Развлечения

AAA
(3 голоса5.0 из 5)

 

Развлече́ния — занятия, наполненные удовольствием, весельем, радостью, забавой. Развлечения — способ бегства от уныния и печали, отдых от трудов праведных.

«Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Люди разучились жить серьезной жизнью, трудом на пользу нуждающихся и внутреннею духовною жизнью, и начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем общественное развлечение — это уже общественный порок, общественная страсть!»
святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Коль скоро люди не могут победить смерть, нищету, невежество, то чтобы стать счастливыми, они решили об этом не думать». «Единственная вещь, утешающая нас в несчастиях, — это развлечение, а между тем оно является самым большим из наших несчастий. Ибо оно, главным образом, мешает нам размышлять о себе и незаметно губит. Без него мы очутились бы среди тоски, а эта тоска принуждала бы нас искать более действенного средства выйти из нее. Но развлечение забавляет нас и заставляет совершенно незаметно приближаться к смерти».
Блез Паскаль

Противоречат ли развлечения нормам христианского благочестия?

Несмотря на то, что Господь Иисус Христос предрекал Своим ученикам cкорби и cтрадания за веру (Лк.21:12), несмотря на то, что святые отцы нередко смотрели на скорби как на особые средства для врачевания нравственных недугов, христианство не следует понимать как религию, априори отвергающую радость и веселье.

Вспомним, что первым словом архангела Гавриила, возвестившего Деве Марии об Её избрании к миссии стать и быть Матерью Бога по человеческому естеству, было: «радуйся!» (Лк.1:28). В своё время радость и веселье были обещаны и Захарии, в связи с предстоящим рождением сына, Иоанна, будущего Крестителя и Предтечи Господня (Лк.1:14). Сам Спаситель в одной из бесед с учениками желал им радости, причём радости совершенной: «радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11).

Однако радость радости рознь, равно как и веселье веселью. Среди всех форм человеческой радости следует различать радость о Господе (то есть радость, соответствующую человеческому естеству), и радость греховную (противоестественную).

Радость о Господе известна каждому праведнику, равно как и радость греховная известна каждому грешнику. Радость первого вида побуждает человека стремиться к Богу, тогда как радость второго способствует утверждению во зле.

То же можно сказать и о веселье. Например, псалмопевец воспевал праведных дев, входящих с весельем и ликованием в чертог Небесного Царя (Пс.44:16). С другой стороны, в Священном Писании содержится множество предостережений от всевозможных форм греховного веселья.

Когда представители церкви указывают на опасность развлечений, они, конечно же, возражают не против радости и веселья как таковых, но против греховной радости, греховного веселья.

Довольно часто развлечения обозначаются в христианско-нравственной и аскетической литературе в негативных тонах. Радость и веселье о Господе не принято называть развлечением, так как под развлечениями обычно понимается нечто второстепенное, чего не скажешь о радости и веселье, испытываемых праведником от общения с Богом.

В первые века существования Церкви святые отцы предостерегали христиан от таких развлечений как театральные зрелища, конские ристалища, непристойные игры, пиршества, пляски и многих других. В наше время появилось множество новых развлечений, возбуждающих в человеке греховные движения, страсти, отвлекающие его от богоугодного настроя и делания. Такие развлечения служат человеку соблазном и сетью, и именно поэтому их следует избегать.

Церковные каноны о недопустимых для христиан развлечениях

«53-е пр. Лаодикийского собора повелевает, чтобы христиане, приходящие на брак, соблюдали подобающую им скромность и не обращали внимания на пляшущих или играющих. А теперь определением сего правила пренебрегают»[1].

«54-е правило Лаодикийскаго собора посвященным или клирикам, угощаемым на браках или на других праздниках, повелевает, чтобы они отнюдь не вращались и не внимали обыкновенно бывающим при этих случаях смешным зрелищам, но удалялись прежде, чем войти (туда) позорищным.

Повелевая согласно с сим, и 24-е правило VI-го Собора возбраняет посвященным и монахам ходить на конские ристалища и присутствовать на позорищных играх; при этом излагает и сказанное правило отцев, бывших в Лаодикии, а обличенных в сем убеждает или отстать, или упорствующих (повелевает) извергать…

Α 51-е правило того же шестого Собора так называемых смехотворцев и их зрелища, и зрелища звериные и плясания на позорищи повелевает совершенно упразднить. Ибо строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили нераспущенно и допускали не то, что расслабляет настроение души, но что прилично святым.— Смехотворцами называет (правило) тех, которые, подражая звукам и обычаям чьим либо, производят неудержимый смех в присутствующих. Α звериными зрелищами правило называет не охоту с собаками или как-нибудь иначе: ибо это дело, а не зрелище; но (правило имеет здесь в виду то, что) в больших городах кормили зверей — львов и медведей, которых выводили в некоторые времена на зрелища и пускали в борьбу — то с быками, то с пленниками, или с осужденными на растерзание их,— к удовольствию зрителей, что обличает большую жестокость тех, которые обращают несчастия других в свое удовольствие и услаждаются кровию людей, имеющих с ними одну природу. Α сцена есть притворное лицемерие; поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило, запрещая пляски на сцене мужчин и женщин, бесстыдно вертящихся и бесчинствующих и вызывающих зрителей к невоздержанию, а также удары по щекам и шум, тех — которые предаются чему-нибудь из сего подвергает — клириков извержению, а мирян отлучению. — Ищи еще правило того же Собора 62-е и 65-е…»[2] [3]

«Α 15-е (18-е) правило собора Карфагенского возбраняет детям священников представлять позорища; ибо у некоторых из граждан, которые заведывали театральными представлениями, содержались кони, дрессируемые для ристания, и звери для звериных боев. Итак, правило повелевает, чтобы дети священников не только не делали этого, но и не смотрели на тех, которые приходят туда: ибо должно воспитывать их в научении и наказании Господни (Еф.6:4), как говорит Великий Павел и в послании к Титу о пресвитерах: аще кто имеет чада верна, не в укорении блуда, или непокорива (Тит.1:6); и в послании к Тимофею: желающему епископства подобает быти чада имущу в послушании со всякою чистотою (1Тим.3:4); а посещающий позорища не может избежать подозрения в нецеломудрии. Да и всем христианам заповедано совершенно воздерживаться от сего и отвращаться от тех, которые допускают хуления и употребляют нескромные слова и дела.

Α 60-е (71-е) правило Карфагенского собора возбраняет быть пиршествам во дни памяти святых мучеников и непристойным плясаниям на них: ибо случается, что и благообразные из женщин из-за этого не приходят в церкви, так как не стыдящиеся решаться на постыдное похотливо устремляются на них.

Α 61-е (72-е) правило того же собора возбраняет быть позорищным представлениям и конским ристаниям в воскресные, или другие праздничные дни, или в седмицу Пасхи, дабы христиане, предаваясь сим забавам, не пренебрегли церковными собраниями, а повелевает правило — никого не принуждать ходить на зрелища.

Α 66-е правило VI-го Собора требует, чтобы верные всю седмицу Пасхи упражнялись в церквах, увеселяя себя псалмами и пениями, а зрелища и конские ристания в то время — возбранять…

Α закон считает бесчестными всех тех, которые вступают в бой ради корысти и выступают на сцене по честолюбию; нанявшийся же на сцену для представления игр и не обнаруживший искусства не почитается бесчестным, а нанявшийся на бой с зверями хотя и не вступит в бой с ними, бесчестен, как предавший свою жизнь из-за постыдной корысти»[2].

 

Примечания

[1] Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. О том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм.

[2] Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. О зрелищах и различных театральных играх.

[3] Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. Об обычаях эллинских.

Рейтинг@Mail.ru