1. Как молиться по часам, если я работаю по 8 часов в день?
Ответ: Система Часослова предлагает молиться в любое время в течение каждых трех часов. А если учитывать, что даже полное последование дневных молитвословий занимает не более 15 мин., то время для этого вполне можно найти. Кроме того, есть краткий вариант этих последований, занимающий не более 5 минут (причем в соединении с молитвами трапезы).
2. Можно ли пропускать какие-то последования?
Ответ: Если не нашлось времени или сил для совершения последования Часослова, то оно опускается по принципу - «суббота для человека, а не человек для субботы».
3. Можно ли что-то пропускать в самих последованиях? Например, бывает по три тропаря одному святому.
Ответ: Если говорить конкретно о тропарях, то предполагается, что читающий не все предложенные тропари читает, а выбирает из них один с целью отметить память дня или святого.
4. Нужно ли брать благословение на чтение Часослова?
Ответ: Если под благословением разуметь разрешение, то не нужно, ибо «часовые сроки издавна соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» (св. Киприан Карфагенский).
5. Можно ли вычитывать молитвы Часослова сидя?
Ответ: Во-первых, не нужно ничего вычитывать. Молитвенные Часы должны воспитывать память о Боге и Божьем домостроительстве, а не быть бременем. Что же касается положения тела при молитве, то хотя оно и влияет на наше сознание, однако не до такой степени, чтобы иметь безусловное значение, и если нет возможности предстоять перед Богом телесно, то можно это делать хотя бы духовно.
6. А что делать с утренними и вечерними молитвами из молитвослова? Они же обязательны.
Ответ: Обязательными они стали считаться лишь в XX веке, когда в связи с их появлением были забыты службы суточного круга. При внимательном рассмотрении утренних молитв нельзя не заметить, что они схематично воспроизводят полунощницу с утреней, тогда как молитвы на сон грядущим имитируют вечерню с повечерием. Поэтому использование Часослова делает ненужным использование утренних и вечерних молитв. Примечательно, что древние поместные Церкви не знают утреннего и вечернего правила наших молитвословов.
7. Почему Вы заменили в молитве слово "полунощную" на "утреннюю"? Разве можно менять молитвы святых?
Ответ: Не только можно, но и нужно, если их содержание не соответствует нашим обстоятельствам. Посмотрите на Славословие, совершаемое за богослужениями вечерни, повечерия и утрени, и увидите, что в нем в зависимости от времени суток меняются слова. В связи с этим мне бы еще хотелось обратить внимание на грамматическое соответствие при совершении того или иного моления, когда необходимо менять предложенные в чине окончания в соответствие с тем, кто их совершает. Во всяком случае, когда преп. Мария Египетская причастилась, то всем известную молитву Симеона Богоприимца она стала читать от своего лица, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое». И преп. Зосима не укорил ее за то, что она якобы искажает молитву не только святого старца, но и нашего богослужения.
8. Может ли некрещёный молиться по часам этими молитвами?
Ответ: Может, а если хочет стать членом Церкви, то еще и должен. В древности от готовящихся вступить в Церковь требовалось присутствовать на всех церковных богослужениях, за исключением Литургии верных, ибо участие в общих молитвах и чтение Свящ. Писания было одним из главных условий принятия Таинства Крещения.
9. Как не впасть в духовную прелесть при такой частой молитве?
Ответ: Во-первых, нельзя впасть в то, где уже находишься. С момента прельщения Адама все мы уже с рождения пребываем в прелести. Углубление же этого состояния зависит не от учащения молитвы или ее форм, а от развития гордости.
10. Можно ли молиться по часам вдвоём или втроём?
Ответ: В Апостольские Постановлениях (VIII, 34) мы читаем: «Если невозможно собраться в церкви, то пусть поет псалмы, читает и молится каждый у себя один, или же вдвоем, или втроем; ибо где, – говорит Господь, – двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Mф. 18:20).
11. Нужно ли ходить на церковные службы, если молишься по этому Часослову?
Ответ: Предлагаемый Часослов призван не заменить собою участие в общественном богослужении, а скорее даже подвигнуть к общим молитвенным собраниям, совершаемым в храме или в часовне. В древности христиане не только молились по часам, но и стремились делать это совместно. И даже предписывалось эти молитвословия совершать соборно, с участием священнослужителей, и в случае лишь крайней нужды разрешая делать отступление от этого (см.: Апостольские Постановления. Кн. VIII, 34). С особенной силой и убедительностью настаивают на необходимости и важности церковно-общественной молитвы Египетские Постановления и Каноны св. Ипполита Римского.
12. У нашей Церкви есть Типикон. Где там написано про такую практику молитвы?
Ответ: На всем его протяжении. Только на указания о времени совершения той или иной службы уже давно привыкли не обращать никакого внимания. Хотя о самом зачинателе того Типикона, которым мы пользуемся до сих пор, преп. Савве Освященном рассказывают характерный в этом смысле эпизод. Однажды он, находясь на аудиенции у имп. Юстиниана, пока тот обсуждал со своим квестором его ходатайство, желая соблюсти время суточного богослужения, отойдя в сторонку, тайно начал совершать службу третьего часа. А на упрек своего диакона в невнимании к царю ответил: «Они, сын мой, делают свое дело, а мы должны делать свое».
13. Молился ли таким образом кто-то из древних святых? Или это современный модернизм?
Ответ: Я скажу более, никто из древних святых не совершал молитв таким образом, как это делаем мы. Кстати, и в Древней Руси каждый верующий мог и совершал все службы суточного круга. Так что современным модернизмом является как раз распространенная ныне практика моления, появившаяся по меркам церковной истории совсем недавно.
14. Не у католиков ли Вы заимствовали эту традицию?
Ответ: Это традиция древней Восточной Церкви, которую сохраняют и западные христиане. 37-е правило св. Василия Великого обязывает христиан исполнять молитвы в установленные часы. И обоснование этому там дается такое: «В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Пс. 54:18); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и 90 псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4,5). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний. А что и полунощь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» (Деян. 16,25). И псалмопевец говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс. 118:62). И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс. 118,148). И тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одним из сих времен. Полагаю, что разность и разнообразие молитв и псалмопений в установленные часы полезны и по той причине, что единообразием душа нередко приводится в какое-то равнодушие и рассеяние, а переменою и разнообразием псалмопения и чтения в каждый час вожделение ее приобретает новые силы и трезвенность обновляется».
15. Если я опоздал на 5 минут, можно ли ещё читать службу часа?
Ответ: Конечно, данные в Часослове подразделения времени достаточно условные и сильно зависят о географического нахождения молящегося. Скажем, на родине церковного устава – Палестине, день почти равен ночи, а у живущих в России время восхода и захода солнца постоянно меняется. И если летом у нас восход можно обозначить 3-4 часами утра, то зимой это время принято называть не утром, а ночью. Отсюда следует, что время совершения богослужения можно определять и на глазок, как это было раньше, наблюдая за тем, чтобы утреня начиналась до рассвета и заканчивалась восходом солнца, а шестой час совершался, когда солнце окажется в зените, но так как сейчас все привыкли расписывать время по минутам (в том числе и компьютерная программа должна работать по определенному алгоритму), то и при определении времени богослужения приходится руководствоваться простой симметричностью частей суток. Поэтому в наших Часословах дается не точное время, а лишь промежуток (в 2-3 часа), в который следует вписать то или иное богослужение.
16. Можно ли сдвигать службы Часослова на пару часов вперёд или назад?
Ответ: Согласно Типикону в некоторых случаях не только возможен, но и необходим сдвиг тех или иных служб. Например, Утреню Великой Пятницы наш Устав предписывает совершать с 2-х часов ночи (по-нашему с 20:00), а Утреню Великой Субботы начинать «в 7-й час нощи», (т.е. около 1:00 ночи). Делаться подобное может или из того расчёта, что службы очень длинные и надо успеть их закончить к восходу солнца, или же потому, что содержание их соответствует другому времени.
17. Как лучше начать - читать сразу все последования или прибавлять по одному?
Ответ: Сначала можно ограничиваться последованиями краткого Часослова, ибо начинающим лучше читать мало, но чаще. Кстати, краткий Часослов полезен и тем, у кого время для молитвы ограничено.
18. А как лучше читать Часы - вслух или про себя?
Ответ: Если никого нет рядом, то часовое богослужение лучше совершать вслух[1]. Вообще моление вслух свойственно душе, совершающей псалмопение своими силами, ибо давно замечено, что уста смыкаются невольно лишь тогда, когда на нее воздействует Дух Святый[2], а при естественном способе моления есть возможность голосом создавать необходимое для души настроение: или более радостное, если она подавляется неумеренной печалью, или более сокрушенное, если она недугует нечувствием. При всем этом, однако, нельзя забывать, что псалмопение следует совершать тихим, едва слышным голосом, чтобы уберечь ум от рассеяния[3].
19. Можно ли воздевать руки при домашней молитве?
Ответ: Ввиду тесной связи тела с духом и влиянием первого на последнее применяются и поклоны, и стояние, и воздеяние рук. Поэтому мы и читаем, как подвижники при молитве «падали на лице свое» или «воздевали руки свои к небу»[4], противоборствуя тем самым лукавым духам.
Примечания
[1] Преп. Варсануфия и Иоанна. Руководство к духовной жизни. Отв. 74. С. 58., Отв. 90. С. 66.
[2] Блаж. Диадох Фотиийский. Добротолюбие. Т. 3. Гл. 73. С. 48.
[3] Феолипт, митр. Филадельфийский. Добротолюбие. Т. 5. Слово о сокровенном делании. Гл. 23. С. 173. Ср. св. Игнатий Брянчанинов. Т. 2. С. 200.
[4] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 10. С. 49.
Комментировать