Мытарства

Аудио-версия статьи

***

Мыта́рства — (“тамо­жен­ные посты”) — 1) места посмерт­ного испы­та­ния души, на каждом из кото­рых осо­быми демо­нами, мыт­ни­ками, взыс­ки­ва­ются опре­де­лен­ные виды грехов; 2) посмерт­ное испы­та­ние души, обна­ру­жи­ва­ю­щее её нрав­ствен­ное состо­я­ние, совер­ша­е­мое перед оком Бес­при­страст­ного Судьи, при непо­сред­ствен­ном уча­стии анге­лов и демо­нов, вли­я­ю­щее на опре­де­ле­ние Част­ного Суда.

Мытар­ства – это образ­ное, сим­во­ли­че­ское пред­став­ле­ние част­ного суда: осо­зна­ние итогов земной жизни при посред­стве падших духов, кото­рым Бог попус­кает дей­ство­вать ору­ди­ями своего пра­во­су­дия.

Следуя пра­во­слав­ному учению, после смерти чело­ве­че­ского тела ведо­мая анге­лами душа хри­сти­а­нина вос­хо­дит к Богу. На этом пути чело­ве­че­скую душу встре­чают падшие духи, родо­на­чаль­ники всех грехов и поро­ков. Они пре­пят­ствуют ее вос­хож­де­нию своими обви­не­ни­ями. Про­цесс этого обви­не­ния назван мытар­ствами или истя­за­ни­ями.

Истя­за­те­лями (мыта­рями) на нем высту­пают падшие духи. Они обли­чают чело­ве­че­скую душу в соде­ян­ных ею грехах, стре­мясь обна­ру­жить гнез­дя­щи­еся в ней стра­сти. Изоб­ли­чая гре­хов­ные стра­сти чело­ве­че­ской души, они «ста­ра­ются найти в ней срод­ство с собою, свою гре­хов­ность, свое паде­ние и низ­ве­сти ее во ад» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов). На мытар­ствах чело­ве­че­ские грехи «при­зна­ются загла­жен­ными про­ти­во­по­лож­ными доб­рыми делами или соот­вет­ствен­ным пока­я­нием» (свт. Феофан Затвор­ник).

Мытар­ства – удел хри­сти­ан­ских душ, обна­ру­жи­ва­ю­щих на них вер­ность или измену своему Спа­си­телю и Иску­пи­телю – Бого­че­ло­веку Иисусу Христу. «Неве­ру­ю­щие же во Христа и вообще все не веда­ю­щие истин­ного Бога этим путем не вос­хо­дят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погре­бены во аде. И когда они уми­рают, бесы без вся­кого испы­та­ния берут их души и низ­во­дят в геенну и про­пасть».
(Рас­сказ бла­жен­ной Фео­доры о мытар­ствах)

«Как ни дикою кажется умни­кам мысль о мытар­ствах, но про­хож­де­ния их не мино­вать».
cвя­ти­тель Феофан Затвор­ник

***

В рас­сказе бла­жен­ной Фео­доры ука­заны сле­ду­ю­щие мытар­ства (Житие пре­по­доб­ного отца нашего Васи­лия Нового):

  1. Мытар­ство празд­но­сло­вия
  2. Мытар­ство лжи
  3. Мытар­ство осуж­де­ния и кле­веты
  4. Мытар­ство чре­во­уго­дия
  5. Мытар­ство лено­сти
  6. Мытар­ство воров­ства
  7. Мытар­ство среб­ро­лю­бия и ску­по­сти
  8. Мытар­ство лихо­им­ства (непра­вед­ных при­об­ре­те­ний)
  9. Мытар­ство неправды (непра­вый суд, обман в делах)
  10. Мытар­ство зави­сти
  11. Мытар­ство гор­до­сти
  12. Мытар­ство гнева и ярости
  13. Мытар­ство зло­пом­не­ния
  14. Мытар­ство убий­ства
  15. Мытар­ство чаро­дей­ства, оба­я­ния, при­зы­ва­ния бесов
  16. Мытар­ство блуда
  17. Мытар­ство пре­лю­бо­де­я­ния
  18. Мытар­ство содом­ских грехов
  19. Мытар­ство ересей
  20. Мытар­ство неми­ло­сер­дия и жесто­ко­сер­дия

Мытар­ства, согласно свт. Кириллу Алек­сан­дрий­скому

Слово об исходе души и Страш­ном Суде»):

  1. Мытар­ство духов огла­го­ле­ния и чрев­ного неистов­ства: ложь, кле­вета, закля­тия, клят­во­пре­ступ­ле­ния, празд­но­сло­вие, зло­сло­вие, пусто­сло­вие, кощун­ства, руга­тель­ства; блу­до­де­я­ние, пьян­ство, без­мер­ный смех, нечи­стые и непри­стой­ные цело­ва­ния, блуд­ные песни
  2. Мытар­ство духов лести и пре­ле­сти — к виде­нию очей: непри­стой­ное взи­ра­ние, непо­треб­ное любо­пыт­ство; необуз­дан­ное воз­зре­ние
  3. Мытар­ство духов-нашеп­ты­ва­те­лей — к чув­ству слуха: услаж­де­ние всем, что льстиво раз­дра­жает наш слух, при­стра­стие ко всему гре­хов­ному, что при­ни­маем через слух
  4. Мытар­ство страж­ни­ков над пре­ле­стью обо­ня­ния: страст­ное услаж­де­ние чув­ства обо­ня­ния, напри­мер, при­стра­стие к бла­го­вон­ным экс­трак­там из рас­те­ний и цветов, так назы­ва­е­мые «духи», масти, обык­но­венно упо­треб­ля­е­мые на пре­льще­ние блуд­ными жен­щи­нами
  5. Мытар­ство духов — к чув­ству ося­за­ния: без­за­ко­ния и мерз­кие дела, учи­нен­ные посред­ством рук
  6. Прочие мытар­ства: злоба, зависть и рев­ность, тще­сла­вие и гор­дость, раз­дра­жи­тель­ность и гнев, остро­жел­чие и ярость, блуд, пре­лю­бо­дей­ство и руко­блу­дие; убий­ство, чаро­де­я­ние и прочие деяния бого­мерз­кие и сквер­ные, о кото­рых свя­ти­тель не гово­рит подробно (согласно его учению, всякая душев­ная страсть и всякий грех имеет своих пред­ста­ви­те­лей и истя­за­те­лей).

Мытар­ства, согласно свт. Иоанну Мило­сти­вому

(Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Мило­сти­вый):

  1. Ложь
  2. Кле­вета
  3. Ярость
  4. Зависть
  5. Гнев
  6. Памя­то­зло­бие
  7. Гор­дость
  8. Сра­мо­сло­вие
  9. Непо­кор­ство
  10. Лихва
  11. Среб­ро­лю­бие
  12. Пьян­ство
  13. Объ­еде­ние
  14. Зло­пом­не­ние
  15. Волх­во­ва­ние
  16. Бра­то­не­на­ви­де­ние
  17. Убий­ство
  18. Воров­ство
  19. Неми­ло­сер­дие
  20. Блуд
  21. Пре­лю­бо­де­я­ние.

На чем осно­вано учение о мытар­ствах и что они собой пред­став­ляют?

Учение о мытар­ствах осно­вано на Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви. О жела­нии демо­нов власт­во­вать над чело­ве­ком Боже­ствен­ное Откро­ве­ние сви­де­тель­ствует неод­но­кратно. Напри­мер, о диа­воле сооб­ща­ется, что он «ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» (1Пет. 5:8). Само собой разу­ме­ется, что жела­ние диа­вола погло­тить свою жертву не огра­ни­чи­ва­ется рам­ками её земной жизни, но рас­про­стра­ня­ется и на посмерт­ную жизнь. Именно в этом кон­тек­сте ста­но­вится понят­ным биб­лей­ское изоб­ра­же­ние ада под видом живого суще­ства с без­мерно рази­ну­той хищ­ни­че­ской пастью (Ис.5:14), нена­сыт­ной утро­бой (Сир. 51:7). Ведь в ад чело­век сходит не иначе как душой, то есть после раз­лу­че­ния души с телом. Соб­ственно, воз­мож­ность схва­тить и зато­чить чело­ве­че­скую душу в аду откры­ва­ется перед бесами только в этот период.

Сатана назван в Писа­нии князем, гос­под­ству­ю­щим в воз­духе (Еф.2:2). Воздух же есть та над­зем­ная сфера про­стран­ства, сквозь кото­рую души почив­ших воз­но­сятся к Небу (Деян.1:9). Именно здесь раз­во­ра­чи­ва­ется театр борьбы демо­ни­че­ских сил за овла­де­ние душой, кото­рую диавол, в сотруд­ни­че­стве с под­чи­нен­ными ему пад­шими духами, «под­сте­ре­гает в пота­ен­ном месте, как лев в лого­вище; под­сте­ре­гает в засаде, чтобы схва­тить бед­ного; хва­тает бед­ного, увле­кая в сети свои» (Пс. 9:30).

Но вот оказия! Просто так взять и пле­нить чело­ве­че­скую душу, ото­брав её у Вла­дыки владык, диавол не в состо­я­нии (Иов. 2:6). Ведь хотя он и силь­ный, однако же не все­силь­ный, как Бог. Поэтому он и стре­мится добиться гос­под­ства над душой, желая выка­зать её недо­стой­ной и, глав­ное, неспо­соб­ной жить в Цар­стве святых.

Поскольку диавол есть кле­вет­ник и отец лжи, да к тому же и «чело­ве­ко­убийца» (Ин.8:44), постольку понятно, что если бы не вме­ша­тель­ство Бога, не попе­чи­тель­ство анге­лов, он, под вывес­кой спра­вед­ли­вого изоб­ли­че­ния, обо­лгал бы любого. Ведь «Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое» (Ин. 8:44).

Отсюда и необ­хо­ди­мость в Боже­ствен­ной помощи, отсюда и молитва: «Гос­поди, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторг­нет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избав­ля­ю­щего [и спа­са­ю­щего]» (Пс. 7:2).

Задача оправ­ды­вать душу, вспо­ми­ная её добрые дела (мысли, жела­ния и пр.), воз­ла­га­ется Богом на анге­лов, так как «они суть слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние?» (Евр.1:14).

Клас­си­че­ским при­ме­ром ангель­ского попе­чи­тель­ства о душе служит притча о бога­том и Лазаре: «Умер нищий и отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» (Лк. 16:22). Пример же взятия души злыми демо­нами встре­чаем в повест­во­ва­нии о безум­ном богаче: «Бог сказал ему: безум­ный! в сию же ночь душу твою возь­мут у тебя» (Лк. 12:20).

Раз­ли­ча­ясь между собой иерар­хи­че­ским сте­пе­нями, злобой, ковар­ством, демоны, вместе с тем, раз­ли­ча­ются и направ­ле­ни­ями дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с погуб­ле­нием душ. В данной связи опре­де­лен­ные виды грехов взыс­ки­ва­ются с душ не какими бы то ни было, но опре­де­лен­ными демо­нами, мыт­ни­ками. Всё это про­ис­хо­дит поэтапно, после­до­ва­тельно: сперва в одном месте с души спра­ши­ва­ется за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окон­ча­ния испы­та­ний (иногда насчи­ты­вают два­дцать и более типов таких мест). Душа при этом тер­за­ется, терпит стра­да­ния и мучи­тель­ный ужас.

Места, на кото­рых испы­ты­ва­ется вос­хо­дя­щая к Небу душа, по ана­ло­гии с теми местами, где с людей соби­рают налоги и пошлины, назы­ва­ются «мытар­ствами» (от слова «мытарь» — сбор­щик нало­гов, пода­тей). Такая парал­лель уместна не потому, что любой сбор­щик нало­гов апри­ори упо­доб­ля­ется демо­нам и наобо­рот, а в связи с тем, что в древ­но­сти мытари нередко вер­шили жесто­кость, неспра­вед­ли­вость и лихо­им­ство.

В чем заклю­ча­ется раз­ли­чие под­хо­дов к интер­пре­та­ции мытарств?

Пре­да­нию Церкви известно мно­же­ство опытов про­хож­де­ния мытарств. В прин­ципе, их объ­яс­не­ние сво­дится к двум, не про­ти­во­ре­ча­щим друг другу суж­де­ниям. По мнению одних, про­хож­де­ние мытарств суть испы­та­тель­ный этап, пред­ва­ря­ю­щий Боже­ствен­ное реше­ние — Част­ный Суд; а по утвер­жде­нию других, этот Суд как раз и начи­на­ется с мытарств.

Так, по сви­де­тель­ству пре­по­доб­ного Мака­рия Алек­сан­дрий­ского, Божий Суд над душой совер­ша­ется на соро­ко­вой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды воз­во­дится на покло­не­ние Богу — в третий и девя­тый дни. При сем первые два дня она пре­бы­вает на земле; с тре­тьего по девя­тый обле­тает про­стран­ства Небес­ного Рая, а с девя­того до соро­ко­вого осмат­ри­вает адские бездны (чит. подроб­нее: Извле­че­ние из слова об исходе душ пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков ).

Анто­ний же Вели­кий, созер­цая вос­хож­де­ние душ, видел огром­ного вели­кана, стре­мив­ше­гося пре­гра­дить им путь к Небу. Вели­кану спо­спе­ше­ство­вали демоны. Какие-то души успешно пре­одо­ле­вали этот путь, а какие-то обру­ши­ва­лись вниз (чит. подроб­нее: Житие преп. Анто­ния Вели­кого ).

Нечто ана­ло­гич­ное опи­сано у свя­ти­теля Гри­го­рия Двое­слова, правда, без ука­за­ния на при­сут­ствие демо­нов. Испы­та­ние души, по его иллю­стра­ции, заклю­ча­лось в пере­ходе через таин­ствен­ный мост над зло­вон­ной рекой, за кото­рой был рас­ки­нут пре­крас­ный бла­го­уха­ю­щий луг. Пра­вед­ные души сво­бодно пере­хо­дили через него, а греш­ные не пере­хо­дили и падали с моста (см.: Диа­логи. Собе­се­до­ва­ния о жизни ита­лий­ских отцов и о бес­смер­тии души кн. 4, гл. 36).

Какой из двух под­хо­дов наи­бо­лее пра­виль­ный?

И первая, и вторая оценка роли мытарств в опре­де­ле­нии участи души вполне соот­вет­ствует букве и духу Писа­ния:

  • И в первом и во втором случае Судьей при­зна­ётся Гос­подь, в соот­вет­ствии с Его точным пре­ду­пре­жде­нием: «У Меня отмще­ние и воз­да­я­ние» (Втор.32:35); «Я воздам» (Рим.12:19).
  • И первое, и второе объ­яс­не­ние согла­су­ется с фор­му­лой: «Бог пору­гаем не бывает. Что посеет чело­век, то и пожнет» (Гал. 5:7–8); «чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» (Евр.9:27).

Между тем, с опре­де­лен­ной долей уве­рен­но­сти можно ска­зать, что второй подход всё же острее фоку­си­рует вни­ма­ние на той нравс­вен­ной истине, что воз­мож­ность пере­се­ле­ния в горние оби­тели свя­зана с внут­рен­ней спо­соб­но­стью души жить в един­стве с Богом и ближ­ними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в тече­ние жизни на земле, такой спо­соб­но­сти не выра­бо­тала, она и осуж­да­ется на муче­ния в аду. Что ей делать в Цар­стве святых? К тому же, этот подход оче­вид­ней сбли­жа­ется со сло­вами: «Легко для Гос­пода — в день смерти воз­дать чело­веку по делам его» (Сир.11:26).

Бывают ли случаи осо­бого вос­хож­де­ния к Небу?

Исто­рия знает такие при­меры. А вообще, чем чище душа, тем сво­бод­ней её устрем­ле­ние выспрь. Поло­жим, душу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, после Успе­ния, лично принял Хри­стос.

***

мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:
Вне зави­си­мо­сти  от того, насколько бук­вально вос­при­ни­ма­ются сви­де­тель­ства о мытар­ствах –  будь то древ­ние или совре­мен­ные сви­де­тель­ства – учение о том, что после смерти чело­века ждет испы­та­ние, сле­дует счи­тать обще­при­ня­тым для пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Это испы­та­ние в учеб­ни­ках по дог­ма­ти­че­скому бого­сло­вию назы­вают «част­ным судом», в отли­чие от того все­об­щего Страш­ного Суда, на кото­ром опре­де­ля­ется окон­ча­тель­ная посмерт­ная участь каж­дого чело­века.

***

См. ПОМИ­НО­ВЕ­НИЕ УСОП­ШИХ, ЧИСТИ­ЛИЩЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки