Суббота мясопустная

• Вечерня
• Утреня
• Литургия

Церковнославянский Русский

В ПЯТОК ВЕЧЕРА

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.

В ПЯТНИЦУ НА ВЕЧЕРНЕ

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцов и братьев наших.

По предначинательном псалме, и обычном стихословии, на Господи воззвах, поставим стихов 6: И поем Осмогласника стихиры мученичны три, рядоваго гласа: После предначинательного псалма и обычного стихословия, на Господи воззвах: поставим стихов 6: и поем из Октоиха стихиры мученикам три, рядового гласа:

И Триоди подобны, три. Глас 8.
Подобен: Во Едеме рай:

И из Триоди три,
глас 8

От века мертвых днесь / всех по имени, верою поживших благочестно, / память сотворяюще вернии, / Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно / сим в час суда ответ благий дати, / Тому Самому Богу нашему, / всей судящему земли, / деснаго Его предстояния получити в радости, / в части праведных, и во святых жребии светлем, / и достойным быти Небеснаго Царствия Его. От века мертвых всех, / поживших с верою благочестиво, / в сей день по имени память совершая, верные, / Спасителя и Господа воспоем, прося усердно / им в час суда дать добрый ответ / Самому Богу нашему, / суд совершающему над всею землей, / достигнуть стояния справа от Него в радости, / на месте праведных и во святых уделе светлом, / стать достойными Небесного Царства Его.
Твоею кровию человеки Спасе искупивый, / и смертию Твоею от смерти горькия избавивый нас, / и жизнь вечную подаяй нам Воскресением Твоим, / вся упокой Господи, усопшия благочестно, / или в пустынях, или во градех, или в мори, / или на земли, или на всяком месте: / цари же, священники, архиереи, / монахи, и бельцы в возрасте всяком всеродном, / и сподоби я Небеснаго Царствия Твоего. Своею кровию, Спаситель, искупивший людей, / и смертию Своею от смерти горькой избавивший нас, / и жизнь вечную подающий нам Воскресением Твоим, / упокой, Господи, всех усопших во благочестии, / или в пустынях, или в городах, или на море, / или на земле, или на всяком месте: / царей, священников, архиереев, / монахов и мирян во всяком возрасте и всякого рода, / и удостой их Небесного Царства Твоего.
Из мертвых востанием Твоим Христе, / не ктому смерть обладает умершими благочестно. / Темже молимся прилежно: / рабы Твоя упокой во дворех Твоих, / и в недрех Авраама, от Адама даже до днесь, / послужившия Тебе чисто, / отцы и братию нашу, / други вкупе и сродники, / всякаго человека, в житии послуживша верно, / и к Тебе преставльшася многовидно и многообразно, Боже, / и сподоби я Небеснаго Царствия Твоего. Благодаря Твоему, Христе, из мертвых воскресению / смерть более не властвует над умершими во благочестии. / Потому мы усердно просим: / упокой во дворах Твоих и в недрах Авраама рабов Твоих, / от Адама даже до дня сего поклонявшихся Тебе чисто, / отцов и братьев наших, / вместе друзей и сродников, / всякого человека, в жизни послужившего верно, / и к Тебе, Боже, преставившегося / при обстоятельствах различных и многообразных / и удостой их достигнуть / Небесного Царства Твоего.
Слава, глас 8: Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, и безславну, / не имущу вида. / Оле чудесе! / Что еже о нас сие бысть таинство? / Како предахомся тлению? / Како припрягохомся смерти? / Воистинну Божиим повелением, / якоже есть писано, / подающаго преставльшимся покой. Слава, глас 8: Плачу и рыдаю, / когда себе представлю смерть / и увижу в гробницах лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту / безобразной, бесславной, не имеющей вида. / О чудо! / Что это за совершившееся над нами таинство? / Как мы были преданы тлению? / Как сочетались со смертью? / Воистину повелением Бога, как написано, / подающего преставившимся упокоение.
И ныне, Богородичен первый, гласа. Свете тихий: И ныне, Богородичен первый, гласа. Вход с кадилом. Свет отрадный святой славы:
Вместо же прокимена поем Аллилуия, на глас 8: Вместо же прокимна поем: Аллилуиа. (3)
Стих: Блажени, яже избрал и приял еси Господи, и память их в род и род. Стих: Души их во благих водворятся. Стих: Блаженны те, кого избрал и приблизил Ты, Господи, и память их в род и род. Стих: Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 64:5; 101:13; 24:13

На стиховне
мученичен гласа, и два мертвена, Иоанна Дамаскина:

Стихиры на стиховне
мученикам гласа, и два за упокой, Иоанна Дамаскина

Стихи же припеваем вышереченныя. Стихи же поем указанные выше.
Слава, глас 6: Начаток ми и состав зиждительное Твое бысть повеление: / восхотев бо от невидимаго и видимаго естества жива мя составити, / от земли убо тело создав, дал же ми еси душу, / Божественным Твоим и животворящим вдохновением. / Темже Спасе, рабы Твоя во стране живых, / и в кровех праведных упокой. Слава, глас 6: Началом и основой стало мне / Твое творческое повеление: / ибо, восхотев меня, живое существо, составить / из невидимого и видимого естества, / из земли тело мое Ты создал, / и дал мне душу божественным Твоим и животворящим дуновением. / Потому, Спаситель, рабов Твоих в стране живущих, / в обителях праведных упокой.
И ныне, Богородичен, глас тойже: Молитвами Рождшия Тя Христе, / мученик Твоих и апостол, и пророк, и святителей, / преподобных, и праведных, и всех святых, / усопшия рабы Твоя упокой. И ныне, Богородичен, глас тот же: По ходатайствам Родившей Тебя, Христе, / и мучеников Твоих, / апостолов, пророков, иерархов, / преподобных, и праведных, и всех святых, / усопших рабов Твоих упокой.
Ныне отпущаеши: Ныне отпускаешь: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь.

Тропарь, глас 8:

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих: / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Тропарь, глас 8

Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий / и полезное всем подающий, / Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, / ибо на Тебя они надежду возложили, / Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.

Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Тебе и стену, и пристанище имамы, / и молитвенницу благоприятну к Богу, / Егоже родила еси Богородице безневестная, верных спасение. Слава, и ныне, Богородичен: В тебе имеем мы и стену, и прибежище, / и Заступницу, благоугодную Богу, / Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая, / верных спасение.
Ектения, и отпуст.

По отпущении же Вечерни, творим в притворе паннихиду за усопших, и поем канон рядоваго гласа мертвым.

Ектения и отпуст.

По отпусте вечерни совершаем в притворе панихиду, на которой поем заупокойный канон рядового гласа.

НА УТРЕНИ

По шестопсалмии, Аллилуия, на глас 8. Тропарь: Глубиною мудрости: Дважды. Слава, и ныне, Богородичен: Тебе и стену, и пристанище: И обычное стихословие. Чтутся же и слова о мертвых: к Коринфяном в 1‑м послании. Поют же ся и Непорочны на две статии, с припевы: Благословен еси Господи, научи мя: на глас 5. И по них:

НА УТРЕНИ

После шестопсалмия Аллилуиа: на глас 8.

Тропарь: Глубочайшей мудростью: Дважды. Слава, и ныне, Богородичен: В тебе имеем мы и стену, и прибежище: И обычное стихословие. Также поем “Непорочны”, разделяя их на две статии, и по окончании их:

Тропари мертвых, глас 5:

Тропари усопшим, глас 5

Припев: Благословен еси Господи, / научи мя оправданием Твоим. Припев: Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.
Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, / да обрящу и аз путь покаянием: / погибшее овча аз есмь, / воззови мя Спасе, и спаси мя. Хор святых обрел источник жизни и дверь рая; / да обрету и я путь покаяния. / Я – пропавшая овца; / призови меня, Спаситель, и спаси меня!
Благословен еси Господи: Благословен Ты, Господи:
Агнца Божия проповедавше, / и заклани бывше якоже агнцы, / и к жизни нестареемей святии, / и присносущней преставльшеся. / Того прилежно мученицы молите, / долгов разрешение нам даровати. Об Агнце Божием провозгласившие / и заколотые как агнцы, / и к жизни нестареющей, святые, / и вечной переселившиеся, / Его усердно, мученики, просите, / долгов прощение нам даровать.
Благословен еси Господи: Благословен Ты, Господи:
В путь узкий хождшии прискорбный, / вси в житии крест яко ярем вземшии, / и Мне последовавшии верою, / приидите насладитеся, / ихже уготовах вам почестей, / и венцов небесных. Путем узким ходившие, прискорбным, / все в жизни крест как ярмо поднявшие, / и за Мною последовавшие с верою, / придите, наслаждайтесь тем, / что Я приготовил вам: / наградами и венцами небесными!
Благословен еси Господи: Благословен Ты, Господи:
Образ есмь неизреченныя Твоея славы, / аще и язвы ношу прегрешений: / ущедри Твое создание Владыко, / и очисти Твоим благоутробием, / и возжеленное отечество подаждь ми, / рая паки жителя мя сотворяя. Образ я неизреченной Твоей славы, / хотя ношу и язвы согрешений: / пожалей Твое создание, Владыка, / и очисти по Своему милосердию, / и вожделенное отечество подай мне, / снова делая меня / гражданином рая.
Благословен еси Господи: Благословен Ты, Господи:
Древле убо от не сущих создавый мя, / и образом Твоим Божественным почтый, / преступлением же заповеди / паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, / на еже по подобию возведи / древнею добротою возобразитися. В древности из небытия создавший меня / и образом Твоим Божественным почтивший, / но за нарушение заповеди / снова меня возвративший в землю, / из которой я был взят! / К тому, что по подобию Твоему возведи, / чтобы в прежней красоте / мне восстановиться.
Благословен еси Господи: Благословен Ты, Господи:
Упокой Боже рабы Твоя, / и учини я в раи, / идеже лицы святых Господи, / и праведницы сияют яко светила, / усопшия рабы Твоя упокой, / презирая их вся согрешения. Упокой, Боже, рабов Твоих, / и посели их в раю, / где хоры святых, Господи, / и праведники сияют как светила, / усопших рабов Твоих упокой, / не смотря на все их согрешения.
Слава: Трисиятельное единаго Божества, благочестно поем вопиюще: / Свят еси Отче Безначальный, / Собезначальный Сыне, и Божественный Душе: / просвети нас верою Тебе служащих, / и вечнаго огня исхити. Слава: Светом Тройственным сияющее / единое Божество / благоговейно воспоем, взывая: / “Свят Ты, Отче Безначальный, / Столь же Безначальный Сын и Божественный Дух: / просвети нас, верою Тебе служащих, / и исторгни из вечного огня.
И ныне: Радуйся Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, / Еюже род человеческий обрете спасение: / Тобою да обрящем рай, / Богородице Чистая благословенная. И ныне: Радуйся, Досточтимая, / Бога по плоти родившая для спасения всех, / благодаря Тебе род человеческий обрел спасение; / да обретем через Тебя рай, / Богородица Чистая, благословенная.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже. Трижды. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды.
Посем ектения о усопших: Паки и паки: Затем ектения о усопших: Снова и снова:
Иерей молитву: Боже духов: Мы же: Господи помилуй, 40. Иерей молитву: Боже духов: Мы же: Господи помилуй, (40).

И по возгласе седален, глас 5:

И по возгласе седален, глас 5

Покой Спасе наш, / с праведными рабы Твоя, / и сия всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения их / вольная и невольная, / и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Упокой, Спаситель наш, с праведными рабов Твоих / и посели их во дворах Твоих, как написано, / не взирая, как Благой, на согрешения их / вольные и невольные, / и на все, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец.
Слава, и ныне, Богородичен: От Девы возсиявый миру Христе Боже, / и сыны света Тою показавый, помилуй нас. Слава, и ныне, Богородичен: От Девы воссиявший миру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, / помилуй нас.
Стихословим же: Господеви поем: Стихословим же: Господу поем:
Канон же поем святаго обители на 6: И Триоди на 8. Поет же ся и вторая песнь без стихословия. И песни Псалтира. Канон Студита творение, в Троичных и Богородичных тропарех краестрочие: Недостойнаго Феодора. Глас 8. Поем канон храма на 6 и настоящего дня на 8. Творение преподобного Феодора Студита. В Троичных и Богородичных тропарях акростих: “Ту анаксиу Феодору”, то есть “Недостойного Феодора”, глас 8.

Песнь 1:

Песнь 1

Ирмос: Песнь возслем людие / чудному Богу нашему, / свободившему Израиля от работы, / песнь победную поюще и вопиюще: / поим Тебе единому Владыце. Ирмос: Песнь вознесем, люди, / чудному Богу нашему, / Израиль освободившему от рабства, / песнь победную воспевая и взывая: / “Воспоем Тебе, единому Владыке!”
Вси помолимся Христу, / творяще память днесь от века мертвых, / да вечнаго огня избавит я в вере усопшия, / и надежде жизни вечныя. Все помолимся Христу, / в сей день совершая память от века мертвых, / да от вечного огня избавит их, / усопших в вере и надежде жизни вечной.
Глубиною судеб Твоих Христе, / Всепремудре Ты предопределил еси / коегождо кончину жизни, предел и образ. / Темже яже покры гроб во всякой стране, / на суде спаси Всещедрый. Глубиною судов Твоих, Христе, / Ты каждому предопределил со всею мудростью / кончину жизни, предел ее и образ. / Потому тех, кого гроб во всякой стране сокрыл, / на суде спаси, Всемилосердный.
Пределы жизни нашея давый, / темже усопшия от житейския нощи, / дне невечерняго сыны покажи Господи, / священники православныя, и вся верныя люди Твоя. Ты пределы жизни нашей дал; / потому уснувших после житейской ночи / дня немеркнущего сынами, Господи, покажи: / священников православных с царями, / и весь народ Твой.
Яже покры вода, и брань пожат, / трус же яже объят, и убийцы убиша, / и огнь яже попали, верныя, / Милостиве в части учини праведных. Тех, кого вода покрыла / и пожала война, / землетрясение застигло и убийцы убили, / и огнем попаленных верных / водвори, Милостивый, в уделе праведных.
Вся презираяй плотския долги наша Спасе наш, / во всяком возрасте всего рода человеча, / пред судищем Твоим постави неосуждены, / Тебе Создателю отвещающия. Не взирая на все долги плотские, Спаситель наш, / всех во всяком возрасте из всего рода человеческого, / пред судилищем Твоим неосужденными поставь, / Тебе, Создателю, ответ дающих.
Слава, Троичен: Три единаго Естества пою, Лица самоипостасная, / нерожденна Отца, Сына рождшагося, и Духа Святаго: / безначальное Царство, власть, Божество едино. Слава, Троичен: Три Лица воспеваю, единые Естеством, / Каждое во Своей Ипостаси: / нерожденного Отца, Сына рожденного и Духа Святого – / безначальное Царство, власть, Божество единое.
Богородичен: Воистинну Ты явилася еси небо на земли, / большее вышняго небесе, Безневестная Дево: / из Тебе бо возсия Солнце в мире, владычествуяй правдою. И ныне, Богородичен: Воистину небом на земле Ты явилась, / большим высочайшего свода небес, / ибо из Тебя, не познавшая брака Дева, / взошло в мире Солнце – Владычествущий праведно.
Катавасия: Песнь возслем людие: Катавасия: Песнь вознесем, люди:

Песнь 2:

Ирмос: Видите видите, / яко Аз есмь Бог ваш, / прежде век рожденный от Отца, / и от Девы в последняя без мужа заченшийся / и разрушивый грех праотца Адама, яко Человеколюбец.

Песнь 2

Ирмос: Видите, видите, что Я – Бог ваш, / прежде веков рожденный от Отца / и от Девы в последние времена / без мужа зачатый, / и упразднивший грех праотца Адама, / как Человеколюбец!

Видите видите, яко Аз есмь Бог ваш, / праведным судом водрузивый пределы жизни, / в нетление от тли приемляй вся усопшия / в надежди вечнаго воскресения. Видите, видите, что Я – Бог ваш, / праведным судом утвердивший пределы жизни, / от тления принимающий в нетление / всех усопших с надеждой на вечное воскресение.
От четырех конец Господи, приемляй верно усопшия, / в мори, или на земли, или в реках, источницех, или езерех, / или в ровенницех снедь зверем бывшия, и птицам, и гадом, вся упокой. От четырех концов земли, Господи, / принявший умерших с верою: / в море, или на земле, или в реках, / источниках, или озерах, или колодцах, / зверям, и птицам, и пресмыкающимся ставших пищей, / всех упокой.
В Твоей длани всяческая Господи, / предразсудил еси, разрешшияся в составы четыри: / в пришествии Твоем собрав воскреси, / вся яже в неведении, и разуме, прощая тем прегрешения. В Своей руке все держа, / все предрешил Ты, Господи; / на четыре стихии распавшихся / в пришествие Твое собрав, воскреси, / прощая им долги – / все в неведении и ведении совершенное.
О страшнаго Твоего втораго, Господи, пришествия! / Зане яко в виде молнии на землю пришед, / воздвигнеши все создание Твое судитися, / в вере Тебе тогда поживших, / сретших Тя с Тобою быти сподоби. О страшное Твое второе пришествие, Господи! / Ибо как бы в виде молнии придя на землю, / Ты воздвигнешь на суд все, Тобою созданное; / тогда с верою в Тебя поживших, Тебя встречающих, / с Тобою быть удостой.
Слава, Троичен: Пресовершенная Единице, Пребожественная, Триипостасная, / нерожденне Отче и Сыне Единородне, Душе от Отца исходяй, Сыном же являяйся: / Существо едино и Естество, Господьство, Царство, спаси всех нас. Слава, Троичен: Совершеннейшая, Пребожественная / Единица в Трех Ипостасях: / нерожденный Отче и Сын Единородный, / Дух от Отца исшедший и через Сына явившийся, / единое Существо и Естество, / Господство, Царство, спаси всех нас!
Богородичен: Неизглаголанное чудо Твоего Рождества Мати Дево: / како бо и раждаеши, и Чиста еси в томже? / Како Отроча раждаеши, и не веси искуса мужеска отнюд? / Якоже весть паче естества от Мене новолепно Слово Божие рождшееся. И ныне, Богородичен: Неизреченно чудо / чревоношения Твоего, Матерь Дева: / ибо как Ты и разрешаешься от бремени, и при этом чиста? / Как рождаешь Дитя, / и совсем не знаешь общения с мужем? / Как – знает от Тебя рожденное выше естества / небывалым образом Слово Божие!
Катавасия: Видите видите, яко Аз: Катавасия: Видите, видите, что Я:

Песнь 3:

Ирмос: Утверждей рукою Твоею, Слове Божий небеса, / просвещением Твоего истиннаго познания, / утверди и нас на Тя надеющихся сердца.

Песнь 3

Ирмос: Утвердивший рукою Твоею небеса! / Просвещением истинного Твоего познания, Слово Божие, / утверди сердца и нас, / на Тебя надеющихся.

Прешедшия жития течение, / в славе благочестной праведным одеятися венцем сподоби Боже, / и вечных благ насладитися. Окончивших жизненный путь / в славе благочестия / венцом правды удостой увенчаться, Боже, / и вечными благами насладиться.
Напрасно восхищенныя, попаляемыя от молнии, / и измерзшия мразом, и всякою раною, / упокой Боже, егда огнем вся искусиши. Внезапно смертью похищенных, / сожженных молниями, / и дух испустивших от стужи / и всякого поражения, / упокой, Боже, когда огнем будешь все испытывать.
Присномутное жития море преплывшия, Христе, / в нетленное Твоего жития сподоби пристанище притещи, / православным житием окормленыя. Переплывших всегда волнующееся море житейское / в пристань нетленной Твоей жизни, Христе, удостой прибыть, / жизнью православною направляемых.
Ихже всякое естество морских и птиц небесных, / прият снедение Христе, Твоими судьбами, / воскреси Боже, в последний день со славою. Тех, кого всякое естество / тварей морских и птиц небесных, / употребило в пищу, Христе, Твоими судами, / воскреси, Боже, в последний день со славою.
Слава, Троичен: Умно Божественную Единицу, / в три Лица просто купно еже пресещи совокупляю несекомая: / якоже бо скорость молнии, трисияющая видится во единстве. Слава, Троичен: Умом Божественную Единицу, / как Три Лица в простоте, / одновременно с разделением соединяю, неразделимых: / ибо со скоростью молнии, светом тройственным сияя, / созерцается Она во Единстве.
Богородичен: Недоуменное Твое чудо: без мужа бо раждаеши, / и девство Твое Чистая, соблюдаеши рождши. / Темже ангел множество, и человеческий род поет Тя во веки. И ныне, Богородичен: Непостижимо Твое чудо: / ибо без мужа носишь Ты во чреве, / и девство Свое, Чистая, сохраняешь, родив. / Потому Ангелов множество и род человеческий / воспевает Тебя вовеки.
Катавасия: Утверждей рукою: Катавасия: Утвердивший рукою:

Седален, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово:

Седален, глас 5

Нас ради претерпевый Крест и смерть, / и умертвивый ад, и совоскресивый мертвыя, / преставльшияся от нас Спасе, упокой, яко Человеколюбец Бог, / и в трепетное и страшное пришествие Твое Жизнодавче, / яко имеяй множество милости, / Царствия Твоего сподоби. Нас ради претерпевший Крест и смерть, / и умертвивший ад, и с Собою воскресивший мертвых! / Преставившихся от нас, Спаситель, упокой, / как Человеколюбивый Бог, / и в день повергающего в трепет и страшного / пришествия Твоего, Податель жизни, / как имеющий множество милости / Царства Твоего удостой.
Слава, тойже. Слава: и повторяем то же.
И ныне, Богородичен: Скорый Твой покров, и помощь и милость покажи на рабех Твоих, / и волны Чистая, укроти суетных помышлений, / и падшую душу мою возстави Богородице: / вем бо, вем Дево, яко можеши, елика и хощеши. И ныне, Богородичен: Скорый Твой покров, и помощь, / и милость покажи на рабах Твоих, Чистая, / и волны суетных помышлений укроти, / и падшую душу мою воздвигни, Богородица: / ибо знаю, Дева, знаю, / что Ты можешь и совершить / то, что хочешь.

Песнь 4:

Ирмос: Из горы приосененныя Слове, пророк, / единыя Богородицы, / хотяще воплотитися, боговидно усмотри, / и со страхом славословяше силу Твою.

Песнь 4

Ирмос: От горы тенистой, единой Богородицы, / желающего воплотиться – Тебя, Слово, / взором богопросвещенным постигал пророк / и со страхом славословил силу Твою.

Отцы и праотцы, деды и прадеды, / от первых и даже до последних, / во благозаконии умершия и благоверии, / вся помяни Спасе наш. Отцов и праотцев, предков и пращуров, / от живших в начале и до последних, / в соблюдении Закона умерших и правоверии, / всех помяни, Спаситель наш.
В горе, на пути, на местех пустых житие оставльшия в вере, / монахи же и бельцы, юноши и старцы, / со святыми Христе всели. На горе, на пути, в гробницах, в пустынях / в вере жизнь окончивших преждевременно, / монашествующих с мирянами, юношей и старцев / со святыми, Христе, посели.
От печали и радости прешедшия ненадежно, / верою абие пременившия житие, / в благоденствии пострадавшия, или злоденствии, / вся упокой Спасе наш. От печали и радости, сверх надежды пришедшей, / в вере жизнь внезапно оставивших, / в дни счастья или несчастья то претерпевших, / всех упокой, Спаситель наш.
Яже уби мечь, и конь совосхити, / град, снег и туча умноженная: / яже удави плинфа, или персть посыпа, / Христе Спасе наш упокой. Тех, кого убил холод и конь понесшийся, / град, снег и ливень безмерный; / кого кирпичом задавило или землею засыпало, / Христе, Спаситель наш, упокой.
Слава, Троичен: Странно яко едино, и три, / Божество все по единому Лицу нераздельно: / Отец бо, Сын, и Дух Святый есть покланяемь, яко един Бог. Слава, Троичен: Дивно, что Божество – Едино и Три; / целиком Оно в каждом Лице нераздельно: / ибо Отец, Сын, и Дух Святой / принимают поклонение как Бог единый.
Богородичен: Направи нас Дево, молитвами Твоими, / окормляющи обуреваемыя волною греха, / во спасительная пристанища, Господородительнице, / избавляющи от всяких лютых. И ныне, Богородичен: Направь нас, (Дева), молитвами Твоими, / ведя, как кормчий, носимых бурными волнами греха / в спасительные пристани, Господня Родительница, / избавляя от всяких бед.
Катавасия: Из горы приосененныя: Катавасия: От горы тенистой:

Песнь 5:

Ирмос: Утренюет дух мой к Тебе Боже, / зане свет повеления пришествия Твоего: / имиже убо озари ум наш Владыко, / и настави на стезю жизни.

Песнь 5

Ирмос: С рассвета стремится / дух мой к Тебе, Боже, / ибо свет повеления пришествия Твоего; / озари же ими ум наш, Владыка, / и наставь на стезю жизни.

Коегождо память умерших благочестно / от века днесь творяще Господи, / прилежно Ти вопием: / вся упокой со святыми Твоими. Память каждого из умерших от века во благочестии / в сей день совершая, Господи, / усердно Тебе взываем: / “Всех упокой со святыми Твоими!”
От всякаго, яже приял еси, рода и рода / в царех, в князех, или монашествующих православныя, Щедре, / вечнаго избави мучения. Тех, кого принял Ты от всякого рода и рода / среди царей, князей или монашествующих / веровавших православно, избавь, Милосердный, / от вечного наказания.
Всех яже создал еси полезная ведый, / имже попустил еси Господи, внезапными падежьми ненадежно умрети, / избави муки всякия Боже наш. Кому из всех, Тобою созданных, Господи, / попустил Ты, зная полезное, / от всеобщих поветрий умереть неожиданно, / избавь от всякого наказания, Боже наш.
Огня присно палящаго, и от тьмы несветимыя, / скрежета зубнаго, и червия безконечно мучащаго и всякаго мучения / избави Спасе наш, вся верно умершия. От огня, вечно горящего, и от тьмы, чуждой света, / скрежета зубов и червя, непрестанно терзающего, / и от всякого наказания избавь, Спаситель наш, / всех в вере умерших.
Слава, Троичен: Единопрестольная, безначальная, Триипостасная Единице, / разделением Единство, и вопротив Лицы Естество имущая, / во едино нас совокупи хотение Твоих заповедей. Слава, Троичен: Единопрестольная, безначальная, Триипостасная Единица / в разделении имеющая Единство, / и напротив – в Трех Лицах одно Естество; / воедино нас сочетай любовью к Твоим заповедям.
Богородичен: Паче огнезрачных серафимов явилася еси Чистая Честнейшая, / порождши сим неприступнаго Иисуса Спаса, / воплощением обожившаго земнородных смешение. И ныне, Богородичен: Честью высшей огневидных Серафимов / явилась Ты, Чистая, / носив во чреве Спасителя, для них неприступного, / воплощением Своим обожившего состав / на земле рожденных.
Катавасия: Утренюет дух мой: Катавасия: С рассвета стремится:

Песнь 6:

Ирмос: Содержима мя приими Человеколюбче, грехи многими / и припадающа щедротам Твоим, / яко пророка Господи, и спаси мя.

Песнь 6

Ирмос: Одержимого согрешениями многими / и припадающего к состраданию Твоему / прими меня как пророка, / человеколюбивый Господи, и спаси меня.

Смерти разрешив болезни, пострадав Начальниче жизни Боже наш, / усопшия от века рабы Твоя упокой. Прекративший Своим страданием муки смертные, / Начальник жизни, Боже наш, / усопших от века рабов Твоих упокой.
Неизглаголанными Твоими судьбами, / яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления, / со святыми Господи упокой. Тех, кого неизреченными Твоими судами / выпитые ими зелья и яды убили, / кто, подавившись костью, скончался, / со святыми, Господи, упокой.
Егда судити будеши всяческим, / стоящим нагим и откровеным пред лицем Твоим: / тогда Щедре, пощади послужившия Ти верно Боже. Когда будешь Ты судить весь мир, / обнаженным и открытым пред лицом Твоим стоящий, / тогда пощади послуживших Тебе верно, / Милосердный Боже.
Последнею убо трубою вострубившу Твоему Архангелу, / в воскресение жизни / всех, тогда Христе, рабы Твоя упокой. Когда последней трубою затрубит Твой Архангел, / призывая к воскресению жизни всех, / тогда, Христе, рабов Твоих упокой.
От века яже приял еси верныя Боже, / род всякий человеческий сподоби, / во веки со служащими Тебе, славити Тя. Тех верных, кого Ты, Боже, принял от века, / весь человеческий род удостой / вовеки со служащими Тебе славить Тебя.
Слава, Троичен: Богоначалие Трисвятое, единопрестольное, / Отче, Сыне со Святым Духом, / Ты еси Бог мой, вседержительством Твоим содержай все. Слава, Троичен: Богоначалие Трисвятое, единопрестольное, / Отче и Сын с Духом (Святым)! / Ты – Бог мой, Своим всемогуществом / удерживающий все.
Богородичен: От корене твоего возсия цвет жизни, / Иессее праотче взыграй / спасаяй мир, от Чистыя Отроковицы Христос Бог. И ныне, Богородичен: Восторжествуй, Иессей праотец: / от твоего корня Цвет Жизни взошел: / от Чистой Отроковицы – Христос Бог, / спасающий мир.
Катавасия: Содержима мя: Катавасия: Одержимого согрешениями:

Кондак:

Со святыми упокой / Христе, души раб Твоих, / идеже несть болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная.

Кондак

Со святыми упокой, Христе, / души рабов Твоих, / там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, / но жизнь бесконечная.

Икос: Сам един еси безсмертный, / сотворивый и создавый человека: / земнии убо от земли создахомся, / и в землю туюжде пойдем, / якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: / яко земля еси, и в землю отыдеши: / аможе вси человецы пойдем, / надгробное рыдание, творяще песнь: / аллилуия. Икос: Ты Сам – один бессмертный, / сотворивший и создавший человека: / мы же, смертные, из земли были созданы, / и в ту же землю пойдем, / как повелел Ты, создав меня и сказав мне: / “Ты земля, и в землю отойдешь”, / куда все мы, смертные, пойдем, / надгробное рыдание претворяя в песнь “Аллилуиа!”
Синаксарий первее Минеи: таже Триоди. Синаксарий сначала из Минеи, а затем за упокой.

Песнь 7:

Ирмос: В начале землю основавый, / и небеса Словом утвердивый, / благословен еси во веки, / Господи Боже Отец наших.

Песнь 7

Ирмос: В начале землю основавший / и небеса словом утвердивший, / благословен Ты вовеки, Господи, / Боже отцов наших!

Благочестно от века преставльшихся память творяще, вопием: / благословен еси во веки, Господи Боже Отец наших. Во благочестии от века умерших / память совершая, взываем: / “Благословен Ты вовеки, Господи, / Боже отцов наших!”
Внезапу благочестно умершия, и от стремнины всяческия падшия, / древа, железа, всякаго камене, / упокой Боже усопшия верныя. Умерших во благочестии внезапно, / и от разных вещей, на них низвергшихся: / дерева, железа, всякого камня, / упокой, Боже, усопших верных.
В страшное Твое пришествие Щедре, одесную овец Твоих постави, / православно Ти в жизни послужившия Христе, и преставльшияся к Тебе. При страшном пришествии Твоем, Милосердный, / справа с овцами Твоими поставь / православно в жизни Тебе, Христе, послуживших / и преставившихся к Тебе.
В лице Христе, избранных Твоих вчини Твоя рабы, вопити Тебе: / благословен еси во веки, Господи Боже Отец наших. В хоре, Христе, Твоих избранников / поставь Твоих рабов, да взывают Тебе: / “Благословен Ты вовеки, Господи, / Боже отцов наших!”
От земли персть содетельствовавый, / плоть Духом оживотворивый, Спасе Щедрый, / яже приял еси, упокой Боже, в нестареющем животе. Из земного праха создавший плоть / и Духом оживотворивший ее, Спаситель милосердный, / тех, кого Ты принял, упокой, Боже, / в жизни нестареющей.
Слава, Троичен: Якоже треми солнцы Божество, / единым света срастворением да воспоется, / Отец, и Сын, и Божественный Дух, / един Естеством, но три Ипостасьми. Слава, Троичен: Как три солнца да воспевается Божество / в едином света смешении: / Отец, и Сын, и Божественный Дух, / Одно – Естеством, но Три – Ипостасями.
Богородичен: Давидское согласно воспеваем Ти пение, / гору Тя Божию нарицающе Дево, / в нейже вселився плотию Слово, / обоготвори нас духовно в Себе. И ныне, Богородичен: Давидову песнь Тебе согласно поем, / называя Тебя, Дева, горою Божией, / в которую плотию вселившись, Слово / духовно обоготворило нас в Себе.
Катавасия: В начале землю основавый: Катавасия: В начале землю основавший:

Песнь 8:

Ирмос: На горе святей прославльшася, / и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго, / Господа пойте и превозносите во вся веки.

Песнь 8

Ирмос: На горе святой Прославившегося / и огнем в кусте терновом Моисею / Приснодевы таинство явившего – / Господа пойте и превозносите во все века.

Сокрушивый первее сень смертную, / возсияв яко солнце из гроба, / сыны Воскресения Твоего сотвори, Господи славы, / вся умершия в вере, во веки. Сокрушив прежде тень смертную, / воссияв как солнце из гроба, / сынами Воскресения Твоего соделай, Господи славы, / всех, умерших в вере, навеки.
Безвестных и сокровенных Сведетелю, / егда имаши открыти дела тьмы и советы сердец наших, / тогда не истяжи слова со всеми верою усопшими. Сокрытое и тайное Знающий! / Когда Ты будешь дела тьмы открывать / и сердец наших намерения, / тогда не потребуй отчета строгого / у всех, с верой усопших.
Егда имаши сести на престоле, и повелиши на суд предстати, / собранным трубою от конец земли: / тогда пощади всех Христе, яко Милостивый. Когда воссесть на престоле вознамеришься / и повелишь на суд предстать / трубою от концов земли собираемым, / тогда пощади всех, Христе, / как Милостивый.
Умершим напрасно от случаев, / от клича же зельнаго и скораго течения, / заушения, удавления же, и лягания, / Господи славы, верою усопшим ослаби во веки. Умерших внезапно от несчастных случаев: / от крика громкого и бега быстрого, / пощечины, удара кулаком или ногою, / в вере усопших, Господи славы, / освободи навеки.
Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа, Господа. Благословим Отца и Сына, и Святого Духа, Господа.
Яко Единицу Существом пою Тя, / яко Троицу Лицы Тя чту: / Отче, и Сыне, и Душе Пресвятый, / безначальную державу Твоего Царствия славлю во веки. Как Единицу Существом воспеваю Тебя, / как Троицу Лицами Тебя почитаю: / Отче, и Сын, и Дух Всесвятой; / безначальную власть Твоего Царства / славлю вовеки.
Богородичен: Струи живыя источник запечатленный, показалася еси Богородице Дево: / без мужа бо Господа рождши, / безсмертия верныя напаяеши водою во веки. И ныне, Богородичен: Струи Живой запечатанным источником / явилась Ты, Богородица Дева: / ибо без мужа Господа родив, / верных напояешь бессмертия водою навеки.
Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще, и превозносяще во вся веки. Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.
Ирмос: На горе святей прославльшася: Ирмос: На горе святой:

Песнь 9:

Ирмос: Проявленное на горе законоположнику во огни и купине / Рождество Приснодевы, / в наше верных спасение, / песньми немолчными величаем.

Песнь 9

Ирмос: Прежде явленное на горе законодателю / во огне и кусте терновом / Рождество Христа от Приснодевы / для спасения нас, верных, / песнопениями неумолкающими величаем.

Идеже есть веселящихся жилище святых Твоих Господи, / вся от века усопшия, в вере же и надежди радоватися сподоби. Там, где жилище веселящихся / – святых Твоих, Господи, / всех, от века усопших в вере и надежде / радости удостой.
Умершия Божиим прещением, / смертных громов всяких с небесе изнесенных, / земли разседшейся, морю возшумевшуся, / вся верныя Христе, упокой. Истребленных гневом Божиим: / при всяких смертоносных грозах, / с неба принесшихся, / в земле разверзшейся, в море нахлынувшем, / всех верных, Христе, упокой.
Всякий возраст, старцы и юныя, / младенцы и дети, и ссущия млеко, / мужеское естество и женское, / упокой Боже, яже приял еси верныя. Всякий возраст: старцев и юношей, / молодых и уже возмужавших, / детей и до времени рожденных младенцев, / мужеского пола и женского, / упокой, Боже, Тобою принятых верных.
От ядовитых угрызений умершия, / от поглощения змиев, от попрания коней, / и от удавления, и обешения от искренняго, / верою Ти послужившия упокой. От ядовитых уязвлений усопших, / от поглощения змей, / от попрания конями и удушения, / и удавленных рукою ближнего, / с верою послуживших Тебе, упокой.
Коегождо по имени в вере умершия, / от века и от рода родов, / неосужденно предстати Тебе Слове, / в пришествии Твоем сподоби. Каждого по имени / из умерших в вере от века / и от рода родов неосужденно предстать Тебе, Слово, / в пришествие Твое удостой.
Слава, Троичен: Единый в Троице Боже, слава Тебе непрестанно: / аще бо и Бог Кийждо, но един Естеством есть, / Отец, и Сын, и Дух, трисветлыми свойствы. Слава, Троичен: Единый в Троице Боже, / слава Тебе непрестанная! / Ведь хотя и Бог Каждый из Трех, / но Он остается един Естеством: / Отец, и Сын, и Дух, / различаемые трисветлыми свойствами.
Богородичен: Паче ума Рождество Твое: раждаеши бо прежде Сущаго, / и млеком питаеши несказанно, Пищедавца миру: / держиши же содержащаго вся, Христа единаго / Избавителя нашего, Всенепорочная. И ныне, Богородичен: Выше ума роды Твои: / ибо Ты рождаешь Предсуществующего, / и молоком несказанно питаешь / пищу Дающего миру: / а в ясли полагаешь Держащего все, / Христа единого Искупителя нашего, Всенепорочная!
Катавасия: Проявленное на горе законоположнику: Катавасия: Прежде явленное на горе законодателю:

Ексапостиларий. Подобен: Небо звездами:

Ексапостиларий

Живыми и мертвыми обладаяй яко Бог, / упокой Твоя рабы в селениих избранных: / аще бо и согрешиша, Спасе, но не отступиша от Тебе. Над живыми и мертвыми / владычествующий как Бог! / Упокой Твоих рабов в обителях избранных: / ибо хотя и согрешили они, Спаситель, / но не отступили от Тебя.

Слава: Другий. Подобен: Жены услышите:

Слава:

Упокой рабы Твоя во стране живых Господи, / отонудуже отбеже болезнь, печаль вкупе и воздыхание: / очисти яко Человеколюбец, яже в житии согрешиша: / един бо безгрешный еси и милостивый, / мертвых и живых Владыка. Упокой рабов Твоих / в стране живых, Господи, / откуда бежала мука, / и скорбь вместе со стенанием; / милостиво изгладь, как Человеколюбец, / все, в чем они в жизни согрешили: / ибо Ты один – безгрешный и милостивый, / мертвых и живых Владыка!
Богородичен: Марие Богоневесто, Христа непрестанно моли о нас рабех Твоих, / с богоглаголивыми пророки, и мученик соборы, / иерархи же и преподобными, и всеми праведными, / снаследники быти Небеснаго Царствия. И ныне, Богородичен: Мария, Божия Невеста! / Пред Христом непрестанно ходатайствуй / о нас, рабах Твоих, с богословесными пророками / и сонмами мучеников, и иерархов с преподобными, и всех праведных, / да станем с ними наследниками / Небесного Царства.

На хвалитех стихиры, на 4,
глас 8. Подобен: Во Едеме рай:

На хвалите стихиры, на 4,
глас 8

Приидите прежде конца вси братие, / персть нашу видяще, и естества нашего немощное, / и худость нашу и конец узрим, / и органы сосуда плотнаго, / и яко прах человек, снедь червием и тление, / яко сухия кости наша всяко не имущия дыхания. / Во гробы вникнем, где слава? / Где доброта зрака? Где благоглаголивый язык? / Где брови? Или где око? / Вся прах и сень: / темже пощади Спасе, всех нас. Придите все, братия, прежде конца / прах наш созерцая, и немощь нашего естества, / и ничтожность нашу, и конец увидим, / и орудия сосуда плоти; / и что человек – пыль, пища червей и тление, / что сухи кости наша, вовсе не имеющие дыхания. / В могилы всмотримся: где слава? / Где красота облика? Где сладкоречивый язык? / Где бровь? Или где глаз? Все – прах и тень: / потому пощади, Спаситель, всех нас!
Что прельщается человек хваляся? / Что всуе смущается? / Брение и сам вмале? / Что не помышляет персть, / яко прах, смешение, и гноя и тления отложение? / Аще убо брение есмы человецы, / что прилепихомся земли? / И аще Христу есмы сродни, / что не притекаем к Нему? / И вси отвергше привременную и текущую жизнь, / жизни нетленней последующе, яже есть Христос, / просвещение душ наших. Что человек обольщается, хвалясь? / Что впустую волнуется / тот, кто глиною, и по малом времени, будет сам? / Что не помышляет прах, / что пыль – его состав, / и гниения и распада достояние? / Если же мы, люди – глина, / то что прилепились к земле? / И если со Христом соединились, / почему к Нему не прибегаем? / И, отвергнув всю скоропреходящую и утекающую жизнь, / жизни нетленной не последуем, / которая есть Христос, / просвещение [и умилостивление] о душах наших!
Рукою Твоею создавый Адама, / и поставивый предел нетления и мертвости Спасе, / и жизни во благодати, / тления же пременивый, к первой преложив жизни, / Сам рабы Твоя Владыко, яже приял еси от нас, / с праведными упокой, и в лице избранных: / и сих имена написав в книзе животней, / и воскресив во гласе архангелове, и трубы шуме, / сподоби я Небеснаго Царствия Твоего. Рукою Твоею, Спаситель, создавший Адама, / и поставивший предел / между нетлением, и смертностью, и жизнью во благодати; / и, от тления нас освободив, / перенесший к первоначальной жизни! / Сам рабов Твоих, Владыка, / которых Ты взял от нас, / упокой с праведными и в сонме избранных; / и имена их в книге жизни написав, / и воскресив при гласе Архангела и звуке трубном, / удостой их Небесного Царства Твоего!
Христос воскресе, разрешив узы Адама первозданнаго, / и адову разрушив крепость. / Дерзайте вси мертвии: умертвися смерть, / пленен бысть и ад с нею, / и Христос воцарися, распныйся и воскресый. / Той нам дарова нетление плоти, / Той воздвизает нас, и дарует воскресение нам, / и славы оныя с веселием вся сподобляет, / в вере непреклонней веровавшия тепле в Него. Христос воскрес, / разрешив узы Адама первозданного, / и разрушив ада мощь. / Дерзайте все мертвые: / умерщвлена смерть, / и ад разграблен с нею, / и Христос воцарился, распятый и воскресший. / Он нам даровал нетление плоти, / Он воздвигает нас и дарует нам воскресение, / и славы той с веселием сподобляет всех, / с верой неколебимой горячо веровавших в Него.
Слава, глас 2, мертвен: Яко цвет увядает, и яко сень мимо грядет, / и разрушается всякий человек. / Паки же гласящей трубе, / мертвии вси яко в трусе востанут к Твоему сретению Христе Боже: / тогда Владыко, яже преставил еси от нас, / во святых Твоих учини селениих духи, Владыко, / Твоих рабов присно. Слава, глас 2, за упокой: Как цвет увядает и как сновидение проходит, / так разрушается и всякий человек. / Но снова со звуком трубы / мертвые как при землетрясении все восстанут / ко встрече Тебя, Христе Боже. / Тогда, Владыка, тех, кого Ты переселил от нас, / во обителях святых Твоих водвори, / не взирая на согрешения их, Благосердный!
И ныне, Богородичен: Радуйся Марие Богородице, / храме неразоримый, паче же святый, / якоже вопиет пророк, / святый храм Твой, дивный в правду. И ныне, Богородичен: Радуйся, Мария Богородица, / Храм нерушимый, а главное – святой, / как взывает пророк: / “Свят Храм Твой, дивен в правде”.

На стиховне подобны стихи, Феофана, Осмогласника
по гласу:

На стиховне стихиры преподобного Феофана текущего гласа Октоиха

Слава, глас 6, Дамаскиново: Болезнь Адаму бысть древа вкушением древле во Едеме, / егда змий яд изблева: / тем бо вниде смерть всеродная, снедающая человека. / Но пришед Владыка низложи змия, / и упокоение нам дарова, / к Нему убо возопиим: / пощади Спасе, и яже приял еси, / со избранными Твоими упокой. Слава, глас 6, Дамаскина: Несчастьем для Адама сделалось / вкушение в древности от дерева в Эдеме, / когда змий свой яд излил: / ибо из-за него вошла в мiр смерть, / пожирающая человека со всем родом его. / Но Владыка, придя, низверг дракона / и упокоение нам даровал. / Воззовем же к Нему: / “Пощади, Спаситель, тех, кого Ты принял, / и с избранными Твоими упокой, (как Человеколюбец!”)
И ныне, Богородичен, глас тойже: Ты еси Бог наш вся в мудрости содеваяй и совершаяй, / пророки послал еси Христе, прорещи Твое пришествие, / и апостолы, проповедати Твоя величия. / И овии убо прорекоша пришествие Твое, / овии же крещением просветиша языки: / мученицы же пострадавше, прияша яже возжелаху. / И молит Тя лик обоих, с Рождшею Тя: / упокой Боже души, яже приял еси, / и нас сподоби Царствия Твоего, / Крест претерпевый мене ради осужденнаго, / Избавителю мой и Боже. И ныне, Богородичен, глас тот же: Ты – Бог наш, премудростию все создавший и наполняющий! Пророков Ты послал, Христе, / предсказать Твое пришествие, / и апостолов – провозгласить Твои великие дела. / И одни приход Твой предрекли, / другие же крещением народы просветили. / Мученики же, пострадав, достигли того, чего желали, / и ходатайствует пред Тобою их общий хор / вместе с Родившей Тебя. / Упокой, Боже, души, тех, кого Ты принял, / и нас удостой Царства Твоего, / Крест претерпевший ради меня, осужденного, / искупитель мой и Боже!
Благо есть исповедатися: Трисвятое. Благо есть славить Господа: Трисвятое.

Тропарь, глас 8:

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих: / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Тропарь, глас 8

Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий / и полезное всем подающий, / Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, / ибо на Тебя они надежду возложили, / Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.

Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Тебе и стену, и пристанище имамы, / и молитвенницу благоприятну к Богу, / Егоже родила еси Богородице безневестная, верных спасение. Слава, и ныне, Богородичен: В тебе имеем мы и стену, и прибежище, / и Заступницу, благоугодную Богу, / Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая, / верных спасение.
Присовокупляем же и первый час. И отпуст. Час первый и отпуст.

НА ЛИТУРГИИ

Изобразительная: и от канона Триоди, песнь 3‑я, и 6‑я.

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны, из канона Триоди песнь 3‑я и 6‑я.

Тропарь, глас 8:

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих: / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Тропарь, глас 8

Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий / и полезное всем подающий, / Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, / ибо на Тебя они надежду возложили, / Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.

Слава, кондак, глас 8:

Со святыми упокой / Христе, души раб Твоих, / идеже несть болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная.

Слава, кондак, глас 8

Со святыми упокой, Христе, / души рабов Твоих, / там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, / но жизнь бесконечная.

И ныне, Богородичен, глас тойже: Тебе и стену, и пристанище имамы, / и молитвенницу благоприятну к Богу, / Егоже родила еси Богородице безневестная, верных спасение. И ныне, Богородичен: В тебе имеем мы и стену, и прибежище, / и Заступницу, благоугодную Богу, / Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая, / верных спасение.

Прокимен Апостола, глас 6:

Прокимен, глас 6

Души их / во благих водворятся. Стих: К Тебе Господи, воздвигох душу мою. Души их / среди благ водворятся. Стих: К Тебе, Господи, возвысил я душу мою. Ср. Пс 24:13, 1

Апостол
к Коринфяном, зачало 146:

Апостол
Первое послание к Коринфянам, зачало 146

Братие, вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не вся назидают. Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго койждо. Все, еже на торжищи продаемое, ядите, ничтоже сумнящеся, за совесть. Господня бо земля и исполнение ея. Аще ли кто от неверных призывает вы, и хощете ити, все предлагаемое вам ядите, ничтоже сумнящеся, за совесть. Аще ли же кто вам речет: сие идоложертвенно есть: не ядите за оного поведавшаго, и совесть. Господня бо земля и исполнение ея. Братья, все мне позволено, но не все на пользу. Все мне позволено, но не все назидает. Никто да не ищет своего, но каждый – пользы другого. Все, что продаётся на рынке, ешьте без всякого исследования, по совести, – ибо Господня земля и что наполняет ее. Если же кто из неверующих вас зовет, и вы хотите идти, – все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, по совести. Но если кто скажет вам: «Это – идоложертвенное», – то не ешьте, ради того, кто объявил вам, и ради совести, ибо Господня земля и что наполняет ее. 1 Кор 10:23–28

Другий за упокой,
к Солуняном, зачало 270:

И за упокой
Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 270

Братие, не хощу вас неведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших. Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее. Потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем. Братья, мы не хотим вас оставить в неведении об усопших, дабы вам не скорбеть, как прочим, не имеющим надежды. Ведь если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и почивших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо это мы говорим вам словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господня, ничуть не опередим почивших, потому что Сам Господь при слове повеления, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи Господа на воздух, и так всегда с Господом будем. 1 Фес 4:13–17

Аллилуия, глас 6:

Аллилуиа, глас 6

Блажени, яже избрал, и приял еси Господи. Стих: И память их в род и род. Блаженны те, кого избрал и приблизил Ты, Господи. Стих: И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 101:13

Евангелие от Луки, зачало 105:

Евангелие от Луки, зачало 105

Рече Господь: блюдите, да не прельщени будете: мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, яко Аз есмь, и время приближися. Не изыдите убо во след их. Егда же услышите брани и нестроения, не убойтеся: подобает бо сим быти прежде, но не у абие кончина. И будут знамения в солнце, и луне и звездах: и на земли туга языком от нечаяния, шума морскаго и возмущения, издыхающим человеком от страха и чаяния грядущих на вселенную: силы бо небесныя подвигнутся. И тогда узрят Сына Человеческа грядуща на облацех с силою и славою многою. Небо и земля мимо идет, а словеса Моя не имут прейти. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той. Яко сеть бо прииде на вся живущия на лицы всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим. Сказал Господь: Смотрите, чтобы вас не ввели в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я, и что время близко; не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смутах, не ужасайтесь: ибо это должно случиться прежде, но не тотчас конец. И будут знамения на солнце, и луне, и в звездах; и на земле томление народов в недоумении при шуме моря и волнении, когда люди будут испускать дух от страха и ожидания бед, грядущих на вселенную: ибо силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились разгулом и опьянением и заботами житейскими, и чтобы не настиг вас внезапно день тот: ибо он как сеть найдет на всех, живущих по лицу всей земли. Итак, бодрствуйте, на всякое время молясь, чтобы удостоиться избежать всего этого, что должно совершиться, и предстать пред Сыном Человеческим. Лк 21:8–9, 25–27, 33–36

Другое усопшим,
от Иоанна, зачало 16:

Другое усопшим,
Евангелие от Иоанна, зачало 16

Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеем: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот. Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даст и Сынови живот имети в Себе. И область даст Ему и суд творити, яко Сын Человечь есть, не дивитеся сему. Яко грядет час, воньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда. Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца. Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие доброе – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам от Себя творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой – праведен, ибо не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца. Ин 5:24–30
Поем Достойно есть: Поем Достойно есть:

Киноник:

Блажени, яже избрал, и приял еси Господи, и память их в род и род.

Киноник

Блаженны те, кого избрал и приблизил Ты, Господи, и память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 101:13

Ведати же подобает, яко сие последование бывает непременно и в субботу святыя Пятьдесятницы. Подобает знать, что сие последование бывает всегда и в субботу святой Пятидесятницы.
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки