Развлечения

Развлече́ния — заня­тия, напол­нен­ные удо­воль­ствием, весе­льем, радо­стью, заба­вой. Раз­вле­че­ния — способ бег­ства от уныния и печали, отдых от трудов пра­вед­ных.

Свя­щен­ное Писа­ние о раз­вле­че­ниях

Поло­жи­тельно:

Вино и музыка весе­лят сердце, но лучше того и дру­гого — любовь к муд­ро­сти. (Сир.40:20)

И похва­лил я весе­лье; потому что нет луч­шего для чело­века под солн­цем, как есть, пить и весе­литься: это сопро­вож­дает его в трудах во дни жизни его, кото­рые дал ему Бог под солн­цем. (Еккл.8:15)

Отри­ца­тельно:

Пре­дан­ный серд­цем удо­воль­ствиям будет осуж­ден, а сопро­тив­ля­ю­щийся вожде­ле­ниям увен­чает жизнь свою. (Сир.19:5)

Весе­лись, юноша, в юности твоей, и да вку­шает сердце твое радо­сти во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по виде­нию очей твоих; только знай, что за все это Бог при­ве­дет тебя на суд. (Еккл.11:9)

Допу­стимы ли для хри­сти­а­нина радость и весе­лье?

Несмотря на то, что Гос­подь Иисус Хри­стос пред­ре­кал Своим уче­ни­кам cкорби и cтра­да­ния за веру (Лк.21:12), несмотря на то, что святые отцы нередко смот­рели на скорби как на особые сред­ства для вра­че­ва­ния нрав­ствен­ных неду­гов, хри­сти­ан­ство не сле­дует пони­мать как рели­гию, апри­ори отвер­га­ю­щую радость и весе­лье.

В Ветхом Завете мотив радость – опре­де­ля­ю­щий мотив жизни Изра­иля с Богом. В книге Вто­ро­за­ко­ния часто гово­рится о радо­сти, кото­рую чело­век испы­ты­вает во время жерт­во­при­но­ше­ний (Втор.12:7; 14:26). Эта радость должна пере­пол­нять чело­века и в случае при­не­се­ния деся­тин (Втор.14:26), и во время посвя­ще­ния Богу начат­ков урожая (Втор.26:10). Осо­бен­ное же про­яв­ле­ние радость чело­века нахо­дит в случае при­не­се­ния мирных жертв: При­носи жертвы мирные, и ешь [и насы­щайся] там, и весе­лись пред Гос­по­дом Богом твоим (Втор.27:7). Есте­ственно, что своего мак­си­мума такой вид чело­ве­че­ской радо­сти обре­тает в дни празд­ни­ков, когда сле­дует отло­жить в сто­рону все житей­ские заботы и только весе­литься (Втор.16:15). В связи с этим празд­ник в Чис.10:10 назы­ва­ется днем весе­лия вашего, т.е. особо выде­лен­ным пери­о­дом, когда радость чело­века должна быть полной и совер­шен­ной.

В Новом Завете мотив радо­сти также звучит доста­точно часто. В первую оче­редь отме­тим, что апо­столь­ское поже­ла­ние всегда радуй­тесь (1Фес.5:16) в точ­но­сти соот­вет­ствует настро­е­нию, с кото­рым Вто­ро­за­ко­ние опи­сы­вает жизнь Изра­иля в земле Обе­то­ван­ной. Вспом­ним, что первым словом архан­гела Гав­ри­ила, воз­ве­стив­шего Деве Марии об Её избра­нии к миссии стать и быть Мате­рью Бога по чело­ве­че­скому есте­ству, было: «радуйся!» (Лк.1:28). В своё время радость и весе­лье были обе­щаны и Заха­рии, в связи с пред­сто­я­щим рож­де­нием сына, Иоанна, буду­щего Кре­сти­теля и Пред­течи Гос­подня (Лк.1:14). Сам Спа­си­тель в одной из бесед с уче­ни­ками желал им радо­сти, причём радо­сти совер­шен­ной: «радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна» (Ин.15:11).

Однако радость радо­сти рознь, равно как и весе­лье весе­лью. В биб­лей­ских выска­зы­ва­ниях о радо­сти и весе­лье можно выде­лить два смыс­ло­вых аспекта: «радо­сти жизни» (все, что свя­зано как с важ­ней­шими собы­ти­ями в жизни каж­дого чело­века, так и с ее повсе­днев­ными удо­воль­стви­ями) и «радо­сти Союза-Завета». Послед­няя кон­цеп­ция в свою оче­редь выра­жа­ется в трех аспек­тах: «радо­сти сов­мест­ного слу­же­ния Богу», «радость личной вер­но­сти» и «эсха­то­ло­ги­че­ские радо­сти»1.

Таким обра­зом, в Свя­щен­ном Писа­нии и хри­сти­ан­ской тра­ди­ции можно найти немало одоб­ри­тель­ных выска­зы­ва­ний о чело­ве­че­ской радо­сти. Однако боль­шая часть таких выска­зы­ва­ний отно­сится к радо­сти о Гос­поде или «радо­сти Завета». Но такие радость и весе­лье ничего общего не имеют с раз­вле­че­ни­ями.  

Что можно ска­зать о раз­вле­че­ниях?

Раз­вле­че­ния – низшие про­яв­ле­ния чело­ве­че­ской радо­сти, спо­собы про­ве­де­ния досуга, нечто вто­ро­сте­пен­ное, без чего можно обой­тись, то, что не явля­ется для чело­века жиз­ненно необ­хо­ди­мым. На осно­ва­нии такого опре­де­ле­ния празд­нич­ные тра­пезы, засто­лья вряд ли можно счи­тать раз­вле­че­ни­ями. При­ня­тие пищи и обще­ние – есте­ствен­ные потреб­но­сти чело­века, без них невоз­можно пред­ста­вить быт; к тому это – древ­ней­ший способ выра­же­ния радо­сти. Если же чело­век при этом укло­ня­ется в край­но­сти, зани­ма­ется чре­во­уго­дием, пусто­сло­вием или празд­ным вре­мя­про­вож­де­нием, то такие «издержки» можно счи­тать иска­же­ни­ями нормы, гре­хов­ными край­но­стями нор­маль­ных про­цес­сов, но не раз­вле­че­ни­ями в бук­валь­ном смысле слова.

Довольно часто раз­вле­че­ния обо­зна­ча­ются в хри­сти­ан­ско-нрав­ствен­ной и аске­ти­че­ской лите­ра­туре в нега­тив­ных тонах. В первые века суще­ство­ва­ния Церкви святые отцы предо­сте­ре­гали хри­стиан от таких раз­вле­че­ний как теат­раль­ные зре­лища, кон­ские риста­лища, непри­стой­ные игры, пир­ше­ства, пляски и многих других. В наше время появи­лось мно­же­ство новых раз­вле­че­ний, воз­буж­да­ю­щих в чело­веке гре­хов­ные дви­же­ния, стра­сти, отвле­ка­ю­щие его от бого­угод­ного настроя и дела­ния. Такие раз­вле­че­ния служат чело­веку соблаз­ном и сетью, и именно поэтому их сле­дует избе­гать.

Глав­ным кри­те­рием оценки раз­вле­че­ния с точки зрения хри­сти­ан­ства явля­ется извест­ный прин­цип меди­цины «не навреди». Это значит, что если какой-то способ про­ве­де­ния досуга при­но­сит вред душе или орга­низму чело­века, он одно­значно заслу­жи­вает отри­ца­тель­ной оценки. В част­но­сти, одно­значно непри­ем­лемы азарт­ные игры: уча­стие в них свя­зано с дей­ствием самых низ­мен­ных чело­ве­че­ских стра­стей, еще и увле­че­ние азарт­ными играми при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию зави­си­мо­сти (обще­при­знан­ным явля­ется поня­тие «игро­ма­ния»). Об отри­ца­тель­ном отно­ше­нии Церкви к азарт­ным играм можно про­чи­тать, напри­мер, у про­фес­сора А. П. Лебе­дева. В отно­ше­нии других раз­вле­че­ний при­ме­не­ние прин­ципа «не навреди» можно при­знать реша­ю­щим.

Также общим кри­те­рием можно счи­тать береж­ное отно­ше­ние ко вре­мени и недо­пу­сти­мость чрез­мер­ного рас­то­чи­тель­ства в этом аспекте. Для нас руко­во­дя­щим пра­ви­лом должны быть слова апо­стола: Итак, смот­рите, посту­пайте осто­рожно, не как нера­зум­ные, но как мудрые, дорожа вре­ме­нем, потому что дни лукавы (Еф.5:15-16). Уме­рен­ность в раз­вле­че­ниях, «золо­тая сере­дина» — те прин­ципы, кото­рых всегда сле­дует при­дер­жи­ваться.

Для более кон­крет­ных отве­тов на вопрос о сов­ме­сти­мо­сти раз­вле­че­ний с хри­сти­ан­ским обра­зом жизни нужно обо­зна­чить отдель­ные виды раз­вле­че­ний, доступ­ные для совре­мен­ного чело­века. Ниже­при­ве­ден­ный список не пре­тен­дует на пол­ноту изло­же­ния, он открыт для попол­не­ния раз­лич­ными видами досуга, кото­рые мы могли упу­стить из виду. Кроме того, мы попы­та­лись рас­по­ло­жить раз­вле­че­ния в порядке дегра­да­ции (умень­ше­ния пользы): от более полез­ных к менее при­ем­ле­мым и в конеч­ном счете нрав­ственно бес­по­лез­ным и вред­ным.

  1. Походы, про­гулки, заня­тия игро­выми видам спорта – полез­ное для здо­ро­вья вре­мя­про­вож­де­ние, снятие стресса и опти­маль­ный фон для обще­ния; такие раз­вле­че­ния заслу­жи­вают без­услов­ного одоб­ре­ния.
  2. Посе­ще­ние музеев хотя и фор­мально явля­ется раз­вле­че­нием, но зача­стую может счи­таться частью обра­зо­ва­тель­ного про­цесса, спо­соб­ствует раз­ви­тию чело­века, потому также оце­ни­ва­ется поло­жи­тельно.
  3. Настоль­ные игры. Настоль­ных игр мно­же­ство (от шахмат, кото­рые явля­ются видом спорта и своего рода наукой, до обыч­ных ходи­лок, с кото­рых дети начи­нают зна­ком­ство с миром настоль­ных игр) и вряд ли их можно оце­нить в обоб­щён­ном виде и одно­значно. Однако дума­ется, что из «домаш­них» раз­вле­че­ний (то есть из тех раз­вле­че­ний, кото­рые доступны не выходя из дома) настоль­ные игры – самое полез­ное время про­ве­де­ния досуга, так как спут­ни­ками настоль­ной игры обычно явля­ются два без­условно поло­жи­тель­ных фак­тора: обще­ние и позна­ние (интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие). Если взрос­лый чело­век играет в настоль­ную игру с детьми, то зача­стую такая игра – важная состав­ля­ю­щая обра­зо­ва­тель­ного про­цесса и раз­ви­тия ребенка, так что она без­условно необ­хо­дима.
  4. Посе­ще­ние театра и раз­ного рода куль­турно-обра­зо­ва­тель­ных меро­при­я­тий, кон­цер­тов. Об этом виде раз­вле­че­ний хорошо ска­зано в ниже­при­ве­ден­ном фраг­менте из 8‑го тома «Настоль­ной книги свя­щен­но­слу­жи­теля». В целом такое время про­ве­де­ния досуга полезно, но кон­крет­ная оценка зави­сит от вида и каче­ства теат­раль­ной постановки/концерта.
  5. Про­смотр теле­ви­зи­он­ных про­грамм, филь­мов. В этом фор­мате про­ве­де­ния досуга пользы гораздо меньше, чем во всех преды­ду­щих. Однако и здесь воз­мо­жен выбор обра­зо­ва­тель­ных и повы­ша­ю­щих куль­тур­ный уро­вень пере­дач, кото­рые без­условно будут полезны для чело­века. Кроме того, в опре­де­лен­ных слу­чаях про­смотр серьез­ных, с хоро­шим нрав­ствен­ным смыс­лом филь­мов вместе с детьми может быть поле­зен как часть обра­зо­ва­тель­ного про­цесса и раз­ви­тия ребенка; такой досуг явля­ется даже не раз­вле­че­нием, а выпол­не­нием роди­тель­ских обя­зан­но­стей.
  6. Ком­пью­тер­ные игры. Зача­стую такой вари­ант про­ве­де­ния досуга вре­до­но­сен, ибо чреват про­бле­мами для здо­ро­вья (малая подвиж­ность, вред для зрения), да и явля­ется пустой тратой вре­мени. Только в тех слу­чаях, когда сама игра несет интел­лек­ту­аль­ную нагрузку (обу­ча­ю­щие плат­формы для детей, шах­мат­ные ком­пью­тер­ные про­граммы и др.), такое раз­вле­че­ние может быть частично оправ­дан­ным с нрав­ствен­ной точки зрения.

Цер­ков­ные каноны о недо­пу­сти­мых для хри­стиан раз­вле­че­ниях

«53‑е пр. Лаоди­кий­ского собора пове­ле­вает, чтобы хри­сти­ане, при­хо­дя­щие на брак, соблю­дали подо­ба­ю­щую им скром­ность и не обра­щали вни­ма­ния на пля­шу­щих или игра­ю­щих. А теперь опре­де­ле­нием сего пра­вила пре­не­бре­гают»2.

«54‑е пра­вило Лаоди­кий­скаго собора посвя­щен­ным или кли­ри­кам, уго­ща­е­мым на браках или на других празд­ни­ках, пове­ле­вает, чтобы они отнюдь не вра­ща­лись и не вни­мали обык­но­венно быва­ю­щим при этих слу­чаях смеш­ным зре­ли­щам, но уда­ля­лись прежде, чем войти (туда) позо­рищ­ным.

Пове­ле­вая согласно с сим, и 24‑е пра­вило VI-го Собора воз­бра­няет посвя­щен­ным и мона­хам ходить на кон­ские риста­лища и при­сут­ство­вать на позо­рищ­ных играх; при этом изла­гает и ска­зан­ное пра­вило отцев, бывших в Лаоди­кии, а обли­чен­ных в сем убеж­дает или отстать, или упор­ству­ю­щих (пове­ле­вает) извер­гать…

Α 51‑е пра­вило того же шестого Собора так назы­ва­е­мых сме­хо­твор­цев и их зре­лища, и зре­лища зве­ри­ные и пля­са­ния на позо­рищи пове­ле­вает совер­шенно упразд­нить. Ибо стро­гость еван­гель­ской жизни тре­бует, чтобы верные жили нерас­пу­щенно и допус­кали не то, что рас­слаб­ляет настро­е­ние души, но что при­лично святым.— Сме­хо­твор­цами назы­вает (пра­вило) тех, кото­рые, под­ра­жая звукам и обы­чаям чьим-либо, про­из­во­дят неудер­жи­мый смех в при­сут­ству­ю­щих. Α зве­ри­ными зре­ли­щами пра­вило назы­вает не охоту с соба­ками или как-нибудь иначе: ибо это дело, а не зре­лище; но (пра­вило имеет здесь в виду то, что) в боль­ших горо­дах кор­мили зверей — львов и мед­ве­дей, кото­рых выво­дили в неко­то­рые вре­мена на зре­лища и пус­кали в борьбу — то с быками, то с плен­ни­ками, или с осуж­ден­ными на рас­тер­за­ние их,— к удо­воль­ствию зри­те­лей, что обли­чает боль­шую жесто­кость тех, кото­рые обра­щают несча­стия других в свое удо­воль­ствие и услаж­да­ются кровию людей, име­ю­щих с ними одну при­роду. Α сцена есть при­твор­ное лице­ме­рие; поэтому и людей лице­ме­ря­щих и пред­став­ля­ю­щих себя то рабами, то гос­по­дами, то пол­ко­вод­цами и началь­ни­ками, назы­вают сце­ни­че­скими. Итак, пра­вило, запре­щая пляски на сцене мужчин и женщин, бес­стыдно вер­тя­щихся и бес­чин­ству­ю­щих и вызы­ва­ю­щих зри­те­лей к невоз­дер­жа­нию, а также удары по щекам и шум, тех — кото­рые пре­да­ются чему-нибудь из сего под­вер­гает — кли­ри­ков извер­же­нию, а мирян отлу­че­нию. — Ищи еще пра­вило того же Собора 62‑е и 65‑е…»3

«Α 15‑е (18‑е) пра­вило собора Кар­фа­ген­ского воз­бра­няет детям свя­щен­ни­ков пред­став­лять позо­рища; ибо у неко­то­рых из граж­дан, кото­рые заве­ды­вали теат­раль­ными пред­став­ле­ни­ями, содер­жа­лись кони, дрес­си­ру­е­мые для риста­ния, и звери для зве­ри­ных боев. Итак, пра­вило пове­ле­вает, чтобы дети свя­щен­ни­ков не только не делали этого, но и не смот­рели на тех, кото­рые при­хо­дят туда: ибо должно вос­пи­ты­вать их в науче­нии и нака­за­нии Гос­подни (Еф.6:4), как гово­рит Вели­кий Павел и в посла­нии к Титу о пре­сви­те­рах: аще кто имеет чада верна, не в уко­ре­нии блуда, или непо­ко­рива (Тит.1:6); и в посла­нии к Тимо­фею: жела­ю­щему епи­скоп­ства подо­бает быти чада имущу в послу­ша­нии со всякою чисто­тою (1Тим.3:4); а посе­ща­ю­щий позо­рища не может избе­жать подо­зре­ния в неце­ло­муд­рии. Да и всем хри­сти­а­нам запо­ве­дано совер­шенно воз­дер­жи­ваться от сего и отвра­щаться от тех, кото­рые допус­кают хуле­ния и упо­треб­ляют нескром­ные слова и дела.

Α 60‑е (71‑е) пра­вило Кар­фа­ген­ского собора воз­бра­няет быть пир­ше­ствам во дни памяти святых муче­ни­ков и непри­стой­ным пля­са­ниям на них: ибо слу­ча­ется, что и бла­го­об­раз­ные из женщин из-за этого не при­хо­дят в церкви, так как не сты­дя­щи­еся решаться на постыд­ное похот­ливо устрем­ля­ются на них.

Α 61‑е (72‑е) пра­вило того же собора воз­бра­няет быть позо­рищ­ным пред­став­ле­ниям и кон­ским риста­ниям в вос­крес­ные, или другие празд­нич­ные дни, или в сед­мицу Пасхи, дабы хри­сти­ане, пре­да­ва­ясь сим заба­вам, не пре­не­брегли цер­ков­ными собра­ни­ями, а пове­ле­вает пра­вило — никого не при­нуж­дать ходить на зре­лища.

Α 66‑е пра­вило VI-го Собора тре­бует, чтобы верные всю сед­мицу Пасхи упраж­ня­лись в церк­вах, уве­се­ляя себя псал­мами и пени­ями, а зре­лища и кон­ские риста­ния в то время — воз­бра­нять…

Α закон счи­тает бес­чест­ными всех тех, кото­рые всту­пают в бой ради коры­сти и высту­пают на сцене по често­лю­бию; наняв­шийся же на сцену для пред­став­ле­ния игр и не обна­ру­жив­ший искус­ства не почи­та­ется бес­чест­ным, а наняв­шийся на бой с зве­рями хотя и не всту­пит в бой с ними, бес­че­стен, как пре­дав­ший свою жизнь из-за постыд­ной коры­сти»4.

Цитаты о раз­вле­че­ниях

«Уди­ви­тель­ная болезнь яви­лась нынче – это страсть к раз­вле­че­ниям. Нико­гда не было такой потреб­но­сти к раз­вле­че­ниям, как нынче. Люди разу­чи­лись жить серьез­ной жизнью, трудом на пользу нуж­да­ю­щихся и внут­рен­нею духов­ною жизнью, и начали ску­чать! И меняют глу­бину и содер­жа­ние духов­ной жизни на раз­вле­че­ния! Какое безу­мие! Точно дети, лишен­ные разума! А между тем обще­ствен­ное раз­вле­че­ние — это уже обще­ствен­ный порок, обще­ствен­ная страсть!»
святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

«Коль скоро люди не могут побе­дить смерть, нищету, неве­же­ство, то чтобы стать счаст­ли­выми, они решили об этом не думать». «Един­ствен­ная вещь, уте­ша­ю­щая нас в несча­стиях, — это раз­вле­че­ние, а между тем оно явля­ется самым боль­шим из наших несча­стий. Ибо оно, глав­ным обра­зом, мешает нам раз­мыш­лять о себе и неза­метно губит. Без него мы очу­ти­лись бы среди тоски, а эта тоска при­нуж­дала бы нас искать более дей­ствен­ного сред­ства выйти из нее. Но раз­вле­че­ние забав­ляет нас и застав­ляет совер­шенно неза­метно при­бли­жаться к смерти».
Блез Пас­каль


При­ме­ча­ния

1 Сло­варь биб­лей­ского бого­сло­вия. Под ред. К. Л.-Дюфура. Киев – Москва, 1998, Сс. 967–968

2 Матфей Вла­старь. Алфа­вит­ная син­тагма. О том, что хри­сти­ане, при­хо­дя­щие на брак, не должны вни­мать играм.

3 Матфей Вла­старь. Алфа­вит­ная син­тагма. О зре­ли­щах и раз­лич­ных теат­раль­ных играх.

4 Матфей Вла­старь. Алфа­вит­ная син­тагма. Об обы­чаях эллин­ских.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки