О поклонах при Богослужении

О покло­нах при всяком бого­слу­же­нии1

Сле­дует тво­рить сле­ду­ю­щие крест­ные зна­ме­ния без покло­нов, крест­ные зна­ме­ния с пояс­ными покло­нами и крест­ные зна­ме­ния с зем­ными покло­нами:

  • при началь­ном воз­гласе каждой службы — 3 пояс­ных поклона;
  • на всяком Три­свя­том; «При­и­дите, покло­нимся…»; «Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
  • исклю­че­ния: а) в первой части утрени, до шесто­псал­мия, пола­га­ются только крест­ные зна­ме­ния без покло­нов; б) на Алли­луиа (трижды), во время кафисм в вос­кре­се­нье и празд­нич­ные дни поклоны остав­ля­ются;
  • на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
  • в конце «Достойно есть…» (или Задо­стой­ника) – поклон;
  • при пении, чтении тро­па­рей, конда­ков, стихир, когда слова выра­жают покло­не­ние, надо тво­рить поклон;
  • на каждом про­ше­нии за всеми екте­ни­ями — по поклону;
  • на каждом иерей­ском воз­гласе — по поклону.

О покло­нах во время все­нощ­ного бдения

В начале шесто­псал­мия, при трое­крат­ном «Слава в вышних Богу» — 3 крест­ных зна­ме­ния (без покло­нов!);

  • в сере­дине шесто­псал­мия, при трое­крат­ном «Алли­луиа» – 3 крест­ных зна­ме­ния (без покло­нов!);
  • во время поли­е­лея, при первом и послед­нем вели­ча­нии (кото­рые поются свя­щен­но­слу­жи­те­лями на сере­дине храма) – по зем­ному поклону;
  • на «Слава Тебе Гос­поди…» перед чте­нием Еван­ге­лия и после чтения – по поклону;
  • перед цело­ва­нием свя­того Еван­ге­лия или святой иконы – 2 поклона;
  • после цело­ва­ния – 1 поклон;
  • на каноне, при всех при­пе­вах всех девяти песен – по поклону;
  • на «Вели­чит душа моя Гос­пода», в конце каждой «Чест­ней­шей» – по поклону;
  • на «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» перед вели­ким сла­во­сло­вием — поклон;
  • после вели­кого сла­во­сло­вия на Три­свя­том – 3 поклона.

О покло­нах во время Боже­ствен­ной Литур­гии

За всеми екте­ни­ями на всех про­ше­ниях — по поклону; исклю­че­ние: на про­ше­ниях, пред­на­зна­чен­ных для молитвы огла­шен­ных, как то: «Помо­ли­теся, огла­шен­нии, Гос­по­деви» и «Огла­шен­нии, главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните» поклон тво­рить не сле­дует;

  • на всех иерей­ских воз­гла­сах — по поклону;
  • после малого входа, во время пения «При­и­дите, покло­нимся» — поклон;
  • на воз­гласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • на «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя» – поклон;
  • на воз­глас диа­кона «И во веки веков» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • на Три­свя­том – 3 поклона;
  • на «Слава Тебе, Гос­поди…» перед чте­нием Еван­ге­лия и после него – по поклону;
  • при вели­ком входе, когда свя­щен­ник воз­гла­шает «Вас и всех пра­во­слав­ных хри­стиан» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • по окон­ча­нии Херу­вим­ской песни, во время пения «Алли­луиа» – 3 поклона;
  • в начале Сим­вола веры – крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • в конце Сим­вола веры, на «…чаю вос­кре­се­ния мерт­вых…» – поклон;
  • на «Мило­сти мира», на каждом воз­гласе диа­кона или свя­щен­ника — пояс­ной поклон;
  • на воз­гласе «Бла­го­да­рим Гос­пода», при пении «Достойно и пра­ведно есть покла­ня­тися…» – земной поклон;
  • при Гос­под­них словах: «При­и­мите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глу­бо­кому пояс­ному поклону;
  • по освя­ще­нии Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задо­стой­ника) – земной поклон;
  • после «Достойно есть» или Задо­стой­ника – поклон;
  • на «Отче наш», в начале — земной поклон;
  • на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лука­ваго») — поклон;
  • на воз­гласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
  • при первом явле­нии Св. Даров, на воз­гласе «Со стра­хом Божиим…» — земной поклон;
  • после чтения молитвы ко При­ча­стию «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую…», все при­част­ники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непри­ча­ща­ю­щи­еся – пояс­ной;
  • при втором явле­нии Святых Даров, на воз­гласе «Всегда, ныне и присно…» все непри­ча­щав­ши­еся – земной поклон, а при­ча­щав­ши­еся – пояс­ной;
  • при чтении заам­вон­ной молитвы стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой.

Кроме этих покло­нов суще­ствуют еще и сле­ду­ю­щие:

При воз­гла­сах «Мир всем» или «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа…», когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет народ, – пре­кло­нить голову, без крест­ного зна­ме­ния;

  • при отпу­сте без Креста – пре­кло­нить голову, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при чтении Еван­ге­лия – стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой;
  • при каж­де­нии – отве­чать кадя­щему покло­ном, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при воз­гласе «Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните» – пре­кло­нить голову;
  • при отпу­сте с Кре­стом – поклон с крест­ным зна­ме­нием;
  • при осе­не­нии моля­щихся Кре­стом, Еван­ге­лием, иконой или Чашей — поклон с крест­ным зна­ме­нием;
  • при осе­не­нии моля­щихся све­чами или рукою – поклон без крест­ного зна­ме­ния.

При­ме­ча­ние:

1 Пра­вила о земных покло­нах не отно­сятся к вос­крес­ным дням. Подроб­нее: О недо­пу­сти­мо­сти земных покло­нов в дни вос­крес­ные.

текст при­во­дится по изда­нию: Пат­ри­ар­ший Пра­во­слав­ный кален­дарь. Настав­ле­ния святых отцов о молитве. 2008. Автор-соста­ви­тель Е.Ю. Голов. Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, 2007. 5–9 фев­раля.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки