Развлечения
Главная » Алфавитный раздел » Р » Развлечения

Развлечения

(2 голоса: 5 из 5)

 

Развлече́ния — 1) действие или действия, занятия, наполненные удовольствием, весельем, радостью, забавой; 2) предмет веселья, забавы, утех (пример: нашёл себе развлечение).

Развлечения — способ бегства от уныния и печали, отдых от трудов праведных.

«Коль скоро люди не могут победить смерть, нищету, невежество, то чтобы стать счастливыми, они решили об этом не думать». «Единственная вещь, утешающая нас в несчастиях, — это развлечение, а между тем оно является самым большим из наших несчастий. Ибо оно, главным образом, мешает нам размышлять о себе и незаметно губит. Без него мы очутились бы среди тоски, а эта тоска принуждала бы нас искать более действенного средства выйти из нее. Но развлечение забавляет нас и заставляет совершенно незаметно приближаться к смерти». Блез Паскаль

Противоречат ли развлечения нормам христианского благочестия?

Несмотря на то, что Господь Иисус Христос предрекал Своим ученикам cкорби и cтрадания за веру (Лк.21:12), несмотря на то, что святые отцы нередко смотрели на скорби как на особые средства для врачевания нравственных недугов, христианство не следует понимать как религию, априори отвергающую радость и веселье.

Вспомним, что первым словом архангела Гавриила, возвестившего Деве Марии об Её избрании к миссии стать и быть Матерью Бога по человеческому естеству, было: «радуйся!» (Лк.1:28). В своё время радость и веселье были обещаны и Захарии, в связи с предстоящим рождением сына, Иоанна, будущего Крестителя и Предтечи Господня (Лк.1:14). Сам Спаситель в одной из бесед с учениками желал им радости, причём радости совершенной: «радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11).

Однако радость радости рознь, равно как и веселье веселью. Среди всех форм человеческой радости следует различать радость о Господе (то есть радость, соответствующую человеческому естеству), и радость греховную (противоестественную).

Радость о Господе известна каждому праведнику, равно как и радость греховная известна каждому грешнику. Радость первого вида побуждает человека стремиться к Богу, тогда как радость второго способствует утверждению во зле.

То же можно сказать и о веселье. Например, псалмопевец воспевал праведных дев, входящих с весельем и ликованием в чертог Небесного Царя (Пс.44:16). С другой стороны, в Священном Писании содержится множество предостережений от всевозможных форм греховного веселья.

Когда представители церкви указывают на опасность развлечений, они, конечно же, возражают не против радости и веселья как таковых, но против греховной радости, греховного веселья.

Довольно часто развлечения обозначаются в христианско-нравственной и аскетической литературе в негативных тонах. Радость и веселье о Господе не принято называть развлечением, так как под развлечениями обычно понимается нечто второстепенное, чего не скажешь о радости и веселье, испытываемых праведником от общения с Богом.

В первые века существования Церкви святые отцы предостерегали христиан от таких развлечений как театральные зрелища, конские ристалища, непристойные игры, пиршества, пляски и многих других. В наше время появилось множество новых развлечений, возбуждающих в человеке греховные движения, страсти, отвлекающие его от богоугодного настроя и делания. Такие развлечения служат человеку соблазном и сетью, и именно поэтому их следует избегать.

Церковные каноны о недопустимых для христиан развлечениях

«53-е пр. Лаодикийского собора повелевает, чтобы христиане, приходящие на брак, соблюдали подобающую им скромность и не обращали внимания на пляшущих или играющих. А теперь определением сего правила пренебрегают»[1].

«54-е правило Лаодикийскаго собора посвященным или клирикам, угощаемым на браках или на других праздниках, повелевает, чтобы они отнюдь не вращались и не внимали обыкновенно бывающим при этих случаях смешным зрелищам, но удалялись прежде, чем войти (туда) позорищным.

Повелевая согласно с сим, и 24-е правило VI-го Собора возбраняет посвященным и монахам ходить на конские ристалища и присутствовать на позорищных играх; при этом излагает и сказанное правило отцев, бывших в Лаодикии, а обличенных в сем убеждает или отстать, или упорствующих (повелевает) извергать…

Α 51-е правило того же шестого Собора так называемых смехотворцев и их зрелища, и зрелища звериные и плясания на позорищи повелевает совершенно упразднить. Ибо строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили нераспущенно и допускали не то, что расслабляет настроение души, но что прилично святым.— Смехотворцами называет (правило) тех, которые, подражая звукам и обычаям чьим либо, производят неудержимый смех в присутствующих. Α звериными зрелищами правило называет не охоту с собаками или как-нибудь иначе: ибо это дело, а не зрелище; но (правило имеет здесь в виду то, что) в больших городах кормили зверей — львов и медведей, которых выводили в некоторые времена на зрелища и пускали в борьбу — то с быками, то с пленниками, или с осужденными на растерзание их,— к удовольствию зрителей, что обличает большую жестокость тех, которые обращают несчастия других в свое удовольствие и услаждаются кровию людей, имеющих с ними одну природу. Α сцена есть притворное лицемерие; поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило, запрещая пляски на сцене мужчин и женщин, бесстыдно вертящихся и бесчинствующих и вызывающих зрителей к невоздержанию, а также удары по щекам и шум, тех — которые предаются чему-нибудь из сего подвергает — клириков извержению, а мирян отлучению. — Ищи еще правило того же Собора 62-е и 65-е…»[2] [3]

«Α 15-е (18-е) правило собора Карфагенского возбраняет детям священников представлять позорища; ибо у некоторых из граждан, которые заведывали театральными представлениями, содержались кони, дрессируемые для ристания, и звери для звериных боев. Итак, правило повелевает, чтобы дети священников не только не делали этого, но и не смотрели на тех, которые приходят туда: ибо должно воспитывать их в научении и наказании Господни (Еф.6:4), как говорит Великий Павел и в послании к Титу о пресвитерах: аще кто имеет чада верна, не в укорении блуда, или непокорива (Тит.1:6); и в послании к Тимофею: желающему епископства подобает быти чада имущу в послушании со всякою чистотою (1Тим.3:4); а посещающий позорища не может избежать подозрения в нецеломудрии. Да и всем христианам заповедано совершенно воздерживаться от сего и отвращаться от тех, которые допускают хуления и употребляют нескромные слова и дела.

Α 60-е (71-е) правило Карфагенского собора возбраняет быть пиршествам во дни памяти святых мучеников и непристойным плясаниям на них: ибо случается, что и благообразные из женщин из-за этого не приходят в церкви, так как не стыдящиеся решаться на постыдное похотливо устремляются на них.

Α 61-е (72-е) правило того же собора возбраняет быть позорищным представлениям и конским ристаниям в воскресные, или другие праздничные дни, или в седмицу Пасхи, дабы христиане, предаваясь сим забавам, не пренебрегли церковными собраниями, а повелевает правило — никого не принуждать ходить на зрелища.

Α 66-е правило VI-го Собора требует, чтобы верные всю седмицу Пасхи упражнялись в церквах, увеселяя себя псалмами и пениями, а зрелища и конские ристания в то время — возбранять…

Α закон считает бесчестными всех тех, которые вступают в бой ради корысти и выступают на сцене по честолюбию; нанявшийся же на сцену для представления игр и не обнаруживший искусства не почитается бесчестным, а нанявшийся на бой с зверями хотя и не вступит в бой с ними, бесчестен, как предавший свою жизнь из-за постыдной корысти»[2].

 

Примечания

[1] Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. О том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм.

[2] Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. О зрелищах и различных театральных играх.

[3] Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. Об обычаях эллинских.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс