Честь

Честь

1) хоро­шая репу­та­ция;
2) ува­же­ние, почёт (2Ездр.8:4);
3) сово­куп­ность высших морально-нрав­ствен­ных качеств чело­века (напри­мер, цело­муд­рие и бла­го­род­ство и др.);
4) досто­ин­ство, статус (Эсф.3:13).

Честь в хри­сти­ан­ском пони­ма­нии

В глу­бо­ком хри­сти­ан­ском осмыс­ле­нии поня­тие «честь», в зна­че­нии «сово­куп­ность высших морально-нрав­ствен­ных качеств чело­века», опре­де­ля­ется исходя из дог­ма­ти­че­ского учения Церкви о чело­веке как о тво­ре­нии Божьем, создан­ном по образу и подо­бию Божию, из учения Церкви о высшем при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века, из хри­сти­ан­ского нра­во­уче­ния. На основе хри­сти­ан­ского под­хода рас­кры­ва­ется и смысл таких зна­че­ний слова «честь», как «хоро­шая репу­та­ция», «ува­же­ние, почет», «досто­ин­ство». Вне же хри­сти­ан­ства интер­пре­та­ция слова «честь» может стро­иться на совер­шенно иных осно­ва­ниях. Это значит, что тот, кто явля­ется обла­да­те­лем чести с точки зрения хри­стиан, со сто­роны ино­вер­цев или бого­бор­цев может счи­таться бес­чест­ным.

От чего зави­сит честь хри­сти­а­нина

Честь хри­сти­а­нина зави­сит от его отно­ше­ния ко Христу и к учению Церкви, и от того, насколько он под­ра­жает Христу, сле­дует учению и руко­вод­ству Церкви. Чело­век, стре­мя­щийся идти по пути, ука­зан­ному Хри­стом, имеет пра­виль­ные морально-нрав­ствен­ные ори­ен­тиры, а значит и пра­виль­ное пред­став­ле­ние о чести. И наобо­рот, чело­век, ори­ен­ти­ру­ю­щийся не на хри­сти­ан­ские, а на анти­хри­сти­ан­ские цен­но­сти, рис­кует утвер­диться (если уже не утвер­дился) в ложном пред­став­ле­нии о чести.

Как честь соот­но­сится с сове­стью

«Совесть под­ска­зы­вает. Честь дей­ствует», – гово­рил ака­де­мик Дмит­рий Сер­ге­е­вич Лиха­чев. Совесть вло­жена в чело­века Богом, она – внут­рен­ний страж души. Совесть всегда исхо­дит из глу­бины сердца, и, при­слу­ши­ва­ясь к ее голосу, ста­ра­ясь пра­вильно сле­до­вать ему, чело­век (при помощи Божьей) очи­ща­ется. 

Как честь соот­но­сится с репу­та­цией

Репу­та­ция чело­века свя­зана с тем, как он про­яв­ляет себя в соци­уме, как «подаёт», как вос­при­ни­ма­ется окру­жа­ю­щими его людьми. Однако внеш­няя само­по­дача далеко не всегда соот­вет­ствует внут­рен­нему морально-нрав­ствен­ному состо­я­нию чело­века. Бес­чест­ный чело­век может сфор­ми­ро­вать свой имидж таким обра­зом, что окру­жа­ю­щие будут вос­при­ни­мать его как чело­века высо­кого досто­ин­ства, как чело­века чести. В то же время репу­та­цию дей­стви­тельно достой­ного чело­века можно искус­ственно под­пор­тить, скажем, при помощи целе­на­прав­лен­ной или «неча­ян­ной» кле­веты (исто­рии известно немало святых, стра­дав­ших от кле­вет­ни­че­ских обви­не­ний: опять же, в наши дни такое может про­ис­хо­дить, напри­мер, в рамках жест­кой кон­ку­рент­ной борьбы в пери­оды пред­вы­бор­ных кам­па­ний). «Респек­та­бель­ный чело­век» – гово­рят о каком-нибудь хорошо одетом и успеш­ном биз­не­смене, взирая на его внеш­ний вид, на его внеш­ние соци­аль­ные про­яв­ле­ния. Но каков он внутри? Часто поче­сти воз­да­ются тому, кто обла­дает опре­де­лен­ным соци­аль­ным ста­ту­сом, без всякой связи с его лич­ными каче­ствами, и, напро­тив, не воз­да­ются тому, кто не выка­зы­вает себя чело­ве­ком чести, а дей­стви­тельно явля­ется тако­вым.

Как честь соот­но­сится с бла­го­род­ством и цело­муд­рием

Архи­манд­рит Платон (Игум­нов) пишет: «Честь – это внут­рен­нее, данное самому себе право оце­ни­вать себя и своё суще­ство­ва­ние в кате­го­риях само­ува­же­ния. Объ­ек­тив­ными фак­то­рами, даю­щими право на честь, явля­ются цело­муд­рие и бла­го­род­ство. Цело­муд­рие – иде­аль­ная аксио­ло­ги­че­ская норма при­род­ного состо­я­ния. Бла­го­род­ство – иде­аль­ная аксио­ло­ги­че­ская норма лич­ност­ного состо­я­ния».

В чем состоит честь хри­сти­а­нина

Св. Симеон Новый Бого­слов пишет: «Честь состоит в том, чтобы почи­тать всех, Бога же прежде всего, и запо­веди Его стя­жа­вать себе, как богат­ство, пре­тер­пе­вая ради них обиды, зло­сло­вия и поно­ше­ния вся­кого рода. Ибо когда ты, душа, пред­при­мешь какое-либо дело ради чести и славы Божией, и за него нане­сут тебе обиды и уни­чи­же­ния, тогда ты достигла проч­ной чести и славы, потому что <здесь-то>, конечно, и придет к тебе слава Божия, тогда тебя вос­хва­лят все Ангелы, так как ты почтила Бога, кото­рого и они про­слав­ляют». По мнению же св. Иоанна Зла­то­уста, «честь чело­века состоит в доб­ро­де­тели, в помыш­ле­нии о буду­щем, в том, чтобы делать все для буду­щей вечной жизни и пре­зи­рать насто­я­щее».

Бывает ли честь нехри­сти­ан­ской

Бывает. К тако­вой, в част­но­сти, отно­сится дво­рян­ская честь (кото­рая не поз­во­ляет дво­ря­нину рабо­тать руками), воров­ская честь (не поз­во­ляет вору сотруд­ни­чать с вла­стями) и такое «дело чести», как дуэль. Все упо­мя­ну­тые выше виды «чести» никак нельзя при­знать хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­лью.

Что такое бес­че­стие

Нельзя ска­зать, что слово «честь» при­над­ле­жит к хри­сти­ан­скому лек­си­кону, но слово «бес­че­стие» (о поступ­ках и т. д.) в него явно входит. Бес­че­стие – это позор, кото­рому под­вер­гают чело­века, его бес­че­стят. Вспом­ним эпизод из жизни рим­ского граж­да­нина, свя­того апо­стола Павла (Деян.22:24-30). Бес­че­стию стре­ми­лись под­верг­нуть Самого Христа. Кто? Не уве­ро­вав­шие в Него иудеи (при помощи римлян). В резуль­тате над Ним глу­ми­лись, Его били и убили. Но Спа­си­тель от этого бес­чест­ным не стал, бес­чест­ными стали мучи­тели, изде­вав­ши­еся над Ним. И это повод для раз­мыш­ле­ния о том, что пра­вед­ный чело­век, поз­во­ля­ю­щий под­вер­гать себя неспра­вед­ли­вому бес­че­стию, при этом чести не теряет.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки