Развлечения

***

Развлече́ния — заня­тия, напол­нен­ные удо­воль­ствием, весе­льем, радо­стью, заба­вой. Раз­вле­че­ния — способ бег­ства от уныния и печали, отдых от трудов пра­вед­ных.

***

Противоречат ли развлечения нормам христианского благочестия?

Несмотря на то, что Гос­подь Иисус Хри­стос пред­ре­кал Своим уче­ни­кам cкорби и cтра­да­ния за веру (Лк.21:12), несмотря на то, что святые отцы нередко смот­рели на скорби как на особые сред­ства для вра­че­ва­ния нрав­ствен­ных неду­гов, хри­сти­ан­ство не сле­дует пони­мать как рели­гию, апри­ори отвер­га­ю­щую радость и весе­лье.

Вспом­ним, что первым словом архан­гела Гав­ри­ила, воз­ве­стив­шего Деве Марии об Её избра­нии к миссии стать и быть Мате­рью Бога по чело­ве­че­скому есте­ству, было: «радуйся!» (Лк.1:28). В своё время радость и весе­лье были обе­щаны и Заха­рии, в связи с пред­сто­я­щим рож­де­нием сына, Иоанна, буду­щего Кре­сти­теля и Пред­течи Гос­подня (Лк.1:14). Сам Спа­си­тель в одной из бесед с уче­ни­ками желал им радо­сти, причём радо­сти совер­шен­ной: «радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна» (Ин.15:11).

Однако радость радо­сти рознь, равно как и весе­лье весе­лью. Среди всех форм чело­ве­че­ской радо­сти сле­дует раз­ли­чать радость о Гос­поде (то есть радость, соот­вет­ству­ю­щую чело­ве­че­скому есте­ству), и радость гре­хов­ную (про­ти­во­есте­ствен­ную).

Радость о Гос­поде известна каж­дому пра­вед­нику, равно как и радость гре­хов­ная известна каж­дому греш­нику. Радость пер­вого вида побуж­дает чело­века стре­миться к Богу, тогда как радость вто­рого спо­соб­ствует утвер­жде­нию во зле.

То же можно ска­зать и о весе­лье. Напри­мер, псал­мо­пе­вец вос­пе­вал пра­вед­ных дев, вхо­дя­щих с весе­льем и лико­ва­нием в чертог Небес­ного Царя (Пс.44:16). С другой сто­роны, в Свя­щен­ном Писа­нии содер­жится мно­же­ство предо­сте­ре­же­ний от все­воз­мож­ных форм гре­хов­ного весе­лья.

Когда пред­ста­ви­тели церкви ука­зы­вают на опас­ность раз­вле­че­ний, они, конечно же, воз­ра­жают не против радо­сти и весе­лья как тако­вых, но против гре­хов­ной радо­сти, гре­хов­ного весе­лья.

Довольно часто раз­вле­че­ния обо­зна­ча­ются в хри­сти­ан­ско-нрав­ствен­ной и аске­ти­че­ской лите­ра­туре в нега­тив­ных тонах. Радость и весе­лье о Гос­поде не при­нято назы­вать раз­вле­че­нием, так как под раз­вле­че­ни­ями обычно пони­ма­ется нечто вто­ро­сте­пен­ное, чего не ска­жешь о радо­сти и весе­лье, испы­ты­ва­е­мых пра­вед­ни­ком от обще­ния с Богом.

В первые века суще­ство­ва­ния Церкви святые отцы предо­сте­ре­гали хри­стиан от таких раз­вле­че­ний как теат­раль­ные зре­лища, кон­ские риста­лища, непри­стой­ные игры, пир­ше­ства, пляски и многих других. В наше время появи­лось мно­же­ство новых раз­вле­че­ний, воз­буж­да­ю­щих в чело­веке гре­хов­ные дви­же­ния, стра­сти, отвле­ка­ю­щие его от бого­угод­ного настроя и дела­ния. Такие раз­вле­че­ния служат чело­веку соблаз­ном и сетью, и именно поэтому их сле­дует избе­гать.

Цер­ков­ные каноны о недо­пу­сти­мых для хри­стиан раз­вле­че­ниях

«53‑е пр. Лаоди­кий­ского собора пове­ле­вает, чтобы хри­сти­ане, при­хо­дя­щие на брак, соблю­дали подо­ба­ю­щую им скром­ность и не обра­щали вни­ма­ния на пля­шу­щих или игра­ю­щих. А теперь опре­де­ле­нием сего пра­вила пре­не­бре­гают»[1].

«54‑е пра­вило Лаоди­кий­скаго собора посвя­щен­ным или кли­ри­кам, уго­ща­е­мым на браках или на других празд­ни­ках, пове­ле­вает, чтобы они отнюдь не вра­ща­лись и не вни­мали обык­но­венно быва­ю­щим при этих слу­чаях смеш­ным зре­ли­щам, но уда­ля­лись прежде, чем войти (туда) позо­рищ­ным.

Пове­ле­вая согласно с сим, и 24‑е пра­вило VI-го Собора воз­бра­няет посвя­щен­ным и мона­хам ходить на кон­ские риста­лища и при­сут­ство­вать на позо­рищ­ных играх; при этом изла­гает и ска­зан­ное пра­вило отцев, бывших в Лаоди­кии, а обли­чен­ных в сем убеж­дает или отстать, или упор­ству­ю­щих (пове­ле­вает) извер­гать…

Α 51‑е пра­вило того же шестого Собора так назы­ва­е­мых сме­хо­твор­цев и их зре­лища, и зре­лища зве­ри­ные и пля­са­ния на позо­рищи пове­ле­вает совер­шенно упразд­нить. Ибо стро­гость еван­гель­ской жизни тре­бует, чтобы верные жили нерас­пу­щенно и допус­кали не то, что рас­слаб­ляет настро­е­ние души, но что при­лично святым.— Сме­хо­твор­цами назы­вает (пра­вило) тех, кото­рые, под­ра­жая звукам и обы­чаям чьим либо, про­из­во­дят неудер­жи­мый смех в при­сут­ству­ю­щих. Α зве­ри­ными зре­ли­щами пра­вило назы­вает не охоту с соба­ками или как-нибудь иначе: ибо это дело, а не зре­лище; но (пра­вило имеет здесь в виду то, что) в боль­ших горо­дах кор­мили зверей — львов и мед­ве­дей, кото­рых выво­дили в неко­то­рые вре­мена на зре­лища и пус­кали в борьбу — то с быками, то с плен­ни­ками, или с осуж­ден­ными на рас­тер­за­ние их,— к удо­воль­ствию зри­те­лей, что обли­чает боль­шую жесто­кость тех, кото­рые обра­щают несча­стия других в свое удо­воль­ствие и услаж­да­ются кровию людей, име­ю­щих с ними одну при­роду. Α сцена есть при­твор­ное лице­ме­рие; поэтому и людей лице­ме­ря­щих и пред­став­ля­ю­щих себя то рабами, то гос­по­дами, то пол­ко­вод­цами и началь­ни­ками, назы­вают сце­ни­че­скими. Итак, пра­вило, запре­щая пляски на сцене мужчин и женщин, бес­стыдно вер­тя­щихся и бес­чин­ству­ю­щих и вызы­ва­ю­щих зри­те­лей к невоз­дер­жа­нию, а также удары по щекам и шум, тех — кото­рые пре­да­ются чему-нибудь из сего под­вер­гает — кли­ри­ков извер­же­нию, а мирян отлу­че­нию. — Ищи еще пра­вило того же Собора 62‑е и 65‑е…»[2] [3]

«Α 15‑е (18‑е) пра­вило собора Кар­фа­ген­ского воз­бра­няет детям свя­щен­ни­ков пред­став­лять позо­рища; ибо у неко­то­рых из граж­дан, кото­рые заве­ды­вали теат­раль­ными пред­став­ле­ни­ями, содер­жа­лись кони, дрес­си­ру­е­мые для риста­ния, и звери для зве­ри­ных боев. Итак, пра­вило пове­ле­вает, чтобы дети свя­щен­ни­ков не только не делали этого, но и не смот­рели на тех, кото­рые при­хо­дят туда: ибо должно вос­пи­ты­вать их в науче­нии и нака­за­нии Гос­подни (Еф.6:4), как гово­рит Вели­кий Павел и в посла­нии к Титу о пре­сви­те­рах: аще кто имеет чада верна, не в уко­ре­нии блуда, или непо­ко­рива (Тит.1:6); и в посла­нии к Тимо­фею: жела­ю­щему епи­скоп­ства подо­бает быти чада имущу в послу­ша­нии со всякою чисто­тою (1Тим.3:4); а посе­ща­ю­щий позо­рища не может избе­жать подо­зре­ния в неце­ло­муд­рии. Да и всем хри­сти­а­нам запо­ве­дано совер­шенно воз­дер­жи­ваться от сего и отвра­щаться от тех, кото­рые допус­кают хуле­ния и упо­треб­ляют нескром­ные слова и дела.

Α 60‑е (71‑е) пра­вило Кар­фа­ген­ского собора воз­бра­няет быть пир­ше­ствам во дни памяти святых муче­ни­ков и непри­стой­ным пля­са­ниям на них: ибо слу­ча­ется, что и бла­го­об­раз­ные из женщин из-за этого не при­хо­дят в церкви, так как не сты­дя­щи­еся решаться на постыд­ное похот­ливо устрем­ля­ются на них.

Α 61‑е (72‑е) пра­вило того же собора воз­бра­няет быть позо­рищ­ным пред­став­ле­ниям и кон­ским риста­ниям в вос­крес­ные, или другие празд­нич­ные дни, или в сед­мицу Пасхи, дабы хри­сти­ане, пре­да­ва­ясь сим заба­вам, не пре­не­брегли цер­ков­ными собра­ни­ями, а пове­ле­вает пра­вило — никого не при­нуж­дать ходить на зре­лища.

Α 66‑е пра­вило VI-го Собора тре­бует, чтобы верные всю сед­мицу Пасхи упраж­ня­лись в церк­вах, уве­се­ляя себя псал­мами и пени­ями, а зре­лища и кон­ские риста­ния в то время — воз­бра­нять…

Α закон счи­тает бес­чест­ными всех тех, кото­рые всту­пают в бой ради коры­сти и высту­пают на сцене по често­лю­бию; наняв­шийся же на сцену для пред­став­ле­ния игр и не обна­ру­жив­ший искус­ства не почи­та­ется бес­чест­ным, а наняв­шийся на бой с зве­рями хотя и не всту­пит в бой с ними, бес­че­стен, как пре­дав­ший свою жизнь из-за постыд­ной коры­сти»[2].


При­ме­ча­ния

1 Матфей Вла­старь. Алфа­вит­ная син­тагма. О том, что хри­сти­ане, при­хо­дя­щие на брак, не должны вни­мать играм.
2 Матфей Вла­старь. Алфа­вит­ная син­тагма. О зре­ли­щах и раз­лич­ных теат­раль­ных играх.
3 Матфей Вла­старь. Алфа­вит­ная син­тагма. Об обы­чаях эллин­ских.

***

“Нико­гда не было такой потреб­но­сти к раз­вле­че­ниям, как нынче. Люди разу­чи­лись жить серьез­ной жизнью, трудом на пользу нуж­да­ю­щихся и внут­рен­нею духов­ною жизнью, и начали ску­чать! И меняют глу­бину и содер­жа­ние духов­ной жизни на раз­вле­че­ния! Какое безу­мие! Точно дети, лишен­ные разума! А между тем обще­ствен­ное раз­вле­че­ние — это уже обще­ствен­ный порок, обще­ствен­ная страсть!”
святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

«Коль скоро люди не могут побе­дить смерть, нищету, неве­же­ство, то чтобы стать счаст­ли­выми, они решили об этом не думать». «Един­ствен­ная вещь, уте­ша­ю­щая нас в несча­стиях, — это раз­вле­че­ние, а между тем оно явля­ется самым боль­шим из наших несча­стий. Ибо оно, глав­ным обра­зом, мешает нам раз­мыш­лять о себе и неза­метно губит. Без него мы очу­ти­лись бы среди тоски, а эта тоска при­нуж­дала бы нас искать более дей­ствен­ного сред­ства выйти из нее. Но раз­вле­че­ние забав­ляет нас и застав­ляет совер­шенно неза­метно при­бли­жаться к смерти».
Блез Пас­каль

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки