Послед­ствия гре­хо­па­де­ния

***

После́дствия грехопаде́ния (см.: Гре­хо­па­де­ние) — 1) след­ствия, при­вне­сён­ные в види­мый мир в резуль­тате отступ­ле­ния пер­во­здан­ного чело­века от Бога, отра­зив­ши­еся как на самом чело­веке, так на окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти; 2) дей­ствия Божии, вызван­ные гре­хо­па­де­нием, направ­лен­ные на под­го­товку чело­века к При­ше­ствию Спа­си­теля.

В чём состо­яли след­ствия гре­хо­па­де­ния?

На чело­веке след­ствия гре­хо­па­де­ния ска­за­лись самым удру­ча­ю­щим обра­зом: помимо того, что он был изгнан из Рая (Быт.3:24), он сде­лался тлен­ным, страст­ным, смерт­ным; повре­дил глав­ные силы души (разум­ную, воле­вую, раз­дра­жи­тель­ную, чув­ству­ю­щую), нару­шил их вза­им­ную согла­со­ван­ность; душев­ное начало утра­тило гос­под­ство над плот­ским, и более того, плоть взяла верх над душой.

Пагуб­ные след­ствия гре­хо­па­де­ния отра­зи­лась не только на непо­сред­ствен­ных винов­ни­ках, нару­ши­те­лях запо­веди. Порче под­верг­лось само чело­ве­че­ское есте­ство. С тех пор она стала носить наслед­ствен­ный харак­тер, пере­да­ваться всем людям, от роди­те­лей к детям (см.: Грех пер­во­род­ный).

В духовно-нрав­ствен­ном отно­ше­нии порча про­яв­ля­лась и про­яв­ля­ется до сих пор в том, что все потомки Адама (за исклю­че­нием Гос­пода Иисуса Христа) рож­да­лись и рож­да­ются со склон­но­стью боль­шею ко злу, нежели к добру.

В резуль­тате гре­хо­па­де­ния люди под­пали под власть падших духов. Эта власть про­яв­ля­лась даже за гробом, ведь после смерти души всех без исклю­че­ния людей ока­зы­ва­лись в аду). Осво­бо­диться от власти диа­вола стало воз­можно лишь по При­ше­ствии в мир Сына Божия, Искуп­ле­нии, разо­ре­нии ада, обра­зо­ва­нии Церкви.

Особым воле­изъ­яв­ле­нием Божьим за грех пер­во­здан­ного чело­века была про­клята даже земля (Быт.3:17). Со вре­мени этого страш­ного про­кля­тья земля пере­стала давать людям пищу сво­бодно, с избыт­ком, как это было до гре­хо­па­де­ния (Быт.3:18). Со вре­мени изгна­ния из Рая чело­век вынуж­ден был зара­ба­ты­вать себе пищу тяже­лым трудом (Быт.3:19).

После утраты чело­ве­ком Боже­ствен­ной бла­го­дати, славы и чистоты, из-под его послу­ша­ния вышли живот­ные. Кто-то из них просто пере­стали дове­рять чело­веку, но многие стали испы­ты­вать к чело­веку враж­деб­ность.

Самое же страш­ное след­ствие — раз­ру­ше­ние дове­ри­тель­ных отно­ше­ний чело­века и Бога. Помимо потери в лице Божьем Пре­муд­рого, Все­мо­гу­щего и Бла­гого Настав­ника, утра­тив обще­ние с Ним, чело­век лишился высшей бла­жен­ной радо­сти. Утра­тив обще­ние с Источ­ни­ком под­лин­ного неис­чер­па­е­мого бла­жен­ства, чело­век стал искать источ­ники сча­стья и радо­сти среди пред­ме­тов твар­ного мира, устре­мился к гре­хов­ным удо­воль­ствиям.

Почему Бог попу­стил совер­шиться столь ката­стро­фи­че­ским изме­не­ниям всего из-за одного пре­ступ­ле­ния?

На сего­дняш­ний день суще­ствует немало суж­де­ний, общий смысл кото­рых сво­дится к непо­ни­ма­нию или даже обви­не­нию Бога в несо­от­вет­ствии суро­во­сти нало­жен­ного Им нака­за­ния мало­зна­чи­тель­но­сти пре­ступ­ле­ния первых людей. Каза­лось бы, ну поду­ма­ешь, вкусил чело­век запрет­ного плода; неужели стоило под­вер­гать его за этот про­сту­пок столь гроз­ным карам?

В дей­стви­тель­но­сти же пре­ступ­ле­ние не было мало­зна­чи­тель­ным, как и нака­за­ние — чрез­мерно суро­вым.

Во-первых, пре­сту­пая закон «согре­шишь — смер­тью умрешь» (Быт.2:17), чело­век знал, на что шёл.

Во-вторых, ослу­ша­ние Бога в первую оче­редь было свя­зано не с жела­нием испро­бо­вать плода, а с гор­до­стью, зави­стью к Богу, с неже­ла­нием общаться с Ним как тварь с Гос­по­дом, со стрем­ле­нием самому стать как Бог (Быт.3:5).

Учи­ты­вая осо­знан­ность и доб­ро­воль­ность этого выбора, Гос­подь дал чело­веку воз­мож­ность про­чув­ство­вать и осмыс­лить, каково жить вне союза с Твор­цом. Но даже и при этих обсто­я­тель­ствах Он, будучи благим и мило­серд­ным, не оста­вил людей без Своего попе­че­ния.

Одним из силь­ней­ших аспек­тов нака­за­ния назы­вают тлен­ность и смерт­ность. Однако же в этом след­ствии, прежде всего, про­яви­лось Боже­ствен­ное мило­сер­дие. Ведь бла­го­даря этому след­ствию, Бог не только нака­зал согре­шив­шего чело­века, но и огра­дил его от чрез­мер­ного уко­ре­не­ния во зле, предо­ста­вив воз­мож­ность Спа­се­ния в буду­щем.

Другой аспект нака­за­ния — про­кля­тие земли, тлен­ность, кос­нув­ша­яся окру­жа­ю­щего мира — тоже явил мило­сер­дие Творца. Трудно даже пред­ста­вить, до какого отча­я­ния дошел бы чело­век, если бы, будучи тлен­ным, изуро­до­ван­ным грехом, жил в нетлен­ном, пре­крас­ней­шем мире.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки