Досто­ин­ство

***

Досто́инство — 1) сово­куп­ность поло­жи­тель­ных качеств (пример: Боже­ствен­ное досто­ин­ство; досто­ин­ство чело­века как создан­ного по образу и подо­бию Божьему); 2) поло­жи­тель­ное каче­ство (пример: досто­ин­ство про­из­ве­де­ния); 3) звание, сан (пример: воз­ве­сти в архи­ерей­ское досто­ин­ство); 4) цен­ность, сто­и­мость.

Поня­тие «досто­ин­ство», при­ме­ни­тельно к чело­веку, свя­зано с его отно­ше­нием к жизни и ее смыслу, к духовно-нрав­ствен­ным цен­но­стям.

В онто­ло­ги­че­ском смысле с поня­тием досто­ин­ства свя­зы­ва­ется, во-первых, пред­став­ле­ние об уни­каль­но­сти чело­века как образа Божьего, как носи­теля нрав­ствен­ного и рели­ги­оз­ного созна­ния, зани­ма­ю­щего высшую сту­пень в иерар­хии лич­но­сти. Во-вторых, досто­ин­ство чело­века сле­дует пони­мать как неис­чер­па­е­мость, богат­ство и бла­го­ле­пие внут­рен­него мира чело­ве­че­ской лич­но­сти, кото­рый выяв­ля­ется в его облике и в сози­да­тель­ной твор­че­ской дея­тель­но­сти.

В эти­че­ском смысле досто­ин­ство есть не что иное, как сле­до­ва­ние нрав­ствен­ному закону и ука­за­ниям пра­вед­ной сове­сти, как доб­лесть в испол­не­нии долга и высо­кого чело­ве­че­ского при­зва­ния.

В рели­ги­озно-духов­ном смысле досто­ин­ство озна­чает сте­пень пре­об­ра­же­ния чело­века сверхъ­есте­ствен­ной Боже­ствен­ной бла­го­да­тью.

***

Чув­ство высо­кого лич­ного досто­ин­ства в миру: дви­жи­тель карьер­ного роста или гре­хов­ная страсть?

В наше время нередко при­хо­дится слы­шать, что без чув­ства высо­кого соб­ствен­ного досто­ин­ства невоз­можно добиться успеш­но­сти (выбиться в люди, стать лич­но­стью, сде­лать себе имя и пр.).

Так ли это? Чув­ство внут­рен­него досто­ин­ства — важная осо­бен­ность чело­ве­че­ской лич­но­сти. Однако зна­че­ние этого поня­тия далеко не всегда осмыс­ли­ва­ется в пра­виль­ном ключе.

Многие совре­мен­ные люди счи­тают, что досто­ин­ство чело­века тем выше, чем выше его поло­же­ние в обще­стве, чем выше он в отно­ше­нии окру­жа­ю­щих. При этом «высота» ста­туса опре­де­ля­ется: зва­нием, долж­но­стью, чином или саном, обла­да­нием свя­зями, уров­нем при­зна­ния, пре­стиж­но­стью «друзей» и т.п. Нередко такого рода «досто­ин­ство» выка­зы­ва­ется его обла­да­те­лями допол­ни­тельно через под­черк­ну­тое пре­не­бре­же­ние к окру­жа­ю­щим (вклю­чая пред­ста­ви­те­лей власти и пра­во­по­рядка), мол, кто Я, а кто ты?

Пола­гая, что внут­рен­нее «досто­ин­ство» свя­зано с успеш­но­стью как след­ствие с при­чи­ной, сто­рон­ники этой пози­ции не отри­цают и обрат­ного: вера в высо­кое досто­ин­ство лич­ного «Я» может стать при­чи­ной и дви­жи­те­лем успеха. Ведь чело­век, созна­ю­щий внут­рен­нее пре­вос­ход­ство над дру­гими людьми, имеет боолее ярко выра­жен­ные амби­ции, а значит и более силь­ный мотив, более силь­ную потреб­ность в карьер­ном или твор­че­ском росте. Стало быть, в деле дости­же­ния успеш­но­сти он будет при­ла­гать гораздо больше усилий, ста­ра­ний, изоб­ре­та­тель­но­сти, чем тот, кто согла­сен удо­вле­тво­ряться жизнью «про­стачка».

Имея это в сооб­ра­же­нии, неко­то­рые роди­тели счи­тают есте­ствен­ным фор­ми­ро­вать у своих детей высо­кую само­оценку, что, нередко при­во­дит к высо­кому само­мне­нию, гор­до­сти, над­мен­но­сти, тще­сла­вию. Ты — лучший, гово­рят они своему чаду, ты должен знать себе цену; ты не должен общаться с тем-то и тем-то, ведь он — тебе не ровня.

Что на это ска­зать? Ука­зы­вать чело­веку на его досто­ин­ство и можно, и нужно. Другое дело, что при этом необ­хо­димо пра­вильно объ­яс­нять, в чём, прежде всего, оно состоит (должно состо­ять).

В хри­сти­ан­стве досто­ин­ство чело­века усмат­ри­ва­ется в том, что он создан по образу и подо­бию Божьему (Быт.1:26). Чем в боль­шей сте­пени он упо­доб­лен Созда­телю, чем ближе к Нему духовно, чем выше его нрав­ствен­ная чистота, доб­ро­де­тель­ность, пра­вед­ность, тем выше досто­ин­ство.

При­ме­ром кон­тра­ста мир­ского и духов­ного отно­ше­ния к досто­ин­ству служит притча Христа о Лазаре и богаче (Лк.16:19–31).

Первый был не просто бед­ня­ком, но пре­зи­ра­е­мым нищим. Каза­лось бы, о каком досто­ин­стве тут можно гово­рить? Второй, напро­тив, был богат, ува­жаем. Одним словом, «достой­ный» чело­век. Чего в очах Божьих стоило досто­ин­ство каж­дого, стало ясно после их смерти. Нищий Лазарь был удо­стоен лона Авра­амова, тогда как богач — страш­ных адовых мук.

Но значит ли это, что Цер­ковь запре­щает карьер­ный рост? Нет, не значит. Исто­рия знает мно­же­ство святых, реа­ли­зо­вав­ших себя на поприще науки, лите­ра­туры, искус­ства, знает святых пол­ко­вод­цев и фло­то­вод­цев, святых пра­ви­те­лей, князей и царей.

Стрем­ле­ние добиться успеха бывает гре­хов­ным тогда, когда оно осно­вы­ва­ется на над­мен­ном жела­нии пре­воз­не­стись над людьми, на гор­до­сти, пре­не­бре­же­нии ближ­ними, поиске земной славы, тлен­ных богатств. В таком карье­ри­сте, конечно, уга­ды­ва­ются гре­хов­ные стра­сти и пороки.

***

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):
Досто­ин­ство чело­века – это соот­вет­ствие его своему пред­на­зна­че­нию, соот­вет­ствие Божьему про­мыслу о себе. Однако личное досто­ин­ство чело­века нерав­но­значно досто­ин­ству чело­ве­че­ской при­роды. Впадая в грех, чело­век опус­ка­ется ниже своей при­роды; при­су­щее чело­веку пер­во­здан­ное бого­по­до­бие повре­ждено и отча­сти утра­чено. Вместе с ним, в той или иной мере, утра­чи­ва­ется наше личное досто­ин­ство.
Воз­вра­ще­ние бого­по­до­бия, избав­ле­ние от греха и его послед­ствий стало воз­мож­ным бла­го­даря подвигу Христа – Сына Божия, Кото­рый Своими крест­ными стра­да­ни­ями и Вос­кре­се­нием воз­вра­тил веру­ю­щему в Него чело­ве­че­ству спо­соб­ность осво­бож­даться от греха, идти путём добра и свя­то­сти, что и состав­ляет цель созна­тель­ной чело­ве­че­ской жизни.

Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский:
…есть одно досто­ин­ство выше свя­щен­ни­че­ского, кото­рое доступно всем верным, если они захо­тят стя­жать его. Это – свя­тость.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки