Что такое послушание

игумен Игна­тий (Душеин)

Не секрет, что для цер­ков­ной жизни насто­я­щего вре­мени харак­терна утрата живой пре­ем­ствен­но­сти под­лин­ного духов­ного опыта, пра­виль­ных духов­ных ори­ен­ти­ров. Ситу­а­цию эту можно срав­нить с поло­же­нием раз­вед­чика, сбро­шен­ного в незна­ко­мую мест­ность с картой в руках. На карте ука­зано куда идти, где что нахо­дится, где дорога и где опас­ность, но раз­вед­чик ни разу не ходил по этой мест­но­сти, не может отли­чить гору от реки и дорогу от про­па­сти, и заме­ча­тель­ная карта для него – китай­ский иеро­глиф.

Повто­рим, за послед­нее сто­ле­тие духов­ная пре­ем­ствен­ность пре­рва­лась почти пол­но­стью. Духов­ный опыт жизни во Христе, реаль­ный опыт спа­се­ния дошел до нас не в живых лич­но­стях, а в книгах ими напи­сан­ных. “Всякая книга, хотя бы испол­нен­ная бла­го­дати Духа, но напи­сан­ная на бумаге, а не на живых скри­жа­лях имеет много мерт­во­сти: не при­ме­ня­ется к чита­ю­щему ее чело­веку! Потому-то живая книга – бес­ценна!” 2. Так писал в сере­дине XIX века свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Истин­ность этих слов стала оче­вид­ной осо­бенно сейчас.

Как ни пара­док­сально, но испол­нен­ные бла­го­дати Духа Божия книги Святых Отцов могут повре­дить совре­мен­ному чита­телю. Поль­зо­ваться рецеп­тами Отцов, живших в древ­но­сти и писав­ших для людей дру­гого духов­ного уровня, без учета осо­бен­но­стей нашего вре­мени, без учета состо­я­ния душ совре­мен­ных хри­стиан, очень опасно. Неко­то­рые вещи, в преж­ние вре­мена много похва­ля­е­мые от Отцов, сде­ла­лись просто невоз­мож­ными в наше время, что, в свою оче­редь, также было обос­но­вано Свя­тыми Отцами.

Одним из под­вод­ных камней в духов­ной жизни очень многих совре­мен­ных пра­во­слав­ных хри­стиан ста­но­вится вопрос о духов­ном руко­вод­стве и послу­ша­нии.

Про­блема, во-первых, в том, что словом “послу­ша­ние” могут обо­зна­чаться совер­шенно разные вещи. С одной сто­роны “послу­ша­ние – это такой образ житель­ства послуш­ника в древ­них мона­сты­рях, при кото­ром он доб­ро­вольно отка­зы­вался от любого про­яв­ле­ния соб­ствен­ной воли и посту­пал в полное пови­но­ве­ние старцу – чело­веку, не только пре­успев­шему в духов­ной жизни, но и полу­чив­шему от Бога даро­ва­ние руко­во­дить других (этот момент осо­бенно важен, ибо Св. Отцы ука­зы­вают, что само по себе духов­ное пре­успе­я­ние без “дара рас­суж­де­ния” недо­ста­точно для руко­вод­ства ближ­них в деле спа­се­ния). Такое послу­ша­ние – удел древ­но­сти, о чем пишет свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): “Ино­че­ское послу­ша­ние, в том виде и харак­тере, как оно про­хо­ди­лось в среде древ­него мона­ше­ства, есть высо­кое духов­ное таин­ство. Пости­же­ние его и полное под­ра­жа­ние ему соде­ла­лись для нас невоз­мож­ными: воз­можно одно бла­го­го­вей­ное бла­го­ра­зум­ное рас­смат­ри­ва­ние его, воз­можно усво­е­ние духа его” 3.

Такое послу­ша­ние невоз­можно без старца, и, даже если есть старец, оно очень затруд­ни­тельно при отсут­ствии воз­мож­но­сти непре­стан­ного житель­ства при нем.

Однако, как известно, спрос дик­тует пред­ло­же­ние. Поиг­рать в духо­нос­ных настав­ни­ков – соблазн серьез­ный. Кроме уго­жде­ния своему тще­сла­вию “старец” может при­об­ре­сти в этой игре и многие чисто земные выгоды. О таких горе-стар­цах писал свя­ти­тель Игна­тий: “Если же руко­во­ди­тель начнет искать послу­ша­ние себе, а не Богу, – не достоин он быть руко­во­ди­те­лем ближ­него! Он не слуга Божий! – Слуга диа­вола, его орудие, его сеть! “Не будите раби чело­ве­ком” (1Кор.7:23), – заве­щает Апо­стол” 4; “…душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний, да ведуют, что самое их наме­ре­ние, самые мысли и поня­тия их о вели­ком ино­че­ском дела­нии – послу­ша­нии, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть само­обо­льще­ние и бесов­ская пре­лесть.” 5.

Часто многие насто­я­тели при­хо­дов и мона­сты­рей пола­гают, что сама по себе их долж­ность уже предо­став­ляет им право быть духов­ными руко­во­ди­те­лями своих под­чи­нен­ных. Созна­тельно или по неве­де­нию они путают духов­ное послу­ша­ние с дис­ци­пли­нар­ными “послу­ша­ни­ями”. В реаль­ной цер­ков­ной жизни, осо­бенно в мона­сты­рях, слово “послу­ша­ние” закре­пи­лось за всеми видами работ в мона­стыре. Куда палом­ника или послуш­ника не пошлют рабо­тать – всюду он “на послу­ша­нии”. В такой тер­ми­но­ло­гии нет ничего страш­ного, если пом­нить что такое духов­ное послу­ша­ние (о чем было напи­сано выше) и что такое дис­ци­пли­нар­ное послу­ша­ние, и не сме­ши­вать эти две разные вещи. А сме­ши­вают их нередко и сами насто­я­тели для удоб­ства управ­ле­ния при­хо­дом или оби­те­лью. К при­меру: хочет батюшка чтобы при­хо­жанка просфоры пекла. Если просто скажет: “Марья, просфоры испеки”, она может и отка­заться, а если изре­чет: “Тебе, Мария, послу­ша­ние: испечь к зав­траш­ней службе просфоры” – успех гаран­ти­ро­ван. К сожа­ле­нию, этот успех может иметь поло­жи­тель­ный харак­тер лишь в земном плане. В духов­ном плане он вреден, так как осно­ван на лжи.

Каждый хри­сти­а­нин сво­бо­ден в выборе духов­ного руко­во­ди­теля. Эта сво­бода не может отни­маться ни насто­я­те­лем при­хода, ни намест­ни­ком мона­стыря. Она не может быть при­чи­ной отлу­че­ния от при­ча­стия или недо­пу­ще­ния на испо­ведь к другим свя­щен­ни­кам (бывает и такое: намест­ник мона­стыря тре­бует, чтобы вся братия испо­ве­до­ва­лась и окорм­ля­лась только у него, а насто­я­тель при­хода не допус­кает к испо­веди и при­ча­стию при­хо­жан, кото­рые ездят сове­то­ваться по духов­ным вопро­сам к дру­гому батюшке).

Неко­то­рые горе-старцы и горе-ста­рицы тре­буют от под­чи­нен­ных даже откро­ве­ния помыс­лов! Свя­ти­тель Игна­тий писал по этому поводу: “При­чина откро­вен­но­сти о пред­ме­тах духов­ных, – дове­рен­ность к настав­ля­ю­щему лицу, а дове­рен­ность к лицу вну­ша­ется точным позна­нием лица… Напро­тив того: “Кому не изве­ща­ва­ется сердце, тому не откры­вай его”, – гово­рит вели­кий настав­ник иноков пре­по­доб­ный Пимен, еги­пет­ский пустын­ник” 6. О том, что долж­ность или сан сами по себе дают право на знание помыс­лов и сер­деч­ных глубин под­чи­нен­ного, нигде у Отцов не ска­зано.

“Всякий духов­ный настав­ник должен быть только слугою Жениха небес­ного, должен при­во­дить души к Нему, а не к себе, должен воз­ве­щать им о бес­ко­неч­ной, неиз­ре­чен­ной кра­соте Христа, о без­мер­ной бла­го­сти Его и силе: пусть они полю­бят Христа, точно достой­ного любви. А настав­ник пусть, подобно вели­кому и сми­рен­ному Кре­сти­телю, стоит в сто­роне, при­знает себя за ничто, раду­ется своему ума­ле­нию пред уче­ни­ками, ума­ле­нию, кото­рое служит при­зна­ком их духов­ного пре­успе­я­ния” 7 – пишет свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Всякая пре­тен­зия на власть (духов­ную, а не только дис­ци­пли­нар­ную) явля­ется, таким обра­зом, пока­за­те­лями или духов­ной незре­ло­сти или лож­ного прелест­ного направ­ле­ния “руко­во­ди­теля”.

Нужен ли совре­мен­ному хри­сти­а­нину путь послу­ша­ния, в том виде, в каком он был у древ­них послуш­ни­ков? Такой путь был недо­сту­пен для мирян даже в цве­ту­щие вре­мена хри­сти­ан­ства.

Нужен ли совре­мен­ному хри­сти­а­нину духов­ный руко­во­ди­тель? Он был нужен всем и всегда. Вопрос в том, а есть ли воз­мож­ность его обре­сти? “Не утом­ляй себя напрасно иска­нием настав­ни­ков: наше время, бога­тое лже­учи­те­лями, крайне скудно в настав­ни­ках духов­ных. Их заме­няют для подвиж­ника писа­ния Оте­че­ския, – писал свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) более ста лет назад. – Поста­райся найти хоро­шего, доб­ро­со­вест­ного духов­ника. Если най­дешь его, – и тем будь дово­лен, ныне доб­ро­со­вест­ные духов­ники – вели­кая ред­кость” 8. Как видно, Свя­ти­тель четко раз­гра­ни­чи­вает духов­ни­че­ство (испо­ведь) и духов­ное руко­вод­ство. На испо­веди чело­век кается в грехах, а не просит совета. Свя­щен­нику, при­ни­ма­ю­щему испо­ведь, прежде чем давать советы или про­из­но­сить поуче­ния, сле­дует осве­до­миться: нет ли у испо­ве­ду­ю­ще­гося своего настав­ника.

Свя­ти­тель Игна­тий ука­зы­вает на путь хри­стиан нашего вре­мени: “…духов­ное житель­ство, предо­став­лен­ное про­мыс­лом Божиим нашему вре­мени… осно­вы­ва­ется на руко­вод­стве в деле спа­се­ния Свя­щен­ным Писа­нием и писа­ни­ями святых Отцов, при совете и нази­да­нии, заим­ству­е­мых от совре­мен­ных отцов и братий” 9.

Путь этот назы­ва­ется “житель­ством по совету”, он пред­по­ла­гает актив­ные усилия чело­века по изу­че­нию Святых Отцов, искрен­нюю молитву к Богу о вра­зум­ле­нии и осто­рож­ный совет с теми, кого мы счи­таем иду­щими путем спа­се­ния. Совет в свою оче­редь должен све­ряться со Свя­тыми Отцами. Чело­век, с кото­рым можно сове­то­ваться, не обя­за­тельно должен быть мона­хом или свя­щен­ни­ком, он должен быть искрен­ним хри­сти­а­ни­ном, пре­успев­шим в духов­ной жизни. “Ныне не должно удив­ляться, встре­чая монаха во фраке. Поэтому не должно при­вя­зы­ваться к старым формам: борьба за формы бес­плодна, смешна…”, – так гово­рил свя­ти­тель Игна­тий своему духов­ному другу 10.

“В духов­нике, по мнению моему, вели­кое досто­ин­ство – про­стота, неуклон­ное после­до­ва­ние учению Церкви, чуждое всяких своих умство­ва­ний” 11, – писал Свя­ти­тель, и нельзя с ним не согла­ситься. А как акту­ально звучит такой его призыв: “И ты, настав­ник, охра­нись от начи­на­ния гре­хов­наго! Не замени для души, к тебе при­бег­шей, собою Бога. После­дуй при­меру, свя­того Пред­течи: един­ственно ищи того, чтоб воз­ве­ли­чился Хри­стос в уче­ни­ках твоих. Когда Он воз­ве­ли­чится, – ты ума­лишься: увидев себя ума­лив­шимся по при­чине воз­рас­тав­шаго Христа, испол­нись радо­сти. От такого пове­де­ния чудный мир будет наве­ваться на сердце твое: в себе уви­дишь испол­не­ние слов Хри­сто­вых: сми­ряяй себе, воз­не­сется12.


При­ме­ча­ния:

1 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письмо 231.
2 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письмо 162.
3 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Том 5 Стр. 75.
4 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письмо 159.
5 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Том 5 Стр. 72.
6 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письмо 25.
7 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письмо 231.
8 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письмо 169.
9 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Том 5 Стр. 76.
10 “Отец совре­мен­ного ино­че­ства” Из запи­сок Высо­ко­прео­свя­щен­ного Лео­нида, архи­епи­скопа Яро­слав­ского. Стр. 29. Москва 1996.
11 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письмо 445.
12 Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письмо 231.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки