Задостойник

Задосто́йник – пес­но­пе­ние литур­гии, кото­рое поется в составе евха­ри­сти­че­ского канона вместо Бого­ро­дич­ной песни «Достойно есть». Отсюда он полу­чил свое назва­ние: за (то есть «вместо») + достой­ник (то есть «достойно есть»). Задо­стой­ник, как и «Достойно есть», про­слав­ляет Божию Матерь, но уже в свете кон­крет­ного празд­ника.

Появ­ле­ние тер­мина «задо­стой­ник» свя­зано с широ­ким рас­про­стра­не­нием после XII в., в период гос­под­ства Иеру­са­лим­ского устава, прак­тики испол­нять «Достойно есть» в конце канона утрени. В дни важ­ней­ших празд­ни­ков, когда на утрене отме­ня­лось пес­но­пе­ние «Вели­чит душа моя Гос­пода», опус­ка­лось и «Достойно есть» в конце канона, поэтому заклю­чав­шая канон ката­ва­сия вос­при­ни­ма­лась как замена «Достойно есть», то есть задо­стой­ник.

В дони­ко­нов­ских рус­ских изда­ниях бого­слу­жеб­ных книг ирмос 9‑й песни, заклю­ча­ю­щий празд­нич­ный канон, прямо обо­зна­ча­ется как «вместо Досто­ина». Однако в совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви ката­ва­сия 9‑й песни празд­нич­ного канона утрени не назы­ва­ется задо­стой­ни­ком. Тем не менее, в слу­чаях замены «Достойно есть» в конце кано­нов пове­че­рия (на пове­че­риях с поне­дель­ника по чет­верг 1‑й сед­мицы Вели­кого поста, в дни Страст­ной сед­мицы, в день Пяти­де­сят­ницы вече­ром, в пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова, Бого­яв­ле­ния и Пре­об­ра­же­ния) или молебна ирмо­сом 9‑й песни соот­вет­ству­ю­щих кано­нов в рус­ских бого­слу­жеб­ных книгах этот ирмос может обо­зна­чаться как задо­стой­ник.

За литур­гией прак­тика испол­нять ирмосы 9‑х песней празд­нич­ных кано­нов вместо «Достойно есть» (или иных бого­ро­дич­ных пес­но­пе­ний) после воз­гласа ана­форы «Изрядно о Пре­свя­тей…» рас­про­стра­ни­лась срав­ни­тельно поздно; фор­ми­ро­ва­ние системы литур­гий­ных задо­стой­ни­ков отно­сится к XVI в., ее уточ­не­ние про­дол­жа­лось до XIX в. В Типи­ко­нах и иных устав­ных текстах ука­за­ния о литур­гий­ных задо­стой­ни­ках начи­нают регу­лярно фик­си­ро­ваться к XVII в.

При­ня­тый ныне в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви Типи­кон пред­пи­сы­вает петь задо­стой­ник на литур­гии празд­ни­ков: Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы (здесь же гово­рится и о пении задо­стой­ника вообще во все Гос­под­ские и Бого­ро­дич­ные празд­ники), Рож­де­ства Хри­стова, Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, Пасхи, Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы, Воз­не­се­ния Гос­подня, Пяти­де­сят­ницы, Пре­об­ра­же­ния Гос­подня и Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, а также Вели­ких Чет­верга и Суб­боты. В совре­мен­ной прак­тике задо­стой­ники поются также и на литур­гиях всех осталь­ных дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков: Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня, Вве­де­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы во храм, Бого­яв­ле­ния, Сре­те­ния Гос­подня и, кроме того, в Лаза­реву суб­боту. Помимо дней самих дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков и Пасхи задо­стой­ники поются и за литур­ги­ями в пери­оды попразднств, до отда­ния вклю­чи­тельно (Типи­кон содер­жит соот­вет­ству­ю­щие ука­за­ния лишь для празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова, Воз­не­се­ния Гос­подня, Пяти­де­сят­ницы, Пре­об­ра­же­ния Гос­подня и Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы). При этом задо­стой­ник Пасхи не поется в дни Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы и отда­ния (но не попраздн­ства) этого празд­ника, так как в эти дни поется задо­стой­ник Пре­по­ло­ве­ния. Всего задо­стой­ник исполь­зу­ется около 120 дней в году.

Поскольку по месту в службе задо­стой­ник явля­ется ана­ло­гом «Достойно есть», он часто упо­доб­ля­ется этому пес­но­пе­нию и по струк­туре. Как «Достойно есть» состоит из при­пева «Достойно есть» и ирмоса три­песнца Вели­кой пят­ницы «Чест­ней­шую херу­вим», так и к задо­стой­нику, ирмосу 9‑й песни празд­нич­ного канона, обычно при­бав­ля­ется пред­ва­ря­ю­щий его припев, взятый из 9‑й песни того же канона. В совре­мен­ном рус­ском Типи­коне о при­певе как о части задо­стой­ника гово­рится лишь в опи­са­нии службы на Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы, но на прак­тике задо­стой­ник всегда, за исклю­че­нием Лаза­ре­вой суб­боты, Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, Вели­ких Чет­верга и Суб­боты и Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы, вклю­чает припев (в том числе и на Пяти­де­сят­ницу, хотя канон этого празд­ника, согласно стан­дарт­ным изда­ниям Триоди, не имеет ника­ких особых при­пе­вов).

В дни совер­ше­ния литур­гии свт. Васи­лия Вели­кого вместо «Достойно есть» поется тро­парь «О Тебе раду­ется» (кроме Вели­ких Чет­верга и Суб­боты, а также случая сов­па­де­ния празд­ника Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы или его отда­ния с одним из вос­кре­се­ний Вели­кого поста), кото­рый в неко­то­рых литур­ги­че­ских памят­ни­ках также может назы­ваться задо­стой­ни­ком.

Наи­боль­шее коли­че­ство гар­мо­ни­за­ций сочи­нено на текст задо­стой­ника Пасхи:

«Ангел вопи­яше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын вос­кресе трид­не­вен от гроба и мерт­выя воз­двиг­ну­вый: людие весе­ли­теся.
Све­тися, све­тися Новый Иеру­са­лиме, слава бо Гос­подня на Тебе возсия. Ликуй ныне и весе­лися, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суйся, Бого­ро­дице, о воста­нии Рож­де­ства Твоего».

***

Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы. 8 (21) сен­тября

Глас 8: Чу́жде мáте­рем дéв­ство, и стрáнно дéвам дето­рож­дé­ние; на Тебé, Богорó­дице, обоя́ устрóи­шася. Тем Тя вся пле­менá земнáя непре­стáнно вели­чáем.

Чуждо мате­рям дев­ство, и невоз­можно девам дето­рож­де­ние; на Тебе же, Бого­ро­дица, совер­ши­лось то и другое, потому все мы, народы земные, непре­станно вели­чаем Тебя.

Воз­дви­же­ние Чест­ного и Живо­тво­ря­щего Креста 14 (27) сен­тября

Глас 8: Тáин еси́, Богорó­дице, рай, невоздéланно возрасти́вший Христá, И́мже Крéст­ное живонóс­ное на земли́ насади́ся дрéво. Тем ны́не возноси́му, покланя́ющеся ему́, Тя вели­чáем.

Ты, Бого­ро­дица – таин­ствен­ный рай, дев­ственно про­из­рас­тив­ший Христа, Кото­рым на земле насаж­дено Креста живо­нос­ное древо; потому, покло­ня­ясь ему, ныне воз­но­си­мому, Тебя мы вели­чаем.

Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы 21 ноября (4 декабря)

Глас 4: Я́ко оду­шев­лéн­ному Бо́жию киво́ту, да никáкоже кос­нéтся рукá сквéр­ных; устнé же вéрных, Богорó­дице немóлчно глас Áнгела вос­пе­вá­юще, с рáдо­стию да вопию́т: и́стинно вы́шши всех еси́, Дéво Чи́стая.

Как живого Ков­чега Божия, да не каса­ется рука непо­свя­щен­ных; уста же верных, вос­пе­вая неумолчно воз­зва­ние Ангела к Бого­ро­дице, в радо­сти да вос­кли­цают: «Истинно Ты выше всех, Дева Чистая!»

Рож­де­ство Гóс­пода нашего Иисуса Христа 25 декабря (7 января)

Глас 1: Люби́ти у́бо нам, я́ко без­бéд­ное стрá­хом, удóбее мол­чá­ние, любóвию же, Дéво, пéсни ткáти спротя́женно сло­жéн­ныя, неудóбно есть: но и, Мáти, си́лу, ели́ко есть про­из­волé­ние, даждь.

Нам удоб­нее бы хра­нить мол­ча­ние, как не навле­ка­ю­щее ника­кой опас­но­сти; силою же любви к Тебе, Дева, созда­вать песни, стройно сло­жен­ные, не легко: однако даруй нам, Мати, столько же силы, сколько имеем усер­дия.

Кре­ще­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа 6(19) января

Глас 2: Недо­умéет всяк язы́к благохвали́ти по достоя́нию, изу­мевáет же ум и преми́рный пéти Тя, Богорó­дице; обáче Благáя су́щи, вéру приими́, и́бо любóвь вéси божéствен­ную нáшу: Ты бо хри­стиáн еси́ Пред­стá­тель­ница, Тя вели­чáем.

Ника­кой язык чело­ве­че­ский не в силах достойно вос­хва­лять Тебя, и даже горний ум недо­уме­вает, как вос­петь Тебя, Бого­ро­дица. Но Ты, как Благая, прими веру, потому что любовь нашу пла­мен­ную Ты знаешь: Ты – Пред­ста­тель­ница хри­стиан, Тебя мы вели­чаем.

Сре­те­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа 2 (15) фев­раля

Глас 3: В зако́не, сéни и писá­ний о́браз ви́дим вéрнии, всяк му́жеский пол, ложе­снá раз­верзáя, свят Бóгу. Тем пер­во­рож­дéн­ное Слóво Отцá Без­на­чáльна, Сы́на первородя́щася Мáте­рию неискусому́жно, вели­чáем.

В законе Мои­се­е­вом, сени биб­лей­ских про­об­ра­зов и в Свя­щен­ном Писа­нии мы, верные, видим про­об­раз празд­ну­е­мого собы­тия: каждый пер­ве­нец муж­ского пола посвя­щен Богу, поэтому мы про­слав­ляем пер­во­рож­ден­ное Слово без­на­чаль­ного Отца, Сына, без мужа пер­во­рож­ден­ного Мате­рью.

Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы 25 марта (7 апреля)

Глас 4: Я́ко оду­шев­лéн­ному Бóжию Кивóту, да никáкоже кос­нéтся рукá сквéр­ных. Устнé же вéрных Богорó­дице немóлчно, глас Áнгела вос­пе­вá­юще, с рáдо­стию да вопию́т: рáдуйся, Бла­годáт­ная, Гос­пóдь с Тобóю.

Как живого Ков­чега, да не каса­ется рука непо­свя­щен­ных; уста же верных, вос­пе­вая неумолчно воз­зва­ние Ангела к Бого­ро­дице, в радо­сти да вос­кли­цают: «Истинно Ты выше всех, Дева Чистая!»

Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (в 6‑е воскр. Вели­кого поста)

Глас 4: Бог Гос­пóдь и яви́ся нам, состáвите прáзд­ник, и веселя́щеся прииди́те, возвели́чим Христá, с вáиями и вéтвьми, пéс­ньми зову́ще: бла­го­сло­вéн Гряды́й во и́мя Гóс­пода Спáса нáшего!

Бог Гос­подь явился нам; устройте празд­не­ство и в весе­лии при­дите с паль­мами и вет­вями, воз­ве­ли­чим Христа, в песнях вос­кли­цая: «Бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­пода, Спа­си­теля нашего!»

Воз­не­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа (в 40‑й день по Вос­кре­се­нии)

Глас 1: Тя пáче ума и сло­весé Мáтерь Бóжию, в лéто Без­лéт­наго неиз­речéнно Рóжд­шую, вéрнии единому́дренно вели­чáем.

Тебя, непо­сти­жимо для ума и невы­ра­зимо для слова став­шую Мате­рью Божию, во вре­мени Без­вре­мен­ного неиз­ре­ченно родив­шую, мы, вернии, еди­но­мыс­ленно вели­чаем.

Пяти­де­сят­ница. День Святой Троицы (50‑й день по Вос­кре­се­нии)

Глас 1: Рáдуйся, Цари́це, мате­родéв­ствен­ная слáво: вся́ка бо удо­бо­об­ра­щá­тель­ная бла­го­гла­гó­ли­вая устá витии́ствовати не мóгут, Тебé пéти достóйно; изу­мевáет же ум всяк Твоé рож­де­ствó разу­мéти. Тéмже Тя соглáсно слáвим.

Радуйся, Царица, пре­слав­ная Мати-Дева! Ника­кие искус­ные, крас­но­ре­чи­вые уста не могут так витий­ство­вать, чтобы Тебя вос­пе­вать по досто­ин­ству, и всякий ум изум­ля­ется, пыта­ясь постиг­нуть рож­де­ние Тобою Христа; потому мы Тебя согласно славим.

Пре­об­ра­же­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа 6 (19) авгу­ста

Глас 4: Рож­де­ствó Твоé нетлéнно яви́ся, Бог из боку́ Твоéю прóйде, я́ко Пло­тонó­сец яви́йся на земли́, и с чело­вéки поживé. Тя, Богорó­дице, тем вси вели­чáем.

Рож­де­ние от Тебя было непо­роч­ным; Бог от чрева Твоего про­изо­шел, явился в чело­ве­че­ской плоти на земле и жил вместе с людьми; потому Тебя, Бого­ро­дица, все мы вели­чаем.

Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы 15 (28) авгу­ста

Глас 1: Побеж­дá­ются есте­ствá устáвы в Тебé, Дéво чи́стая, дéв­ствует бо рож­де­ствó, и живóт пре­доб­ручáет смерть; по рож­де­ствé Дéва, и по смéрти живá, спасáеши при́сно, Богорó­дице, наслé­дие Твоé.

Побеж­дены законы при­роды на Тебе, Дева Чистая: в рож­де­нии дев­ство сохра­ня­ется и со смер­тью соче­та­ется жизнь; по рож­де­нии – Дева и по смерти – живая, и спа­са­ешь всегда, Бого­ро­дица, насле­дие Твое.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки