Ум

(9 голосов: 5 из 5)

Cм. раздел НАУКА И РЕЛИГИЯ

 

Ум – разумная (мыслительная, познавательная) сила души. Выделяется святыми отцами наряду с вожделевательной (желательной) и раздражительной (чувствующей) силой в трехчастном строении души, принятой в православной аскетике и антропологии.

Следуя святым отцам, ум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу. Именно к уму святые отцы, прежде всего, относят Образ Божий в человеке.

Священное Писание и святые отцы именуют ум «оком души». Подобно телесному оку, душевному оку также присуще зрение. Зрение ума называется созерцанием или ведением (познанием). Ум может созерцать как вещественный мир, так и невещественные и невидимые предметы. Созерцание ума может быть естественным, например, научное размышление и философствование, но может быть и сверхъестественным. Именно в сверхъестественном созерцании человек познает Бога. Сверхъестественное созерцание осуществляется при помощи и содействии Божественной благодати Святого Духа. Для него недостаточно одних усилий тварного человеческого ума. В сверхъестественное созерцание человеческий ум вводится Самим Богом, объединяясь с Самим Божественным Умом, по Образу Которого он создан. По своей природе человеческий ум ищет Бога, «с Тем ищет соединиться, от Кого получил начало, Кем движется и к Кому устремляется по естественным своим свойствам» (св. Никита Стифат).

До грехопадения человеческий ум был здоровым и бесстрастным, поскольку созерцал Святого Бога и не подвергался воздействию разрушительных страстей. После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. После грехопадения ум стал «плотским» (Кол. 2:18), суетным (Еф. 4:17), превратным (Рим. 1:21, 1:28), поврежденным и развратным (1Тим.6:5, 2Тим.3:8), оскверненным (Тит. 1:15). После падения человеческий ум отпал от созерцания Бога и впал в неестественное (противоестественное, нижеестественное) состояние.

Неестественным такое состояние называется потому, что ум исключает всякое попечение о Божественном, сосредотачивается только на попечении о земном, об этом суетном мире. Устремляясь не к бесконечному Богу, а лишь к конечному и ограниченному, ум вместо созерцания Бога начинает наслаждаться низшими чувственными удовольствиями, служить твари вместо Творца, извращая тем самым свою природу. В таком состоянии в него проникают страстные помыслы, с которыми предстоит борьба христианскому подвижнику.

Преподобный Максим Исповедник:

У того, чей ум непрестанно устремлен к Богу, и вожделение перерастает в желание Бога, и раздражительная (сила души) преображается в Божественную любовь. Благодаря долговременному Божественному озарению весь ум становится световидным. Стеснив и подавив свою вожделетельную часть, он преобразует ее в непрестанное желание Бога и неослабную любовь к Нему, всецело обращая ее от земного к Божественному.

Является ли мозг источником ума?

Согласно убеждению ряда современных учёных (в том числе психологов и физиологов) источником мышления и сознания человека, главным хранилищем его памяти следует считать не что иное как мозг.

Совершенно иначе учит об этом Вселенская Церковь. В рамках Православного Догматического богословия ум признаётся не продуктом функционирования мозга, а высшей принадлежностью души. Выражаясь иначе, не мозг порождает из себя разум, но свойственный душе ум проявляется (в человеке) через мозг.

Тот факт, что мышление, память, сознание и самосознание принадлежит именно душе, подтверждается в Писании со всей убедительностью.

Так, в притче о богатом и Лазаре сообщается, что душа безумного богача продолжала чувствовать, мыслить, помнить, желать даже и после его смерти (то есть после её отделения от тела) (Лк.16:19-31).

Другим бесспорным свидетельством разумности души служит проповедь Спасителя в аду (1Пет.3:18-19). Ведь если бы заточенные там человеческие души не обладали сознанием и самосознанием, в чём тогда состояла бы целесообразность проповеди Христа?

В качестве «веского» аргумента, будто бы подтверждающего мнение о том, что мыслительная деятельность является следствием мозговой деятельности, нередко используется следующий: если бы ум был принадлежностью души, а не произведением мозга, то разум человека не помрачался бы ни в случае повреждения мозговых тканей, ни в случае опьянения. Между тем, происходит наоборот: в названных обстоятельствах ум проявляет себя совершенно не так, как при нормальной работе мозга.

Однако же, этот неопровержимый, казалось бы, аргумент был опровергнут уже на ранних этапах возникновения Церкви, когда его стали использовать с целью «изобличения» ложности христианства.

Сколь талантливым ни будет музыкант, говорили в этой связи святые отцы, но если он возьмётся играть на испорченном инструменте, то всё равно хорошо не сыграет.

Сколь искусным ни будет кормчий, но он не сможет хорошо управлять кораблём с неисправным рулём.

Точно также бывает и с душой. Если мозг находится в состоянии болезни или под воздействием алкоголя, то душа не может проявлять себя также, как в случае его нормальной работы.

***

Грехопадение Адама отразилось на умственной составляющей человеческого естества. Произошло помрачение ума, который, «отделившись от своего первоначального жилища, забыл о его светлости». Ум падшего человека, не будучи способен удержаться в «простой и единовидной» памяти о Боге, устремляется на блуждание по предметам внешнего мира. Человек все более и более погружается познанием в окружающую его множественность предметов, а знание о Боге при этом тускнеет. Состояние, в котором находится ум после грехопадения, в аскетической литературе называется «парением». В этом состоянии ум не способен к концентрации, молитве, мистическим переживаниям, но парит, развлекаясь разнообразными помыслами и образами.

Утратив первоначальную цельность, ум как бы разделился на две части, одну из которых святой Антоний Великий называет «общим мирским умом», направленным как на добро, так и на зло, изменчивым и склонным к вещественному, другую – «боголюбивым умом», борющимся со злом. Святитель Григорий Богослов говорит о сосуществовании в одном человеке двух умов: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой – ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару». О том же говорит Макарий Египетский:

Ум от ума отличен… Есть ум, обращающийся и текущий к небу и ступающий путем чистых своих помышлений и достигающий на нем стезей и троп, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползуший по земле и пресмыкающийся на путях плоти. Есть ум плотский, и есть ум духовный, и духовный ум от плотского отличен.

митрополит Илларион (Алфеев), Православие, Том I.

***

Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога. Разум человека неразрывно связан со свободой. «Те умны, которые могут различать добро от зла», – говорил св. Антоний Великий /Антоний Великий, т. 2, с.121/. Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен.
Разум осуществляет онтологический выбор между добром и злом. «Добро есть действие, сходное с истиной закона, а зло – противоположное ему. Их можно понять одной только мыслью, одним разумом. Чем мысль просвещеннее, чем разум основательнее, тем понятие о добре и зле менее погрешительно. И следовать чувствам в этом случае – значит просвещенную мысль приводить в замешательство и разум сводить с настоящего его пути», – писал св. Платон, митр. Московский [цит. по: Новоселов. 2003, с.46].
Неразумен и человек, не знающий Бога. Разум – это средство общения с Богом.

Из книги «Элементы православной психологии»
Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько
.

***

Диавол умен — говорят всегда. Нет, в том-то и все дело, что диавол бездонно глуп и что именно в глупости источник и содержание его силы. Если он был бы умен, то он не был бы диаволом, он бы давно «во вретище и в пепле» покаялся бы. Ибо восставать против Бога — это, прежде всего, страшно глупо. В каком-то из своих романов Сименон устами Мегре замечает, что совершает преступления, убивает только глупый: до чего же это верно… Все то, что составляет сущность зла: гордыня, зависть, ненависть, желание «свободы» («будете, как боги») — все от глупости. Сталин — глуп, Ленин — глуп, Мао — глуп. Ибо, действительно, только метафизический дурак может быть так стопроцентно одержим будь то одной идей, будь то одной страстью. Только вот глупость, потому что она — упрощение, потому и сильна, «голь на выдумки хитра». Весь «падший мир» — это «глупость, хитрая на выдумки». Глупость — это самообман и обман. Диавол «лжец есть искони». Он извечно врет и себе, и другим. И это упоенное вранье кажется умным, потому, прежде всего, что оно быстро «удовлетворяет». Глупость всегда самодовольна, а самодовольство импонирует.

протопресвитер Александр Шмеман, Дневники.

***

Чем реальней наши потребности, тем проще их удовлетворить. Чем ценнее товары и услуги, тем дешевле они стоят. А всё самое лучшее и самое ценное на этой планете, всё, без чего нам никак не обойтись, — оно и вовсе дается нам абсолютно бесплатно. Это настолько очевидно, что даже как-то странно приводить доказательства. Только поврежденная человеческая природа способна не видеть их на каждом шагу. За что нам приходится платить? За всякую ерунду, которая имеет ценность только в нашем воспаленном воображении. За глупость, за жадность, за слепое самолюбие, за маленькие и большие слабости. Очень дорого стоит зависть, ненависть, лень, страх. Всё это в конечном счете выражается в конкретных статьях расходов — на лишние вещи, которые нужны не для того, чтобы одеться, а для того, чтобы повысить самооценку; на лишние услуги, которые гораздо качественней можно оказать себе самостоятельно; на образ жизни, который не дает ничего, кроме горького разочарования и преждевременных проблем со здоровьем. Вместе с тем фундаментальные ресурсы, без которых ни один человек не способен прожить, стоят неприлично дешево или вообще нисколько. Воздух невозможно сделать товаром. Солнечный свет одинаково льется как на праведников, так и на грешников. Вода стоит гораздо дешевле любого из дурацких напитков, придуманных людьми. Здоровое питание обходится на порядок дешевле обжорства. Войны разоряют целые страны и цивилизации, в то время как мирная жизнь еще никого не сделала беднее. Церкви открыты для всех желающих, проповедь, исповедь, причастие — всё включено. И, наконец, совсем ничего не стоит самый ценный ресурс  человечества — любовь…

Дмитрий Соколов-Митрич, «Бесплатный сыр без мышеловки…»

 

См. ДУША, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ХРАНЕНИЕ УМА И СЕРДЦА, ОЧИЩЕНИЕ УМА

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru