Цитаты о семье и воспитании

Цитаты о семье и воспитании

Своими силами в наше время воспитать детей невозможно. Дух времени влияет на всех.

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

* * *

Я знаю одного священника, который еще в советские времена говорил, что ребенка отдают в детсад [имеется в виду государственное учреждение] в двух случаях: либо если родители умерли, либо если они сошли с ума. Детсад может быть необходимостью — если родители находятся в очень тяжелом материальном положении или мама одна растит ребенка, — но никак не нормой. Иногда ребенка в детдом отдают, но мы же не считаем, что это правильно.

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский

* * *

Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

Пьер Буаст (1765-1824)

* * *

Проведённые специалистами исследования неоднократно показали, чем ласковее родители с детьми, тем дети более развиты.

Ю.Ф. Миронов, отец 10 детей

* * *

Должны вы помнить о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Соломон: Лелей дитя, и оно устрашит тебя

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

***

Наши предки жили куда беднее нашего, но они твёрдо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. «Даст Бог детей, даст и на детей» – это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина.

Гермоген Шиманский (1915-1961)

* * *

Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчёт Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь не легка. Пусть у нас будет один ребёнок — и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог «сердоболен». Ему легко перестать давать супругам детей, если Он увидит, что их вырастить им уже не под силу.

Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994)

* * *

Скрепляя брачный союз супругов и удерживая их от многого дурного, дети способствуют развитию в семьянине самоотвержения, любви к другим и взаимопомощи. Необходимость переносить труды и лишения для своей семьи препятствует развитию самолюбия и холодности; желание окружить свою семью возможными удобствами и безопасностью побуждает семейного человека сближаться с другими, с соседями и сослуживцами, пользоваться их услугами и помогать им, не ограничиваясь заботами только о своей семье. Сознавая, что благоденствие его семьи тесно связано с благоденствием окружающих его людей, он становится мягче, отзывчивее на нужды других и в нём является постоянная готовность по силам помогать им. Это расположение служить другим постоянно крепнет в нём; он уже любит своих соседей, односельчан, соотечественников; он считает своим долгом заботиться о благе общества, принести ему посильное добро и пользу – и при дальнейшем развитии этого доброго направления в человеке образуется тот высокий христианский нравственный характер, при котором сделать добро другому – лучше удовольствие, и человек не останавливается ни перед чем, когда нужна помощь и услуга ближнему.

Диакон И. Розанов (XIX-XX вв.)

* * *

Небрегут о детях, если хотят только забавлять их и забавляться ими, и особенно тогда, как настает время более учить их, нежели забавлять… Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя сама себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешение им, чтобы сберечь сие в поощрение и награду их послушанию или успехам в полезном учении.

Небрегут о детях, если и учат их, но более приятному, нежели полезному…

Небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души безсмертной…

Святитель Филарет, митрополит Московский. (+ 1867)

* * *

По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец родителей в священный час зачатия. Мужу и жене, любовь которых священна, ложе которых чисто и непорочно, должно заботиться о целомудрии сердечном.

Протоиерей Артемий Владимиров (XX-XXI вв)

* * *

Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твоё хождение пред Богом, твои страдания, твоё молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву, – тогда, с самых ранних лет, каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа – чувство благочестия, и этого чувства не могли после истребить никакие понятия, никакие сомнение, никакие обольщения, никакие вредные примеры, даже никакие грехи. Ещё живёт во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь.

Священник Григорий Дьяченко (XIX век)

* * *

Бывало нашалишь, а матушка и скажет: «Гоня, не шали, вот ты все не слушаешь, шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь – потом и сам с ними не сладишь». А молодость берет свое: как ни удерживаюсь – опять и нашалю… Тут матушка бывало станет на колени перед образами и начинает со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним делать?.. И сам погибнуть может и меня погубить… Господи, не оставь, вразуми его, чтобы не шалил…» И всё в этом роде, молится вслух, плачет. А я стою возле, притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жаль.

«Матушка, а матушка… я больше не буду», – шепчу ей несмело. А она всё просит Бога обо мне. Я опять обещаю не шалить, да и сам уж начну молиться рядом с матушкой.

Схиархимандрит Гавриил († 1915)

* * *

Передавая ребёнку свою плоть и кровь, соучаствуя в образовании его бессмертной души, родители передают ему и часть своей души, своего сердца. Хорошо, если сердце родителей, душа их очищена благодатью; но что, если она исполнена нечистоты греховной? Не перейдёт ли она к детям? Несомненно, перейдёт и принесёт в себе семена зла и болезней. Сколько есть родителей, которые скорбят, плачут, жалуются, видя в своих детях упорство, своенравие, непослушание, раздражительность, злобу, мщение, разные виды развращения, но пусть они вспомнят, не было ли этих пороков в собственном их сердце ещё до рождения детей? Если неумеренность матери в пище и питии имеет более или менее вредное влияние на плод, носимый под её сердцем, то тем более могут действовать ко вреду нечистые пожелания и сильные страсти.

Гермоген Шиманский (1915-1961)

* * *

Примите все скорби, какие переживаете через свое чадо, как очистительное наказание за свое прошлое, и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от Руки Божией.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006)

* * *

Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели.

Константин Ушинский, педагог (1824-1870)

* * *

Родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям.

Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994)

* * *

Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье. Когда разрушится семья, будет разрушено всё: и духовенство и монашество.

Преподобный Паисий Святогорец

* * *

Муж является главой семьи не потому, что он мужчина а потому, что он является образом Христа.

Митрополит Сурожский Антоний

* * *

Брак — это не борьба за то, кто окажется первым, будет другим распоряжаться и командовать, как это обычно происходит, а, наоборот, брак — это соревнование, кто кому больше послужит и кто принесёт другому больше жертв.

Как-то читал я интервью — невестам в загсе задавали вопрос, чего они ждут от замужества. Из десяти девять хотели быть счастливыми и только одна сказала: «Я хочу дать счастье ему». И журналист подумал, что, наверное, только она будет счастлива, потому что хочет давать, а не брать себе. Так оно действительно и случается.

Протоиерей Димитрий Смирнов

* * *

Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, — нужно читать наоборот: родители именно должны уважать детей, — уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту натуру; а дети должны только любить родителей, — и уже непременно они будут любить их, раз почувствовав это уважение к себе.

Василий Розанов

* * *

Родители, которые рожают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению.

Если человек с юных лет усваивает глубочайший смысл жизни, то потом всё идёт как нужно. В противном случае он получает удовольствие от тленного, от человеческих похвал, которые в действительности не приносят ему покоя, и остаётся тленным человеком.

Если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами, сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее.

Преподобный Паисий Святогорец

* * *

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Притч. 13, 25)

Наставь юношу при начале пути его: он он не уклонится от него, когда и состарится. (Притч. 22, 6)

* * *

Правила благочестия — это внешнее проявление внутренней жизни христианина. Уделяя главное внимание внутреннему состоянию мы приведём их к внешнему благочестию, а не наоборот.

* * *

Научим ребёнка в первую очередь обращать внимание на свои недостатки и быть снисходительным к немощам ближнего.

* * *

Наша задача — постараться как можно раньше сформировать у ребёнка правильное понимание сути греха: вред себе, окружающим и Богу огорчение.

* * *

Чем больше дети нас огорчают и не слушаются, тем горячее и сильнее должна быть родительская молитва.

* * *

Необходимо чаще обращать внимание детей на то, как всеблагой промысл Божий действует в нашей жизни, как взаимосвязаны в жизни добро и зло, плохое и хорошее. Формирование у ребёнка убеждения в том, что без воли Божией и волос с головы не упадёт, поможет нам за малое время развить в ребёнке религиозность.

* * *

Нужно показать ребёнку, что взросление, проявление собственной воли в первую очередь должно проявляться в отстаивании своих духовных идеалов, а не следовании чужой воле.

* * *

Основная цель православного воспитания одна — привести ребёнка ко Христу, воспитать его христианином. Ребёнок должен хорошо слышать голос своей совести, иметь чувство греха и опыт всепрощающей и всеочищающей Божией любви. Он должен знать, что больше всего во всём мире его любит Господь, который всегда верен человеку и всегда рядом. Уйдут к Богу родители, он вырастет, но чтобы ни случилось, Бог всегда рядом.

* * *

Необходимо контролировать ребёнка ненавязчиво, но постоянно. Хорошо, если ребёнок привык обсуждать свой выбор с родителями, но решение должно быть его.

Нужно предлагать ребёнку несколько вариантов решения проблемы, пусть учится прислушиваться и не боится советоваться. «Самостоятельность — это рассуждение с советом». о. Иоанн Крестьянкин.

* * *

Духовный возраст ребёнка — это умение на практике, сознательно применять основы православного вероучения, желание и старание жить по Заповедям Божиим.

Наша задача, чтобы делать добро стало для ребёнка нормой.

* * *

Необходимо находить время и силы для совместных занятий с детьми, как бы мы ни были заняты, как бы ни уставали. Если дети будут знать что их интересы — это наши интересы, тогда они не уйдут от нас в себя или сомнительные компании. Будем дружить со своими детьми, тогда они будут доверять нам.

* * *

Нужно разбудить у ребёнка интерес к чтению, музыке… Нужно, чтобы ребёнок узнал, что такое симфонический оркестр, не из телевизора, но побывав на концерте.

* * *

Как только ребёнок научится писать — будем приучать его самого писать и подавать в храме поминальные записки.

* * *

Клички в наше время — атрибут тюремной субкультуры. Нужно, чтобы ребёнок с детства понимал святость имени, данного в Таинстве Крещения и кощунственность коверкания его, тем более замены кличкой.

* * *

В именины надо обязательно постараться побывать с ребёнком в храме. Пусть он сам напишет записку, сам поставит свечку своему святому, сам пожертвует деньги в церковную кружку.

* * *

Молодёжная культура создаётся не молодыми. Определённые группы людей стремятся поставить мир молодёжи под свой контроль в своих коммерческих интересах. Как оказывается, путь к душам молодых людей лежит через удовлетворение всех их прихотей.

* * *

В воспитании — как в математике: нарушишь порядок действий — получишь неверный результат. От простого — к сложному, от малого — к большему, и так — во всём: в учёбе, в игре, в закалке, в молитве…

* * *

Не нужно бояться признать свою ошибку и попросить прощения у ребёнка. Он будет следовать нашему примеру.

* * *

Если ребёнок понимает, что он виноват и переживает — нужно проявить снисхождение, а не наказывать.

* * *

Раздражительность — одно из проявлений внутренней распущенности.

* * *

Воспитание мужества не может быть оторвано от религиозного воспитания. Ребёнок должен во всех своих страхах знать, что главная его защита — Крест Господень, что Господь, Богородица не оставят его!

* * *

Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец решил изобразить, — доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, — то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам — богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским — приучать его, — с такими оно и будет жить.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

…а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий чуждых Православной Церкви. Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда придут они в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего воспитания…

…Замечаете в сыне вашем или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство: а большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте,уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это…

Преподобный Амвросий Оптинский

(письма к мирянам)

* * *

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. 1Тим (5:8)

* * *

Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

Святитель Василий Великий

* * *

Одна мама обратилась ко мне с такой проблемой: «У меня дочка-подросток, я ее воспитываю одна с двух лет. Меня интересует: как можно влиять на выбор подруг и друзей в переходном возрасте? Как не перегнуть палку?» Я предложила ей познакомиться с друзьями своего ребенка. Сама я всегда стараюсь пригласить домой друзей своих детей — пообщаться, попить чаю, поговорить. Когда мои дети начинают воспринимать своего, казалось бы, интересного друга сквозь призму моих вопросов, моих комментариев к тому, что он говорит, у них возникает другой план восприятия этого человека. Очень часто такая дружба, не успев завязаться, распадается. Ребенок сам видит, что его потенциальный приятель живет другими интересами. Надо не бояться приглашать друга детей в гости, если разрешат его родители, пообщаться, расспросить более подробно. И, может быть, проблема как-то и решится. Может быть, мама сама успокоится, увидев, что ребенок выбрал себе не таких уж плохих друзей. Многие дети просто радуются: «А ты знаешь, тебя мои родители в гости пригласили!» Для них это событие.

Если подростку взрослые мало что могут доверить, случаются попытки «самовольных инициаций». Это может быть что угодно – от выкуренной сигареты до ухода из дома.

Склярова Т.В., зав. кафедрой социальной педагогики ПСТГУ

* * *

Дети, естественно, гораздо впечатлительнее взрослых. Может быть, им вообще не стоит проводить время у “голубых экранов”?

– Здесь невольно напрашивается аналогия лекарства и яда. Телевидение может быть лекарством, но оказывается ядом, поскольку ребенок получает его безнадзорно, не в той пропорции, не в то время и не того качества, не того содержания. И это, конечно, отравляет мозги и душу. Я уже давным-давно говорю, что нужно сделать так же, как на американском телевидении, когда перед программой появляется узнаваемый значок – для какого возраста рекомендуется данная программа, является ли она семейной или рассчитана лишь на взрослых. И текстом сообщается: в этой передаче вы можете встретить сцены насилия, обнаженное тело и нецензурную брань. Таким образом, хотя бы появляется возможность вовремя переключить канал или увести ребенка в другую комнату. Я хочу, чтобы ни я, ни дети не были заложниками телевизионных программ.

Александр Гордон

* * *

Фундаментальная трагедия переходного возраста состоит в том, что подросток желает иметь права взрослого (как он их понимает, а понимает он их плохо), но при этом сохранять обязанности ребенка (то есть никакие, как он опять-таки понимает). Отсюда масса неприятностей. Между тем у ребенка есть обязанность слушаться. Если и она отвергается, весьма вероятно крушение личности, и не только ее одной: в хорошей педагогике всемерное потакание “правам” ребенка на получение всего называется лаконично: растить врага.

Не надо обижаться на сравнение с подростками: разные ученые люди вроде социологов давно обнаружили, что происходит стремительная инфантилизация населения земного шара. Возможно, это тоже как-то связано с вытеснением обязанностей из их необходимой (для гармонически развитого сознания и стабильно развивающегося общества) корреляции с правами. Как бы то ни было, никакое расширение прав сверх определенного предела (какого – это проблема как сложная, так и увлекательная) гарантий социального мира не дает. А уж что касается мира душевного…

Горький исторический и семейный опыт подсказывает: бесконечное удовлетворение прав, никак не обусловленное встречным требованием выполнения обязанностей, никогда не вызывает довольства. Так что ни к чему и пытаться.

Марина Журинская

* * *

Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда.

Виктор Астафьев

* * *

Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким.

Из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (30:8)

* * *

Когда срезаешь дерево, его ветви сразу засыхают, а если поливаешь его корень, – ветви наполнены силой. Так и вас, родителей, можно уподобить дереву: вы корень ваших детей, и когда вы «поливаете» себя постами, молитвами, милостыней и добрыми делами, Бог хранит и ваших чад. А если вы «засыхаете» от грехов, Бог умерщвляет и ваших детей, отправляя вас в ад вместе с ними. если яблоня даёт кислые яблоки, кто виноват: яблоня или яблоки? яблоня. Итак, поступайте правильно вы, родители, чтобы и ваши “яблоки” становились сладкими.

Равноапостольный Косма Этолийский

***

Мать должна уметь приласкать ребенка не только телесно, но и молитвенно. Ребенок чувствует в глубине души духовную ласку, которую таинственно посылает ему мать, и тянется к ней. Он ощущает безопасность, уверенность, если продолжительной, настойчивой и горячей молитвой мать таинственно обнимает его и освобождает от того, что на него давит.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

* * *

Не думайте, что когда вы воспитывали детей и они вас слушались, а потом они ушли из Церкви, вы напрасно тратили время. Нет. Они пройдут через этот сложный период юности, страстей, молодости с меньшими потерями, если вы в них что-то вложили в детстве, и годам к сорока пяти – пятидесяти, вернутся. В Писании сказано: «Наставь юношу в начале пути его (то есть в ранней юности, то есть почти детство) и он не уклонится во дни старости» (Притч. 22:6) Логичнее было бы сказать: наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится во все дни жизни своей, но так не сказано. Почему? Потому что в молодости всё равно он уклонится куда-то, а в старости вернётся. Поэтому и сказано: «наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится во дни старости» – ни одно наставление, которое вы дали ребёнку, ни одно Причастие когда ему было восемь-девять лет, он добровольно радостно шёл к Святым Дарам, это не пропало даром. Дайте ему время, и я думаю, он вспомнит и детские молитвы, и радость Причастия, радость церковных праздников.

Прот. Олег Стеняев

Комментировать