Диакон Роман Башкиров
Бог не молчит, Он действует в нужное время

Когда умирает близкий человек, когда случаются болезни, войны и беды, один вопрос пульсирует в голове и у верующих, и у неверующих: “Боже, как Ты мог допустить это! Почему Ты молчишь?” Диакон Роман Башкиров рассказывает о том, как пройти через смерть близкого человека, не сломаться и помочь другим справиться с горем.

Молчание Бога

Когда я раньше просил Бога: «Помоги! Исправь ситуацию!» или «Подскажи, открой хотя бы часть Твоего замысла обо мне!», Он как будто не отвечал и оставлял меня в неведении. Почему? Есть несколько вариантов ответа.

Например, известный канадский философ Джон Шелленберг говорил про сокрытость Бога и делал из этого вывод, что Его нет. Потому что Он молчит, а любящий Бог не стал бы молчать. И сейчас многие так считают в атеистической среде.

И даже иногда с верующими общаешься, со знакомыми, с друзьями, и они говорят – почему Бог молчит? Он вообще есть?

Для себя я нашел такой ответ: Он может молчать не потому, что не хочет с нами общаться, а потому, что мы задаем неправильный вопрос и, далее, не умеем слышать ответ, сами себя лишая возможности общения с Ним. Тем более что Бог всегда действует очень аккуратно, стараясь не нарушить свободную волю. Свобода только тогда свобода, когда она безгранична, – в этом её богоподобие. В тварном существе, каким является человек, дар свободы должен пройти через испытания, чтобы он смог окрепнуть в своей праведности.

Хотя лично у меня иногда бывает мысль, что лучше бы Он нарушил мою свободную волю. Потому что иногда поступаешь так, как сам не хочешь. «Что не хочу, то делаю», – как апостол говорил Павел. В такие моменты думаешь, что было бы лучше, если бы Господь как-то твоей жизнью пожестче руководил.

Но Бог действует совсем не так, как мы предполагаем. И совсем не тогда.

Короткая яркая жизнь

У меня была хорошая подруга, из поэтического сообщества. Её зовут Саша Кузнецова, псевдоним – Саша Невская. Я сам стихов никогда не писал, но так вышло, что через общих знакомых Господь свёл меня с Сашей, и она предложила мне пофотографировать вечера поэзии.

Так я влился в это общество и познакомился со многими молодыми и талантливыми ребятами. Они знали, что я семинарист. И задавали различные вопросы о смысле жизни, о вере, о Церкви. А я им просто рассказывал то, что у меня происходило в жизни – будни семинариста.

Например, делился каким-то церковным опытом, рассказывал им то, что буквально в тот же день слышал на лекциях по богословию. Или: сегодня в нашем храме на общем крещении было шесть человек. То есть шесть человек родились для духовной жизни. А вчера три пары повенчали. Им интересно, они как-то реагируют.

А Саша Невская – это поэт и публицист. В 15 лет она самостоятельно издала свою первую книгу «Горький чай & приторный кофе» (2017), в 16 лет – сборник сказок «Звёзды в твоих рукавах» (2018), и вообще у нее издано несколько сборников с большим количеством разных стихов. А в обществе поэтов она занималась организацией литературных гостиных.

Конечно, Сашины стихи не для всех. Кому-то могут показаться слишком экстравагантными или вызывающими, местами жесткими, грубоватыми, но бескомпромиссно честными (у меня сразу возникли ассоциации со стихами Маяковского). Я сам долго привыкал к этим стихам. Долго привыкал к Сашиному творческому образу. Но, отделяя образ от личности, в ней я видел то, чего недоставало мне как христианину. Это умение любить и ценить людей вокруг себя просто так. Безответно и искренне.

И хотя Саша была скорее агностиком, вера всё же проявляется не только в том, что человек говорит, но и как себя ведет. Этот человек верил в жизнь. Всегда занималась благотворительностью, помогала финансово приютам бездомных животных. Она вроде бы и верила, что над нами Кто-то есть, и много раз задавалась при мне вопросами веры, но больше склонялась всё же к восточным практикам. Обычная современная девушка, которая интересуется мистикой. Я не упрекал её за это, просто старался рассказывать о своей христианской жизни.

Как-то она открывала в Москве свой поэтический проект, я ей помогал в подготовке мероприятия, и далее как фотограф. Я договорился со знакомыми, что мы будем жить на прихрамовой территории в общежитии. А она не знала, куда мы едем, я ей говорил: «Будет тебе, Саша, небольшой сюрприз».

В поезде нашей соседкой оказалась молодая девушка, ехавшая на какой-то концерт. Мы разговорились, и она тоже, узнав, что я семинарист, начала спрашивать: «А как можно верить в Бога, если происходит такое зло в мире?» Всегда задают один и тот же вопрос.

Но дело не в том, что Бог молчит, а в том, что, как говорил немецкий теолог Дитрих Бонхёффер, современный мир вырос, стал «совершеннолетним» и теперь не нуждается в Боге и Его заботе. Проблема не в том, что Бога нет, а в том, что человек по своей свободной воле выбирает не доверять Богу, выбирает жить без Него. А Бог не может вторгаться насильно. Свобода человека – тот камень, который Бог не может поднять.

И вот когда ты всё это рассказываешь человеку, то видишь, что он что-то начинает осознавать, как будто спадает пелена с глаз. Начинает делиться, что вера-то есть, но в детстве заставляли ходить в храм, молиться, и через это всё желание пропало. А я объясняю, что вера – это не биться головой об пол. Вера – это не животный страх. Это доверие Богу. Это любовь, которая бывает просто так. Просто потому, что ты есть.

Ведь Бог – это абсолютная любовь. А в любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх.

И Саша Невская, и эта девушка-соседка всё это слушали, а потом сказали: «Спасибо, что ты поговорил об этом».

А когда мы приехали в Москву, и я привел её на прихрамовую территорию, она очень впечатлилась: «Ничего себе, где мы будем жить!»

Конечно, я пытался воцерковить её как только мог. Заметил, что она стала перенимать от меня различные фразы. Например, говорит: «Спаси, Господи!» Или пишет: «Ну что, брат Роман, когда с тобой увидимся? Спаси Христос!» Да, это все на поверхностном уровне, но все-таки постепенно она стала интересоваться верой. У нас начались более глубокие разговоры. И я надеялся, что смогу привести её в храм, но, к сожалению, не успел.

Потому что в прошлом году она умерла.

У Саши была врожденная сердечная патология, о которой до самой смерти никто не знал. Она была мне как сестра, я сильно за нее переживал. Меня больше всего поразило, что в этот день она со своим парнем собиралась к нам в гости. Это был январь 24-го года, я их пригласил – приезжайте сначала в храм, у меня там будет служба, а потом от храма пойдем к нам домой. А в ночь накануне она умерла.

Бог не мертвых, а Бог живых

Это был для всех шок: и для родителей, и для всех поэтов. Мне пришлось помогать в отпевании, договариваться. И я очень много часов проводил за разговорами с её родителями, друзьями, пытался успокоить. Они просто не понимали, как с этим жить. А я пытался объяснить, что Бог – это не Бог мертвых, а Бог живых.

В заупокойной молитве мы молимся об усопшем в настоящем времени, а не в прошедшем. Притом мы не говорим, что он жив в нашей памяти. Речь идет именно о настоящем времени, ведь если мы лишимся всего, даже памяти – человек всё равно останется живым у Бога. И это поистине утешает – осознание того, что человек всё-таки жив в вечности.

И даже сам я переосмыслил свое отношение к смерти. Виктор Гюго говорил, что жизнь – это детство нашего бессмертия, преддверие вечности. В эти дни я начал осознавать это.

Мне было трудно. Но не хотелось опустить руки, впасть в эмоции. Я сказал себе, что сначала помогу другим, а потом уже сам буду плакать. Наедине с собой, немножко позволю эмоциям быть.

И даже сейчас периодически я разговариваю с близкими Саши о ней. Когда был год смерти, я приезжал, со всеми долго общался. И говорил, что не нужно терять надежду. Всё, что сейчас человеку нужно, – это молиться. Своими силами, своими словами. Но молиться за него. Потому что это был светлый человек.

И люди действительно меня слышали. Сашина мама стала регулярно ходить в храм. Сашин парень, когда я с ним только познакомился, увлекался идеями Ницше. И Сашина смерть, да и, возможно, наши разговоры его поменяли. Он увидел, что жизнь без Бога пуста. Это не жизнь, а существование. И он тоже начал ходить в храм. Сейчас активно изучает святоотеческую литературу.

Борис Пастернак говорил: «Все люди, посланные нам, — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, глядя на них, исправляли свои ошибки. И когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни».

И я вижу, что каждый из этих людей в какой-то степени мое отражение, отражение каких-то моих страхов или неверности Богу. И каждый раз, когда я общался с поэтами, я видел, как некоторые из них потихоньку меняют отношение к Богу, к вере. И это сильно укрепляло меня на пути к рукоположению. Мое решение стать священнослужителем в то время окрепло.

Просто делаю то, что должен

Я вижу, что у меня есть цель, есть смысл. Смысл показать людям, что вера – это не просто целование иконок, это гораздо глубже. Вера – это Сам Бог как Личность, Которая тебя любит и всегда ждет, когда ты к Нему придешь.

Если ты сделаешь к Нему шаг, Он сделает к тебе десять. И конечно, людям этого не хватает. Людям не хватает Бога. Это правда, как Жан-Поль Сартр говорил, что у каждого человека дыра размером с Бога.

И если не я расскажу им о вере, то кто? Если не сейчас, то когда? Как говорится в древнееврейской священной книге: «И там, где нет людей, старайся быть человеком». Мне кажется, это самое главное, что любому христианину нужно. Хотя лучше всего об этом сказал апостол Павел в послании к Коринфянам: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22).

Недавно я познакомился с новыми людьми. Такие серьезные ребята, работяги, борцы. Далекие от веры, но тоже начали меня расспрашивать, узнав, что я семинарист. Один потом говорит: «Знаешь, Ром, скажу честно, у меня к тебе было предвзятое отношение, думал, что ты какой-то нездоровый». Ну да, банально, но нас часто воспринимают как странных, непонятных фанатиков, оторванных от мира и летающих в облаках. А потом они увидели, что я просто общаюсь, как обычный человек. Начали задавать вопросы про веру, и в первую очередь то же – как Бог относится к злу человеческому. И я объясняю как могу. А люди просто слушают, и некоторые начинают менять свое отношение к вере и к Богу.

Я просто делаю то, что должен. Не потому, что мне это нравится, а потому, что я стараюсь так жить. Наверное, служение – это благодарность Богу. Благодарность за то, что Он дает возможность помочь другим людям. Ведь христианин призван, во-первых, к служению Богу, а во-вторых, – к служению ближним.

Бог отвечает, но иначе

Вернемся к вопросу, который я задавал вначале. Почему Бог не отвечает? Сейчас у меня как-то иначе выстроились отношения с Богом. Например, когда я Богу молюсь за себя, Он мне не помогает. Но когда я прошу молиться за меня других людей, помогает всегда.

Я не знаю, почему так происходит. Невозможно понять, что Сам Бог думает по этому поводу. Наверное, это происходит по принципу «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф.18:20). И еще, когда сам за себя молишься, можно уйти не в ту степь. Можно начать просить то, чего тебе не нужно. Например, как блаженный Августин просил: «Спаси меня, Господи, но не сейчас».

А близкие, поскольку любят нас больше, просят с другой подачей: «Пожалуйста, помоги этому человеку так, как Ты считаешь нужным».

Недавно мне было жизненно важно поговорить с одним человеком, и я просил Бога, чтобы мне с ним сегодня встретиться. Но в какой-то момент у него появилось обстоятельство, и мы не встретились. И сколько у Бога ни просишь, всё равно эта встреча почему-то оттягивается и оттягивается. А потом ты вдруг понимаешь, что на самом деле обстоятельства сложились так, что если бы мы тогда поговорили, то всё могло бы гораздо хуже закончиться.

Я думаю, что это так работает. Ты не знаешь, когда Он ответит, не знаешь, что именно Он пошлет тебе. Но именно то, что Он в результате посылает, оказывается необходимым. В этом смысле отлично раскрываются слова Бонхёффера о том, что «Бог трансцендентен посреди нашей жизни». «Трансцендентность — это не бесконечная даль, но то, что ближе всего».

Господь всегда знает, что тебе нужно. Он безгранично терпеливый, выжидающий, тактичный. Он и апостолам не сразу сказал, что пострадает на кресте, что Его распнут, что Он умрет и воскреснет. Первый год Он не говорил ученикам об этом, второй год не говорил. И только перед входом в Иерусалим, ближе к этим событиям Христос открывает всё. Говорит, что Ему должно пострадать, умереть и воскреснуть. Но даже тогда не все готовы были это принять. Как евангелист Матфей описывает события Вознесения: «и, увидев Его, одни поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф.28:17).

Думаю, Господь действует сейчас с нами, со мной так же, как 2000 лет назад с апостолами. И мне очень нравятся эти черты Бога. «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф.10:16). Есть Божья мудрость во всём. Каждый раз, когда я это осознаю, когда всё происходит в свое время, это вызывает восхищение. Более того – надежду и желание жить дальше.

В одном из стихов Саша написала: «И мы никогда, никогда не постареем, даже когда во всех смыслах наступит осень, нас никогда не догонит смерть». Смерть никогда нас не догонит, потому что мы всегда на пороге вечности, в крепких руках Бога – а значит, в объятиях жизни.

Для меня здесь вывод только один: чтобы жить, нам нужно выбирать любовь. Любовь во Христе. Потому что перед лицом Христа бездна уныния и боли, которая может возникнуть от осознания смертности, сменяется любящей преданностью Богу, совершенным безграничным доверием Ему как Господу и Другу.

Между двумя зовущими нас безднами – унынием и страхом перед смертью, находится точка нашего духовного равновесия – состояние покоя, всецелое доверие Богу Живому, в Котором встречаются и торжествуют жизнь и любовь.

Записала Анна Ершова

 

Комментировать

 

«Память смертная»
в Telegram.
t.me/azmemory