Ум

Cм. раздел НАУКА И РЕЛИ­ГИЯ

***

Ум – разум­ная (мыс­ли­тель­ная, позна­ва­тель­ная) сила души. Выде­ля­ется свя­тыми отцами наряду с вожде­ле­ва­тель­ной (жела­тель­ной) и раз­дра­жи­тель­ной (чув­ству­ю­щей) силой в трех­част­ном стро­е­нии души, при­ня­той в пра­во­слав­ной аске­тике и антро­по­ло­гии.

Следуя святым отцам, ум есть вла­ды­че­ствен­ное начало души, царь и вла­дыка чело­ве­че­ского есте­ства. Он при­зван гос­под­ство­вать над осталь­ными частями души и всем есте­ством, под­чи­ня­ясь при этом Царю всего твар­ного бытия – Богу. Именно к уму святые отцы, прежде всего, отно­сят Образ Божий в чело­веке.

Свя­щен­ное Писа­ние и святые отцы име­нуют ум «оком души». Подобно телес­ному оку, душев­ному оку также при­суще зрение. Зрение ума назы­ва­ется созер­ца­нием или веде­нием (позна­нием). Ум может созер­цать как веще­ствен­ный мир, так и неве­ще­ствен­ные и неви­ди­мые пред­меты. Созер­ца­ние ума может быть есте­ствен­ным, напри­мер, науч­ное раз­мыш­ле­ние и фило­соф­ство­ва­ние, но может быть и сверхъ­есте­ствен­ным. Именно в сверхъ­есте­ствен­ном созер­ца­нии чело­век познает Бога. Сверхъ­есте­ствен­ное созер­ца­ние осу­ществ­ля­ется при помощи и содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа. Для него недо­ста­точно одних усилий твар­ного чело­ве­че­ского ума. В сверхъ­есте­ствен­ное созер­ца­ние чело­ве­че­ский ум вво­дится Самим Богом, объ­еди­ня­ясь с Самим Боже­ствен­ным Умом, по Образу Кото­рого он создан. По своей при­роде чело­ве­че­ский ум ищет Бога, «с Тем ищет соеди­ниться, от Кого полу­чил начало, Кем дви­жется и к Кому устрем­ля­ется по есте­ствен­ным своим свой­ствам» (св. Никита Стифат).

До гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ский ум был здо­ро­вым и бес­страст­ным, поскольку созер­цал Свя­того Бога и не под­вер­гался воз­дей­ствию раз­ру­ши­тель­ных стра­стей. После гре­хо­па­де­ния ум, как спо­соб­ность непо­сред­ствен­ного, инту­и­тив­ного позна­ния стал рабо­тать стра­стям, поте­рял спо­соб­ность созер­цать Бога и под­ме­нился рас­суд­ком. После гре­хо­па­де­ния ум стал «плот­ским» (Кол. 2:18), сует­ным (Еф. 4:17), пре­врат­ным (Рим. 1:21, 1:28), повре­жден­ным и раз­врат­ным (1Тим.6:5, 2Тим.3:8), осквер­нен­ным (Тит. 1:15). После паде­ния чело­ве­че­ский ум отпал от созер­ца­ния Бога и впал в неесте­ствен­ное (про­ти­во­есте­ствен­ное, ниже­есте­ствен­ное) состо­я­ние.

Неесте­ствен­ным такое состо­я­ние назы­ва­ется потому, что ум исклю­чает всякое попе­че­ние о Боже­ствен­ном, сосре­до­та­чи­ва­ется только на попе­че­нии о земном, об этом сует­ном мире. Устрем­ля­ясь не к бес­ко­неч­ному Богу, а лишь к конеч­ному и огра­ни­чен­ному, ум вместо созер­ца­ния Бога начи­нает насла­ждаться низ­шими чув­ствен­ными удо­воль­стви­ями, слу­жить твари вместо Творца, извра­щая тем самым свою при­роду. В таком состо­я­нии в него про­ни­кают страст­ные помыслы, с кото­рыми пред­стоит борьба хри­сти­ан­скому подвиж­нику.

пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник:
У того, чей ум непре­станно устрем­лен к Богу, и вожде­ле­ние пере­рас­тает в жела­ние Бога, и раз­дра­жи­тель­ная (сила души) пре­об­ра­жа­ется в Боже­ствен­ную любовь. Бла­го­даря дол­го­вре­мен­ному Боже­ствен­ному оза­ре­нию весь ум ста­но­вится све­то­вид­ным. Стес­нив и пода­вив свою вожде­ле­тель­ную часть, он пре­об­ра­зует ее в непре­стан­ное жела­ние Бога и неослаб­ную любовь к Нему, все­цело обра­щая ее от зем­ного к Боже­ствен­ному.

***

Явля­ется ли мозг источ­ни­ком ума?

Согласно убеж­де­нию ряда совре­мен­ных учёных (в том числе пси­хо­ло­гов и физио­ло­гов) источ­ни­ком мыш­ле­ния и созна­ния чело­века, глав­ным хра­ни­ли­щем его памяти сле­дует счи­тать не что иное как мозг.

Совер­шенно иначе учит об этом Все­лен­ская Цер­ковь. В рамках Пра­во­слав­ного Дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия ум при­зна­ётся не про­дук­том функ­ци­о­ни­ро­ва­ния мозга, а высшей при­над­леж­но­стью души. Выра­жа­ясь иначе, не мозг порож­дает из себя разум, но свой­ствен­ный душе ум про­яв­ля­ется (в чело­веке) через мозг.

Тот факт, что мыш­ле­ние, память, созна­ние и само­со­зна­ние при­над­ле­жит именно душе, под­твер­жда­ется в Писа­нии со всей убе­ди­тель­но­стью.

Так, в притче о бога­том и Лазаре сооб­ща­ется, что душа безум­ного богача про­дол­жала чув­ство­вать, мыс­лить, пом­нить, желать даже и после его смерти (то есть после её отде­ле­ния от тела) (Лк.16:19-31).

Другим бес­спор­ным сви­де­тель­ством разум­но­сти души служит про­по­ведь Спа­си­теля в аду (1Пет.3:18-19). Ведь если бы зато­чен­ные там чело­ве­че­ские души не обла­дали созна­нием и само­со­зна­нием, в чём тогда состо­яла бы целе­со­об­раз­ность про­по­веди Христа?

В каче­стве «вес­кого» аргу­мента, будто бы под­твер­жда­ю­щего мнение о том, что мыс­ли­тель­ная дея­тель­ность явля­ется след­ствием моз­го­вой дея­тель­но­сти, нередко исполь­зу­ется сле­ду­ю­щий: если бы ум был при­над­леж­но­стью души, а не про­из­ве­де­нием мозга, то разум чело­века не помра­чался бы ни в случае повре­жде­ния моз­го­вых тканей, ни в случае опья­не­ния. Между тем, про­ис­хо­дит наобо­рот: в назван­ных обсто­я­тель­ствах ум про­яв­ляет себя совер­шенно не так, как при нор­маль­ной работе мозга.

Однако же, этот неопро­вер­жи­мый, каза­лось бы, аргу­мент был опро­верг­нут уже на ранних этапах воз­ник­но­ве­ния Церкви, когда его стали исполь­зо­вать с целью «изоб­ли­че­ния» лож­но­сти хри­сти­ан­ства.

Сколь талант­ли­вым ни будет музы­кант, гово­рили в этой связи святые отцы, но если он возь­мётся играть на испор­чен­ном инстру­менте, то всё равно хорошо не сыг­рает.

Сколь искус­ным ни будет корм­чий, но он не сможет хорошо управ­лять кораб­лём с неис­прав­ным рулём.

Точно так же бывает и с душой. Если мозг нахо­дится в состо­я­нии болезни или под воз­дей­ствием алко­голя, то душа не может про­яв­лять себя также, как в случае его нор­маль­ной работы.

***

Гре­хо­па­де­ние Адама отра­зи­лось на умствен­ной состав­ля­ю­щей чело­ве­че­ского есте­ства. Про­изо­шло помра­че­ние ума, кото­рый, «отде­лив­шись от своего пер­во­на­чаль­ного жилища, забыл о его свет­ло­сти». Ум пад­шего чело­века, не будучи спо­со­бен удер­жаться в «про­стой и еди­но­вид­ной» памяти о Боге, устрем­ля­ется на блуж­да­ние по пред­ме­там внеш­него мира. Чело­век все более и более погру­жа­ется позна­нием в окру­жа­ю­щую его мно­же­ствен­ность пред­ме­тов, а знание о Боге при этом туск­неет. Состо­я­ние, в кото­ром нахо­дится ум после гре­хо­па­де­ния, в аске­ти­че­ской лите­ра­туре назы­ва­ется «паре­нием». В этом состо­я­нии ум не спо­со­бен к кон­цен­тра­ции, молитве, мисти­че­ским пере­жи­ва­ниям, но парит, раз­вле­ка­ясь раз­но­об­раз­ными помыс­лами и обра­зами.

Утра­тив пер­во­на­чаль­ную цель­ность, ум как бы раз­де­лился на две части, одну из кото­рых святой Анто­ний Вели­кий назы­вает «общим мир­ским умом», направ­лен­ным как на добро, так и на зло, измен­чи­вым и склон­ным к веще­ствен­ному, другую – «бого­лю­би­вым умом», борю­щимся со злом. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов гово­рит о сосу­ще­ство­ва­нии в одном чело­веке двух умов: «Во мне два ума: один добрый, и он сле­дует всему пре­крас­ному, а другой худший, и он сле­дует злому; один ум идет к свету и готов поко­ряться Христу, а другой – ум плоти и крови, вле­чется во мрак и согла­сен отда­ваться в плен вели­ару». О том же гово­рит Мака­рий Еги­пет­ский:
Ум от ума отли­чен… Есть ум, обра­ща­ю­щийся и теку­щий к небу и сту­па­ю­щий путем чистых своих помыш­ле­ний и дости­га­ю­щий на нем стезей и троп, уго­то­ван­ных святым на небе­сах. И есть другой ум, пол­зу­ший по земле и пре­смы­ка­ю­щийся на путях плоти. Есть ум плот­ский, и есть ум духов­ный, и духов­ный ум от плот­ского отли­чен.

мит­ро­по­лит Илла­рион (Алфеев), Пра­во­сла­вие, Том I.

***

Святые отцы разум прежде всего свя­зы­вали со спо­соб­но­стью чело­ве­че­ского духа руко­во­дить глав­ным обра­зом нрав­ствен­ной жизнью чело­века или с позна­нием Бога. Разум чело­века нераз­рывно связан со сво­бо­дой. «Те умны, кото­рые могут раз­ли­чать добро от зла», – гово­рил св. Анто­ний Вели­кий /Антоний Вели­кий, т. 2, с.121/. Разум – это выбор добра, злой чело­век – нера­зу­мен.
Разум осу­ществ­ляет онто­ло­ги­че­ский выбор между добром и злом. «Добро есть дей­ствие, сход­ное с исти­ной закона, а зло – про­ти­во­по­лож­ное ему. Их можно понять одной только мыслью, одним разу­мом. Чем мысль про­све­щен­нее, чем разум осно­ва­тель­нее, тем поня­тие о добре и зле менее погре­ши­тельно. И сле­до­вать чув­ствам в этом случае – значит про­све­щен­ную мысль при­во­дить в заме­ша­тель­ство и разум сво­дить с насто­я­щего его пути», – писал св. Платон, митр. Мос­ков­ский [цит. по: Ново­се­лов. 2003, с. 46].
Нера­зу­мен и чело­век, не зна­ю­щий Бога. Разум – это сред­ство обще­ния с Богом.
из книги «Эле­менты пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии»
Л.Ф. Шехов­цова, Ю.М. Зенько

***

Ум, кото­рый отда­ля­ется от Бога, ста­но­вится либо живот­ным, либо бес­но­ва­тым.
свя­ти­тель Гри­го­рий Палама

Диавол умён — гово­рят всегда. Нет, в том-то и все дело, что диавол без­донно глуп и что именно в глу­по­сти источ­ник и содер­жа­ние его силы. Если он был бы умён, то он не был бы диа­во­лом, он бы давно «во вре­тище и в пепле» пока­ялся бы. Ибо вос­ста­вать против Бога — это, прежде всего, страшно глупо. В каком-то из своих рома­нов Симе­нон устами Мегре заме­чает, что совер­шает пре­ступ­ле­ния, уби­вает только глупый: до чего же это верно… Все то, что состав­ляет сущ­ность зла: гор­дыня, зависть, нена­висть, жела­ние «сво­боды» («будете, как боги») — все от глу­по­сти. Сталин — глуп, Ленин — глуп, Мао — глуп. Ибо, дей­стви­тельно, только мета­фи­зи­че­ский дурак может быть так сто­про­центно одер­жим будь то одной идей, будь то одной стра­стью. Только вот глу­пость, потому что она — упро­ще­ние, потому и сильна, «голь на выдумки хитра». Весь «падший мир» — это «глу­пость, хитрая на выдумки». Глу­пость — это само­об­ман и обман. Диавол «лжец есть искони». Он извечно врет и себе, и другим. И это упо­ен­ное вранье кажется умным, потому, прежде всего, что оно быстро «удо­вле­тво­ряет». Глу­пость всегда само­до­вольна, а само­до­воль­ство импо­ни­рует.
про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман, Днев­ники.

Чем реаль­ней наши потреб­но­сти, тем проще их удо­вле­тво­рить. Чем ценнее товары и услуги, тем дешевле они стоят. А всё самое лучшее и самое ценное на этой пла­нете, всё, без чего нам никак не обой­тись, — оно и вовсе дается нам абсо­лютно бес­платно. Это настолько оче­видно, что даже как-то странно при­во­дить дока­за­тель­ства. Только повре­жден­ная чело­ве­че­ская при­рода спо­собна не видеть их на каждом шагу. За что нам при­хо­дится пла­тить? За всякую ерунду, кото­рая имеет цен­ность только в нашем вос­па­лен­ном вооб­ра­же­нии. За глу­пость, за жад­ность, за слепое само­лю­бие, за малень­кие и боль­шие сла­бо­сти. Очень дорого стоит зависть, нена­висть, лень, страх. Всё это в конеч­ном счете выра­жа­ется в кон­крет­ных ста­тьях рас­хо­дов — на лишние вещи, кото­рые нужны не для того, чтобы одеться, а для того, чтобы повы­сить само­оценку; на лишние услуги, кото­рые гораздо каче­ствен­ней можно ока­зать себе само­сто­я­тельно; на образ жизни, кото­рый не дает ничего, кроме горь­кого разо­ча­ро­ва­ния и преж­де­вре­мен­ных про­блем со здо­ро­вьем. Вместе с тем фун­да­мен­таль­ные ресурсы, без кото­рых ни один чело­век не спо­со­бен про­жить, стоят непри­лично дешево или вообще нисколько. Воздух невоз­можно сде­лать това­ром. Сол­неч­ный свет оди­на­ково льется как на пра­вед­ни­ков, так и на греш­ни­ков. Вода стоит гораздо дешевле любого из дурац­ких напит­ков, при­ду­ман­ных людьми. Здо­ро­вое пита­ние обхо­дится на поря­док дешевле обжор­ства. Войны разо­ряют целые страны и циви­ли­за­ции, в то время как мирная жизнь еще никого не сде­лала беднее. Церкви открыты для всех жела­ю­щих, про­по­ведь, испо­ведь, при­ча­стие — всё вклю­чено. И, нако­нец, совсем ничего не стоит самый ценный ресурс  чело­ве­че­ства — любовь…
Дмит­рий Соко­лов-Митрич, “Бес­плат­ный сыр без мыше­ловки…”

Чело­век может быть одно­вре­менно и интел­лек­ту­а­лом, и дура­ком. Он может решать слож­ней­шие задачи, знать много языков, и при этом в миро­воз­зрен­че­ских вопро­сах выка­зы­вать себя полным про­фа­ном. Если ум погру­жен во вто­ро­сте­пен­ные для духов­ного раз­ви­тия обла­сти (вре­мен­ные и тлен­ные) в ущерб глав­ного — Бого­по­зна­ния, то уже не имеет зна­че­ния насколько он в них пре­успел, ведь он сбился с пути, с цели и лишился глав­ного.

“Любовь нико­гда не пере­стает, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тятся, и языки умолк­нут, и знание упразд­нится” (1Кор.13:8).

В при­зыве апо­стола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безум­ным, чтобы быть мудрым. Ибо муд­рость мира сего есть безу­мие пред Богом» (1Кор. 3:18–19) идет речь о выборе между жизнью по Еван­ге­лию и по зако­нам пад­шего гре­хов­ного мира, а не о пре­иму­ще­ствах глу­по­сти или пси­хи­че­ского нездо­ро­вья. 

***

См. ДУША, ХРА­НЕ­НИЕ УМА И СЕРДЦА, ОЧИ­ЩЕ­НИЕ УМА, РАС­СУ­ДОК, МЫСЛЬ.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки