Должен ли хри­сти­а­нин быть моржом?

Вопрос: Недавно я отка­за­лась в палом­ни­че­ской поездке оку­нуться в святом источ­нике, а моя зна­ко­мая ска­зала, что значит, я и не хри­сти­анка вовсе. Дело было так: с груп­пой палом­ни­ков мы поехали из Там­бова в Троице-Сер­ги­еву лавру. У деревни Малин­ники свер­нули к источ­нику пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского. Было мно­го­людно и холодно. Все сразу устре­ми­лись к обу­стро­ен­ной у источ­ника купальне, обсуж­дали, в каком источ­нике вода холод­нее, где от каких болез­ней лучше оку­наться, как это делать — 3 раза по три погру­же­ния, 3 захода по 3 раза по 3 погру­же­ния. Я быстро запу­та­лась и решила вообще не оку­наться, да и к тому же с нетер­пе­нием ожи­дала при­бы­тия в Лавру. Но потом поняла, что боль­шин­ство палом­ни­ков меня осу­дили. Посе­ще­ние купальни в палом­ни­че­стве — это на самом деле обя­зан­ность каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина? И правда ли, что по тем­пе­ра­туре воды можно опре­де­лить ее бла­го­дать? И как разо­браться со всеми этими 3 по 3 по 3?
С ува­же­нием, Алев­тина Жукова, 23 года

Ответы:

игумен Пётр (Меще­ри­нов), насель­ник Свято-Дани­лова мона­стыря

Доро­гая Алев­тина!

Вы столк­ну­лись с очень рас­про­стра­нен­ным в Рус­ской Церкви явле­нием. По науч­ному оно назы­ва­ется «двое­ве­рием» – когда под хри­сти­ан­скую внеш­ность «при­спо­саб­ли­ва­ются» язы­че­ские обычаи. Само почи­та­ние источ­ни­ков по про­ис­хож­де­нию – обычай именно язы­че­ский, к хри­сти­ан­ству он не имеет пря­мого отно­ше­ния. Пра­во­сла­вие воцер­ков­ляет все сто­роны жизни, поэтому и почи­та­ние источ­ни­ков вошло в цер­ков­ный обиход. Но оку­на­ние в источ­ники должно стоять в хри­сти­ан­стве на 125‑м месте; а ваши кол­леги по палом­ни­че­ству поста­вили его, судя по всему, на первое…

Гос­подь дал нам Новый Завет; Цер­ковь хранит его и живет им. Суть Нового Завета – покло­не­ние Богу в духе и истине; при этом ни место, ни время, ни какое другое внеш­нее обсто­я­тель­ство не имеет опре­де­ля­ю­щего зна­че­ния. Хри­сти­ан­ская ново­за­вет­ная жизнь – вещь непро­стая, она тре­бует и сво­боды, и ответ­ствен­но­сти, и ума, и пре­одо­ле­ния всего вет­хого, что есть в чело­веке. Людям все это тяжело; ветхий чело­век тре­бует реаль­ных, зримых, веще­ствен­ных, маги­че­ски-дей­ствен­ных форм бого­по­чи­та­ния. В самом деле, гораздо легче «освя­титься» тем, что трижды, или трижды по трижды оку­нуться в источ­ник, и счи­тать себя при этом насто­я­щим (не то, что другие!) пра­во­слав­ным, чем понуж­дать себя освя­щаться доб­ро­той, вни­ма­нием к другим, чест­но­стью, трез­во­мыс­лием, сми­ре­нием и неосуж­де­нием.

Не только посе­ще­ние купальни в палом­ни­че­стве, но и само палом­ни­че­ство не явля­ется непре­мен­ной обя­зан­но­стью каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Чем пере­ме­щаться шум­ными и неров­ными ком­па­ни­ями по горо­дам и весям нашего необъ­ят­ного Оте­че­ства, лучше позна­вать богат­ство Пре­да­ния Церкви посред­ством чтения Свя­щен­ного Писа­ния, святых отцов и совре­мен­ных цер­ков­ных авто­ров, чаще участ­во­вать в таин­ствах, молитве и добрых делах.

Бла­го­дать ни по тем­пе­ра­туре воды, ни по каким иным веще­ствен­ным фак­то­рам не опре­де­ля­ется, а опре­де­ля­ется она мирным устро­е­нием сердца и любо­вью к Богу и ближ­нему, како­вую любовь, если угодно, можно ста­раться стя­же­вать в столь экс­тре­маль­ной обста­новке, как палом­ни­че­ская поездка.

Нако­нец, в полукли­ку­ше­ской народ­ной нуме­ро­ло­гии раз­би­раться и вовсе не надо. Ариф­ме­тику люди про­хо­дят в первом классе школы, а во взрос­лом состо­я­нии хорошо бы уже обра­щать вни­ма­ние на более важные и серьез­ные вещи.

Бог вам в помощь!

иеро­мо­нах ГЕР­МО­ГЕН (Ана­ньев), насель­ник Свято-Дани­лова мона­стыря

Купа­ние в источ­нике явля­ется бла­го­че­сти­вой тра­ди­цией, но ни в коем случае не обя­зан­но­стью хри­сти­а­нина. Есте­ственно, тем­пе­ра­тура воды о бла­го­дати не сви­де­тель­ствует (какое-то язы­че­ское пони­ма­ние бла­го­дати).

Три захода по три погру­же­ния совер­шают в честь Святой Троицы и таин­ства кре­ще­ния, во время кото­рого мы тоже погру­жа­емся в купель трое­кратно. Но это опять же только тра­ди­ция, в отли­чие от кре­ще­ния никак кано­ни­че­ски не обу­слов­лен­ная.

Купа­ние в холод­ной воде больше укреп­ляет тело. Конечно, если источ­ник освя­щен, мы по вере нашей полу­чаем и бла­го­дат­ную помощь. Хоро­шая тра­ди­ция, но к спа­се­нию она имеет опо­сре­до­ван­ное отно­ше­ние. Если чело­век по каким-то при­чи­нам не хочет оку­наться в источ­ник, это не гово­рит ни о его испор­чен­но­сти, ни о гре­хов­но­сти.

свя­щен­ник Гри­го­рий Кова­лев, клирик храма муче­ни­ков Флора и Лавра на Зацепе

Надо искать золо­тую сере­дину. В палом­ни­че­ские поездки ездят разные люди, в том числе только начи­на­ю­щие воцер­ков­ляться. Как пра­вило, более воцер­ко­в­лен­ные спут­ники (и руко­во­ди­тели палом­ни­че­ских групп) начи­нают их учить. И порой гово­рят такое, что душа леде­неет: напри­мер, «клас­си­фи­ци­руют» источ­ники по болез­ням и т.д. Часто они наме­кают на соб­ствен­ную про­све­щен­ность, отли­ча­ю­щую их от осталь­ных членов группы. А на самом деле их советы взяты с потолка: где-то что-то услы­шали. Неуди­ви­тельно, что обилие таких сомни­тель­ных сове­тов вызвало у вас сомне­ние. Корить вам себя в данном случае не за что.

Купа­ние в святом источ­нике должно совер­шаться с верой. Есть хоть капля веры в бла­го­дат­ную силу источ­ника – навер­ное, надо себя пере­си­лить и оку­нуться. Хорошо, если для начала полу­чится один раз. Но вбе­гать в источ­ник с дикими воп­лями, потому что тебе ска­зали «надо»?.. Это странно. Нет пока веры, а холод­ная вода пугает – лучше воз­дер­жаться. Не смот­рите на других (это отно­сится и к тем, кто любит поучать ново­на­чаль­ных), а моли­тесь об укреп­ле­нии своей веры.

журнал «Нескуч­ный сад»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки