5 Ответов
Исследователи Библии находят основание думать, что славословие «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» Мф.6:13, изначально было богослужебной формулой 1Пар.29:10-13, а с течением времени внесено в текст молитвы Господней. Поэтому по древнему богослужебному праву эти слова произносят священники.
Подробнее читайте толкование Лопухина А.П.
В домашнем молитвенном правиле есть свобода выбора слов.
Отвечу подробно, потому как здесь есть несколько интересных аспектов.
1. Если заметили, используемый в Церкви текст молитвы "Отче наш..." скомпилирован - из Евангелия от Матфея (большая часть), и вставкой из Евангелия от Луки. Как считают литургисты, это сделано для провозглашения о равной ценности обоих вариантов молитвы.
2. Богослужения в Церкви осуществляются не произвольно, но в соответствии с определённым порядком. Этот порядок определяет: время богослужений; очередность их следования; состав неизменяемых текстов, молитв и пений; указания об использовании изменяемых вставок; тексты различных молитв; прочее.
3. Непосредственным источником текста для скомпилированной молитвы "Отче наш..." является Часослов (Часовник) - специальная богослужебная книга. Первоначальный текст Часослова был составлен в VI веке Саввой Освященным, древним иерусалимским монахом, при разработке т.н. Иерусалимского богослужебного устава, элементы которого используются до сих пор.
4. Часослов предусматривает, что после прочтения большей части молитвы "Отче наш..." её необходимо дополнить последней частью, именно возгласом иерея "Яко твое есть царство...". Такой порядок указывает на совместность участия в молитве прихожан и священника, об их единстве в главной молитве Церкви. Заметим, что чтение и пение молитв от имени прихожан осуществляет клир. Заметим ещё, что у иудеев отсутствовало такое единство священства и богомольцев.
Да, окончание не только можно, но и нужно произносить в отсутствии священника.
В "Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной" (Ч. 2, вопрос 28) сказано:
Хотя миряне и не произносят слов сих, но ничто тому не препятствует. Ибо, дабы придать большую важность сей молитве, во время молитвословий общественных, произносит слова сии Священник, равно как и во время частных, если он присутствует. В случае же отсутствия Священника не погрешит и мирянин, если во время частного молитвословия произнесет оные, подобно как и другие слова Евангелия. Посему никогда не должно отделять сих слов от молитвы Господней. Ибо по самому простому рассуждению видеть можно, что во время общественных молитв произносят оные Священник только для большей важности, как повелела Церковь.
Прот. Андрей Ткачёв:
В храмовом богослужении эти слова произносит священник и добавляет к ним славословие Троицы, имена Отца, Сына, и Святого Духа. В силу этой многовековой практики миряне даже боятся произнести слова «ибо Твое есть Царство». Боятся сделать то, что, как им кажется, по праву принадлежит лишь иереям. Но чтение Господней молитвы наедине предполагает, по крайней мере позволяет произносить слова так, как они даны в Евангелии. Этими словами человек исповедует, что Бог силен исполнить просимое, что Слава (взамен нынешней человеческой униженности) и Царство (взамен нынешнего мятежного многоначалия) – у Него.