Пресвитер

Пресви́тер или свя­щен­ник (греч. πρεσβύτερος – старец, ста­рей­шина) – 1) сте­пень свя­щен­ства, пре­вы­ша­ю­щая диа­кон­скую и усту­па­ю­щая епи­скоп­ской; 2) лицо, обла­да­ю­щее этой сте­пе­нью.

Пре­сви­тер есть вторая сту­пень в свя­щен­ной иерар­хии (свя­щен­но­на­ча­лии).

Пре­сви­тер по своему пол­но­мо­чию, полу­чен­ному от епи­скопа, совер­шает все свя­щен­но­дей­ствия, кроме хиро­то­нии, хиро­те­сии, освя­ще­ния анти­минса и освя­ще­ния мира.

Он учит народ дог­ма­там веры и бла­го­че­стия, пас­тыр­ски окорм­ляет вве­рен­ных его попе­че­нию хри­стиан.

Для посвя­ще­ния в пре­сви­теры тре­бу­ется таин­ство хиро­то­нии. Каноны опре­де­ляли воз­раст для пре­сви­тер­ской сте­пени не мень­ший 30-тилет­него, поскольку Сам Иисус Хри­стос начал учить в 30 лет. Пре­сви­теру, как и всем свя­щен­но­слу­жи­те­лям, запре­щают всту­пать в брак после воз­ве­де­ния в свя­щен­но­слу­жи­тель­скую сте­пень.

Пре­сви­тер также име­ну­ется иереем или свя­щен­ни­ком. Пра­ви­тель­ствен­ные сте­пени пре­сви­тера – про­то­и­е­рей и про­то­пре­сви­тер.

«1. Исто­рия уста­нов­ле­ния чина

В бук­валь­ном пере­воде слово «пре­сви­тер» (πρεσβυτηροζ) озна­чает «старец». Это наиме­но­ва­ние второй сте­пени свя­щен­ства апо­столы заим­ство­вали из Вет­хо­за­вет­ной Церкви, назы­вая так самих себя и руко­по­ла­га­е­мых ими хри­сти­ан­ских пас­ты­рей (1Петр. 5, 1; 2Ин. 1). Само назва­ние гово­рит о том, что на иерей­скую сте­пень изби­ра­лись наи­бо­лее мудрые и опыт­ные люди. Но чаще пре­сви­тер назы­ва­ется в Писа­нии «свя­щен­ни­ком» или «иереем» (ιερευζ), как име­нует Писа­ние Самого Гос­пода (Евр. 5, 6; 10, 21), так и всех веру­ю­щих, освя­щен­ных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6). Пре­сви­тер имеет еще назва­ние «отец», потому что он Таин­ствами и уче­нием духовно воз­рож­дает веру­ю­щих и дает им пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние.

Чин посвя­ще­ния во пре­сви­тера сохра­ня­ется в Пра­во­слав­ной Церкви с апо­столь­ских времен. Во 2‑м пра­виле святых апо­сто­лов поста­нов­лено, что руко­по­ла­гать во пре­сви­тера должен один епи­скоп. В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских чин пре­сви­тер­ского посвя­ще­ния пред­пи­сы­ва­ется совер­шать воз­ло­же­нием рук свя­ти­теля на главу посвя­ща­е­мого с молит­вою (Кн. 8, гл. 14). У Дио­ни­сия Аре­о­па­гита о посвя­ще­нии пре­сви­тера гово­рится сле­ду­ю­щее: «Посвя­ща­е­мый, пре­кло­нив оба колена пред алта­рем, имеет на главе своей дес­ницу епи­скопа и таким обра­зом освя­ща­ется свя­тыми при­зы­ва­ни­ями, запе­чат­ле­ва­ется крест­ным зна­ме­нием и при­вет­ствием свя­щен­но­слу­жа­щих».

2. Схема чино­по­сле­до­ва­ния хиро­то­нии во пре­сви­тера

Пола­га­ние воз­духа на главу посвя­ща­е­мого на Херу­вим­ской песни

Пере­дача воз­духа диа­кону

Воз­гла­ше­ние: «Повели…, пове­лите…, повели, прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко»

Трое­крат­ное хож­де­ние став­лен­ника вокруг пре­стола при пении тро­па­рей

Пре­кло­не­ние колен пред святым пре­сто­лом

Воз­ло­же­ние края омо­фора на главу хиро­то­ни­су­е­мого

Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние

Воз­ло­же­ние руки архи­ерея на главу посвя­ща­е­мого

Тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва: «Боже­ствен­ная бла­го­дать…»

«Кирие, эле­и­сон»

Две молитвы

Мирная екте­ния

Обла­че­ние в епи­тра­хиль, пояс, фелонь, вру­че­ние креста и слу­жеб­ника с воз­гла­сом: «Аксиос»

При­вет­ствие сослу­жи­те­лей цело­ва­нием

Пре­по­да­ние ново­по­став­лен­ному иерею части Свя­того Агнца после пре­су­ществ­ле­ния Святых Даров

Чтение 50 псалма

Воз­вра­ще­ние части свя­того Агнца архи­ерею

При­ча­ще­ние Святых Таин

Чтение заам­вон­ной молитвы

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий руко­по­ло­же­ния во пре­сви­тера

Святой Симеон Солун­ский назы­вает пре­сви­тер­ский чин «совер­ши­тель­ным», потому что иерей, совер­шая Таин­ства, не может пре­по­дать бла­го­дать Свя­щен­ства другим: он «кре­щает и свя­щен­но­дей­ствует, но не хиро­то­ни­сует, то есть не руко­по­ла­гает других к совер­ше­нию Таинств и не может других про­из­ве­сти в сан иерея или в иной сан, при­част­ный свя­щен­ному чину» (Новая скри­жаль. СПб., 1899, с. 262). Пре­сви­теру под­чи­нены диакон и цер­ков­но­слу­жи­тели, кото­рые выпол­няют свои обя­зан­но­сти в храме только по его бла­го­сло­ве­нию.

Хиро­то­ни­су­е­мый во пре­сви­тера изби­ра­ется из диа­кон­ского чина. Под­дер­жи­ва­е­мый диа­ко­нами, то есть тем чином, к кото­рому сам при­над­ле­жал, – по тол­ко­ва­нию свя­того Симеона Солун­ского, – он дово­дится ими до свя­щен­ных врат алтаря и таким обра­зом пока­зы­вает, что он еще диакон, под­дер­жи­ва­е­мый рав­но­чин­ными ему. Когда же достиг­нут врат, то он остав­ля­ется диа­ко­нами, потому что ста­но­вится выше чина их, и при­ни­мают его двое высшие из пре­сви­те­ров, потому что он всту­пает в их чин».

В тай­но­со­вер­ши­тель­ной молитве архи­ерей объ­яв­ляет все­на­родно имя хиро­то­ни­су­е­мого и сте­пень, на кото­рую он воз­во­дится, и при­гла­шает всех веру­ю­щих к сугу­бой молитве о руко­по­ла­га­е­мом.

В первой молитве о руко­по­ла­га­е­мом архи­ерей молит без­на­чаль­ного и бес­ко­неч­ного Бога, удо­сто­ив­шего при­няв­шего звание пре­сви­тера, «свя­щен­но­дей­ство­вать слово Его истины», бла­го­во­лить про­ру­че­ству­е­мому от него «подъ­яти вели­кую сию бла­го­дать Свя­таго Духа» для непо­роч­ного житель­ства и неуклон­ной веры и пока­зать его совер­шен­ным, бла­го­уго­жда­ю­щим и достойно житель­ству­ю­щим, созна­вая даро­ван­ную ему вели­кую честь свя­щен­ства.

Вторая молитва пред­став­ляет собой как бы завер­ше­ние и окон­ча­ние совер­ши­тель­ной молитвы. В ней изоб­ра­жа­ется образ пас­тыр­ского деяния: про­дол­же­ние бла­гого, бла­го­сло­вен­ного, Бого­че­ло­ве­че­ского Домо­стро­и­тель­ства («ико­ном­ства») спа­се­ния людей в Церкви, совер­ша­е­мого бла­го­да­тию Хри­сто­вой через пас­тыря, и ука­зы­ва­ется пять бла­го­дат­ных сил, пять дей­ство­ва­ний в Свя­щен­стве:

1) пред­сто­ять Жерт­вен­нику Искуп­ле­ния, отда­вая свою соб­ствен­ную жизнь как жертву;

2) про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Цар­ства Божия, утвер­ждая веру в Гос­пода нашего Иисуса Христа как истин­ного Судию и Спа­си­теля мира;

3) бла­го­вест­во­вать Боже­ствен­ную истину и правду Хри­стову, соб­ствен­ным при­ме­ром являя ее во всех слу­чаях и обсто­я­тель­ствах жизни;

4) при­но­сить дары и жертвы духов­ные, совер­шать Литур­гию – бес­кров­ную жертву сла­во­сло­вия и бла­го­да­ре­ния Гос­пода;

5) являть миру Божие отцов­ство (в озна­ме­но­ва­ние этого свя­щен­ник полу­чает име­но­ва­ние «духов­ный отец»), кре­стить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пре­свя­той Троицы, рож­дать людей в новую жизнь, слу­жить их духов­ному росту. После про­чте­ния молитв архи­ерей подает руко­по­ло­жен­ному свя­щен­ни­че­скую одежду – епи­тра­хиль, пояс и фелонь – и вру­чает ему Слу­жеб­ник – книгу, явля­ю­щу­юся руко­вод­ством для совер­ше­ния свя­щен­но­дей­ствий.

Епи­тра­хиль, по выра­же­нию Иоанна Зла­то­уста, зна­ме­нует духов­ное пома­за­ние. Пояс, кото­рый стя­ги­вает под­риз­ник (в звании диа­кона назы­ва­е­мый «сти­харь»), озна­чает духов­ную готов­ность и спо­соб­ность к бого­слу­же­нию. Фелонь, обычно назы­ва­е­мая «ризою», есть одежда правды и радо­сти, согласно изре­че­нию, кото­рое про­из­но­сит свя­щен­ник, обла­ча­ясь в ризу (Пс. 131:9,16). Цело­ва­ние архи­манд­ри­тов и всех сослу­жи­те­лей «в рамена» выра­жает при­вет­ствие ново­по­став­лен­ного при вступ­ле­нии в чин иерей­ский и союз апо­столь­ской любви».

про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов. Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви.

См. ПРО­ТО­И­Е­РЕЙ, ПРО­ТО­ПРЕ­СВИ­ТЕР

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки