Достойно есть

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

В период от Пасхи до Воз­не­се­ния вместо «Достойно есть» на обще­ствен­ных и келей­ных бого­слу­же­ниях поется задо­стой­ник Пасхи.

Про­слу­шать:

***

«Достойно есть…» — одна из наи­бо­лее извест­ных молитв Бого­ро­дице. Она состоит из двух частей, напи­сан­ных раз­ными гим­но­гра­фами. Более древ­ней частью явля­ется 2‑я поло­вина: «Чест­ней­шую Херу­вим…». Она явля­ется ирмо­сом 9‑й песни три­песнца Вели­кой Пят­ницы, кото­рый напи­сан зна­ме­ни­тым гим­но­гра­фом VIII века пре­по­доб­ным Космой Маюм­ским. 1‑я часть молитвы: «Достойно есть… Матерь Бога нашего» — пред­став­ляет собой вели­ча­ние, про­ис­хож­де­ние кото­рого афон­ское пре­да­ние отно­сит к концу X века. Суть пре­да­ния такова: неда­леко от Кареи (адми­ни­стра­тив­ный центр Св. Горы) под­ви­за­лись старец и его послуш­ник. Одна­жды старец ушел на вос­крес­ное все­нощ­ное бдение в Карею, а к его послуш­нику пришел неиз­вест­ный инок. Вместе они рано утром стали петь утреню и, когда пришло время петь «Чест­ней­шую херу­вим», неиз­вест­ный пропел вели­ча­ние «Достойно есть…». Послуш­ник был вос­хи­щен кра­со­той пес­но­пе­ния и попро­сил запи­сать текст; гость запи­сал эти слова на камен­ной плите. Затем он исчез, после появи­лось пре­да­ние, что этим гостем был Архан­гел Гав­риил.

В совре­мен­ном бого­слу­же­нии «Достойно есть…» упо­треб­ля­ется в сле­ду­ю­щих служ­бах:

  1. На утрене по 9‑й песни канона (только на все­днев­ном бого­слу­же­нии и кроме слу­чаев предпразднства/попразднства)
  2. На пове­че­рии по 9‑й песни канона (кроме пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, также кроме Страст­ной сед­мицы и первых четы­рех дней 1‑й сед­мицы Вели­кого поста).
  3. На литур­гии во время Евха­ри­сти­че­ского канона (после «Тебе поем…» и воз­гласа свя­щен­ника «Изрядно о Пре­свя­тей…»).
  4. На вели­ко­пост­ном бого­слу­же­нии в конце вечерни (если нет литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров) или в конце изоб­ра­зи­тель­ных (если есть литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров). В этих слу­чаях «Достойно есть делится попо­лам и испол­ня­ется так: диакон: «Пре­муд­рость», хор: «Достойно есть …» до поло­вины, свя­щен­ник: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», хор: «Чест­ней­шую Херу­вим…»

Икона Божией Матери «Достойно есть»

Это та икона Бого­ро­дицы, перед кото­рой была явлена 1‑я часть пес­но­пе­ния «Достойно есть…» (см. пре­да­ние о явле­нии Архан­гела Гав­ри­ила выше). После ука­зан­ных чудес­ных собы­тий икона была пере­не­сена в храм Успе­ния Божией Матери в Кареи, где и нахо­дится до сих пор. Каждый год в поне­дель­ник Свет­лой сед­мицы совер­ша­ется крест­ный ход с этой иконой вокруг Кареи. В 1838 г. иеро­ди­а­кон афон­ского Рус­ского Пан­те­ле­и­мо­нова мона­стыря Вене­дикт соста­вил службу в честь иконы «Достойно есть»; празд­ник в честь этой иконы был уста­нов­лен 11 июня по ста­рому стилю. Во 2‑й пол. XIX — нач. XX в. мно­же­ство спис­ков чудо­твор­ного образа было напи­сано и освя­щено в рус­ских мона­сты­рях на Афоне, а затем при­слано в Россию, что послу­жило рас­про­стра­не­нию почи­та­ния этой иконы в Рус­ской Церкви.

dostojno est - Достойно есть

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки