Память смертная

Па́мять сме́ртная – памя­то­ва­ние и раз­мыш­ле­ние о гря­ду­щей смерти тела, исходе из него чело­ве­че­ской души, после­ду­ю­щих мытар­ствах и Боже­ствен­ном Суде. Вспо­ми­ная о смерти, хри­сти­ан­ский подвиж­ник не боится гибели своего тела, а забо­тится о своей участи в веч­но­сти, ожидая гря­ду­щего суда над своей душой. Раз­мыш­ляя о смерт­ном часе, он познает брен­ность этого мира, все­цело сосре­до­та­чи­ва­ется на пока­я­нии, веду­щем к позна­нию своих грехов, изме­не­нию своей жизни и соеди­не­нию с Богом.

pamjat smertnaja 1 - Память смертная

Цитаты о смерт­ной памяти

«Умоляю вас, братие, посто­янно имейте смерть пред гла­зами вашими! Раз­мыш­ляя о ней, вы не будете гре­шить. Не знаем мы, в какой час придет Гос­подь на суд. Ужели мы явимся пред Ним него­то­выми и не очи­щен­ными от грехов?
Раз­мыс­лите: где наши отцы и братия и срод­ники? Все ушли в веч­ность, куда и нам не сего­дня, так завтра, нужно уйти. Будем при­го­тов­ляться в вечный путь, каясь в прежде соде­ян­ных согре­ше­ниях, и будем опла­ки­вать себя за них, прося у Бога про­ще­ния».
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

«Одним из пре­вос­ход­ней­ших спо­со­бов при­го­тов­ле­ния к смерти служит вос­по­ми­на­ние и раз­мыш­ле­ние о смерти. Оче­видно из … слов Спа­си­теля (Лк.12:36-40), что оно запо­ве­дано Гос­по­дом. И Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета гово­рит: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согре­шишь (Сир.7:39). Святые иноки с осо­бен­ною тща­тель­но­стию воз­де­лы­вали эту часть умствен­ного подвига. В них раз­мыш­ле­ние о смерти, осе­нен­ное бла­го­да­тию, обра­ща­лось в живое созер­ца­ние смерт­ного таин­ства, а такому созер­ца­нию сопут­ство­вала горя­чая молитва с обиль­ными сле­зами и глу­бо­кими сер­деч­ными сте­на­ни­ями. Без посто­ян­ного памя­то­ва­ния о смерти и суде Божием они при­зна­вали опас­ным самый воз­вы­шен­ный подвиг, как могу­щий дать повод к само­мне­нию».
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов «Слово о смерти»

«Не всякое жела­ние смерти достойно одоб­ре­ния. Неко­то­рые люди, наси­лием при­вычки увле­ка­е­мые в согре­ше­ния, желают смерти по чув­ству сми­ре­ния; другие не хотят пока­яться и при­зы­вают смерть из отча­я­ния; иные же не боятся ее потому, что в пре­воз­но­ше­нии своем почи­тают себя бес­страст­ными; а бывают и такие (если только в нынеш­нее время най­дутся), кото­рые, по дей­ствию Духа Свя­таго, желают своего исше­ствия отсюда».
пре­по­доб­ный Иоанн, «Лествица»

«Не при­вя­зы­вайся к земле и ко всему зем­ному — завтра коса смерти поре­жет все эти узы, и против воли и жела­ния твоего пой­дёшь в иную сто­рону, где иное против зем­ного. Пере­се­ляйся же забла­го­вре­менно туда мыслью и серд­цем, чтобы когда введут тебя в ту область, не очу­титься словно в чужом месте, не зна­ко­мым с тамош­ними поряд­ками».
свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

«Про­буж­да­ясь от сна, будем думать, что не дожи­вем до вечера, и, опять ложась спать, будем помыш­лять, что не дожи­вем до утра, всегда помня о без­вест­ном пре­деле жизни нашей. Живя так, мы не будем ни гре­шить, ни иметь похо­те­ния к чему-нибудь, ни вос­пла­ме­няться гневом на кого-либо, ни соби­рать себе сокро­вищ на земле, но, каждый день ожидая смерти, будем пре­зи­рать все тлен­ное. Тогда осты­нет в нас и похоть плот­ская, и всякое нечи­стое жела­ние, все будем про­щать друг другу и будем пре­до­чи­щать себя, всегда имея перед очами ожи­да­ние послед­него часа и борьбы. Ибо силь­ный страх смерти и Суда, опа­се­ние муче­ний под­ни­мают душу, кло­ня­щу­юся в про­пасть поги­бели».
пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий

«Видишь при­го­во­рен­ного и осуж­ден­ного на смерть или боль­ного при смерти? Рас­суж­дай и смотри, что он тогда делает. Нет попе­че­ния о богат­стве, чести, славе, не ищет ни на кого суда, всем про­щает, чем ни обижен; не помыш­ляет о рос­коши и ни о чем, отно­ся­щемся к миру сему. Только смерть стоит перед его душев­ными очами, страх смерти сердце его колеб­лет…
Этот пример и рас­суж­де­ние учит тебя всегда иметь память о смерти. Она научит тебя быть всегда в пока­я­нии; она не поз­во­лит тебе соби­рать богат­ства, искать чести и славы и уте­шаться сла­до­стра­стием, угасит пла­мень нечи­стой похоти… Страх буду­щего Суда и боязнь муче­ния свя­зы­вают сердце и не поз­во­ляют хотеть того, что про­тивно Богу, и при­во­дят к веч­ному Суду, и колеб­лю­щу­юся и пада­ю­щую душу удер­жи­вают и под­ни­мают, ибо в чем заста­нет нас Бог при кон­чине, в том и судит (Иез.18, 20; 33, 20). Блажен и мудр, кто всегда помнит о смерти».
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

«Старец Ефрем (Мора­и­тис) – ученик пре­по­доб­ного Иосифа Исих­а­ста, под­чёр­ки­вал, что, забо­тясь о спа­се­нии, нельзя терять вре­мени даром. Он привел пример одной мона­хини (воз­можно старец гово­рил о своей матери, мона­хине Фео­фа­нии). Когда эта мона­хиня слы­шала бой часов – она гово­рила себе: “Вот прошел еще час, и я стала ближе к смерти еще на один час”. Так она хра­нила память смерт­ную, помо­гав­шую ей не забы­вать о спа­се­нии души».

pamjat smertnaja 2 - Память смертная

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки