стихира евангельская. Слава: Стихира Евангельская.
И ныне, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево, / Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, / Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом. / Тем воспевающе вопием: / благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем: / «Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!»

Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет!

Славословие великое.

Славословие великое.

Таже, тропарь воскресн.

Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, / разрушил еси осуждение смерти, Господи, / вся от сетей врага избавивый; / явивый же Себе апостолом Твоим, / послал еси я на проповедь, / и теми мир Твой подал еси вселенней, / Едине Многомилостиве.

Тропарь воскресный

Воскреснув из гроба, Ты расторг и оковы ада, / отменил осуждение на смерть, Господи, / всех от сетей врага избавив; / явившись же Апостолам Твоим, / Ты их послал на проповедь / и через них мир даровал вселенной, / Единый Многомилостивый.

Таже, ектении. И отпуст.

И отпуст.

ГЛАС 6

НА ЛИТУРГИИ.

Блаженны, глас 6:

Помяни мя, Боже Спасе мой, / егда приидеши во Царствии Твоем, / и спаси мя, яко Един Человеколюбец.

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны, на 8

Помяни меня, Боже Спаситель мой, / когда придешь во Царствии Твоем, / и спаси меня, как единый Человеколюбец.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Древом Адама прельстившагося, / древом крестным паки спасл еси и разбойника, вопиюща: / помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Адама, через древо прельщенного, / Ты снова спас древом Креста, / как и разбойника, взывавшего: / «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!»
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Адова врата и вереи сокрушивый, Жизнодавче, / воскресил еси вся, Спасе, вопиющия: / слава востанию Твоему. Врата и засовы ада сокрушив, Податель жизни, / Ты, Спаситель, воскресил всех мертвых, восклицавших: / «Слава воскресению Твоему!»
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Помяни мя, иже смерть пленивый погребением Твоим, / и воскресением Твоим радости вся исполнивый, яко Благоутробен. Помяни меня, смерть Победивший погребением Своим, / и воскресением Своим радости все Исполнивший, / как милосердный.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Мироносицы ко гробу пришедша, / Ангела зовуща слышаху: / Христос воскресе, просветивый всяческая. Мироносицы, ко гробу пришедшие, / услышали Ангела, восклицавшего: / «Воскрес Христос, просветивший все!»
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
На древе крестнем пригвоздившагося, / и мiр от прелести избавльшаго, / согласно вси Христа воспоим. На древе Креста пригвожденного / и мир от обольщения избавившего Христа / единогласно все воспоем.
Слава, Троичен: Отца, и Сына славословим, / и Духа Святаго, глаголюще: / Троице Святая, спаси души наша. Слава, Троичен: Отца и Сына славословим, / и Духа Святого, возглашая: / «Троица Святая, спаси души наши!»
И ныне, Богородичен: Неизреченно в последняя заченши, / и рождши создателя Твоего, / Дево, спасай Тя величающия.

И ныне, Богородичен: Неизреченно в дни последние зачавшая / и родившая Создателя Своего! / Дева, спасай Тебя величающих.

Тропарь, глас 6-й:

Ангельския Силы на гробе Твоем, / и стрегущии омертвеша; / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусився от него; / сретил еси Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

Тропарь

Ангельские Силы – при гробе Твоем, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твое. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 6:

Живоначальною дланию / умершия от мрачных удолий, / Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, / воскресение подаде человеческому роду: / есть бо всех Спаситель, / Воскресение и Живот, и Бог всех.

Кондак

Живоначальною Своею дланию / из мрачных глубин всех умерших воскресив, / Податель жизни Христос Бог, / воскресение даровал человеческой природе, / ибо Он – Спаситель всех, воскресение и жизнь / и Бог всего!

Прокимен, глас 6:

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.

Прокимен

Спаси, Господи, народ Твой / и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1А

Аллилуиа:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Стих: Речет Господеви: заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Аллилуиа

Стих: Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Стих: Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Пс 90:1, 2