Лоно авраамово

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

***

Ло́но авраа́мово — 1) место упо­ко­е­ния пра­вед­ни­ков до Вос­кре­се­ния Иисуса Христа. Выра­же­ние встре­ча­ется в Библии лишь в Притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:22); 2) образ­ное выра­же­ние, ука­зы­ва­ю­щее на Небес­ные (Рай­ские) оби­тели; 3) ико­но­гра­фи­че­ский образ, встре­ча­ю­щийся, в част­но­сти, на кано­ни­че­ских иконах Страш­ного Суда.

Лоно в данном случае бук­вально пере­во­дится как грудь, пазуха.

«Лоном Авра­амо­вым назы­вают сово­куп­ность тех благ, какие пред­ле­жат пра­вед­ни­кам по входе их от бури в небес­ные при­стани; поскольку и в море зали­вами (лоном) мы обык­но­венно назы­ваем места удоб­ные для при­стани и успо­ко­е­ния.».
блж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский. «Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Луки»

“По смерти Лазаря, душа его была отне­сена Анге­лами на лоно Авра­амово. Не ска­зано «в рай», потому что рай был отверзт только стра­да­нием и вос­кре­се­нием Гос­пода Иисуса Христа, но выра­жа­ется лишь та мысль, что Лазарь, как истин­ный сын Авра­ама, раз­де­лил с Авра­амом его посмерт­ный жребий, улучив состо­я­ние, полное уте­ши­тель­ных надежд на буду­щее бла­жен­ство, ожи­да­ю­щее всех пра­вед­ни­ков.” 
архим. Авер­кий (Таушев)

***

Почему если выражение «лоно Авраамово» используется в отношении посмертного местопребывания ветхозаветных праведников, его же используют и для обозначения Райских обителей?

Лоном Авра­амо­вым и дей­стви­тельно названо место загроб­ного пре­бы­ва­ния пра­вед­ных душ времён Вет­хого Завета, когда чело­век ещё не был искуп­лен и Рай для него был закрыт. Выра­же­ние «лоно авра­амово», исполь­зу­е­мое в при­ло­же­нии к Рай­ским оби­те­лям, имеет смыс­ло­вую связь с ино­ска­за­тель­ным выра­же­нием «дети Авра­ама» (Лк.3:8), под кото­рыми могут пони­маться пра­вед­ники, как духов­ные пре­ем­ники Авра­ама (Ин.8:3), могут пони­маться хри­сти­ане. Таким обра­зом, лоно авра­амово может пони­маться и как лоно — посмерт­ное оби­та­лище хри­сти­ан­ских святых, то есть Небес­ные или Рай­ские оби­тели.

Вопрос 67. Какое место назначено собственно для душ тех людей, кои умирают с благодатию Божиею?

Ответ. Души тех людей, кото­рые отхо­дят от мира сего с бла­го­да­тию Божиею и с пока­я­нием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Свя­щен­ное Писа­ние так гово­рит: «Пра­вед­ных же души в руце Божией, и не при­кос­нется их мука». Назы­ва­ется также место их раем как Хри­стос Гос­подь сказал на кресте к раз­бой­нику: «аминь гла­голю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23:43). Оно име­ну­ется и лоном Авра­амо­вым, как напи­сано: «Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авра­амле» (Лк.16:22), и Цар­ствием Небес­ным, по слову Гос­пода: «Гла­голю же вам, яко мнози от восток и запад при­и­дут и воз­ля­гут со Авра­амом и Иса­а­ком и Иако­вом во Цар­ствии Небес­нем» (Мф.8:11). Посему каким бы кто именем из числа упо­мя­ну­тых нами ни назвал место сие, не погре­шит: только бы знал, что души пре­бы­вают в бла­го­дати Божией в Цар­ствии Небес­ном, и, как гласят Цер­ков­ные песни, «на небеси».
свт. Петр (Киев­ский). «Пра­во­слав­ное Испо­ве­да­ние»

“…поелику <Лазарь> тер­пе­нием стра­да­ний на целом поприще жизни сохра­нил себя непад­шим, по раз­ру­ше­нии на нем этой скинии после победы над боров­шимся с ним на жиз­нен­ном поприще, немед­ленно ока­зался среди Анге­лов; ибо ска­зано: «бысть умрети нищему, и несену быти Ангелы» (Лк. 16:22). Вот лико­ва­ние — совер­ше­ние пути с Анге­лами, и лоно пат­ри­арха, при­ем­лю­щее на себя Лазаря, и само пред­став­ля­ю­ще­еся не чуждым сего радост­ного согла­сия с ликом. Ибо не погре­шит, кто, услы­шав слово: «лоно», пред­ста­вит себе, что это ПОЛНОТА БЛАГ, какою наиме­но­ван пат­ри­арх, подобно какому-то обшир­ному объему моря, и в ней-то пре­бы­вает Лазарь; — потому что у отли­чив­шихся подоб­ными подви­гами ни у кого нет ничего соб­ствен­ного, но благо общим дела­ется для всех, одною и тою же доб­ро­де­те­лью достиг­ших рав­ного блага.”
Свт. Гри­го­рий Нис­ский. «О над­пи­са­нии псал­мов, книга 2., гл. 6.»

***

“…лоно Авра­амово есть страна живых, жилище вечно весе­ля­щихся, обилие вечных благ”.
свт. Гри­го­рий Палама. «Омилия на 22‑е вос­крес­ное Еван­ге­лие».

“Гово­рят, по учению свя­того Еван­ге­лия и святых отцов, греш­ники, нахо­дя­щи­еся в аду, видят пра­вед­ных, нахо­дя­щихся в раю, через это еще более уси­ли­ва­ется мука греш­ни­ков. Спра­ши­ва­ется: как же греш­ники могут видеть пра­вед­ных на столь без­мерно вели­ком рас­сто­я­нии, кото­рое отде­ляет рай от ада? … Если это воз­можно для чув­ствен­ного зрения, то тем более воз­можно для духов­ного, ибо для духов­ного зрения про­стран­ство как бы вовсе не суще­ствует, так же, как не суще­ствуют про­стран­ство и время для нашей мысли.”
св. Вар­са­но­фий Оптин­ский. «Келей­ные записки»

“…будем молить Бога, чтобы Он удо­стоил всех нас, по отше­ствии отсюда придти туда так, чтобы нам не с бога­чом, а с Лаза­рем успо­ко­иться в лоне пат­ри­арха и насла­ждаться веч­ными бла­гами”.
свт. Иоанн Зла­то­уст. «Слово 3 о Лазаре»

«Еван­ге­лие не упо­ми­нает ни о какой доб­ро­де­тели нищего Лазаря; гово­рит только о его стра­даль­че­ской жизни и о том, что ангелы отнесли душу его в отде­ле­ние рая, име­ну­е­мое лоном авра­амо­вым». 
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). «Беседа в два­дцать вторую неделю»

«Авраам отве­чал, что вели­кая про­пасть утвер­ди­лась между ним и страж­ду­щим в муках бога­чом, пока­зы­вая раз­ли­чие между пра­вед­ными и греш­ными. Ибо Авраам был стран­но­лю­бив и нище­лю­бив, при­ни­мал при­хо­дя­щих изда­лека, а богач неми­ло­сердно отвра­щался от лежа­щего в язвах при вратах его. Посему, как рас­по­ло­же­ния про­ти­во­по­ложны, так и места пере­се­ле­ния РАЗДЕЛЬНЫ ОДНИМ — ПОКОЙ, другим — муче­ние.
св. Исидор Пелу­сиот. «171. Архон­тию. На ска­зан­ное Авра­амом бога­тому: между нами и вами про­пасть велика утвер­дися»

“Поскольку Авраам был слуга Хри­стов […] то посему лоно его, гово­рится, есть как бы некая тихая при­стань и место невоз­му­ти­мого упо­ко­е­ния пра­вед­ни­ков”. 
Свт. Асте­рий Ама­сий­ский. «Беседа на притчу из еван­ге­лия от Луки, О богаче и Лазаре»

«А пра­вед­ные, кото­рые содер­жатся ныне в аду, но не в том же месте, что и непра­вед­ные, достиг­нут нетлен­ного и неоску­де­ва­ю­щего Цар­ства. Ибо в эту область [ведет] одна дорога, и мы верим, что у ее врат стоит Архан­гел с воин­ством. Те, кто [сюда] при­во­дятся анге­лами, при­став­лен­ными к [их] душам, пройдя эти врата, направ­ля­ются не одной и той же доро­гой. Ибо пра­вед­ные, кото­рые ведутся направо, оза­ря­е­мые ярким светом, и вос­пе­ва­ются анге­лами, сто­я­щими вдоль нее, направ­ля­ются в свет­лую область (χωρίον φωτεινόν). В ней от начала живут пра­вед­ные, кото­рые [уже] не нахо­дятся под вла­стью закона (υπ’άνάγκης κρατούμενοι), но всегда в удо­воль­ствии созер­цают доступ­ные взору всех блага (δρωμένων αγαθών) и насла­жда­ются ожи­да­нием всякий раз новых, считая, что они [будут] лучше этих. Это место не при­но­сит им уста­ло­сти и изну­ре­ния. Там нет ни зноя, ни холода, ни сорной травы. Но всегда улы­ба­ется созер­ца­е­мый [Богом] лик (όρωμένη όψις) пра­вед­ных отцов, кото­рые ожи­дают после этого упо­ко­е­ния и веч­ного вос­кре­се­ния (άναβίωσις) на небе. [Место] же это мы назы­ваем лоном авра­ам­вым…
Вот слово об аде, в кото­ром содер­жатся души всех до вре­мени, опре­де­лён­ного Богом, когда он совер­шит вос­кре­се­ние всех, не пере­во­пло­щая (μετενσωματών) души, но вос­кре­шая тела».
свмч. Иппо­лит Рим­ский. «Слово против элли­нов» или «О все­об­щей при­чине. Против Пла­тона»

«Что значит лоно Авра­амово, если не тайное успо­ко­е­ние отцов? О нем Истина гово­рит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном (Мф.8:11,12). Ибо одетый в пор­фиру и виссон спра­вед­ливо назы­ва­ется сыном цар­ствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что невер­ные, нахо­дясь в нижнем месте своего осуж­де­ния, обра­щают вни­ма­ние до послед­него дня суда на нахо­дя­щихся над ними в покое всех верных, коих радо­стей после нико­гда не могут видеть»
Гри­го­рий Двое­слов. «Сорок бесед на Еван­ге­лия, XL».

***

См. также: СТРАШНЫЙ СУД, РАЙ, АД, СОШЕСТВИЕ ВО АД, ВЕЧНЫЕ МУКИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки