Array ( )

Успение Пресвятой Богородицы

• 15 авг

Малая вечерня
Великая вечерня
Утреня
Литургия

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ
СЛАВНОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Церковнославянский Русский

НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ

НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ

На Господи, воззвах: стихиры на 4. Глас 1. На Господи воззвах: стихиры на 4, глас 1*

Подобен: Небесных чинов:

Подобен: Небесных полков:

Безсмертным успением Божия Матере / ангельский собор радуется: / и Сия отходящи, / во обитeли вечныя вселяется, / и к веселию Небесному преходящи, / в Божественную радость / и вечное наслаждение. (2) Обессмертном успении Божией Матери / Ангельский сонм радуется: / и Она, отходя, / во обители вечные вселяется / и, к веселию небесному переходя, / в Божественную радость входит / и в вечное наслаждение. (2)
Жизни Вышния желающи, / сию оставила eси, Богородительнице Отроковице, / девства цвете, / Христа рождшая, всех Живота; / благоговeйно предстояше апостольский собор / честному Твоему погребению, Богоневeстная. Жизни вышней желая, / сию, земную, оставила Ты, Божия Родительница, Отроковица, / девства цвет, / родившая Христа, всех жизнь; / и благоговейно предстоял апостольский сонм / священному Твоему погребению, Божия Невеста.
Твоим исходным пением и надгробным / воздух убо освятися, / восхождением Твоим, Мати Бога Человeколюбца, / чудо страшное, Богородице Неискусомужная. / Темже верно покланяем Ти ся, вернии, / Богородице Неискусобрачная. Твоим исходным пением и надгробным / воздух освятился / при восхождении Твоем, Матерь Бога-Человеколюбца. / Чудо страшное, Богородица, мужа не знавшая! / Потому мы, верные, преданно поклоняемся Тебе, / Богородица, брака не испытавшая.

Слава, и ныне, глас 6:

Приидите, всемирное успение / Всенепорочныя Богородицы празднуем, / днесь бо Ангели торжествуют / честное преставление Божия Матере / и к веселию нас, земных, призывают, / вопити немолчным гласом: / радуйся, преставльшаяся, от земли / и к Небесным обителем пресельшаяся. / Радуйся, яже ученический лик / облаком легким во eдино собравшая. / Радуйся, упование и спасение наше, / Тя бо христианский род непрестанно ублажает.

Слава, и ныне, глас 6

Придите, всемирное успение / Всенепорочной Богородицы отпразднуем, / ибо в сей день Ангелы торжествуют / ради священного преставления Богоматери / и к пиршеству нас, земных созывают, / восклицать неумолкающим гласом: / “Радуйся, перешедшая от земли / и к небесным обителям переселившаяся! / Радуйся, хор учеников / облаком легким воедино собравшая! / Радуйся, надежда и защита наша, / ибо Тебя мы, христианский род / непрестанно блаженной именуем!

Прокимен дне. Свет отрадный: и прокимен дня

На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:

Стихиры на стиховне, глас 2,
Подобен: Дом Евфрафов:*

Собор ученик / и Божественных апостол / собрася погребсти / богоприятное тело / eдиныя Богоматере. Сонм учеников и божественных апостолов! / Соберитесь, чтобы погребению предать / Бога принявшее тело / единой Богоматери.
Стих: Воскресни, Господи, в покой Твой, / Ты и Кивот святыни Твоея. Стих: Встань, Господи, на место покоя Твоего, / Ты и ковчег святыни Твоей. Пс 131:8
Ты, Иже из Нея / возсиявый неизреченно, / сынолепно дух всечистый / руками Твоими приими / Богородицы, Владыко. Ты, от Нее воссиявший неизреченно, / как подобает Сыну, прими / дух всечистый Богородицы / руками Своими, Владыка!*
Стих: Клятся Господь Давиду истиною / и не отвержется eя. Стих: Клялся Господь Давиду в истине / и не отречется от нее. Пс 131:11А
Егда ко из Тебе Рождшемуся / преставилася eси, / снидошася на облацех / тело Твое погребсти, / Дево, апостоли. Когда к Рожденному от Тебя / Ты переселилась, Дева, / тело Твое погребению предать / вместе прибыли на облаках апостолы.
Слава, и ныне: Двeри Небесныя, / возмитеся, / зряще Дверь Вышняго, / идущу со славою / к Сыну и Богу. Слава, и ныне: Двери небесные, поднимитесь, / видя Дверь Всевышнего, / идущую со славою / к Сыну Своему и Богу.

Тропарь, глас 1:

Врождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Тропарь, глас 1

При рождении Христа Ты девство сохранила / и по смерти мира не оставила, Богородица: / к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, / и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Ектения малая и отпуст. Также ектения и отпуст.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ
СЛАВНОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

Поем: Блажен муж: 1‑й антифон. На Господи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры, глас 1: На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 1:
О, дивное чудо! / Источник Жизни / во гробе полагается, / и лествица к Небеси гроб бывает. / Веселися, Гефсимание, / Богородичен святый доме. / Возопием, вернии, / Гавриила имуще чиноначальника: / Благодатная, радуйся, / с Тобою Господь, / подаяй мирови Тобою велию милость. (3) Одивное чудо! / Источник жизни кладут в гробницу / и лестницею к небесам гроб становится; / веселись, Гефсимания, / Богородицы святой удел! / Воззовем, верные, / Гавриила имея предводителем: / “Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, / подающий миру чрез Тебя великую милость!” (3)
Дивны Твоя тайны, Богородице: / Вышняго престол / явилася eси, Владычице, / и от земли к Небеси преставилася eси днесь. / Слава Твоя боголепная, / богоподобными сияющи чудесы. / Девы с Материю Царевою, / на высоту вознеситеся. / Благодатная, радуйся, / с Тобою Господь, / подаяй мирови Тобою велию милость. (3) Дивны таинства Твои, Чистая! / Престолом Всевышнего явилась Ты, Владычица / и в сей день переселилась с земли на небо. / Слава Твоя прекрасна, / сияющая светом Божиих благодатных даров. / Девы, с Матерью Царя / на высоту вознеситесь. / Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, / подающий миру чрез Тебя великую милость. (3)
Твое славят успение / Власти и Престоли, / Начала и Господства, / Силы и Херувими и страшнии Серафими, / радуются земнороднии, / о Божественней Твоей славе красящеся, / припадают людие со Архангелы и Ангелы и воспевают: / Благодатная, радуйся, / с Тобою Господь, / подаяй мирови Тобою велию милость. (2) Славят Твое успение / Власти и Престолы, Начальства и Господства, / Силы и Херувимы, и страшные Серафимы. / Радуются на земле рожденные, / красуясь Божественною Твоею славою; / припадают цари с Архангелами и Ангелами и воспевают: / “Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, / подающий миру чрез Тебя великую милость!” (2)
Слава, и ныне, глас тойже: Богоначальным мановением, / отвсюду Богоноснии апостоли, / облаки высоце взимаеми, / дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, / любезно лобызаху. / Превышния же Небесныя силы, / с своим Владыкою пришедше, / богоприятное и пречистое тело предсылающе, / ужасом одержими; / прекрасно же предыдяху / и невидимо вопияху превышним чиноначалиeм: / се Всецарица Богоотроковица прииде. / Возмите врата и Сию премирно подымите, / Присносущнаго Матерь Света, / Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. / На Нюже взирати не можем, / и Той достойную честь воздати немощно: / Тоя бо преизящное преходит всяк ум. / Темже, Пречистая Богородице, / присно с Живоносным Царем и Рождеством живущи, / молися выну сохранити и спасти / от всякаго прилога противнаго / новыя люди Твоя: / Твое бо предстательство стяжахом, / во веки светоявленно блажаще. Слава, и ныне: (Глас 1) По мановению власти Божественной / отовсюду богоносные Апостолы, / облаками высоко поднимаемые, / (Глас 5) достигнув всенепорочного и живоначального тела Твоего, / с усердием его лобзали; / (Глас 2) а величайшие из Сил небесных, / со Своим Владыкою прибывшие, / (Глас 6) провожали Бога принявшее и пречистое тело, / ужасом объятые; / и превыше мира шествовали, / и невидимо взывали высшим их полкам: / “Вот, пришла всех Царица, Божия Отроковица; / (Глас 3) поднимите врата и Её превыше мира примите, / эту Матерь вечно существующего Света; / (Глас 7) ибо чрез Нее совершилось спасение / всех поколений смертных; / на Нее мы взирать не в силах, / и почесть достойную невозможно Ей воздать, / (Глас 4) ибо превосходство Её выше всякой мысли!” / (Глас 8) Потому, пречистая Богородица, / всегда живя с живоносным Царем и Сыном Твоим, / ходатайствуй непрестанно о сохранении и спасении / от всякого нападения вражеского / нового народа Твоего; / ибо мы покровительство Твое обрели, / (Глас 1) и во веки Тебя блистательно прославляем!
Вход. Прокимен дне. Чтения три. Вход. Прокимен дня, и три чтения праздника:

Бытия чтение (глава 28):

1. Бытия чтение

Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки; и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие; несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная. Отправился Иаков от Колодца Клятвы и пошел в Харран, и пришел на одно место, и лег там спать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил под голову себе, и уснул на том месте. И увидел во сне: и вот, лестница утверждена на земле, а ее верх доходит до неба; и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Господь же стоял на ней, и сказал Он: “Я – Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты спишь, тебе Я дам ее и семени твоему; и будет семя твоё, как песок земной; и распространится к морю, и к югу, и к северу, и к востоку; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою, сохраняя тебя на всяком пути, куда бы ты ни пошел; и возвращу тебя в землю сию, ибо не оставлю тебя, доколе не совершу Я того, что сказал тебе”. И пробудился Иаков от сна своего и сказал: “Господь присутствует на месте этом; а я не знал!” И убоялся и сказал: “Как страшно место сие! Это не что иное, как дом Божий, и это – врата небесные!” Быт 28:10–17

Прoрочества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44):

2. Пророчества Иезекииля чтение

Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень. [Так говорит Господь:] со дня восьмого и далее будут приносить священники на жертвеннике всесожжения ваши и жертвы о спасении вашем; и Я благосклонно приму вас, говорит Господь. И возвратил он меня на путь ко внешним вратам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: “Врата эти будут затворены, и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь, Бог Израилев, пройдет через них, и они будут затворены. Потому правитель – он сядет в них, чтобы вкусить хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет”. И ввел меня по пути к воротам святилища, тем, что к северу напротив храма, и я увидел: и вот, полон славы дом Господень. Иез 43:27; 44:1–4

Притчей чтение (глава 9):

3. Притчей чтение

Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота. Премудрость построила себе дом, утвердила семь столбов, заколола свои жертвы и растворила в чаше своей вино и приготовила свою трапезу; послала своих рабов, созывая с возвышенною проповедью к чаше: “Кто неразумен, пусть повернет ко мне!” И скудоумным она сказала: “Придите, вкусите хлебы мои и испейте вина, которое я растворила вам; оставьте неразумие, и живы будете, и взыщите разума, чтобы пожить и достичь рассудительности в познании”. Поучающий злых наживет себе бесславие, а обличающий нечестивого – опозорит себя. Не обличай злых, чтобы они не возненавидели тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; давай повод мудрому, и он будет еще мудрее; сообщай праведному, и он приложит внимание. Начало премудрости – страх Господень, и совет святых – разум; познать же Закон – свойство ума доброго: ведь таким образом проживешь ты долгое время и прибавится тебе лет жизни. Притч 9:1–11

На литии стихиры самогласны, глас 1:

Стихиры на литии самогласные, глас 1

Подобаше самовидцам Слова и слугам / и еже по плоти Матере Его успение видети, / конечное елико на Ней таинство, / яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, / но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют. / Темже, отвсюду Божественною силою собравшеся, / Сиона достигоша / и на Небо идущую предсылаху, вышшую Херувим, / Ейже и мы с ними покланяемся, / яко молящейся о душах наших. Надлежало очевидцам Слова и служителям / и успение Матери Его по плоти видеть, / ибо оно было последним совершившимся над Нею таинством; / так чтобы они не только восхождение от земли Спасителя узрели, / но и о преставлении Родившей Его свидетельствовали. / Потому, отовсюду перенесенные Божественною силою, / они прибыли в Сион / и провожали идущую на небо Высшую Херувимов. / Ей и мы с ними поклоняемся, / как ходатайствующей о душах наших.

Глас 2. Анатолиево:

Анатолия, глас 2

Яже Небес вышшая сущи, / и Херувим славнейшая, / и всея твари честнейшая, / яже премногия ради чистоты / Присносущнаго Существа приятелище бывши, / в Сыновне руце днесь всесвятую предает душу, / и с Нею исполняются всяческая радости, / и нам дарует велию милость. Небес высшая, и Херувимов славнейшая, / и честью все творение превосходящая, / Ставшая за величайшую чистоту / вечного Существа обителью, / в сей день в руки Сына предает всесвятую душу, / и с Нею все исполняется радости, / и нам даруется великая милость.

Глас тойже. Иоанново:

Преп. Иоанна Дамаскина, глас тот же

Всенепорочная Невеста / и Мати Благоволения Отча, / Яже Богу пронареченная, / во Свое Ему жилище неслитнаго соединения / днесь пречистую душу Творцу и Богу предает, / Юже Безплотных силы боголепно подъемлют, / и к Животу преставляется, / сущая Мати Живота, / Свеща неприступнаго Света, / спасение верных / и упование душ наших. Всенепорочная Невеста / и Матерь Благоволения Отца, / предназначенная стать собственным жилищем Богу / при Его неслиянном с природой человеческой соединении, / в сей день пречистую душу Творцу и Богу предает, / которую с достойной Бога честью принимают Бесплотных Силы, / и к жизни переселяется истинная Матерь Жизни, / светильник неприступного Света, / спасение верных и надежда душ наших.

Глас 3. Германово:

Патриарха Германа, глас 3

Приидите, вси концы земнии, / честное преставление Богоматере восхвалим: / в руце бо Сына душу непорочную положи. / Темже святым успением Ея мир оживотворися, / во псалмех, и пениих, и песнех духовных / со Безплотными и апостолы празднует светло. Придите, все пределы земли, / священное преставление Богоматери восхвалим, / ибо в руки Сына Она непорочную душу отдала; / потому святым успением Её мир оживотворился, / псалмами, и гимнами, и песнями духовными / с бесплотными и Апостолами празднуя светло!

Слава, глас 5. Феофаново:

Слава, глас 5, Феофана Начертанного, епископа Никейского

Приидите, празднолюбных собор, / приидите, и лик составим, / приидите, венчаем песньми Церковь, / упокоением Ковчега Божия. / Днесь бо Небо простирает недра, / приемля Рождшую всеми Невместимаго, / и земля, Источник Жизни отдающи, благословение, / украшается благолепием. / Ангели лик составляют со апостолы, / ужасно взирающе / от живота в Живот преставляему, / Рождшую Начальника жизни. / Вси поклонимся Ей, молящеся: / сродна присвоения не забуди, Владычице, / верно празднующих всесвятое Твое успение. Придите, собрание любителей праздников, / придите, и составим хор, / придите увенчаем песнопениями Церковь / при упокоении Ковчега Божия; / ибо в сей день небо объятия простирает, / принимая Родившую всем миром Невместимого, / и земля, отдавая Источник Жизни, / украшается благословением и благолепием. / Ангелы составляют хор с Апостолами, / с трепетом взирая на Переселяемую из жизни в жизнь, / Начальника жизни Родившую. / Все поклонимся Ей, молясь: / “Не забудь, Владычица, ближайшего родства / с нами, празднующими с верою / всесвятое Твое успение!”
И ныне, глас тойже: Воспойте, людие, / Матери Бога нашего, воспойте: / днесь бо всесветлую душу Свою в пречистыя длани / Иже из Нея Воплощшагося без семене предает, / Егоже и молит непрестанно / даровати вселенней мир и велию милость. И ныне, глас тот же: Воспойте, люди, Матери Бога нашего, воспойте, / ибо Она в сей день предает всесветлую душу Свою / в пречистые руки от Нее без семени Воплотившегося, / Которого и молит непрестанно / даровать вселенной мир / и великую милость.

На стиховне стихиры самогласны, глас 4:

Стихиры на стиховне самогласные, глас 4

Приидите, воспоем, людие, / Пресвятую Деву Чистую, / из Неяже неизреченно пройде, / воплощся, Слово Отчее, / зовуще и глаголюще: / благословенна Ты в женах, / блаженное чрево, вместившее Христа. / Того святым рукам душу предавши, / молися, Пречистая, / спастися душам нашим. Придите, воспоем, люди, / всесвятую Деву чистую, / из Которой неизреченно прошло / воплотившееся Слово Отчее, / воспоем, восклицая и возглашая: / “Благословенна Ты между женами; / блаженно чрево, вместившее Христа!” / В Его святые руки душу предав, / ходатайствуй, Пречистая, / о спасении душ наших.
Стих: Воскресни, Господи, в покой Твой, / Ты и Кивот святыни Твоея. Стих: Встань, Господи, на место покоя Твоего, / Ты и ковчег святыни Твоей. Пс 131:8
Давидскую песнь днесь, людие, воспоем Христу Богу: / приведутся, рече, Царю девы в след Ея, / и искренния Ея приведутся в веселии и радовании. / Ибо от семене Давидова, / Еяже ради мы обожихомся, / в руце Своего Сына и Владыки / славно и паче слова прелагается, / Юже, яко Матерь Божию, воспевающе, / вопием и глаголем: / спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу, / от всякаго обстояния / и избави от бед души наша. В сей день Давидову песнь / воспоем, люди, Христу Богу: / “Приведутся, сказал он, Царю девы вслед за Ней, / приведутся в веселии и радости”. / Ибо Та, Которая от семени Давидова, / благодаря Которой мы обожены, / руками Своего Сына и Владыки / славно и выше слова переселяется. / Воспевая Её, как Матерь Божию, / мы восклицаем и возглашаем: / “Спаси нас, исповедующих Тебя Богородицею, от всякой превратности / и избавь от бед души наши!”
Стих: Клятся Господь Давиду истиною, / и не отвержется eя. Стих: Клялся Господь Давиду в истине / и не отречется от нее. Пс 131:11А
Всечестное Твое успение, / Пресвятая Дево Чистая, / Ангел множество на Небеси / и человеческий род на земли, ублажаем, / яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога, / Того молящи не престай о нас, молимся, / иже на Тя с Богом упование положших, / Богородице Всепетая и Неискусобрачная. Всесвященное Твое успение, / всесвятая Дева чистая, / множества Ангелов на небесах / и мы, род человеческий, на земле прославляем, / ибо Ты стала Матерью Творца всего, Христа Бога. / Не прекращай, просим, молить Его за нас, / на Тебя после Бога надежды возложивших, / Богородица всехвальная и брака не познавшая!
Слава, и ныне, глас тойже: Егда изшла еси, Богородице Дево, / ко из Тебе Рождшемуся неизреченно, / бяше Иаков, брат Божий и первый священноначальник, / Петр же, честнейший верховник, / Богословов начальник, / и весь Божественный апостольский лик, / явленным богословием песнословяще / Божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство / и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше, / радовахуся, Всепетая. / Превыше же пресвятыя и старейшия ангельския силы, / чудеси дивящеся, / приникше друг ко другу, глаголаху: / возмите ваша врата / и восприимите Рождшую небесе и земли Творца, / славословленьми же воспоем честное и святое тело, / вместившее нами Невидимаго и Господа. / Темже и мы, память Твою празднующе, / вопием Ти, Препетая: / христианский рог вознеси и спаси души наша. Слава, и ныне, глас тот же: Когда отошла Ты, Богородица Дева, / к Родившемуся от Тебя неизреченно / присутствовал там Иаков, брат Божий и первый иерарх, / а также Петр, почетнейший глава, вершина богословов; / и весь божественный Апостолов сонм, / яснейшим образом богословствовал, / воспевая божественное и страшное таинство / домостроительства Христа Бога. / И, предав погребению Твое живоначальное и Бога принявшее тело, / они радовались, Всехвальная; / а свыше всесвятые и главнейшие Ангельские Силы, поражаясь чуду, / склонясь, друг другу возглашали: / “Поднимите врата ваши и примите / Родившую неба и земли Творца; / воспоем же славословиями священное и святое тело, / вместившее для нас Невидимого и Господа нашего!” / Потому и мы, память Твою празднуя, / взываем Тебе, всехвальная: / “Возвысь рог христиан / и спаси души наши!”

На благословении хлебов тропарь, глас 1:

Тропарь, глас 1

Врождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. (3)

И чтение.

При рождении Христа Ты девство сохранила / и по смерти мира не оставила, Богородица: / к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, / и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. (3)

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ
СЛАВНОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

НА УТРЕНИ

На Бог Господь:

НА УТРЕНИ

На Бог Господь:

Тропарь праздника трижды, глас 1:

Врождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Тропарь, глас 1

При рождении Христа Ты девство сохранила / и по смерти мира не оставила, Богородица: / к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, / и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. (3)

По 1‑й стихологии седален, глас 1.
Подобен: Гроб Твой, Спасе:

По 1 стихословии седален, глас 1
Подобен: Воины, охранявшие гроб Твой:

Всечестный лик премудрых апостол собрася, / чудно погребсти славно тело Твое пречистое, Богородице Всепетая. / С нимиже воспеша и Ангел множество, преставление Твое честно хваляще, / еже верою празднуем. Почтеннейший сонм мудрых Апостолов, / чудесно собран был для погребения с почетом / тела Твоего пречистого, Богородица всехвальная; / с ними воспели и Ангелов множества, / благоговейно восхваляя преставление Твое, / которое мы с верою празднуем.
Слава, и ныне, тойже. И чтение. Слава, и ныне: повторяем то же.

По 2‑й стихологии седален, глас 3.
Подобен: Красоте девства:

По 2 стихословии седален, глас 3
Подобен: Красоте девства Твоего:

В рождестве Твоем зачатие безсеменное, / во успении Твоем мертвость нетленная, / чудо в чудеси сугубо стечеся, Богородице: / како бо Неискусомужная Младопитательница чиста сущи? / Како же Мати Богу мертвоносна мироухающи? / Темже со Ангелом вопием Ти: / радуйся, Благодатная. При рождении от Тебя Христа / зачатие было без семени, / при успении Твоем / – омертвение без тления; / чудо с чудом соединилось / в двойное чудо, Богородица. / Ибо как, мужа не познав, / питаешь Ты Младенца, оставаясь чистою? / И как Ты, Матерь Божия, / иго смерти носишь, благоухая мvром? / Потому мы с Ангелом взываем Тебе: / “Радуйся, Благодатная!”
Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же.

Величание:

Величаем Тя, / пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим / успение Твое.

Величание

Величаем Тебя, / пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, / и всеславное славим / успение Твое.

Псалом избранный:

Воскликните Господеви вся земля. / Пойте же имени Его. / Воскликните пред Царем Господем. / Исповедайтеся Ему, хвалите Имя Его. / Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. / Бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе. / Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. / Бог основа и в век. / Освятил есть селение Свое Вышний. / Святыня и великолепие во святиле Его. / Воспою и пою во славе моей. / Чашу спасения прииму, и Имя Господне призову. / В мире вкупе усну и почию. / Обратися, душе моя, в покой Твой, яко Господь благодействова тя. / Господь праведен, ссече выи грешников. / Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. / Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. / Помяну Имя Твое во всяком роде и роде.

Псалом избранный

Воскликните Господу, вся земля. / Воспойте же имени Его. / Возгласите пред Царем – Господом. / Прославляйте Его, хвалите имя Его. / Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. / Мирным пребыло место Его, и жилище Его на Сионе. / Славное сказано о тебе, город Божий. / Бог основал его навек. / Освятил обитель Свою Всевышний. / Святость и великолепие во святилище Его. / Буду петь и воспевать во славе моей. / Чашу спасения приму и имя Господне призову. / С миром лягу и сразу усну. / Возвратись, душа моя, к покою Твоему, ибо Господь облагодетельствовал тебя. / Господь праведный рассёк шеи грешников. / Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег святыни Твоей. / Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. / Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде.

Слава, и ныне: Аллилуия (3). Пс 65:2А; 65:2Б; 97:6Б; 99:4В; 47:9Б; 75:3; 86:3; 47:9Г; 45:5; 95:6Б; 107:2Б; 115:4; 4:9А; 114:7; 128:4; 131:8; 92:5Б; 44:18А

По полиелеи седален, глас 4.
Подобен: Удивися Иосиф:

После полиелея седален, глас 4
Подобен: Поражен был Иосиф:

Возопий, Давиде, что сей праздник, / егоже воспел еси древле в книзе псаломстей? / Яко Дщерь, Богоотроковицу и Деву, преложи Ю на оны обители Христос, / Иже из Нея без семене рождся. / И сего ради радуются матери, и дщери, и невесты Христовы, вопиюще: / радуйся, преставившаяся к Вышнему Царствию. Возгласи, Давид, что ныне за праздник? / – Он в честь Той, Которую воспел я, говорит он, в Книге Псалмов, / как Дочь – Отроковицу Божию и Деву: / Её перенес к тамошним обителям / Христос, без семени от Нее рожденный. / И потому радуются матери и дочери, / и невесты Христовы, взывая: / “Радуйся, Переселившаяся к вышнему Царству!”
Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же.
Степенна, 1‑й антифон 4‑го гласа. Степенна, 1‑й антифон 4‑го гласа.

Прокимен, глас 4:

Помяну имя Твое / во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.

Прокимен, глас 4

Вспомнят имя Твоё / во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18А, 11А

Всякое дыхание да хвалит Господа:

Евангелие от Луки, зачало 4:

Евангелие от Луки, зачало 4

Во дни оны, воставши, Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов. И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы, и возвратися в дом Свой. В те дни Мариам, встав, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и исполнилась Духа Святого Елисавета, и воскликнула громким голосом, и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо вот, когда прозвучал глас приветствия Твоего в ушах моих, взыграл младенец от радости во чреве моем, и блаженна Уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа”. И сказала Мариам: “Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды; что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его”. Пробыла же Мариам с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. Лк 1:39–49, 56

По 50‑м псалме стихира глас 6. Византиево:

После 50 псалма стихира, глас 6

Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, / тогда апостоли, обстояще одр, / с трепетом зряху Тя; / и ови убо, взирающе на тело, / ужасом одержими бяху, / Петр же со слезами вопияше Ти: / О Дево, / вижду Тя ясно простерту просту, / Живота всех, и удивляюся, / в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. / Но, о Пречистая, / молися прилежно Сыну и Богу Твоему / спастися стаду Твоему невредиму. Когда подготовлялось пречистого Твоего тела перенесение, / тогда Апостолы, окружая одр, / с трепетом на Тебя взирали, / и одни вглядываясь в тело, / изумлением были охвачены, / а Петр со слезами взывал Тебе: / “О Дева, явственно вижу Тебя простертой навзничь, / Жизнь всех, и поражаюсь / Той, в Которую вселилась жизни будущей Услада!” / Но, о Пречистая, моли усердно Сына Твоего и Бога / о сохранении града Твоего невредимым.
Канона два, кир Космы и кир Иоанна. Ирмосы обоих канонов по дважды, тропари же на 12. Катавасия, кийждо лик свой ирмос.

Канон первый, егоже краегранесие: Да торжествуют Богомудрии. Глас 1.

Каноны. Первый – св. Космы Маиумского, глас 1, и второй – св. Иоанна Дамаскина, глас 4; ирмосы обоих канонов исполняются дважды, тропари все поем на 12. Катавасия: каждый хор исполняет свой ирмос.

Песнь 1.

Ирмос: Преукрашенная Божественною славою, / священная и славная, Дево, память Твоя / вся собра к веселию верныя, / начинающей Мариаме, с лики и тимпаны, / Твоему поющия Единородному: / славно яко прославися.

Песнь 1

Канон 1. Ирмос: Изукрашенная Божественною славою / священная и славная, Дева, память Твоя, / собрала всех верных к веселию, / чтобы под началом Мариам с хороводами и тимпанами / воспевать Твоему Единородному, / ибо славно Он прославился.

Да провождают невещественнии чинове / небошественное в Сион Божественное тело Твое, / внезапу же стекшеся апостол множество от конец, Богородице, Тебе предсташа абие, / с нимиже, Чистая, Твою честную, Дево, память славим. Полк невещественных небожителей / окружал на Сионе божественное тело Твое; / а множество Апостолов, / внезапно от пределов земли собравшись, / вдруг предстало Тебе, Богородица; / с ними и мы, Чистая, / Твою священную память славим.
Победныя почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши, / обаче же, подобящися Творцу Твоему и Сыну, / паче естества повинуешися естественным законом. / Темже умерши, с Сыном востаеши, вечнующи. Почести победы над природою / Ты стяжала, Чистая, носив во чреве Бога; / но все же, подражая Творцу Своему и Сыну, / Ты сверхъестественно подчиняешься законам естества; / потому, и умирая, восстаешь / для вечной жизни с Сыном.
Другий канон Иоанна Дамаскина, глас 4.

Песнь 1.

Ирмос: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя успение. Канон 2. Ирмос: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа, / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее успение.
Девы отроковицы, с Мариамиею пророчицею песнь исходную ныне воскликните: / Дева бо и едина Богомати ко приятию Небесному преставляется. Девы отроковицы, / с Мариам пророчицею / песнь надгробную ныне возгласите, / ибо Дева и единственная Богородица / в Свой небесный удел переходит.
Достойно, яко одушевленное Тя Небо, прияша Небесная, Пречистая, Божественная селения, / и предста, светло украшена, яко Невеста, Всенепорочная, Царю и Богу. По достоинству Тебя, Пречистая, / как небо одушевленное, / приняли небесные божественные обители, / и, светло украшенная, как невеста всенепорочная, / Ты предстала Царю и Богу.

Песнь 3.

Ирмос: Содетельная и содержительная всех / Божия Мудросте и Сило, / непреклонну, недвижиму Церковь утверди, Христе, / един бо еси Свят, / во святых почиваяй.

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: Творческая и объемлющая все / Божия Мудрость и Сила, / твердой и непоколебимой утверди Церковь, Христе, / ибо Ты один свят, / во святых почивающий.

Жену Тя мертвенну, но паче естества и Матерь Божию / видевше, Всенепорочная, славнии апостоли / ужасно прикасахуся руками славою облистающей, / яко богоприятное Селение видяще. Как женщину смертную, / но и сверхъестественно – Матерь Божию, / зная Тебя, Всенепорочная, славные Апостолы / трепетными руками касались Тебя, блистающей славою, / взирая на Тебя, как на принявшую Бога скинию.
Постиже руце досадительныя дерзаго, усечением суд нанес, / Богу сохраньшу честь одушевленному Кивоту, славою Божества, / в Немже Слово плоть бысть. Настигло наглые руки дерзкого, / отсечению подвергнув их, / правосудие Бога, оградившего / ради славы Божества / честь Одушевленного Ковчега, / в котором Слово сделалось плотию.
Ин. Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в Божественней памяти Твоей / венцев славы сподоби. Канон 2. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица, / живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной памяти Твоей / удостой венцов славы.
От мертвых чресл произведшися, естеством подобна, Чистая, исхождение разреши, / рождши же сущую Жизнь, / к Жизни преставися Божественней и Ипостасней. Произойдя, Чистая, из смертных чресл, / Ты пришла к кончине, природе сообразной; / но родив действительную Жизнь, / переселилась к Жизни божественной и ипостасной.
Лик Богословов от конец, свыше же Ангел множества / к Сиону идяху всесильным мановением, / достодолжно, Владычице, Твоему погребению служаще. Сонм богословов от пределов земли, / а свыше – Ангелов множество / к Сиону спешили по мановению всесильному, / чтобы достойным образом послужить / при погребении Твоем, Владычица.

Ипакои, глас 8:

Блажим Тя, вси роди, Богородице Дево, / в Тя бо Невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. / Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще: / день бо и нощь молишися о нас и роди христианстии Твоими молитвами утверждаются. / Тем, воспевающе, вопием Ти: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ипакои, глас 8

Блаженною именуем Тебя / мы, все роды, Богородица Дева, / ибо беспредельный Бог наш, Христос, / в Тебе вместиться благоволил. / Блаженны и мы, имея в Тебе защиту, / ибо Ты день и ночь ходатайствуешь о нас, / и скипетры царства Твоими мольбами укрепляются. / Потому, воспевая, взываем Тебе: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!”

Песнь 4.

Ирмос: Речи пророков и гадания / воплощение проявиша от Девы Твое, Христе: / сияние блистания Твоего во свет языков изыдет, / и возгласит Тебе бездна с веселием: / силе Твоей слава, Человеколюбче.

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: Изречения и загадки пророков / приоткрыли воплощение Твое от Девы, Христе: / “Сияние молнии Твоей / для просвещения язычников выйдет, / и возгласит Тебе бездна с веселием: / Силе Твоей слава, Человеколюбец!”

Видите, людие, и чудитеся: / Гора бо святая и явственная Богу в Небесныя обители превышше вземлется, / Небо земное в Небесное и нетленное селение вселяемо. Посмотрите, народы, и удивитесь, / ибо святая и славнейшая Гора Божия / превыше холмов небесных поднимается; / Небо Земное поселяемо бывает / на земле нетленной и небесной.
Жизни присносущныя и лучшия смерть Твоя бысть прехождение, Чистая, / от привременныя к Божественней воистинну и непреходимей преставляя Тя, Чистая, / в веселии Сына зрети Твоего и Господа. К жизни вечной и лучшей переходом / стала смерть Твоя, Чистая, / перенося Тебя, Непорочная, от жизни временной / к поистине божественной и неизменной, / чтобы в радости созерцать Тебе / Сына Твоего и Господа.
Взяшася двери Небесныя, и Ангели воспеша, / и прият Христос девства Своея Матере сосуд; / Херувими подъяша Тя с веселием, / Серафими же славят, радующеся. Поднялись врата небесные, / и Ангелы воспели, / и принял Христос сокровище / девства Матери Своей; / Херувимы преклонились пред Тобой с веселием, / Серафимы же Тебя славят, радуясь.
Ин. Ирмос: Неизследный Божий Совет, / еже от Девы воплощения / Тебе, Вышняго, / пророк Аввакум, усмотряя, зовяше: / слава силе Твоей, Господи. Канон 2. Ирмос: Созерцая неисследимый Божий совет / о Твоем, Всевышний, воплощении от Девы, / пророк Аввакум восклицал: / “Слава силе Твоей, Господи!”
Чудо бяше зрети Небо всех Царя одушевленное, / испражнения преходящее земная, яко чудна дела Твоя! / Слава силе Твоей, Господи. Дивно было видеть / одушевленное Небо всех Царя / недра земные проходящим. / Как чудны дела Твои! / Слава силе Твоей, Господи!
Аще и непостижный Сея Плод, Имже небеса быша, / погребение прият волею, яко мертв; / како погребения отвержется неискусобрачно Рождшая? Если и непостижимый Плод Её, / Тот, через Кого возникло небо, / добровольно принял погребение, как смертный, / то как избегла бы погребения / безбрачно Родившая?
В преставлении Твоем, Мати Божия, пространнейшее тело Твое и богоприятное / ангельская воинства священными крилы трепетом и радостию покрываху. При Твоем преставлении, Матерь Божия, / Ангельские воинства со страхом и радостью / покрывали священнейшими крылами / пространнейшее и вместившее Бога тело Твое.

Песнь 5.

Ирмос: Божию и неизреченную доброту / добродетелей Твоих, Христе, исповем: / от Присносущныя бо Славы / Соприсносущное и Ипостасное возсиявый Сияние, / из девственныя утробы / сущим во тьме и сени воплощся, / возсиял еси Солнце.

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: Божественную и неизреченную красоту / совершенств Твоих, Христе, поведаю; / ибо Ты, воссиявший от вечной славы / как столь же вечное и ипостасное сияние, / воплотившись от девственного чрева, взошел как солнце / находящимся во тьме и тени.

Яко на облаце, Дево, апостольский лик носимь, / к Сиону от конец служити Тебе, Облаку легкому, собирашеся: / от Неяже Вышний Бог сущим во тьме и сени Праведное возсия Солнце. Сонм Апостолов, носимый как бы на облаке, / от пределов земли собираем был к Сиону / послужить Тебе, Дева, легкому облаку, / из которого Всевышний Бог взошел, как солнце правды, / находящимся во тьме и тени.
Труб богоприятнии языцы богословных мужей благогласнейше Богородице вопияху, / исходную возглашающе песнь Духом: / радуйся, нетленный Источниче / Божия живоначальнаго и спасительнаго всем воплощения. Звучнее труб боговдохновенные языки / богословствующих мужей к Богородице взывали, / песнь надгробную возглашая Духом: / “Радуйся, нетленный Источник / живоначального и спасительного для всех / Божия воплощения!”
Ин. Ирмос: Ужасошася всяческая / о честнем успении Твоем: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / от земли преставилася еси к вечным обителем / и к безконечней жизни, / всем, воспевающим Тя, / спасение подавающая. Канон 2. Ирмос: Изумился весь мир / о священном успении Твоем: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / от земли переселилась в вечные обители / и к бесконечной жизни, / всем, воспевающим Тебя, / спасение подавая.
Да возгласят трубы богословов днесь, / язык же многовещанный человеческий ныне да восхвалит, / да огласит же воздух, безмерным сияя светом, / Ангели да поют Пречистыя Девы успение. Трубы богословов да гремят в сей день, / а многоречивый язык людей / ныне да возвещает хвалы; / да оглашается воздух, сияя безмерным светом, / Ангелы да воспевают / пречистой Девы успение.
Сосуд подобаше избранный, пением Ти весь удивляемь, Девице, исходен, / весь освящен Богови, всем богоприятен, / и сей истинно являемый, Богородице Всепетая. Подобало Тебе, сосуду избранному, Дева, / песнопениями в Твою честь при Твоем исходе во всем изумлять, / всей быть освященной для Бога, / для всех – боговдохновенной, / такой и быть поистине и являться, / Богородица всепрославленная.

Песнь 6.

Ирмос: Морский пучинородный китов внутренний огнь – / тридневнаго Твоего погребения проображение, / егоже Иона пророк показася. / Спасен бо, яко и предпослася, неврежден, вопияше: / пожру Ти со гласом хваления, Господи.

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Морской огонь внутри рожденного в пучине кита / был тридневного Твоего погребения прообразом, / толкователем которого Иона является, / ибо, сохраненный невредимым, / каким и был до поглощения, он взывал: / “Принесу Тебе жертву с гласом хвалебным, Господи!”

Дает Тебе яже превыше естества Царь всех Бог: / в рождестве бо Деву якоже сохрани, тако во гробе тело соблюде нетленно / и спрослави Божественным преставлением, / честь Тебе, яко Сын Матери, даруя. Являет на Тебе сверхъестественное / Царь всего, Бог, / ибо как Он Тебя при родах Девою сохранил, / так и во гробе тело соблюл нетленным / и вместе – прославил божественным переселением, / честь Тебе, как Сын Матери, воздавая.
Воистинну Тя, яко светел свещник невещественнаго Света, / кадильницу златую Божественнаго Угля, во Святая святых всели, / ручку и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святый, / трапезу Слова жизни, Дево, Рождество Твое. Тебя, Дева, как поистине светлый / светильник невещественного Огня, / кадильницу златую божественного Угля, / сосуд с манной и жезл, / скрижаль, Богом писанную, / ковчег святой, трапезу Хлеба жизни, / поселило во Святом Святых Дитя Твое.

Ин. Ирмос: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим. Канон 2. Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.
Из Тебе Жизнь возсия, ключи девства не рушивши; / како убо пречистое и живоначальное Твое тело / искушения смерти бысть причастно? Из Тебя воссияла Жизнь, / ключей девства не нарушив. / Как же пречистое и живоначальное тело Твое / испытанию смертью сделалось причастным?
Жизни бывши храм, жизнь присносущную улучила еси: / смертию бо к животу преминула еси, / Яже Жизнь рождши воипостасную. Став храмом Жизни, / вечной жизни Ты достигла, / ибо чрез смерть Ты к жизни перешла, / как родившая Жизнь ипостасную.

Кондак, глас 2:

Вмолитвах Неусыпающую Богородицу / и в предстательствах непреложное упование / гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь / к животу престави / во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Кондак, глас 2

Вмолитвах неусыпающую Богородицу / и в ходатайствах надежду непоколебимую / гроб и смертность не удержали. / Ибо Её как, Матерь Жизни, к жизни перенес / Вселившийся в Её чрево вечно девственное.

Икос: Огради моя помышления, Христе мой, / ибо Стену мира воспети дерзаю, Чистую Матерь Твою, / на столпе глагол укрепи мя и в тяжких мыслех заступи мя, / Ты бо взывающим и просящим верою моления исполняеши. / Ты мне убо даруй язык приносен и помысл непостыден: / всякое бо даяние сияния от Тебе низпосылается, Светоподателю, / во утробу вселивыйся приснодевственную. Икос: Огради мои помышления, Спаситель мой, / ибо я Стену мiра воспеть дерзаю, / пречистую Матерь Твою; / на башне слов дай силу мне, / и в чертогах мыслей укрепи меня, / ибо возглашаешь Ты, / что с верою просящим их прошения исполняешь; / Ты же даруй мне язык, / речь и разум безупречные, / ибо всякий дар просвещения от Тебя ниспосылается, Податель света, / вселившийся в чрево вечно девственное.

Песнь 7.

Ирмос: Безстудней ярости же и огню / Божественное желание сопротивляяся, / огнь убо орошаше, / ярости же смеяшеся, / богодохновенною словесною преподобных тривещанною цевницею / противовещая мусикийским органом посреди пламене: / препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси.

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: Божественная любовь, / бесстыдной ярости и огню сопротивляясь, / орошала огонь, / а над яростью смеялось, / боговдохновенной разумной трехструнной лирой праведных / отвечая музыкальным орудиям среди пламени: / “Препрославленный Боже отцов и наш, / благословен Ты!”

Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя Божественным Духом, яростию сокруши, / но сего Владыка Рождшую неврежденну в Небесныя сохрань домы ныне внутрь всели. / С Нею играюще, вопием Христу: / препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси. Богом созданные скрижали, / писанные Божественным Духом, / Моисей во гневе сокрушил; / но его Владыка, сохранив невредимой Свою Родительницу, / ныне Её в небесные обители вселил. / Торжествуя с Нею, будем взывать Христу: / “Препрославленный Боже отцов и наш, / благословен Ты!”
В кимвалех – усты чистыми, мусикийски же – сердцем светлым, / доброгласною трубою – высокою мыслию, / Девы и Чистыя в нарочитый избранный день преставления, / детельными плещуще руками, вопием: / препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси. На кимвалах чистых уст / и музыкальной лирою сердца, / благозвучною трубою возвышенного размышления / в знаменательный избранный день / преставления Девы и Чистой, / рукоплеща усердными руками, будем взывать: / “Препрославленный Боже отцов и наш, / благословен Ты!”
Богомудрии, соберитеся, людие: / Божия бо славы Селение от Сиона преставляется к Небесному жилищу, / идеже глас чист празднующих, / глас несказаннаго радования, и в веселии вопиющих Христу: / препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси. Богомудрый народ собрался, / ибо обитель славы Божией / от Сиона переселяется в небесное жилище, / где чистый голос празднующих, / голос несказанной радости, / и в веселии взывающих Христу: / “Препрославленный Боже отцов и наш, / благословен Ты!”
Ин. Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии, / паче Создавшаго, / но, огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Канон 2. Ирмос: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / “Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!”
Юноши и девы, Девыя же и Богоматере память чтуще, / старцы, и монаси, царие и судии, пойте: / отец наших Господи и Боже, благословен еси. Юноши и девы, старцы и князья, / и цари с судьями, воспойте, / почитая память Девы и Богоматери: / “Господь и Бог отцов, благословен Ты!”
Да вострубят трубою духовною горы Небесныя, / да радуются холми, и да играют Божественнии апостоли: / Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующи. Да вострубят трубою Духа горы небесные, / да радуются холмы, / и да торжествуют божественные Апостолы: / к Сыну переселяется Царица, / с Ним вечно владычествующая.
Всесвященное преставление Божественныя Твоея и Нетленныя Матере / премирныя Вышних сил совокупи чины, / веселитися с сущими на земли, Тебе поющими: / Боже, благословен еси. Всесвященное преставление / божественной Твоей и нетленной Матери / соединило вышних Сил надмирные полки / общей радостью с земными, Тебе поющими: / “Боже, благословен Ты!”

Песнь 8.

Ирмос: Пламень, орошающ преподобныя, / злочестивыя же попаляющ, / Ангел Божий всемощный показа отроком, / живоначальный же источник содела Богородицу, / тлю смерти и живот точащу поющим: / Содетеля единаго поим, избавленнии, / и превозносим во вся веки.

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: Ангел Божий всемощный / показал для отроков пламя / орошающим праведных, а нечестивых опаляющим; / Богородицу же Бог соделал живоначальным источником, / изливающим смерти разрушение и жизнь поющим: / “Единого Создателя будем петь, избавленные, / и превозносить во все века!”

Глаголы последоваху Божественному Ковчегу священному / все множество Богословов в Сионе: / камо идеши ныне, Скиние, – зовуще, – Бога Живаго? / Не престай призирающи верою поющия: / Содетеля единаго поем, избавленнии, и превозносим во вся веки. Все множество богословов / на Сионе провожало ковчег святыни, / такими словами восклицая: / “Куда идешь Ты ныне, Скиния живого Бога? / Не перестань взирать на воспевающих с верою: / Единого Создателя будем петь, избавленные, / и превозносить во все века!”
Якоже, воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, / руце, имиже Бога носила еси плотию, / со дерзновением, яко Мати, рекла еси к Рожденному: / яже Ми дал еси, во веки сохрани, вопиющия Тебе: / Содетеля единаго поем, избавленнии, и превозносим во вся веки. Отходя и как бы руки воздев, Всенепорочная, / руки, Бога обнимавшие телесно, / Ты, как Матерь, с дерзновением сказала Рожденному: / “Тех, кого Ты вверил Мне, вовеки сохраняй, Тебе взывающих: / “Единого Создателя будем петь, избавленные, / и превозносить во все века!”
Ин. Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородично спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте, дела, / и превозносите Его во вся веки. Канон 2. Ирмос: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!
Память Твою, Чистая Дево, / Начала же, и Власти, и Силы, Ангели, Архангели, / Престоли, Господьства, Херувими славят и страшнии Серафими; / человеческий же род – поем и превозносим во вся веки. Память Твою, Дева чистая, / славят Начальства, как и Власти с Силами, / Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, / Херувимы и страшные Серафимы, / и мы, род человеческий, поем / и превозносим во все века!
Иже странно вселивыйся, Богородице, в чистое чрево Твое, воплощаемь, / Сей, всесвященный дух Твой прием, / у Себе упокои, яко должник Сын. / Темже Тя поем, Дево, и превозносим во вся веки. Необычайно Вселившийся, Богородица, / в чистое чрево Твое при воплощении, / Сам всесвященный дух Твой приняв, / упокоил у Себя его, как Сын, воздающий долг; / потому мы воспеваем Тебя, Деву, / и превозносим во все века.
О, выше ума чудес Приснодевы же и Богоматере! / Во гроб бо всельшися, показа рай. / Емуже предстояще днесь, радующеся, поем: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки. О, превосходящие понимание чудеса / Приснодевы и Богоматери! / Ибо Она, во гроб вселившись, / раем явила его! / Стоя пред ним сегодня, мы радостно поем: / “Воспевайте Господа, творения, / и превозносите во все века!”
На 9‑й песни Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника: Роди вси, блажим Тя, / едину Богородицу. Или: Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, / како Девая восходит от земли на Небо.

Таже ирмос: Побеждаются естества уставы: И вторый лик поет тойже припев и ирмос. И на кийждо тропарь поют тойже припев по единожды.

На 9‑ой песни Честью высшую Херувимов: не поем, даже в воскресенье, но поем припевы праздника: Мы, все роды, прославляем Тебя, / единственную Богородицу. Или: Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, / как Дева восходит от земли на небо.

И ирмос: Побеждены законы естества: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И на каждый тропарь исполняют тот же припев по одному разу.

Песнь 9.

Ирмос: Побеждаются естества уставы / в Тебе, Дево Чистая, / девствует бо рождество / и живот предобручает смерть. / По рождестве Дева и по смерти жива, / спасаеши присно, / Богородице, наследие Твое.

Песнь 9

Канон 1. Ирмос: Побеждены законы естества / на Тебе, Дева чистая: / при родах девство сохраняется / и с жизнью обручается смерть; / после родов – Дева и по смерти – живая, / всегда спасай, / Богородица, наследие Свое!

Дивляхуся Ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, / женскую душу руками носящаго, / пречисто бо Рождшей сынолепно провозглашаше: / гряди, Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди. Изумлялись Ангельские силы, / созерцая на Сионе своего Владыку / принимающим на руки женскую душу; / ибо Он пречисто Родившую, / как подобало Сыну, призывал: / “Приди, Священная, / будь прославлена с Сыном и Богом!”
Опрята лик апостольский богоприятное тело Твое, / со страхом зряще и гласом велиим вещающе: / в Небесныя домы к Сыну восходящи, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. Приготовил к погребению сонм Апостолов / Бога принявшее тело Твое, / со страхом на него взирая / и громким голосом взывая: / “Отходя в небесные чертоги к Сыну, / всегда спасай, Богородица, наследие Свое!”
Посем первый лик поет втораго канона припев: Величай, душе моя, / от земли на Небо честное преставление Божия Матере. Затем первый хор поет припев второго канона: Величай, душа моя, / священное преставление с земли на небо Божией Матери.
И ирмос: Всяк земнородный: И вторый лик поет тойже припев и ирмос. И на кийждо тропарь поют тойже припев по единожды. И ирмос: Всякий на земле рожденный: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И на каждый тропарь исполняют тот же припев по одному разу.
Ин. Ирмос: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное преставление Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная Богородице, / Чистая Приснодево. Канон 2. Ирмос: Всякий, на земле рожденный, / да ликует, Духом просвещаясь, / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное преставление Богоматери, / и да взывает: / “Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!
Приидите в Сион, на Божественную и тучную Гору живаго Бога, / возрадуемся, Богородицу зряще: / к зело бо лучшей и Божественней сени, / яко Матерь, Сию во Святая святых Христос престави. Придите возрадуемся на Сионе, / Божественной и тучной горе живого Бога, / взирая на Богородицу; / ибо Христос переселяет Её, как Матерь, / в гораздо лучшую и божественнейшую скинию, / во Святое Святых.
Приидите, вернии, ко гробу приступим Божия Матере / и обымем, сердцы и устнами, очесы и лицем чисто прикасающеся / и почерпающе исцелений независтныя дары от источника приснотекущаго. Придите, верные, / подойдем ко гробу Богоматери / и обнимем его, прикасаясь искренне сердцами, / устами, очами, челом, / и почерпнем исцелений обильные дары / из источника неиссякаемого изливающиеся.
Приими от нас песнь исходную, Мати живаго Бога, / и светоносною Твоею и Божественною осени благодатию, / воинству – победительная, христолюбным людем – мир, / оставление – поющим и душам спасение подающи. Прими от нас песнь надгробную, / Матерь живого Бога, / и осени светоносною и Божественною Твоею благодатию, / подавая царю победы, Христолюбивому народу мир, / поющим прощение грехов / и душевное спасение.
Таже, оба лика, сшедшеся вкупе, поют перваго канона припев и ирмос: Побеждаются естества: И втораго канона припев и ирмос: Всяк земнородный: И поклон. Затем оба хора вместе поют припев первого канона и ирмос: Побеждены законы естества: И второго канона припев и ирмос: Всякий на земле рожденный: И поклон.

Светилен.
Подобен: Небо звездами:

Светилен
Подобен: Небо звездами:

Апостоли, от конец совокупльшеся зде, / в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, / и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой. (3) Апостолы, собранные сюда с концов земли, / в Гефсиманском селении погребите тело Мое, / и Ты, Сын и Бог Мой, / прими дух Мой! (3)

На хвалитех стихиры на 4, глас 4.
Подобен: Яко добля:

На “хвалите” стихиры на 4, глас 4
Подобен: Как доблестного:

В славном успении Твоем / Небеса радуются, / и ангельская возрадовашася воинства, / вся же земля веселится, / песнь Тебе исходную провозглашающи, / Матери всеми Владычествующаго, / Неискусобрачная Пресвятая Дево, / Яже род человеческий избавльшая / прародительнаго осуждения. (2) Славному успению Твоему / небеса радуются, / радостны и Ангельские воинства, / а вся земля веселится, / песнь надгробную возглашая Тебе, / Матери над всем Владычествующего, / брака не познавшая Всесвятая Дева, / род человеческий избавившая / от прародительского осуждения! (2)
От конец стекошася / апостолов лучшии, / богоначальным мановением, погребсти Тя, / и от земли вземлему Тя к высоте зряще, / глас Гавриилов радостию вопияху Тебе: / радуйся, Носило Божества всего. / Радуйся, Едина, земная с Вышними / Рождеством Твоим совокупльшая. От пределов земли собрались / избранные из Апостолов, / по мановению власти Божественной / на погребение Твое, / и Тебя, от земли к высоте поднимающуюся созерцая, / гласом Гавриила в радости взывали Тебе: / “Радуйся, Носительница всего Божества! / Радуйся, Одна, рождением от Тебя Христа / земное с вышним соединившая!
Яже Живот рождшая, / к жизни преминула еси, / честным успением Твоим, / безсмертней, / дориносящим Тя Ангелом, / Началом и Силам, / апостолом и пророком / и всей твари, / приемшу же нетленными дланьми Сыну Твоему / непорочную душу Твою, / Дево Мати Богоневесто. Жизнь носившая во чреве, / Ты к жизни перешла бессмертной / в священном успении Твоем, / когда Тебя сопровождали копьеносцы-Ангелы, / Начальства и Силы, / Апостолы, пророки и все творение, / а Сын Твой нетленными руками / принимал непорочную душу Твою, / Дева-Матерь, Божия Невеста.
Слава, и ныне, глас 6: На безсмертное Твое успение, / Богородице, Мати Живота, / облацы апостолы по воздуху восхищаху, / и, по миру разсеянныя, / во едином лице предсташа пресвятому Твоему телу, / еже и погребше честно, / глас Тебе Гавриилов, поюще, вопияху: / радуйся, Благодатная, Дево, / Мати Безневестная, / Господь с Тобою. / С нимиже, яко Сына Твоего и Бога нашего, моли / спастися душам нашим. Слава, и ныне, глас 6: При бессмертном Твоем успении, / Богородица Матерь Жизни, / облака Апостолов на воздух поднимали / и рассеянных по миру в одном месте поставили / перед пречистым Твоим телом; / и они, погребению предав его благоговейно, / возглас Гавриила воспевая, взывали: / “Радуйся, Благодатная Дева, / Матерь брака не познавшая, Господь с Тобою!” / С ними моли Его, как Сына Твоего и Бога нашего, / о спасении душ наших.
Славословие великое. Славословие великое.

И отпуст:

Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

И дается елей от кандила Пресвятыя Богородицы, и час 1‑й, и конечный отпуст.

Отпуст

Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ
СЛАВНОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

НА ЛИТУРГИИ

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны, 1‑го канона песнь 3‑я, на 4 и 2‑го канона песнь 6‑я, на 4. Аще изволит предстоятель, антифоны праздника. Поем изобразительны; блаженны: 1‑го канона песнь 3‑я на 4, и 2‑го канона песнь 6‑я на 4. Если изволит настоятель, поем антифоны праздника.

Антифон 1, глас 2.

Стих 1: Воскликните Господеви, / вся земля.

Антифон 1

Стих 1: Воскликните Господу, / вся земля. Пс 65:2А

Молитвами Богородицы, Спасе, / спаси нас.

Стих 2: Исповедайтеся Ему, / хвалите имя Его.

По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас.

Стих 2: Прославляйте Его, / хвалите имя Его. Пс 99:4В

Молитвами Богородицы, Спасе, / спаси нас.

Стих 3: Во граде Господа сил, / во граде Бога нашего.

По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас.

Стих 3: Во граде Господа сил, / во граде Бога нашего. Пс 47:9Б

Молитвами Богородицы, Спасе, / спаси нас.

Стих 4: Бысть в мире место Его / и жилище Его в Сионе.

По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас.

Стих 4: Мирным пребыло место Его, и жилище Его на Сионе. Пс 75:3

Молитвами Богородицы, Спасе, / спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе, / спаси нас.

По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас.

Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Антифон 2, глас 2.

Стих 1: Любит Господь врата Сионя / паче всех селений Иаковлих.

Антифон 2

Стих 1: Любит Господь врата Сиона / больше всех селений Иакова. Пс 86:2

Спаси ны, Сыне Божий, / во святых дивен сый, поющия Ти: / аллилуиа. Спаси нас, Сын Божий, / дивный во святых, поющих Тебе: / аллилуия.
Стих 2: Преславная глаголашася о Тебе, / граде Божий. Стих 2: Славное сказано о Тебе, / город Божий. Пс 86:3
Спаси ны, Сыне Божий, / во святых дивен сый, поющия Ти: / аллилуиа. Спаси нас, Сын Божий, / дивный во святых, поющих Тебе: аллилуия.
Стих 3: Бог основа / и в век. Стих 3: Бог основал / его навек. Пс 47:9Г
Спаси ны, Сыне Божий, / во святых дивен сый, поющия Ти: / аллилуиа. Спаси нас, Сын Божий, / дивный во святых, поющих Тебе: аллилуия.
Стих 4: Освятил есть / селение Свое Вышний. Стих 4: Освятил обитель / Свою Всевышний. Пс 45:5
Спаси ны, Сыне Божий, / во святых дивен сый, поющия Ти: / аллилуиа. Спаси нас, Сын Божий, / дивный во святых, поющих Тебе: аллилуия.
Слава, и ныне: Единородный Сыне и Слове Божий: Слава, и ныне: Единородный Сын:

Антифон 3, глас 1.

Стих 1: Готово сердце мое, Боже, / готово сердце мое.

Антифон 3

Стих 1: Готово сердце моё, Боже, / готово сердце моё. Пс 107:2А

Тропарь, глас 1:

Врождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Тропарь, глас 1

При рождении Христа Ты девство сохранила / и по смерти мира не оставила, Богородица: / к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, / и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Стих 2: Что воздам Господеви о всех, / яже воздаде ми. Стих 2: Что воздам я Господу за всё, / что Он воздал мне? Пс 115:3
Тропарь: В рождестве девство сохранила eси: Тропарь: При рождении Христа Ты девство сохранила:
Стих 3: Чашу спасения прииму / и имя Господне призову. Стих 3: Чашу спасения приму / и имя Господне призову. Пс 115:4
Тропарь: В рождестве девство сохранила eси: Тропарь: При рождении Христа Ты девство сохранила:

Вход:

Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. / Спаси ны, Сыне Божий, / молитвами Богородицы / поющия Ти: аллилуиа.

Вход

Придите, поклонимся и припадем ко Христу. / Спаси нас, Сын Божий, / по молитвам Богородицы, / поющих Тебе: Аллилуия.

Тропарь, глас 1:

Врождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Тропарь, глас 1

При рождении Христа Ты девство сохранила / и по смерти мира не оставила, Богородица: / к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, / и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Слава, и ныне: Слава, и ныне:

Кондак, глас 2:

Вмолитвах Неусыпающую Богородицу / и в предстательствах непреложное упование / гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь / к животу престави / во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Кондак, глас 2

Вмолитвах неусыпающую Богородицу / и в ходатайствах надежду непоколебимую / гроб и смертность не удержали. / Ибо Её как Матерь Жизни к жизни перенес / Вселившийся в Её чрево вечно девственное.

Трисвятое. Трисвятое.

Прокимен, глас 3, песнь Богородицы:

Прокимен, глас 3, песнь Богородицы

Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Величает душа моя Господа / и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Лк 1:46 – 48

Апостол
к Филипписием, зачало 240:

Апостол
Послание к Филиппийцам, зачало 240

Братие, сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу. Но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек. Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене. Да о имени Иисусове всяко колено поклонится Небесных, и земных, и преисподних. И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца. Братья, те же мысли да будут в вас, что и во Христе Иисусе: Он, будучи во образе Божием, не считал для Себя хищением быть равным Богу, но Самого Себя умалил, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек. Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Потому и Бог превознес Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь – Иисус Христос, во славу Бога Отца. Флп 2:5–11

Аллилуия, глас 2:

Стих: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Стих: Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея.

Аллилуия, глас 2

Стих: Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11А

Евангелие Луки, зачало 54:

Евангелие от Луки, зачало 54

Во время оно, вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея.

Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е.

В то время вошел Иисус в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой. И у нее была сестра, звавшаяся Марией, которая, сев у ног Господа, слушала слово Его. Марфа же хлопотала о большом угощении и, подойдя, сказала: “Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне”. В ответ же сказал ей Господь: “Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у нее”.

Было же, когда говорил Он это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала Ему: “Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, что Тебя вскормили!” Он же сказал: “Поистине блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!” Лк 10:38–42; 11:27–28

Вместо Достойно:

Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, / како Дева восходит от земли на Небо.

Вместо “Достойно”

Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, / как Дева восходит от земли на небо.

Ирмос, глас 1: Побеждаются естества уставы / в Тебе, Дево Чистая: / девствует бо рождество и живот предобручает смерть; / по рождестве Дева и по смерти жива, / спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. И до отдания. Ирмос, глас 1: Побеждены законы естества / на Тебе, Дева чистая: / при родах девство сохраняется / и с жизнью обручается смерть; / после родов – Дева и по смерти – живая, / всегда спасай, / Богородица, наследие Свое.
И до отдания. И до отдания.

Причастен:

Чашу спасения прииму, / и имя Господне призову. / Аллилуиа, трижды.

Причастен

Чашу спасения приму и имя Господне призову. Аллилуия. (3) Пс 115:4

На трапезе утешение братии. Аще ли будет праздник сей в среду или в пяток, разрешаем точию на рыбу и вино. Аще ли в понедельник, и миряне разрешают на мясо, и сыры и яица. Монаси же точию на рыбу и вино.

Празднуется убо сей праздник девять дней.