Досада

***

Доса́да — чув­ство неудо­воль­ствия, обу­слов­лен­ного неуда­чей, обидой, неудо­вле­тво­рен­но­стью ожи­да­ний и т.п.

Досада явля­ется про­яв­ле­нием стра­сти гор­до­сти.

Гнев, соеди­нен­ный с печа­лью, порож­дает раз­дра­жи­тель­ность, досаду, ропот и хро­ни­че­ское недо­воль­ство всем и всеми.

***

Всегда ли грех ли доса­ждать своим ближ­ним?

На это вопрос нет одно­слов­ного ответа: многое зави­сит от того, что именно вызы­вает досаду у ближ­него и почему. Скажем, пра­вед­ник или даже «обыч­ный» чело­век может испы­ты­вать чув­ство досады, видя ближ­него, греш­ника, упорно не жела­ю­щего осво­бож­даться от своих гре­хов­ных стра­стей. В свою оче­редь греш­нику могут доса­ждать дела пра­вед­ника.

Скажем, доста­вить досаду мужу может пре­дан­ная пьян­ству жена (Сир.26:10) или жена, стре­мя­ща­яся «пре­об­ла­дать над своим мужем» (Сир.25:24). Такого рода доса­жде­ние, по понят­ным при­чи­нам, может быть названо небо­го­угод­ным.

А вот про­ти­во­по­лож­ный пример. Когда, по словам псал­мо­певца, «добрый чело­век милует и взаймы дает» (Пс.111:5), когда он «рас­то­чил, роздал нищим» (Пс.111:9), то «правда его пре­бы­вает во веки» (Пс.111:9). Между тем, «нече­сти­вый увидит это и будет доса­до­вать, заскре­же­щет зубами своими и истает» (111:10). Эти биб­лей­ские стихи пока­зы­вают, что пра­вед­ные дела, совер­ша­е­мые добрым чело­ве­ком, могут слу­жить для греш­ника пово­дом для досады даже в случае, если тот, кто их совер­шает, не имеет целью доста­вить ему скорбь. Греш­ник может доса­до­вать уже в силу того, что подоб­ные дела не согла­су­ются с гре­хов­ным рас­по­ло­же­нием его ума и воли, то есть при­чина его досады — в нём самом. Ана­ло­гич­ную форму досады испы­ты­вали иудеи, имев­шие непри­язнь ко Христу, но не имев­шие сил и спо­соб­но­стей Его уяз­вить (Мк.12:12), то есть их досада была свя­зана с тем, что у них не полу­ча­лось Ему доса­дить.

Харак­тер­ным биб­лей­ским при­ме­ром осо­знан­ного, наро­чи­того, гре­хов­ного доса­жде­ния ближ­нему служит пример с Иоси­фом и женой Поти­фара, кото­рая, в ответ на реши­тель­ные отказы Иосифа всту­пить с ней в интим­ную связь, окле­ве­тала его перед своим мужем, и тот отпра­вил неви­нов­ного Иосифа в тем­ницу (Быт.39:7–20).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки