Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже: |
Стихиры восточные |
Да будут уши Твои / внемлюще гласу моления моего. | Да будут уши Твои / внимательны к голосу моления моего. |
Крестом Твоим, Христе, хвалимся, / и воскресение Твое поем и славим: / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе инаго не вемы. | Крестом Твоим, Христе, мы хвалимся, / и воскресение Твое поем и славим; / ибо Ты – Бог наш, / кроме Тебя иного не знаем. |
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть. | Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? / Ибо у Тебя умилостивление. |
Выну благословяще Господа, / поем воскресение Его: / Крест бо Претерпев, / смертию смерть погуби. | Всегда благословляя Господа, / воспеваем воскресение Его, / ибо Крест претерпев, / Он смертию смерть уничтожил. |
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа. | Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё, / положилась душа моя на Господа. |
Слава силе Твоей, Господи, / яко упразднил еси державу имущаго смерти: / обновил еси нас Крестом Твоим, / даруя нам живот и нетление. | Слава силе Твоей, Господи! / Ибо Ты лишил силы имеющего власть над смертью, / обновив нас Крестом Своим, / даруя нам жизнь и нетление. |
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, / да уповает Израиль на Господа. | От стражи утренней до ночи, от стражи утренней / да уповает Израиль на Господа. |
Погребение Твое, Господи, / узы адовы сокрушившее растерза, / еже из мертвых воскресением мiр просвети, / Господи слава Тебе. | Погребение Твое, Господи, / оковы ада сокрушило и расторгло; / воскресение Твое из мертвых просветило мир. / Господи, слава Тебе!
Слава: Стихира из Минеи. |
Слава, и ныне, Богородичен: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево; / кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества; / безлетно бо от Отца Возсиявый Сын Единородный, / Тойже от Тебе, Чистыя, пройде, / неизреченно воплощься, / естеством Бог сый, / и естеством быв Человек нас ради, / не во двою лицу Разделяемый, / но во Двою Естеству / неслитно Познаваемый. / Того моли, Чистая, Всеблаженная, / помиловатися душам нашим. | И ныне, Богородичен: Кто не прославит Тебя, Всесвятая Дева? / Кто не воспоет девственного рождения от Тебя? / Ибо вне времени воссиявший от Отца Сын Единородный, / Он Самый произошел от Тебя, Чистой, неизъяснимо воплотившись. / Он – Бог по естеству, / и ради нас по естеству став человеком, / не разделяется на два лица, / но познается в двух неслиянных естествах. / Моли Его, Святая, Всеблаженная, / о помиловании душ наших. |
Таже, Свете Тихий: Прокимен: Господь воцарися: и прочая по обычаю. | Вход. Свет отрадный: Прокимен, глас 6: Господь воцарился: Затем ектения сугубая, Сподоби, Господи: ектения просительная. |
На стиховне стихиры, глас 6-й:Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангели поют на Небесех, / и нас на земли сподоби, / чистым сердцем / Тебе славити. По алфавиту. |
Стихиры на стиховнеВоскресение Твое, Христе Спаситель, / Ангелы воспевают на небесах: / и нас на земле удостой / чистым сердцем / Тебя славить. |
Стих: Господь воцарися, / в лепоту облечеся. | Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся. |
Врата сокрушив медная, / и вереи адовы сотрый, / яко Бог всесилен, / род человеческий падший воскресил еси. / Сего ради и мы согласно вопием: / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе. | Врата сокрушив медные / и засовы ада разбив, как Бог всесильный, / падший род человеческий Ты воскресил. / Потому и мы в песнях возглашаем: / «Воскресший из мертвых Господи, слава Тебе!» |
Стих: Ибо утверди вселенную, / яже не подвижется. | Стих: Ибо Он утвердил вселенную, / и она не поколеблется. |
Тления нас древняго Христос исправити хотя, / на Кресте пригвождается, / и во гробе полагается. / Егоже мироносицы жены со слезами искаху, плачуща глаголаху: / увы нам, Спасе всех, / како изволил еси во гробе вселитися; / Вселивыйся же хотя, како украден был еси; / како преложился еси; / кое же место Твое Живоносное сокры Тело; / но, Владыко, яко обещался еси нам явися, / и утоли от нас рыдание слез. / Плачущимся же им, Ангел к ним возопи: / от плача преставша Апостолом рцыте, яко воскресе Господь, / мiрови даруя очищение и велию милость. | Христос, от древнего тления нас восстановить желая, / ко Кресту пригвождается и во гробе полагается. / Жены мироносицы, со слезами Его ища, рыдали и восклицали: / «Увы, Спаситель всех! / Как соизволил Ты во гроб вселиться? / Если же Ты вселился добровольно, то как украли Тебя? / Как перенесли Тебя? / И какое место сокрыло живоносное Твое тело? / Но, Владыка, как обещал нам, явись, / и прекрати наше рыдание слезное». / Когда они плакали, Ангел им возгласил: / «Прекратите плач и апостолам возвестите, что воскрес Господь, / даруя миру очищение и великую милость!» |
Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, в долготу дний. | Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, на долгие дни. |
Распныйся яко восхотел еси, Христе, / и смерть погребением Твоим Пленивый, / тридневен воскресл еси, яко Бог, со славою, / мiрови даруя безконечную жизнь, / и велию милость. | Распятый по Своей воле, Христе, / и смерть погребением Своим победивший, / Ты в третий день воскрес, как Бог, со славою, / даруя миру бесконечную жизнь / и великую милость. |
Слава: Стихира из Минеи, если есть. Если нет: | |
Слава, и ныне, Богородичен: Творец и Избавитель мой, Пречистая, / Христос Господь из Твоих ложесн прошед, / в мя Оболкийся, / первыя клятвы Адама свободи. / Темже Ти, Всечистая, / яко Божии Матери же и Деве, / воистинну вопием немолчно: / радуйся Ангельски, радуйся, Владычице, / Предстательство и Покрове, / и Спасение душ наших. | Слава, и ныне, Богородичен: Творец и Искупитель мой, Всечистая, / Христос Господь, / произошел из чрева Твоего, / в меня, человека, облекшись / и Адама от древнего проклятия освободил. / Потому Тебе, Всечистая, / как Божией Матери и истинной Деве / «Радуйся» возглашаем с Ангелом не умолкая: / «Радуйся, Владычица, защита, и покров, / и спасение душ наших!» |
Таже, Ныне отпущаеши: и Трисвятое. По Отче наш: | Затем: Ныне отпускаешь: Трисвятое по Отче наш: |
Тропарь, глас 6-й:Ангельския Силы на гробе Твоем, / и стрегущии омертвеша; / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусився от него; / сретил еси Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе. |
ТропарьАнгельские Силы – при гробе Твоем, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твое. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе! |
Слава, и ныне, Богородичен: Благословенную нарекий Твою Матерь, / пришел еси на страсть вольным хотением, / возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, / глаголя ангелом: срадуйтеся Мне, / яко обретеся погибшая драхма. / Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе! | Слава, и ныне, Богородичен: Назвав Благословенную Своею Матерью, / пришел Ты на страдания по доброй воле, / воссияв на Кресте, желая отыскать Адама, / и возглашая Ангелам: «Радуйтесь со Мной, / ибо нашлась потерянная драхма!» / Все мудро устроивший, (Боже наш,) слава Тебе! |
И отпуст. | Тот же тропарь и на Бог – Господь: |
ГЛАС 6 |
||
В НЕДЕЛЮ НА УТРЕНИ.По екса псалмех, Бог Господь, и явися: на глас 6. |
В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИПоем Бог – Господь: на 6 глас, и дважды воскресный тропарь, и Богородичен один раз. |
Тропарь, глас 6-й:Ангельския Силы на гробе Твоем, / и стрегущии омертвеша; / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусився от него; / сретил еси Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе. [дважды] |
ТропарьАнгельские Силы – при гробе Твоем, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твое. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе! (2) |
Слава, и ныне, Богородичен: Благословенную нарекий Твою Матерь, / пришел еси на страсть вольным хотением, / возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, / глаголя ангелом: срадуйтеся Мне, / яко обретеся погибшая драхма. / Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе! | Слава, и ныне, Богородичен: Назвав Благословенную Своею Матерью, / пришел Ты на страдания по доброй воле, / воссияв на Кресте, желая отыскать Адама, / и возглашая Ангелам: «Радуйтесь со Мной, / ибо нашлась потерянная драхма!» / Все мудро устроивший, (Боже наш,) слава Тебе! |
И обычное стихословие псалтира. | Затем обычное стихословие Псалтири. |
По 1-м стихословии, седальны воскресны, глас 6: |
По 1 стихословии седален |
Гробу отверсту, аду плачущуся, / Мария вопияше ко скрывшимся апостолом: / изыдите винограда делателие, / проповедите воскресения слово: / воскресе Господь, подая мирови велию милость. | Когда открыт был гроб, и ад рыдал, / Мария восклицала к скрывшимся апостолам: / «Выходите, делатели виноградника, / и провозгласите слово о воскресении: / воскрес Господь, даруя миру великую милость!» |
Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. | Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33 |
Господи, предстояше гробу Твоему Мария Магдалина, / и плакаше вопиющи, вертоградаря Тя мнящи, глаголаше: / где сокрыл еси вечный живот? / Где положил еси, Иже на престоле херувимстем; / стрегущии бо сего, от страха омертвеша. / Или Господа моего дадите ми, / или со мною возопийте: / Иже в мертвых быв, и мертвыя воскресив, слава Тебе. | Господи! Предстояла Твоему гробу Мария Магдалина, / и плакала с воплем, и за садовника Тебя принимая, восклицала: / «Где сокрыл Ты вечную Жизнь? / Где положил Сидящего на престоле херувимском? / Ведь охранявшие Его от страха омертвели. / Или Господа моего мне отдайте, / или со мною возгласите: / «Среди мертвых бывший, / и мертвых воскресивший, слава Тебе!» |
Слава, и ныне, Богородичен: Преднаписует Гедеон зачатие, / и сказует Давид рождество Твое, Богородице: / сниде бо яко дождь на руно, Слово во чрево Твое, / и прозябла еси без семене, / земле святая, мирови Спасение, / Христа Бога нашего, Благодатная. | Слава, и ныне, Богородичен: Предвозвещает Гедеон о Твоем зачатии, / и Давид повествует о рождении от Тебя, Богородица; / ибо Слово сошло как дождь на руно во чрево Твое, / и без семени произрастила Ты, земля святая, миру спасение / – Христа Бога нашего, Благодатная. |
По 2-м стихословии седальны воскресны, глас 6: |
По 2 стихословии седален |
Живот во гробе возлежаше, и печать на камени надлежаше: / яко царя спяща воини стрежаху Христа, / и враги Своя невидимо поразивый, воскресе Господь. | Жизнь лежала во гробе, / и печать на камень была наложена; / как бы Царя спящего охраняли воины Христа; / но, поразив врагов Своих невидимо, / воскрес Господь. |
Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. | Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. Пс 9:2 |
Преднаписует Иона гроб твой, / и сказует Симеон востание Божественное, безсмертне Господи: / сошел бо еси яко мертв во гроб, разрушивый адова врата. / Воскресл же еси кроме тления, яко Владыка, / во Спасение мiра, Христе Боже наш, / просветивый сущия во тьме. | Предвозвещает Иона о погребении Твоем, / и повествует Симеон о восстании Божественном, бессмертный Господи. / Ибо как мертвый сошел во гроб / Ты, врата ада разрушивший, / но воскрес непричастно тлению, как Владыка, / для спасения мира, Христе Боже наш, / просветив пребывавших во тьме. |
Слава, и ныне, Богородичен: Богородице Дево, моли Сына Твоего, / волею пригвожденнаго на Кресте, / и воскресшаго из мертвых Христа Бога нашего, / спастися душам нашим. | Слава, и ныне, Богородичен: Богородица Дева! Моли Сына Твоего, / добровольно пригвожденного ко Кресту / и воскресшего из мертвых, Христа Бога нашего, / о спасении душ наших.
Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. |
По непорочных, ипакои, глас 6:Вольною и животворящею Твоею смертию, Христе, / врата адова сокрушив, яко Бог, / отверзл еси нам древний рай, и воскрес из мертвых, / избавил еси от тления живот наш. |
ИпакоиДобровольной и животворящей Своею смертию, Христе, / врата ада сокрушив, как Бог, / Ты отверз нам древний рай / и, воскреснув из мертвых, / жизнь нашу от тления избавил. |
Таже степенна, глас 6.
|
Степенны.
|
На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: / ущедри мя, да живу Тебе. | К небу очи мои возвожу, к Тебе, Слово; / смилуйся надо мною, / чтобы я жил для Тебя. |
Помилуй нас уничиженных, / устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове. | Помилуй нас уничиженных, / и соделай сосудами, / пригодными Тебе, Слово. |
Слава: Святому Духу, всякая всеспасительная вина, / аще коему сей по достоянию дхнет, / скоро вземлет от земных: восперяет, возращает, устрояет горе. | Слава: Святой Дух – виновник спасения всех; / если на кого-нибудь из них Он сообразно достоинству его повеет, / того скоро возносит от дел земных, / окрыляет, укрепляет, устремляет ввысь. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Антифон 2:Аще не Господь бы был в нас, / никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети: / побеждающии бо от зде возносятся. |
Антифон 2Если бы не было Господа среди нас, / то никто из нас не мог бы выдержать борьбы с врагом; / ибо побеждающие возносятся отсюда. |
Зубы их да не ята будет душа моя яко птенец, Слове: / увы мне, како имам от врага избыти, грехолюбив сый! | Да не овладеют зубы их душой моею, как птичкой, Слово. / Но увы мне, как смогу я от врагов избавиться, / будучи грехолюбивым? |
Слава: Святым Духом обожение всем, / благоволение, разум, мир и благословение: / равнодетелен бо есть Отцу и Слову. | Слава: Святым Духом – обожение всем, / благоволение, разум, мир и благословение; / ибо по действиям Он равен Отцу и Слову. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Антифон 3:Надеющиися на Господа врагом страшни, и всем дивни: / горе бо зрят. |
Антифон 3Надеющиеся на Господа / врагам страшны и удивительны для всех; / ибо они ввысь взирают. |
В беззакония рук своих, праведных жребий, / помощника Тя имея Спасе, не простирает. | Рук своих праведных удел, / имея помощником Тебя, Спаситель, / к беззакониям не простирает. |
Слава: Святаго Духа держава на всех: / Емуже Вышняя воинства покланяются, / со всяким дыханием дольным. | Слава: Святой Дух господствует над всем: / Ему вышние воинства поклоняются / вместе со всем, что дышит на земле. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Прокимен, глас 6:Господи, воздвигни силу Твою, / и прииди во еже спасти нас. Стих: Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа. |
ПрокименГосподи, воздвигни силу Твою / и приди, чтобы спасти нас. Стих: Пастырь Израиля, внемли, ведущий, как овец Иосифа. Пс 79: 3Б, 2А |
Таже, Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие воскресно, и прочее по ряду. Воскресение Христово: псалом 50. | Всё, что дышит: и читаем Евангелие утреннее воскресное. Воскресение Христа увидев: Псалом 50. Слава: По молитвам апостолов: И ныне: По молитвам Богородицы: Затем, глас 6: Помилуй меня, Боже: И стихира: Воскрес Иисус из гроба: И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: |
Канон воскресн. Глас 6
|
КаноныПервый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 3, третий – Богородичен на 3 и Минеи на 4. Если празднуется святой на 6, – крестовоскресный на 2 и Богородичен на 2. |
Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу / победную песнь / поим, вопияше. | Канон 1. Ирмос: Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, / и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!» |
Припев: Слава Господи, святому Воскресению Твоему. | Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. |
Распростертыма дланьма на кресте, / отеческаго исполнил еси благоволения, благий Иисусе, всяческая. / темже победную песнь Тебе вси поим. | Распростертыми на Кресте руками / Ты исполнил все благоволением Отца, благой Иисусе. / Потому победную песнь / мы все Тебе воспоем. |
Страхом к Тебе, яко рабыня, смерть / повелена приступи Владыце живота, / тою подающему нам безконечный живот и воскресение. | Со страхом, как рабыня, / смерть, повинуясь приказанию, / приступает к Тебе, Владыке жизни, / чрез нее даровавшему нам / бесконечную жизнь и воскресение. |
Богородичен: Своего приемши Содетеля, яко Сам восхоте, / от безсеменнаго Твоего чрева, паче ума воплощаема, Чистая, / тварей воистинну явилася еси, Владычица. | Богородичен: Своего Создателя приняв, / как Сам Он восхотел, / из бессеменного Твоего чрева / превыше ума воплощающегося, Чистая, / Ты явилась поистине Владычицею всех творений. |
Ин канон, крестовоскресн
|
Канон 2 |
Судилищу Пилатову предстоит хотя / беззаконному суду, яко судимь, Судия, / и от руки неправды по лицу заушается Бог, / егоже трепещут земля, и небесная. | Стоит перед судилищем Пилата добровольно / по противозаконному обвинению, как подсудимый Судия, / и от руки беззаконной принимает / по лицу удары Бог, / пред Которым трепещут земля / и существа небесные. |
Простерл еси божественнеи длани Твои, Спасе, / на пречистем Твоем и живоноснем Кресте: / и собрал еси языки в познание Твое, Владыко, / покланяющияся, Господи, славному Твоему распятию. | Распростер Ты Божественные руки Свои, Спаситель, / на пречистом Своем и живоносном Кресте / и собрал к Себе народы / для познания Тебя, Владыка, / поклоняющиеся славному распятию Твоему, Господи. |
Крестобогородичен: Стояше, слез источники испущающи, Пренепорочная / при Кресте Твоем, Спасе, / яже от ребра Твоего капли кровей зрящи, Христе, / и Твою безприкладную милость славящи. | Крестобогородичен: Стояла, слез потоки проливая, / Пренепорочная при Кресте, Твоем, Спаситель, / капли крови, из ребр Твоих истекавшие видя, Христе, / и Твое беспримерное сострадание прославляя. |
Ин канон Пресвятей Богородице,
|
Канон 3 |
Причащшися Ева саду, преслушаннаго брашна, клятву введе: / но сию разрешила еси, Чистая, / благословения начаток Христа рождши. | Вкусив от райского растения пищи ослушания, / Ева привлекла проклятие; / но Ты его упразднила, Чистая, / родив начаток благословения – Христа. |
Яже бисера от божественныя молнии Христа рождши, / страстей моих мглу, и прегрешений смущение, Чистая, / разжени светом Твоея светлости. | Жемчужину Божественного блистания – / Христа родившая, / страстей моих мглу и согрешений возмущение / Ты, Чистая, рассей / светом Своего сияния. |
Языков чаяние, Иаков из Тебе воплощаемаго / предзряше тайно умныма очима Бога, / избавльшаго нас ходатайством Твоим. | Народов чаяние – из Тебя Воплощающегося, / Иаков предвидел таинственно духовными очами, – / Бога, избавившего нас / посредничеством Твоим. |
Оскудевшим князем от колена Иудова, Пречистая, / Сын Твой и Бог, / прошед вождь, над концы земными / ныне воистинну воцарися. | Когда не стало князей / из колена Иудина, Всечистая, / Сын Твой и Бог, выступив Вождем / над пределами земли поистине / ныне воцарился. |
Катавасиа: Отверзу уста моя: | Затем тропари из канона Минеи и катавасия по уставу. |
Песнь 3Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего. |
Песнь 3Канон 1. Ирмос: Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, / возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего. |
Бога распинаема плотию зрящи тварь, растаявашеся страхом: / но содержительною дланию нас ради Распятаго, крепко держима бе. | Бога видя, распинаемым плотию, / все творение от страха распадалось; / но объемлющей рукою за нас Распятого / удерживалось крепко. |
Смертию смерть разорена лежит окаянная без дыхания: / Живота бо не терпящи божественнаго приражения, / умерщвляется крепкий, и даруется всем воскресение. | Смертию Христовой уничтоженная, / бездыханной смерть жалкая лежит; / ибо, Жизни Божественного натиска не вынося, / сильный умерщвляется, / и всем даруется воскресение. |
Богородичен: Божественнаго рождества Твоего, Чистая, / всякий естества чин превосходит чудо: / Бога бо преестественне зачала еси во чреве, / и рождши пребываеши присно Дева. | Богородичен: Чудо Божественного рождения Тобою, Чистая, / всякий закон природы превышает; / ибо Бога Ты сверхъестественно во чреве зачала / и, родив, вечно пребываешь Девой. |
Ин, ирмос: Тебе на водах:
Во гробе тридневствовавый / воскресил еси животворящим востанием Твоим прежде умерщвленныя, / и осуждения разрешившеся, радостно веселяхуся, / се избавление пришел еси, Господи, взывающе. |
Канон 2
Пребыв три дня во гробе, / Ты животворным Своим восстанием / воскресил прежде умерщвленных, / и они, от осуждения освобожденные, радостно торжествовали: / «Вот, искуплением пришел Ты, Господи!» – восклицая. |
Слава Твоему востанию, Спасе наш, / яко нас от ада тления, и смерти избавил еси, яко Всесилен, / и поюще глаголем: / несть свят разве Тебе, Господи Человеколюбче. | Слава воскресению Твоему, Спаситель наш, / ибо Ты от ада, тления и смерти / нас избавил как всесильный. / И мы в песнях восклицаем: / «Нет святого, кроме Тебя, Господи Человеколюбец!» |
Богородичен: Ты от Тебе рождшагося яко видела еси уязвлена копием, / уязвилася еси сердцем, Пресвятая всенепорочная, / и ужасающися глаголала еси: / что Тебе воздаде, Чадо, народ пребеззаконный? | Крестобогородичен: Когда увидела Ты от Тебя Рожденного, / уязвляемого копьем, / уязвилась сердцем, Пресвятая, Всенепорочная, / и с ужасом восклицала: / «Чем воздал Тебе, Дитя Мое, / народ беззаконный!» |
Ин, ирмос: Несть свят, якоже Ты:
Тленную мою плоть и смертную, Всечистая Богомати, / из чрева Твоего несказанно прием Благий, / и обезтленив сию, вечне Себе связал есть. |
Канон 3
Плоть мою, изменчивую и смертную, / от чрева Твоего, всечистая Богоматерь, / Благой, приняв непостижимо и сделав нетленною, / навечно ее с Собой соединил. |
Бога воплощаема из Тебе зряще, Дево, / ужасахуся страхом лицы ангельстии, / и яко Матерь Божию немолчными песньми Тя почитают. | Бога видя от Тебя воплощающимся, Дева, / поражались страхом сонмы Ангелов, / и ныне они Тебя как Матерь Божию / несмолкающими песнями прославляют. |
Ужасеся, гору умную видев Тя пророк Даниил, / из неяже камень отсечеся кроме рук: / и демонская капища, Богомати, крепко сокруши. | Изумился пророк Даниил, / видя Тебя, Богоматерь, горой духовною, / от которой отсечен был камень без помощи рук, / и бесовские жертвенники / могущественно сокрушил. |
Не может слово Тя человеческое, / ниже язык, Дево, похвалити достойно: / из Тебе бо без семене / жизнодавец Христос воплотитися, Пречистая, благоволи. | Не в силах ни слово смертных, ни язык, / Тебя, Дева, восхвалить достойно; / ибо из Тебя, Пречистая, Податель жизни Христос / благоволил без семени воплотиться. |
Песнь 4Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, / честная Церковь / Боголепно поет, взывающи, / от смысла чиста о Господе празднующи. |
Песнь 4Канон 1. Ирмос: «Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя. |
Древо процвело есть, Христе, истинныя жизни: / крест бо водрузися, / и напоен быв кровию и водою от нетленнаго Твоего ребра, / живот нам прозябе. | Древо истинной жизни расцвело, Христе; / ибо Крест был водружен / и, орошенный кровью и водою / от Твоих непорочных ребр, / жизнь нам произрастил. |
Не ктому змий мне ложне обожение подлагает: / Христос бо богоделатель человеческаго естества, / ныне невозбранно стезю живота мне отверзе. | Змий мне больше лживо / не предлагает обожения; / ибо Христос, Божественный Создатель человеческого естества, / ныне мне путь жизни / беспрепятственно открыл. |
Богородичен: Яко воистинну неизвещанна и непостижима, / яже Твоего боголепнаго, Богородице, суть рождества, / сущим на земли и на небеси, Приснодево, таинства. | Богородичен: Как по истине неизреченны / и непостижимы явились таинства / Твоего, Богородица, Божественного чревоношения, / для тех, кто на земле / и на небе, Приснодева! |
Ин, ирмос: На кресте Твое Божественное истощание: | Канон 2 |
Честный крест Твой почитаем, и гвозди, Христе, / и святое копие с тростию, венец иже от терний, / имиже от адова истления избавихомся. | Священный Крест Твой почитаем / и гвозди, Христе, / и святое копье с тростью, / и венец из терний, благодаря которым / мы от пагубного ада избавились. |
Гроб, Спасе, Тя подъят волею мертва о нас явльшагося, / но никакоже возможе, Слове, удержати: / яко Бог бо воскресл еси, спасая род наш. | Гроб принял Тебя, Спаситель, / добровольно мертвым ради нас явившегося, / но никак не мог Тебя, Слово, удержать; / ибо Ты воскрес, как Бог, / спасая род наш. |
Крестобогородичен: Богородительнице Приснодево, / Спаса Христа человеком рождшая, / от бед и мук избави нас, / прибегающих верою к божественному покрову Твоему. | Крестобогородичен: Божия Родительница, Приснодева, / Спасителя Христа смертным родившая! / От бед и мучений нас избавь, с верою прибегающих / к Твоему Божественному покровительству. |
Ин, ирмос: Христос моя сила:
Поем, Пречистая, Тебе Всенепорочную, / иже Тобою спасшиися, / и благочестно поюще взываем: / благословенна, яже Бога, Приснодево, рождшая. |
Канон 3
Прославляем, Пречистая, Тебя, всенепорочную, / мы, через Тебя спасенные, / и благоговейно воспевая, восклицаем: / «Благословенна Ты, Приснодева, / Бога родившая!» |
Свет незаходимый, Дево, родила еси, / сущим во тьме жития, плотию светящ, Всеблаженная, / и поющим Тя, радость, Приснодево, источила еси. | Свет сокровенный родила Ты, Дева, / пребывающим во тьме житейской, / через плоть светящий, Всеблаженная, / и источила воспевающим Тебя / радость, Приснодева. |
Благодать процвете, закон преста Тобою, Всесвятая: / Ты бо, Чистая, родила еси Господа, / подающаго нам, Приснодево, оставление. | Благодать процвела, а Закон окончился / чрез Тебя, Всесвятая; / ибо Ты, Чистая, родила Господа, / дарующего нам прощение, Приснодева. |
Мертва мя показа сада вкушение, / жизни же древо из Тебе явльшееся, Пречистая, воскреси, / и райския сладости наследника мя устрои. | Мертвым сделало меня / вкушение от райского растения; / но Древо Жизни, от Тебя явившееся, / воскресило меня, Пречистая, / и соделало наследником райского наслаждения. |
Песнь 5Ирмос: Божиим / светом Твоим, Блаже, / утреннюющих Ти души / любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа. |
Песнь 5Канон 1. Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, – молюсь я, – / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего. |
Уступают мне херувими ныне, / и пламенное оружие, Владыко, плещи мне дает, / Тя видевше, Слове Божий, истиннаго Бога, / разбойнику путь сотворшаго в рай. | Отступают предо мною ныне Херувимы, / и пламенный меч обращается для меня вспять, Владыка, / при виде Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / открывшего путь разбойнику в рай. |
Не ктому боюся, еже в землю, Владыко Христе, возвращения: / Ты бо от земли мя возвел еси забвенна, / благоутробия ради многаго, / к высоте нетления воскресением Твоим. | Более я не боюсь / возвращения в землю, Христе-Владыка; / ибо Ты, по милосердию великому, / от земли меня, забытого, возвел / на высоту нетления воскресением Своим. |
Богородичен: Иже Богородицу Тя от души, Владычице мира благая, / исповедающих спаси: / Тебе бо предстательство непоборимое имамы, / истинную Богородительницу. | Богородичен: Исповедующих Тебя Богородицею от души, / спаси, благая мiра Владычица, / ибо мы в Тебе защиту непобедимую, / имеем как в истинной Божией Родительнице. |
Ин, ирмос: Богоявления Твоего Христе:
Снедию древа во Едеме прельстивыйся, в тлю поползе родоначальник, / преслушавый, Господи, заповеди Твоя, Преблагий: / но сего Крестом паки возвел еси в первую доброту, / послушлив Отцу, Спасе, бывый. |
Канон 2
Вкушением от дерева в Эдеме прельстившись, / низвергся в тление наш родоначальник, / не послушавшийся заповеди Твоей, преблагой Господи; / но Ты вновь возвел его Крестом к первоначальной красоте, / явившись, Спаситель, Отцу послушным. |
Твоею смертию, Блаже, смерти потребися держава, / источник жизни нам источи, и безсмертие даровася: / сего ради погребению Твоему и воскресению верою покланяемся, / имже, яко Бог, мир весь просветил еси. | Твоею смертию, Благой, / могущество смерти уничтожено, / и источник жизни нам излился, и даровано бессмертие. / Потому мы с верой поклоняемся / Твоему погребению и воскресению, / которыми, как Бог, весь мир Ты озарил. |
Крестобогородичен: Живый на небесех и Творец всех Господь, / во Твою, Всенепорочная, вселися неизреченно утробу, / прославивый Тя, превышшую небес, / и святейшую чинов невещественных: / темже ныне, иже на земли, Тя ублажаем. | Крестобогородичен: Живущий на небесах и всех Творец – Господь / во чрево Твое, Всенепорочная, вселился непостижимо, / прославив Тебя, высочайшую небес / и святейшую полков невещественных. / Потому ныне мы, живущие на земле, / Тебя блаженной именуем. |
Ин, ирмос: Божиим светом Твоим:
Чистотою возсиявши светло, / Божественное пребывание Владыки, Всепетая, была еси. / Ты бо едина Мати Божия явилася еси, / во объятиих, яко младенца, Сего носивши. |
Канон 3
Чистотою светло воссияв, / Божественным жилищем Владыки Ты соделалась, Всехвальная; / ибо Ты одна поистине явилась Матерью Бога, / во объятиях как младенца Его носив. |
Носящи доброту умную, краснейшия Твоея души, / Невеста Божия была еси, / запечатствована девством, Чистая, / и светом чистоты мир просвещающи. | Обладая умопостигаемой красотою / прекраснейшей Своей души, / Ты соделалась Божией невестой, / запечатленной девством, Священная, / и мир украшающей блеском чистоты. |
Да рыдает собрание злочестивых, / не проповедающих Тя яве Чистую Богоматерь: / Ты бо врата Божия света явилася еси нам, / мрак прегрешений разгоняющи. | Да рыдает сборище нечестивых, / не исповедующих Тебя ясно чистой Богоматерью; / ибо Ты вратами Божественного света явилась нам, / мрак согрешений разгоняя. |
Песнь 6Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве. |
Песнь 6Канон 1. Ирмос: Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, / я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: / «Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!» |
Распинаемь, Владыко, гвоздьми убо, / клятву юже на нас потребил еси: / копием же прободаемь в ребро, / адамово рукописание растерзав, мир свободил еси. | Распинаемый гвоздями, Ты, Владыка, / проклятие, бывшее против нас, изгладил, / и в ребра копьем пронзаемый, / разорвав рукописание против Адама, / мир освободил. |
Адам низведеся, лестию запят быв, ко адове пропасти: / но иже естеством Бог же и милостив, / сшел еси на взыскание, / и на раму понес, совоскресил еси. | Адам, обманом поверженный, / низведен был в пропасть ада; / но Ты, Бог по естеству и сострадания полный, / сошел на поиски его / и, взяв на Свои плечи, / воскресил с Собою. |
Богородичен: Пречистая Владычице, / рождшая человеком кормчию Господа, / страстей моих непостоянное и лютое утоли смущение, / и тишину подаждь сердцу моему. | Богородичен: Успокой, Всечистая Владычица, / смертным Кормчего – Господа – родившая, / страстей моих волнение непостоянное и страшное, / и тишину даруй сердцу моему. |
Ин, ирмос: Ят бысть:
Христоубийца и пророкоубийца бысть еврейское множество: / яко бо пророки древле, истины сущия тайныя лучи, убити не убояся: / сице и ныне Господа, егоже проповедаху они тогда, / завистию влекоми убиша, / но нам бысть живот умерщвление Его. |
Канон 2
Христоубийцею и пророкоубийцею / оказалось Евреев множество; / ибо как в древности не убоялось оно убить пророков, / лучами истины таинственными бывших, / так и ныне, побуждаемое завистью, убило Господа, / о Котором те в древности провозглашали. / Но для нас стало жизнью Его умерщвление. |
Ят был еси, но не удержан, Спасе, во гробе, / аще бо и волею вкусил еси смерти, Слове, / но воскресл еси, яко Бог безсмертен, / совоздвигнувый узники сущия во аде, / и радость женам вместо печали прежния, паки пременивый. | Заключен был, но не удержан / во гробе Ты, Спаситель; / ибо хотя добровольно и вкусил Ты смерти, Слово, / но воскрес, как Бог бессмертный, / воскресив с Собою узников, находившихся во аде, / и женам радость вместо прежней печали даровав. |
Богородичен: Безчестен Твой и скуден явися вид плотский / паче человеков, во время страсти: / ибо Божества существом, красен добротою Давиду показася: / но жезлом Твоего царствия врагов сотрый крепость, глаголаше Чистая: / о Сыне мой и Боже, от гроба востани. | Богородичен: «Обесчещенным и умаленным перед людьми / явился плотской образ Твой во время страдания; / и, однако, по Божественному естеству / Ты являлся Давиду совершенным красотою. / Но, жезлом Твоего Царства врагов силу сокрушив, / о Сын Мой и Боже», – восклицала Чистая, / – «из гроба воскресни!» |
Ин, ирмос: Житейское море:
Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя, / ковчег, и трапезу, и свещник, и ручку, / образно назнаменуя воплощение, / еже из Тебе Вышняго, Мати Дево. |
Канон 3
Великий среди пророков Моисей / прежде написал о Тебе, как о ковчеге, и трапезе, / светильнике и сосуде с манной, / образно представляя воплощение Всевышнего / от Тебя, Матерь-Дева. |
Умерщвляется смерть, и тление упражняется / Адамова осуждения, о Владычице! / Плоду Твоему приразившееся: / Жизнь бо родила еси, / от истления избавляющую поющих Тя. | Умерщвляется смерть, / к Плоду Твоему, о Владычица, прикоснувшаяся; / упраздняется и тление – осуждение Адама; / ибо Ты родила Жизнь, избавляющую от тления / воспевающих Тебя. |
Закон изнеможе, и сень мимо иде, / паче ума и смысла явльшейся ми благодати, / еже от Тебе, Дево, рождества, / Бога и Спаса, многопетая. | Закон обессилел и тень его прошла, / когда открылась мне превысшая ума и мысли / благодать рождения от Тебя Бога и Спасителя, / Дева, непрестанно воспеваемая! |
Кондак, глас 6:Живоначальною дланию / умершия от мрачных удолий, / Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, / воскресение подаде человеческому роду: / есть бо всех Спаситель, / Воскресение и Живот, и Бог всех. |
КондакЖивоначальною Своею дланию / из мрачных глубин всех умерших воскресив, / Податель жизни Христос Бог, / воскресение даровал человеческой природе, / ибо Он – Спаситель всех, воскресение и жизнь / и Бог всего! |
Икос: Крест и погребение Твое, Жизнодавче, воспеваем вернии, и покланяемся, / яко ад связал еси, Безсмертне, яко Бог всесильный: / и мертвыя совоскресил еси, и врата смертная сокрушил еси, / и державу адову низложил еси, яко Бог. / Темже земнороднии славословим Тя любовию, воскресшаго, / и низложившаго вражию державу всепагубную, / и всех воскресившаго в Тя веровавших, / и мир избавльшаго от стрел змииных, и от прелести вражия, / яко Бог всех. | Икос: Крест и гроб Твой, Податель жизни, / мы, верные, воспеваем и поклоняемся Тебе; / ибо Ты ад связал, Бессмертный, как Бог всесильный, / и мертвых с Собою воскресил, / и врата ада сокрушил, / и могущество смерти уничтожил, как Бог. / Потому мы, на земле рожденные, славословим Тебя с любовью / – воскресшего, уничтожившего мощь всегубителя-врага, / и воскресившего всех, в Тебя уверовавших, / и от стрел змия избавившего мир, / и нас избавившего, как единый сильный, от обольщения вражия. / Потому мы воспеваем благоговейно воскресение Твое, / ибо Ты – Бог всего. |
Песнь 7Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие / мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших. |
Песнь 7Канон 1. Ирмос: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!» |
Рыдающее во страсти Твоей солнце, во мрак облечеся, / и во дни по всей, Владыко, земли свет померче, вопия: / благословен еси Боже отец наших. | Оплакивая страдание Твое, / солнце мраком облекалось, / и днем по всей земле, Владыка, / свет померк, взывая: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!» |
Облекошася Христе схождением Твоим во свет преисподняя, / праотец же веселия исполнь, явися ликовствуя, взыграся, вопия: / благословен еси, Боже отец наших. | Озарилась светом преисподняя / чрез Твое, Христе, сошествие; / а праотец, явившись радости исполненным, / в восторге ликовал, взывая: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!» |
Богородичен: Тобою, Мати Дево, / свет возсия всей вселенней светлый: / Зиждителя бо Ты всех родила еси Бога, / Егоже проси, Всечистая, / нам низпослати верным велию милость. | Богородичен: Чрез Тебя, Матерь-Дева, яркий свет / взошел для всей вселенной; / ибо Ты родила Создателя всех – Бога. / Испроси у Него, Всечистая, / да ниспошлет нам, верным, великую милость. |
Ин, ирмос: Неизреченное чудо:
О страннаго образа! / Израиля Избавлей от работы фараонския, / распинается волею от него, / и разрешает вериги согрешений. / Емуже верою поем: / избавителю Боже, благословен еси. |
Канон 2
О небывалое событие! / От рабства фараону Избавивший Израиль, / по Своей воле им распинается / и развязывает узы согрешений. / Ему мы с верою воспеваем: / «Избавитель Боже, благословен Ты!» |
Тебе, Спаса, на лобнем распяша пребеззаконных отроцы нечестивии, / врата медная и вереи сломившаго, / во спасение нас, поющих: / избавителю Боже, благословен, еси. | Тебя – Спасителя распяли на Лобном месте / нечестивые потомки беззаконников, / врата медные и засовы ада разрушившего / для спасения нас, воспевающих: / «Избавитель Боже, благословен Ты!» |
Богородичен: Евы древния свобождение, рождшая, от клятвы, / разрешаеши Адама, Дево Чистая. / Темже со ангелы Тя, с Сыном Твоим поем и вопием: / избавителю Боже, благословен еси. | Богородичен: Евы древней освобождение родив, / от проклятия Ты избавляешь Адама, Дева чистая. / Потому вместе с Ангелами мы Тебя с Сыном Твоим / воспеваем и взываем: / «Избавитель Боже, благословен Ты!» |
Ин, ирмос: Росодательну убо пещь:
Юнош триех пещь не опали, рождество прообразующих Твое: / божественный бо огнь Тебе не опалив, вселися в Тя, / и вся научи вопити: / благословен еси, Боже отец наших. |
Канон 3
Трех юношей не опалила печь, / прообразовавшая рождение от Тебя Христа; / ибо Божественный Огонь, не опалив Тебя, в Тебя вселился, / и всех научил взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!» |
Блажат концы Тя, Всечистая Мати, якоже прорекла еси, / просвещаеми светолучными сияньми Твоими, / и благодатию поюще, вопиют: / благословен еси, Боже отец наших. | Блаженной именуют концы земли / Тебя, Всечистая Матерь, согласно Твоему пророчеству, / просвещаемые Твоими светозарными сияниями / и благодатию побуждаемые в песнях восклицать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!» |
Пагубныя убо зубы в мя вонзе змий лукавнейший: / но сам Твой, Богомати, сокруши Сын, / крепость же мне даде вопити: / благословен еси, Боже отец наших. | Пагубные свои зубы / вонзил в меня змий враждебнейший; / но их Сын Твой, Богоматерь, сокрушил / и дал мне силу восклицать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!» |
Очистилище естества Ты еси едина, богоблаженная, / на раму бо херувимску седящаго Бога / во объятиих носящи, вопиеши: / благословен еси, Боже отец наших. | Умилостивлением о природе нашей сделалась / Ты, одна в Боге блаженная: / ибо на плечах Херувимов восседающего Бога / Ты, во объятиях Своих носив, взываешь: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!» |
Песнь 8Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, / и праведнаго жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. / Тя превозносим во вся веки. |
Песнь 8Канон 1. Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, / и жертву праведника водою попалил: / ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. / Тебя мы превозносим во все века. |
Иудейския древле пророкоубийцы люди, / богоубийцы зависть ныне содела, / Тебе на крест вознесшия, Слове Божий: / Егоже превозносим во вся веки. | Иудейский народ, / бывший в древности убийцею пророков, / зависть ныне сделала богоубийцей, / повесившим на Кресте Тебя, Слово Божие, / Которого мы превозносим во все века. |
Небеснаго круга не оставил еси, / и во ад сошед, всего совоздвигл еси / лежащаго во гноищи, Христе, человека, / Тя превозносяща во вся веки. | Небесного свода не оставив, / и во ад придя, / Ты, Христе, воздвиг с Собою / всего лежащего на гноище человека, / Тебя превозносящего во все века. |
Богородичен: От Света Светодавца Слова зачала еси, / и рождши неизреченно Сего, прославилася еси: / Дух бо в Тя, Отроковице, Божий вселися. / Темже Тя поем во вся веки. | Богородичен: От Света Слово – света Подателя Ты зачала / и, неизреченно родив Его, прославилась, / ибо Дух Божественный вселился в Тебя, Отроковица. / Потому мы воспеваем Тебя во все века. |
Ин, ирмос: Ужаснися бояйся небо:
Ужасеся всяк слух, / како Вышний волею прииде на землю, / адову крепость разрушити крестом и погребением, / и вся воздвигнути звати: / отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки. |
Канон 2
Пришло в трепет все, услышав, / как Всевышний добровольно пришел на землю, / чтобы силу ада победить Крестом и погребением / и побудить всех восклицать: / «Отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века!» |
Преста адово мучительство, / и царство уничижися прочее, / на кресте бо на земли водрузився, иже над всеми Бог, / сего могутство низложи. / Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки. | Прекратилась тирания ада, / и уничтожено отныне его царство; / ибо на земле пригвожденный ко Кресту / сущий над всеми Бог власть его низверг. / Отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века. |
О неизреченнаго Твоего, Христе, человеколюбия, и неизглаголанных благ! / Мене бо видя погибающа во адове темнице, / страсти претерпевый избавил еси. / Темже Тя благословим, всех Владыку, / и превозносим во вся веки. | О, неизреченное Твое, Христе, человеколюбие / и невыразимые блага Твои! / Ибо, видя меня погибавшим в темнице ада, / Ты, претерпев страдания, меня избавил. / Потому мы Тебя благословляем, всех Владыку, / и превозносим во все века. |
Ин, ирмос: Из пламене преподобным:
Позлащеною ризою, якоже Царицу, Сын Твой просветив зарею Духа, / Тебе одесную Себе постави, Пречистая: / Егоже превозносим во вся веки. |
Канон 3
Шитой золотом одеждою – сиянием Духа – / Сын Твой Тебя украсив как Царицу, / поставил справа от Себя, Всечистая. / Его мы превозносим во все века. |
Иже хотением единым мир водрузивый, / от пречистыя Твоея утробы плоть вземлет, / свыше сию наздати хотя: / Егоже превозносим во вся веки. | Единою Своею волею мир Утвердивший / заимствует от пречистого Твоего чрева плоть, / свыше воссоздать ее желая. / Его мы превозносим во все века. |
Счетанием Слова ко мне, человеку, / Божественное жилище была еси, Пречистая, / просиявши яве девства светлостию: / темже Тя поем во вся веки. | Для соединения Слова со мною – человеком / Ты Божественным жилищем сделалась, Всечистая, / просияв явно блеском девства. / Потому мы воспеваем Тебя во все века. |
Златозарный Тя свещник предвообрази, / приемшую несказанно Свет Неприступный, / разумом Своим озаряющ всяческая. / Темже Тя поем, Чистая, во веки. | Сияющий золотом светильник / прообразовал Тебя, принявшую неизреченно / Свет неприступный, все озаряющий познанием Себя. / Потому мы воспеваем Тебя, Чистая, вовеки. |
Таже, песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: с припевом: Честнейшую херувим: | Затем поем Песнь Пресвятой Богородицы: Величает душа Моя Господа: |
Песнь 9Ирмос: Бога / человеком не возможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово воплощенно, / Его же величающе, / с Небесными вои / Тя ублажаем. |
Песнь 9Канон 1. Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; / но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. / Его величая, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя восхваляем. |
Страстей непричастен Ты пребыл еси, Слове Божий, / плотию приобщився страстем: / но решиши от страстей человека, / страстем быв страсть, Спасе наш: / един бо еси безстрастен, и всесилен. | Непричастным страданиям Ты остался, Слово Божие, / по плоти страданиям приобщившись, / но от страстей освобождаешь человека, / став поражением страстям, Спаситель наш; / ибо Ты один пребываешь бесстрастным и всемогущим. |
Тлю смертную прием, тления соблюл еси тело Твое невкусно, / Твоя же животворящая и божественная, Владыко, душа, во аде не оставлена бысть: / но якоже от сна воскрес, нас совоздвигл еси. | Разрушение смертное приняв, / Ты сохранил Свое тело тлению непричастным, / а Твоя животворящая и Божественная душа / во аде не оставлена, Владыка; / но как от сна восстав, / Ты нас воздвиг с Собою. |
Троичен: Бога Отца, Сына собезначальна, / вси человецы устнами убо чистыми славим, / неизреченную же и преславную Духа Всесвятаго силу чтим: / едина бо еси всесильная Троица неразлучная. | Троичен: Бога Отца и Сына собезначального / все мы, смертные, чистыми устами славим / и почитаем неизреченную и преславную / силу Всесвятого Духа; / ибо Ты одна – всемогущая, / Троица нераздельная! |
Ин, ирмос: Не рыдай Мене Мати:
Аще и во гроб сошел еси яко мертв, Жизнодавче, / но адову крепость разрушил еси, Христе, / совоздвигнув мертвыя, яже и поглоти, / и воскресение всем подал еси, яко Бог, / верою и любовию Тя величающим. |
Канон 2
Хотя и во гроб Ты сошел как смертный, Податель жизни, / но силу ада уничтожил, Христе, / воздвигнув с Собою мертвых, которых он поглотил, / и воскресение всем даровал, как Бог, / с верою и любовью Тебя величающим. |
Да радуется тварь, и да процветет яко крин: / Христос бо от мертвых воста, яко Бог. / Где Твое, смерте, ныне жало, воззовем? / Где Твоя, аде, победа? / Низложи Тя в землю, / Возвысивый рог наш, яко благоутробен. | Да радуется все творение и да цветет как лилия; / ибо Христос из мертвых воскрес, как Бог. / «Где ныне, смерть, Твое жало?» – восклицаем; – / «Где, ад, Твоя победа? / Поверг тебя на землю Возвысивший наше достоинство, / как милосердный!» |
Крестобогородичен: Носиши Носящаго вся, / и держиши, яко Младенца, в руках, / из руки избавляющаго нас борителя врага, Пречистая Владычице, / и видиши на крест древа возвышаема, / от рова злобы нас возвысивша. | Крестобогородичен: Ты носишь Носящего все, пречистая Владычица; / и на руках держишь, как младенца, / Избавляющего нас из руки ненавистного врага; / и видишь возносимым на древо Креста / из глубины зла нас Возвысившего. |
Ин, ирмос: Бога человеком не возможно:
Звезда сияющи зарями Божества от Иакова, / от мрака содержимым возсия: / Тобою бо, Всечистая, Христос Бог Слово воплощенно: / Имже просвещаеми, с небесными вои Тя ублажаем. |
Канон 3
Звезда, сияющая блеском Божества, / ныне взошла от Иакова во мраке пребывавшим / чрез Тебя, Всечистая, – Христос Бог, Слово воплотившееся. / Ею просвещаемые, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя прославляем. |
Укреплься силою Твоею и благодатию, / Тебе песнь усердно от сердца возложих: / но сию приими, Дево Чистая, / благодать воздающи Твою многосветлую, / от нетленных сокровищ, богоблаженная. | Укрепленный силою Твоей и благодатью, / песнь Тебе я с усердием от сердца посвятил; / но прими ее, Дева чистая, / благодатью Своею многосветлой воздавая / из нетленных сокровищниц, / в Боге блаженная. |
Постав показалася еси яве Божества, / в немже ризу телесе Слово истка, / богосоделав мой, Дево, зрак: / в негоже облекся, всех Спасе, / от смысла чиста Тебе величающих. | Ты, Дева, истинно явилась станком для Божества, / на котором одежду плоти Себе соткало Слово, / божественным образ мой соделав; / облекшись же в него, Он спас всех, / от чистой мысли Тебя величающих. |
Мертвым воскресение ныне даровася, / Твоим несказанным и неизреченным рождеством, Богородице Всечистая: / жизнь бо из Тебе плотию облекшися, всем возсия, / и смертную дряхлость яве разруши. | Мертвым ныне воскресение даровано / чрез непостижимое и неизреченное / чревоношение Твое, Богородица всечистая; / ибо из Тебя воссияла всем Жизнь, носящая плоть, / и смерти безотрадность явно рассеяла. |
По катавасии, ектениа малая. Таже, Свят Господь Бог наш. Посем ексапостиларий утренний. | После катавасии ектения малая, затем: Свят Господь Бог наш: и ексапостиларий воскресный. |
На хвалитех стихиры воскресны, глас 6: |
На «хвалите» стихиры воскресные, на 8 |
Сотворити в них суд написан: / слава сия будет всем преподобным Его. | Совершить среди них суд предписанный; / слава сия – всем святым Его. |
Крест Твой, Господи, / жизнь и воскресение людем Твоим есть, / и надеющеся нань, / Тебе воскресшаго Бога нашего поем: помилуй нас. | Крест Твой, Господи, / – жизнь и воскресение для народа Твоего; / и на него надеясь, / Тебя – воскресшего Бога нашего / мы воспеваем: «Помилуй нас!» |
Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его в утвержении силы Его. | Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его на тверди силы Его. |
Погребение Твое, Владыко, / рай отверзе роду человеческому: / и от истления избавльшеся, / Тебе воскресшаго Бога нашего поем: помилуй нас. | Погребение Твое, Владыка, / рай отверзло роду человеческому; / и от тления избавленные, / Тебя – воскресшего Бога нашего / мы воспеваем: «Помилуй нас!» |
Хвалите Его на силах Его, / хвалите Его по множеству величествия Его. | Хвалите Его за могущество Его, / хвалите Его по множеству величия Его. |
Со Отцем и Духом Христа воспоим, / воскресшаго из мертвых, / и к Нему вопиим: / Ты Живот еси наш и Воскресение, помилуй нас. | Со Отцом и Духом Христа воспоем, / воскресшего из мертвых, / и к Нему воззовем: / «Ты – жизнь наша и воскресение. / Помилуй нас!» |
Хвалите Его во гласе трубнем: / хвалите Его во псалтири и гуслех. | Хвалите Его со звуком трубным, / хвалите Его на псалтири и гуслях. |
Тридневен воскресл еси, Христе, от гроба / якоже писано есть, / совоздвигнувый праотца нашего. / Темже Тя и славит род человеческий, / и воспевает Твое воскресение. | В третий день воскрес Ты, Христе, / из гроба, как написано, / с Собою воздвигнув праотца нашего. / Потому Тебя и славит род человеческий / и воспевает Твое воскресение. |
Ины стихиры Анатолиевы. |
Иные стихиры, восточные |
Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе. | Хвалите Его на тимпане и в хороводе, / хвалите Его на струнах и органе. |
Господи, велие и страшно есть / Твоего воскресения таинство: / тако бо произшел еси от гроба, / яко жених от чертога, / смертию смерть разрушивый, / да Адама свободиши. / Темже на Небесех Ангели ликовствуют, / и на земли человецы славят, / еже на нас бывшее благоутробие Твое, Человеколюбче. | Господи, велико и страшно / Твоего воскресения таинство! / Ибо Ты так вышел из гроба, / как жених – из брачного чертога, / смертию уничтожив смерть, / чтобы освободить Адама. / Потому на небесах Ангелы ликуют, / и на земле люди славят / нам оказанное милосердие Твое, Человеколюбец. |
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: / всякое дыхание да хвалит Господа. | Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких. / Всё что дышит, да восхвалит Господа! |
О пребеззаконнии иудее, / где суть печати и сребреницы, яже дасте воином? / Не украдено бысть сокровище, / но воскресе, яко силен: / сами же посрамистеся отвергшиися Христа, Господа славы, / пострадавша и погребенна, и воскресша из мертвых: / Тому поклонимся. | О, беззаконные Иудеи! / Где ваши печати и сребреники, / которые вы дали воинам? / Не украдено сокровище, / но Он воскрес, как сильный! / Вы же сами посрамились, / отрекшись от Христа, Господа славы, / пострадавшего, и погребенного, / и воскресшего из мертвых; / Ему поклонимся! |
Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. | Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! |
Запечатану гробу, / како окрадени бысте иудее, / стражи поставльше, и знамения положше, / дверем заключенным пройде Царь? / Или яко мертва представите, / или яко Богу поклонитеся, с нами поюще: / слава, Господи, Кресту Твоему, и воскресению Твоему. | Тогда как гроб был опечатан, / как ограбили вас, Иудеи, / стражей приставивших и печати приложивших? / Когда двери были заперты, прошел ими Царь! / Или мертвым Его представьте, / или поклонитесь Ему, как Богу, с нами воспевая: / «Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему!» |
Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. | Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. |
Живоприятнаго Твоего гроба, / мироносицы жены рыдающа, достигоша, Господи, / и мvра носяща, / тело Твое пречистое помазати искаху: / обретоша же светоносна Ангела на камени седяща, / и к ним вещающа, и глаголюща: / что слезите, из ребр источившаго жизнь мирови? / Что ищете яко мертва во гробе Безсмертнаго? / Текша же паче возвестите Того учеником, / славнаго Его воскресения всемирное радование, / имже и нас, Спасе, просветивый, / даруй очищение и велию милость. | Жизнь вмещающего Твоего гроба / жены мироносицы с плачем достигли, Господи, / и неся миро, тело Твое пречистое стремились им помазать. / Но нашли светоносного Ангела на камне сидевшего, / и к ним возглашавшего, и говорившего: / «Что оплакиваете из ребр Своих Источившего миру жизнь? / Что ищете Бессмертного во гробе, как смертного? / Бегите же лучше, возвестите Его ученикам / всемирную радость о Его славном воскресении!» / Им и нас, Спаситель, просветив, / даруй прощение и великую милость. |
Слава, стихира евангельская. | Слава: Стихира Евангельская. |
И ныне, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево, / Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, / Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом. / Тем воспевающе вопием: / благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. | И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем: / «Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!»
Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет! |
Славословие великое. | Славословие великое. |
Таже, тропарь воскресн.Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, / разрушил еси осуждение смерти, Господи, / вся от сетей врага избавивый; / явивый же Себе апостолом Твоим, / послал еси я на проповедь, / и теми мир Твой подал еси вселенней, / Едине Многомилостиве. |
Тропарь воскресныйВоскреснув из гроба, Ты расторг и оковы ада, / отменил осуждение на смерть, Господи, / всех от сетей врага избавив; / явившись же Апостолам Твоим, / Ты их послал на проповедь / и через них мир даровал вселенной, / Единый Многомилостивый. |
Таже, ектении. И отпуст. | И отпуст. |
Тропарь, глас 6-й:Ангельския Силы на гробе Твоем, / и стрегущии омертвеша; / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусився от него; / сретил еси Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе. |
ТропарьАнгельские Силы – при гробе Твоем, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твое. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе! |
Кондак, глас 6:Живоначальною дланию / умершия от мрачных удолий, / Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, / воскресение подаде человеческому роду: / есть бо всех Спаситель, / Воскресение и Живот, и Бог всех. |
КондакЖивоначальною Своею дланию / из мрачных глубин всех умерших воскресив, / Податель жизни Христос Бог, / воскресение даровал человеческой природе, / ибо Он – Спаситель всех, воскресение и жизнь / и Бог всего! |
Прокимен, глас 6:Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. |
ПрокименСпаси, Господи, народ Твой / и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1А |
Аллилуиа:Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Стих: Речет Господеви: заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. |
АллилуиаСтих: Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Стих: Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Пс 90:1, 2 |