Падшие духи

***

Па́дшие ду́хиангелы, отпав­шие от Бога прежде устро­е­ния Им види­мого мира, демоны, бесы. По попу­ще­нию Божию они могут иску­шать, испы­ты­вать сво­бод­ное про­из­во­ле­ние людей до Страш­ного суда. Гре­хо­па­де­ние злых духов было настолько глу­бо­ким, что они уже нико­гда не вос­ста­нут, не рас­ка­ются в своем зле, в своей гор­до­сти.

padshie duhi - Падшие духи

Ис.14:12–15. Иллю­стра­ция Гюстава Доре, 1866.

***

Могут ли падшие духи исце­лять чело­века от болез­ней?

Пре­по­доб­ный Паисий Афон­ский: «Чело­века, кото­рого мучает бес, колдун может «исце­лить» — посы­лая этого беса к дру­гому чело­веку. Ведь колдун и диавол — это друзья-това­рищи. Колдун гово­рит диа­волу: «Выйди из этого чело­века и войди в того». То есть, изго­няя беса из чело­века, кото­рый нахо­дится под бесов­ским воз­дей­ствием, колдун обычно посы­лает его в того из его род­ствен­ни­ков или зна­ко­мых, кто дал диа­волу права над собой. Потом чело­век, имев­ший в себе беса, гово­рит: «Я стра­дал, а такой-то цели­тель меня исце­лил». Вот кол­дуну и созда­ется реклама. Но в конеч­ном итоге вышед­ший из чело­века бес кру­жится по его род­ствен­ни­кам и зна­ко­мым». 

Иногда гово­рят, что в Библии об этом ничего не гово­рится. Это не так.

  1. Падшие духи могут свя­зы­вать чело­века болез­нью (Лк.13:15). Также бес может доб­ро­вольно выйти из чело­века (Лк.11:24; Мф.7:22–23). На этом осно­вы­ва­ется исце­ле­ние мно­го­чис­лен­ными кол­ду­нами и оккульт­ными зна­ха­рями.
  2. Симон Волхв (Деян.8:9) и Вари­и­сус (Деян.13:6) тво­рили чудеса и оче­видно, что это были и исце­ле­ния от болез­ней.
  3. “Он изго­няет бесов не иначе, как силою Веель­зе­вула, князя бесов­ского” (Мф.12:24), гово­рили фари­сеи о Спа­си­теле, сви­де­тель­ствуя о такой воз­мож­но­сти падших духов.

Есте­ственно бесы исце­ляют по попу­ще­нию Божьему. Исце­ляя тело они кале­чат душу. Зача­стую болезнь воз­вра­ща­ется в другом виде. Но это не исклю­чает того, что бесы могут ослаб­лять или пре­кра­щать своё воз­дей­ствие на тело чело­века с целью его вечной поги­бели.

***

свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко:
Пси­хо­ло­ги­че­ски поня­тен тот скеп­сис, кото­рый испы­ты­вают неко­то­рые люди при словах дьявол, сатана, бесы, демо­ни­че­ские суще­ства и проч. В наше время кос­ми­че­ских поле­тов и ком­пью­те­ров совре­мен­ному чело­веку нелегко верить в то, что суще­ствуют некие таин­ствен­ные и злые суще­ства, ока­зы­ва­ю­щие воз­дей­ствие на чело­века. Дьявол деми­фо­ло­ги­зи­ру­ется совре­мен­ным созна­нием, а все необъ­яс­ни­мое, темное и таин­ствен­ное при­пи­сы­ва­ется глу­би­нам нашего под­со­зна­ния или непо­знан­ным фено­ме­нам.
Тем не менее, Цер­ковь всегда утвер­ждала при­сут­ствие и актив­ное дей­ствие в нашем мире злых демо­ни­че­ских сил. Фак­ти­че­ски Цер­ковь нико­гда не фор­му­ли­ро­вала этого систе­ма­ти­че­ски в виде ясного и чет­кого учения. Однако для нас имеет огром­ное зна­че­ние то, что у Церкви всегда был опыт, под­твер­жда­ю­щий нали­чие демо­ни­че­ских сил. Попро­сту говоря у Церкви всегда было знание сатаны. Если это непо­сред­ствен­ное знание сатаны не нашло своего выра­же­ния в четком и систе­ма­ти­че­ском учении, то это объ­яс­ня­ется труд­но­стью, если не невоз­мож­но­стью раци­о­нально объ­яс­нить ирра­ци­о­наль­ное. Однако если при­ня­тие цер­ков­ного учения о злых силах трудно для раци­о­наль­ного осмыс­ле­ния, для внеш­него позна­ния, то всякий веду­щий вни­ма­тель­ную духов­ную жизнь непре­менно заме­тит, что в его жизни дей­стви­тельно при­сут­ствует неко­то­рая злая направ­лен­ность, вдох­нов­ля­е­мая как будто извне, кем-то посто­рон­ним. Зло, конечно, не имеет места среди сущ­но­стей, но оно не только недо­ста­точ­ность, в нем есть некая актив­ность. Оно есть как бы болезнь, как бы пара­зит, суще­ству­ю­щий только за счет той при­роды, на кото­рой пара­зи­ти­рует.
Св. Мака­рий Еги­пет­ский писал: «Те, кото­рые гово­рят, что зло явля­ется чем-то суще­ству­ю­щим в себе, ничего не знают. Для Бога нет ника­кого суще­ству­ю­щего в себе зла, но в нас оно дей­ствует со всей силой и ощу­ти­тельно под­ска­зы­вает нам все гряз­ные жела­ния». «Тем-то и бед­ственна и пагубна эта болезнь, – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов о людях, кото­рые не пони­мают, что источ­ни­ком зла в их душе явля­ется дьявол, – что когда враг мой влачит туда и сюда мой соб­ствен­ный ум, я думаю, что все эти кру­же­ния моего ума – мои соб­ствен­ные.» Дьявол, суще­ству­ю­щий рядом с чело­ве­ком бди­те­лен, как рыка­ю­щий лев (1Пет. 5:8). И когда чело­век дает повод, дьявол про­ни­кает в чело­века и дей­ствует в нем. По словам св. Анто­ния Вели­кого, демоны сами не имеют тела, но мы ста­но­вимся для них телами, при­ни­мая от них помыш­ле­ния.
Демо­ни­че­ская реаль­ность суще­ствует, зло суще­ствует как темная сила, как при­сут­ствие, не только как отсут­ствие. Точно также как нет любви без любя­щего, т.е. лич­но­сти, кото­рая любит, так не может быть и нена­ви­сти без того, кто нена­ви­дит. Если высшая тайна добра заклю­чена в лич­но­сти, в Боге, то и высшая тайна зла должна также иметь личный харак­тер. Носи­те­лем темной, ирра­ци­о­наль­ной силы зла должна быть лич­ность или лич­но­сти. Должен суще­ство­вать лич­ност­ный мир тех, кто выбрал нена­висть к Богу, к свету, кто выбрал быть против Бога и против добра.

В. Стар­ков­ский (из книги «Оправ­да­ние веры»):
Раци­о­наль­ное созна­ние не при­знаёт рели­ги­озно-нрав­ствен­ную модель мира, но охотно при­ни­мает на веру абсо­лютно неле­пые воз­зре­ния неоязыч­ни­ков: раз­ного рода про­ро­ков, экс­тра­сен­сов, аст­ро­ло­гов, магов, кол­ду­нов, цели­те­лей, мисти­ков, и других «спе­ци­а­ли­стов» по сверхъ­есте­ствен­ному.
Раци­о­наль­ное созна­ние убеж­дено в том, что знание всегда про­грес­си­рует в сто­рону досто­вер­но­сти, а потому самые свежие взгляды, всегда пред­став­ля­ются раци­о­наль­ному созна­нию, самыми вер­ными, осо­бенно если их тол­ко­ва­ние сопро­вож­да­ется око­ло­на­уч­ной тер­ми­но­ло­гией.
И если какой-нибудь экс­тра­сенс с дипло­мом заявит, что НЛО – это энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ные сущ­но­сти выпав­шие из аст­рала, то раци­о­наль­ное созна­ние пове­рит ему без­ого­во­рочно, даже ничего не поняв из такого «объ­яс­не­ния».
А если свя­щен­ник скажет, что это бесы иску­шают чело­века тех­но­ло­ги­че­ским спа­се­нием, то раци­о­на­лист пошлёт его в другое место сказки о нечи­стой силе рас­ска­зы­вать, и это, не смотря на то, что за пле­чами свя­щен­ника мно­го­ве­ко­вой опыт чело­ве­че­ства в позна­нии мира, а за пле­чами экс­тра­сенса, в лучшем случае, лишь уско­рен­ные курсы экс­тра­сен­со­рики.

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
«Упор­ное неве­рие в злых духов есть насто­я­щее бес­но­ва­ние, потому что идёт напе­ре­кор истине, Откро­ве­нию Божию. Гос­подь пришёл на землю для того, чтобы раз­ру­шить дела дья­вола и спасти от наси­лия его чело­века. Если нет диа­вола, то нет хри­сти­ан­ства, тогда при­ше­ствие Сына Божьего было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каж­дого из нас, и здра­вый смысл, исто­рия жизни Святых и исто­рия всех наро­дов удо­сто­ве­ряют нас в бытии злых духов…»

Клайв Льюис:
Чтобы совра­титься, сила зла должна была суще­ство­вать и обла­дать разу­мом и волей. Но суще­ство­ва­ние, разум и воля сами по себе – добро. Таким обра­зом, сила зла должна была полу­чить все это от силы добра; даже для того, чтобы стать плохой, силе зла при­шлось бы поза­им­ство­вать или украсть все необ­хо­ди­мое у своего оппо­нента. Ста­но­вится ли вам яснее, почему хри­сти­ан­ство всегда гово­рило, что дьявол – это падший ангел? Это не просто сказка для детей. Это глу­бо­кая истина, сви­де­тель­ству­ю­щая о том, что зло – пара­зит, а не что-то изна­чаль­ное и само­сто­я­тель­ное. Силы для своего суще­ство­ва­ния зло чер­пает из добра. Все, что тол­кает пло­хого чело­века на актив­ное зло, само по себе – не зло, а добро: реши­мость, ум, кра­сота и, соб­ственно, суще­ство­ва­ние.
Кто-нибудь, воз­можно, спро­сит меня: «Не хотите ли вы в наше про­све­щен­ное время вновь пред­ста­вить нам ста­рого при­я­теля, дья­вола, с рогами, копы­тами и всем прочим?» Я не знаю, при чем тут про­све­щен­ное время, и меня не осо­бенно инте­ре­сует такая деталь, как рога и копыта. Но в осталь­ном я отве­тил бы: «Да, именно это я соби­ра­юсь сде­лать». Я не утвер­ждаю, что мне что-либо известно о его внеш­но­сти. Если кто-то дей­стви­тельно желает узнать его получше, такому чело­веку я скажу: «Не бес­по­кой­тесь. Если вы в самом деле хотите позна­ко­миться с ним поближе, то непре­менно позна­ко­ми­тесь. Понра­вится ли вам это – другой вопрос».

диакон Андрей:
…хочу рас­ска­зать вам один про­фес­си­о­наль­ный анек­дот. Пред­ставьте, что пра­во­слав­ный мис­си­о­нер высту­пает перед обра­зо­ван­ной, интел­ли­гент­ной уни­вер­си­тет­ской ауди­то­рией. И по ходу своей речи он при­хо­дит к необ­хо­ди­мо­сти упо­тре­бить непри­лич­ное слово – «бес». Мис­си­о­нер не первый раз обща­ется с подоб­ного рода ауди­то­рией, знает ее при­вычки и вкусы, знает и немощи. Он пони­мает, что эта пуб­лика еще слово «Бог» как сле­дует не научи­лась пони­мать.
В пост­со­вет­ской «обра­зо­ван­ской» среде вместо этого непо­нят­ного слова при­нято исполь­зо­вать что-нибудь попроще, – скажем, «Био­энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ное поле Все­лен­ной». И понятно, что если в этой ауди­то­рии слово «Бог» норо­вят под­ме­нить каким-нибудь якобы сино­ни­мом (то «ноосфе­рой» назо­вут, то «Кос­мо­сом», а то и вообще звучит так: «Мое высшее Я»), то уж слово «бес» тем более гаран­ти­ро­ванно вызо­вет воз­му­ще­ние про­све­щен­ной пуб­лики. Мис­си­о­нер знает, насколько прав Д. Мереж­ков­ский: «Черт хитер: он делает смеш­ными тех, кто на него пока­зы­вает».
И тогда мис­си­о­нер реша­ется выра­зиться попо­нят­нее, т.е. на жар­гоне своих слу­ша­те­лей. И гово­рит: «И вот в эту минуту к чело­веку обра­ща­ется миро­вое транс­цен­ден­тально-пер­со­наль­ное онто­ло­ги­че­ски-ипо­ста­зи­ро­ван­ное тота­ли­тар­ное зло»… Тут бес высо­вы­ва­ется из-под кафедры и пере­спра­ши­вает: «Как-как ты меня назвал? Повтори, а то я не рас­слы­шал!»

игумен Пётр (Меще­ри­нов):
Бог открыл нам истины об аде, нака­за­нии греш­ни­ков, о при­ходе анти­хри­ста перед концом исто­рии и прочих вещах этого рода вовсе не для того, чтобы мы сде­лали это основ­ным содер­жа­нием нашей жизни, а для того, чтобы мы имели трез­вый и точный взгляд на чело­века и на исто­рию.
Цель же нашей жизни – Хри­стос, жизнь с Ним и Им; пре­бы­ва­ние со Хри­стом – всегда радость и мир. Вот с этого и нужно начи­нать про­по­ведь. Любой чело­век стре­мится к сча­стью и боится смерти; Хри­стос есть высшее сча­стье, Он есть Вос­кре­се­ние и Жизнь (Ин. 11:25). Ад же, и бесы, и грех есть то, от чего нас Хри­стос как раз изба­вил. Избав­ле­ние это, правда, не без­условно; оно зави­сит от соблю­де­ния нами запо­ве­дей Божиих, от про­тив­ле­ния греху и понуж­де­ния себя на добро, от нашей личной нрав­ствен­ной, духов­ной и цер­ков­ной жизни.
Именно на это и нужно обра­щать глав­ное вни­ма­ние, под­чер­ки­вая дар Хри­сто­вой сво­боды и свя­зан­ную с ним нрав­ствен­ную ответ­ствен­ность чело­века за свое хри­сти­ан­ство, – а иначе наша рели­гия сво­дится к оче­ред­ной системе «кол­дов­ства – анти­кол­дов­ства», при кото­рой люди опять попа­дают в рамки маги­че­ского взгляда на духов­ную жизнь.

***

Cм. также ОТЧИТКА, ДЬЯВОЛ, ЗЛО, САТАНА, БЕС­НО­ВА­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки