Экзорцист

***

Экзорци́ст (от греч. ἐξορκίζω (экс­ор­кидзо) — закли­нать) – 1) цер­ков­ный чин в ранней церкви; 2) член Церкви, зани­ма­ю­щийся изгна­нием демо­нов из одер­жи­мых ими людей (при посред­стве молитв, при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати).

***

«Особый цер­ков­ный чин экзор­ци­ста появился в III в. Он был ниже диа­кона, но выше чтеца и при­врат­ника. О чине экзор­ци­стов впер­вые упо­ми­на­ется в письме папы Кор­не­лия (до 253), кото­рое цити­рует Евсе­вий (Цер­ков­ная исто­рия. 6.43.14). Деся­тое пра­вило Антио­хий­ского собора (341 г.) поз­во­ляло сель­ским епи­ско­пам руко­по­ла­гать экзор­ци­стов.
В обя­зан­но­сти экзор­ци­ста вхо­дило изгна­ние бесов из катеху­ме­нов, а также одер­жи­мых. При руко­по­ло­же­нии буду­щему экзор­ци­сту епи­скоп тор­же­ственно пере­да­вал книгу, в кото­рой были собраны молитвы для изгна­ния бесов, и про­из­но­сил при этом сле­ду­ю­щие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть воз­ла­гать руки на одер­жи­мого (energumenum), как кре­ще­ного, так и катеху­мена”. Отме­тим, что в неко­то­рых церк­вах экзор­ци­стов спе­ци­ально не руко­по­ла­гали, так как счи­тали умение изго­нять бесов, подобно про­ро­че­скому при­зва­нию, особым хариз­ма­ти­че­ским даром. При отсут­ствии экзор­ци­стов изгна­ние бесов пору­чали пре­сви­те­рам и диа­ко­нам».
диакон Павел Гав­ри­люк

«Свя­щен­ное Писа­ние, в част­но­сти Деяния апо­сто­лов, сви­де­тель­ствует, что одним из даров Свя­того Духа, в обилии пода­вав­шихся хри­сти­а­нам древ­ней Церкви, был и дар изгна­ния нечи­стых духов из одер­жи­мых ими. И Сам Гос­подь, ука­зы­вая на те даро­ва­ния, кото­рые будут при­сущи истинно уве­ро­вав­шим в Него, гово­рил Своим уче­ни­кам и апо­сто­лам: «Уве­ро­вав­ших же будут сопро­вож­дать сии зна­ме­ния: именем Моим будут изго­нять бесов…» (Мк. 16:17). И сила веры первых хри­стиан, самая их жизнь по этой вере были пер­во­на­чально таковы, что именем Хри­сто­вым они дей­стви­тельно застав­ляли демо­нов выхо­дить из тех, кто, по еван­гель­скому слову, сде­лался для них «домом» (Мф. 12:43–45).
Со вре­ме­нем, когда цер­ков­ная жизнь стала при­об­ре­тать все более и более «орга­ни­зо­ван­ный» харак­тер, то есть по мере уста­нов­ле­ния в ней раз­лич­ных сте­пе­ней уже не только священно‑, но и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (таких, напри­мер, как чтецы, ипо­ди­а­коны и т.п.), в Церкви появи­лась и такая сте­пень, как экзор­цист. В обя­зан­ность экзор­ци­стов вхо­дило, напри­мер, чтение так назы­ва­е­мых закли­на­тель­ных молитв над огла­ша­е­мыми, гото­вя­щи­мися к при­ня­тию кре­ще­ния, чтение подоб­ных молитв над страж­ду­щими от нечи­стых духов.
Впо­след­ствии из прак­тики Пра­во­слав­ной Церкви это особое цер­ков­ное «послу­ша­ние» посте­пенно ушло. Закли­на­тель­ные молитвы (или молитвы запре­ще­ния) перед кре­ще­нием читает сего­дня совер­ша­ю­щий это Таин­ство свя­щен­ник. Суще­ствует так же особый чин, совер­ша­ю­щийся над теми, кто нахо­дится в состо­я­нии одер­жи­мо­сти нечи­стыми духами. Совер­шаться он может в насто­я­щее время только по бла­го­сло­ве­нию Архи­ерея и, конечно, от пас­тыря, подъ­ем­лю­щего подоб­ный труд, тре­бу­ется, чтобы он жил жизнью чистой и стро­гой, по выра­же­нию из чина пре­сви­тер­ской при­сяги, «от сует­ных обы­чаев мира устра­нен­ной». Иначе он рис­кует сам стать игруш­кой в руках у той страш­ной силы, от кото­рой будет пытаться осво­бо­дить страж­ду­щих. С ним может про­изойти то же, что с сыно­вьями иудей­ского пер­во­свя­щен­ника Скевы, кото­рые пыта­лись изго­нять бесов, говоря: «закли­наем вас Иису­сом, Кото­рого Павел про­по­ве­дует» (Деян. 19:13). Деяния апо­сто­лов повест­вуют, что одна­жды злой дух сказал им в ответ: «Иисуса я знаю, и Павел мне изве­стен, а вы кто?». И затем чело­век, в кото­ром нахо­дился этот дух, «бро­сился на них» и, «одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и изби­тые, выбе­жали из того дома» (Деян. 19:15–16)».
игумен Нек­та­рий (Моро­зов)

«Когда нечи­стый дух выйдет из чело­века, то ходит по без­вод­ным местам, ища покоя, и не нахо­дит; тогда гово­рит: воз­вра­щусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, нахо­дит его неза­ня­тым, выме­тен­ным и убран­ным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злей­ших себя, и, войдя, живут там; и бывает для чело­века того послед­нее хуже пер­вого» (Мф. 12:43–44)

Браться за дело изгна­ния бесов могут лишь редкие подвиж­ники, полу­чив­шие такой дар от Бога.

Согласно кано­нам зани­маться экзор­циз­мом воз­можно только по бла­го­сло­ве­нию епи­скопа (26 пра­вило Лаоди­кий­ского собора 364 г.).

***

См. ОТЧИТКА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки