Главная » Алфавитный раздел » Д » Достоинство

Достоинство

(4 голоса: 5 из 5)

 

Понятие досто́инство выражает отношение человека к жизни, ее смыслу и ценностям.
В онтологическом смысле с понятием достоинства связывается, во-первых, представление об уникальности человека как образа Божьего, как носителя нравственного и религиозного сознания, занимающего высшую ступень в иерархии личности. Во-вторых, достоинство человека следует понимать как неисчерпаемость, богатство и благолепие внутреннего мира человеческой личности, который выявляется в его облике и в созидательной творческой деятельности.
В этическом смысле достоинство есть не что иное, как следование нравственному закону и указаниям праведной совести, как доблесть в исполнении долга и высокого человеческого призвания.
В религиозно-духовном смысле достоинство означает степень преображения человека сверхъестественной Божественной благодатью.

Чувство высокого личного достоинства в миру: движитель карьерного роста или греховная страсть?

В наше время нередко приходится слышать, что без чувства высокого собственного достоинства невозможно добиться успешности (выбиться в люди, стать личностью, сделать себе имя и пр.).

Так ли это? Чувство внутреннего достоинства — важная особенность человеческой личности. Однако значение этого понятия далеко не всегда осмысливается в правильном ключе.

Многие современные люди считают, что достоинство человека тем выше, чем выше его положение в обществе, чем выше он в отношении окружающих. При этом «высота» статуса определяется: званием, должностью, чином или саном, обладанием связями, уровнем признания, престижностью «друзей» и т.п. Нередко такого рода «достоинство» выказывается его обладателями дополнительно через подчеркнутое пренебрежение к окружающим (включая представителей власти и правопорядка), мол, кто Я, а кто ты?

Полагая, что внутреннее «достоинство» связано с успешностью как следствие с причиной, сторонники этой позиции не отрицают и обратного: вера в высокое достоинство личного «Я» может стать причиной и движителем успеха. Ведь человек, сознающий внутреннее превосходство над другими людьми, имеет боолее ярко выраженные амбиции, а значит и более сильный мотив, более сильную потребность в карьерном или творческом росте. Стало быть, в деле достижения успешности он будет прилагать гораздо больше усилий, стараний, изобретательности, чем тот, кто согласен удовлетворяться жизнью «простачка».

Имея это в соображении, некоторые родители считают естественным формировать у своих детей высокую самооценку, что, нередко приводит к высокому самомнению, гордости, надменности, тщеславию. Ты — лучший, говорят они своему чаду, ты должен знать себе цену; ты не должен общаться с тем-то и тем-то, ведь он — тебе не ровня.

Что на это сказать? Указывать человеку на его достоинство и можно, и нужно. Другое дело, что при этом необходимо правильно объяснять, в чём, прежде всего, оно состоит (должно состоять).

В христианстве достоинство человека усматривается в том, что он создан по образу и подобию Божьему (Быт.1:26). Чем в большей степени он уподоблен Создателю, чем ближе к Нему духовно, чем выше его нравственная чистота, добродетельность, праведность, тем выше достоинство.

Примером контраста мирского и духовного отношения к достоинству служит притча Христа о Лазаре и богаче (Лк.16:19-31).

Первый был не просто бедняком, но презираемым нищим. Казалось бы, о каком достоинстве тут можно говорить? Второй, напротив, был богат, уважаем. Одним словом, «достойный» человек. Чего в очах Божьих стоило достоинство каждого, стало ясно после их смерти. Нищий Лазарь был удостоен лона Авраамова, тогда как богач — страшных адовых мук.

Но значит ли это, что Церковь запрещает карьерный рост? Нет, не значит. История знает множество святых, реализовавших себя на поприще науки, литературы, искусства, знает святых полководцев и флотоводцев, святых правителей, князей и царей.

Стремление добиться успеха бывает греховным тогда, когда оно основывается на надменном желании превознестись над людьми, на гордости, пренебрежении ближними, поиске земной славы, тленных богатств. В таком карьеристе, конечно, угадываются греховные страсти и пороки.

***

иеромонах Макарий (Маркиш):
Достоинство человека – это соответствие его своему предназначению, соответствие Божьему промыслу о себе. Однако личное достоинство человека неравнозначно достоинству человеческой природы. Впадая в грех, человек опускается ниже своей природы; присущее человеку первозданное богоподобие повреждено и отчасти утрачено. Вместе с ним, в той или иной мере, утрачивается наше личное достоинство.
Возвращение богоподобия, избавление от греха и его последствий стало возможным благодаря подвигу Христа – Сына Божия, Который Своими крестными страданиями и Воскресением возвратил верующему в Него человечеству способность освобождаться от греха, идти путём добра и святости, что и составляет цель сознательной человеческой жизни.

Святитель Николай Сербский:
…есть одно достоинство выше священнического, которое доступно всем верным, если они захотят стяжать его. Это – святость.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru